Рабочая программа по шашкам и шахматам "Мир фигур" для детей 5-7 лет.
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Шашки и шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Шашечное и шахматное творчество научит детей использовать свою смекалку и в других областях человеческой деятельности, научит думать. Отличительной особенностью рабочей программы является большой акцент на начальную подготовку детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mir_figur.docx | 65.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I. Целевой раздел | 2 |
1.Пояснительная записка | 2 |
1.1. Цели и задачи программы | 3 |
1.2.Принципы и подходы к формированию программы | 3 |
1.3. Этапы реализации программы | 3 |
2. Планируемые результаты освоения программы 2.1. Результаты освоения программы | 4 |
II. Содержательный раздел | 9 |
1. Тематический план | 9 |
2. Перспективно – тематический план | 11 |
3. Содержание деятельности | 18 |
4. Перспективный план взаимодействия с родителями | 19 |
III. Организационный раздел 1. Учебный план | 19 |
2. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды | 20 |
3. Учебно-методический комплект к рабочей программе | 20 |
4. Материально-техническое-оснащение | 21 |
5. Список используемой литературы | 22 |
I. Целевой раздел
1.Пояснительная записка.
В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра - ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учиться, развивается, растет. В настоящее время настольные игры уже давно уступили место компьютерам, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнерства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем и во время настольных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Игра в шахматы и шашки – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей игры в шахматы и шашки способствует умению ориентироваться на плоскости; развитию мышление, внимательности, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию; учит сравнивать, обобщать.
Шашки и шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Шашечное и шахматное творчество научит детей использовать свою смекалку и в других областях человеческой деятельности, научит думать.
Отличительной особенностью рабочей программы является большой акцент на начальную подготовку детей старшего дошкольного возраста.
Предложенная программа составлена на основе парциальной программы Сидорычева В.Н. «Русские шашки для дошкольников» и опыта работы Гришина В.Г. «Малыши играют в шахматы».
Программа дополнительной образовательной деятельности «Мир фигур» предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки и шахматы, приближает начинающего шашиста и шахматиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной и шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.
При разработке программы использовались следующие нормативно-правовые документы:
* Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
* Приказ № 1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
* СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
* Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013г. № 706 г.Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
* Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2015 года № АП-58/18 «Об оказании платных образовательных услуг».
1.1. Цели и задачи программы
Цель: Ознакомление старших дошкольников с основами теории и практики игры в шахматы.
Задачи:
1. Формировать представление о правилах игры.
2. Обучать простым комбинациям и ходам.
3. Учить ориентироваться на плоскости.
4. Учить производить расчеты на несколько ходов вперёд.
5. Приобщать детей к спортивно – творческой игре.
6. Формировать отношение к игре в шахматы как к интеллектуальному досугу в семье и детском саду.
7. Воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Дидактические принципы занятий:
- От простого к сложному.
- От легкого к более трудному.
- От неизвестного к известному, применяя элементы занимательности, новизны.
1.3. Этапы реализации программы
Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
Учебный план занятий:
- Общее количество занятий в год – 28
- Количество занятий в неделю – 1
- Периодичность занятий – еженедельно.
2. Планируемые результаты освоения программы
2.1. Результаты освоения программы.
Формы и методы работы.
Возраст обучающихся 5-7 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы беседа, объяснение, рассказ, демонстрация предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Учитывая возрастные психологические особенности детей 5-7 лет, педагог делает акцент на развитии памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.
С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.
Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных и шахматных комбинаций, игра с педагогом, беседы.
Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном или шахматном турнире, игре с педагогом и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.
Педагогическая диагностика по обучению игре «Шашки»
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки (Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки).
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умений детей играть в шашки предусматривает, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умений старших дошкольников играть в шашки. Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием (2);
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога (1);
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога (0).
№ | Фамилия, имя ребенка | Расставляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Решение диаграмм | Дамка | Доводит игру до конца | Итоговый показатель по каждому ребенку | ||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
Педагогическая диагностика по обучению игре «Шахматы»
Критерии уровней развития детей
Высокий уровень: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. У ребенка развито логическое мышление (2).
Средний уровень: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше»(1).
Низкий уровень: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии (0).
№ | Фамилия, имя ребенка | Имеет представление о шахматной доске, ориентируется на ней | Различает и называет шахматные фигуры | Может правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске | Имеет представление об элементарных правилах игры | Имеет представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах | Владеет основными шахматными терминами | Правильно применяет элементарные правила игры | Имеет представление о некоторых тактических приемах | Итоговый показатель по каждому ребенку | |||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Планируемые результаты освоения детьми программы по дополнительной общеобразовательной деятельности представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
- знание шахматных и шашечных терминов;
- знание названий шахматных фигур;
- знание и выполнение правил шашечной и шахматной игры;
- умение ориентироваться на шахматной и шашечной доске;
- правильно расставлять шашки и шахматы перед игрой;
- умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
- умение решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур;
- умение преодолевать волнение перед игрой и соревнованиями;
- умение общаться и договариваться со сверстниками;
- сформирован ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию.
III. Содержательный раздел
1. Тематический план по шашкам (старшая группа 5-6 лет)
№ занятия | Месяц | Тема | Количество часов |
1 | октябрь | Правила шашечной игры. | 1 |
2 | Клуб любознательных шашистов | 1 | |
3,4 | Знакомство с ходом в игре | 2 | |
5 | ноябрь | Запись ходов | 1 |
6 | Найди правильный ход | 1 | |
7 | Что такое комбинация | 1 | |
8 | декабрь | Шашки из страны Египта | 1 |
9 | Комбинация приносит победу | 1 | |
10 | Мини-турнир по игре в шашки | 1 | |
11 | От простого ксложному | 1 | |
12 | январь | Комбинация на шахматной доске | 1 |
13,14 | Шашечная доска | 2 | |
15 | февраль | Шашечный турнир | 1 |
16,17 | Знакомство с шахматными фигурами | 2 | |
18 | март | Знакомство с ферзем и королевой | 1 |
19 | Знакомство с шахматными ходам | 1 | |
20,21 | Ни шагу назад | 2 | |
22 | апрель | Игра в шахматы | 1 |
23,24 | Шахматы - этоинтересно | 2 | |
25 | Шахматный турнир | 1 | |
26 | май | Играем в шахматы дома | 1 |
27 | Викторина по шахматам «Шахматная шкатулка» | 1 | |
28 | Шашечно- шахматный турнир | 1 | |
Итого 28 |
Тематический план по шахматам (подготовительная группа 6-7 лет)
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Количество часов |
1 | октябрь | Шахматная доска. | 1 |
2 | Шахматная доска. «Шахматная эстафета». | 1 | |
3 | Шахматные фигуры. | 1 | |
4 | Шахматные фигуры. | 1 | |
5 | ноябрь | Начальное положение. | 1 |
6 | Слон. | 1 | |
7 | Слон. | 1 | |
8,9 | декабрь | Ладья. | 2 |
10 11 | Ладья против слона. | 1 | |
Ладья. | 1 | ||
12 | январь | Ферзь. | 1 |
13,14 | Ферзь. | 2 | |
15 | февраль | Ферзь против ладьи и слона. | 1 |
16,1718 | Конь. | 3 | |
19 | март | Конь против ферзя, ладьи, слона. | 1 |
20,21 | Пешка «Ни шагу назад!». | 2 | |
22 | Пешка. | 1 | |
23 | апрель | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. | 1 |
24 | Праздник пешки. | 1 | |
25 | Король. | 1 | |
26 | май | Король. «Волшебный квадрат». | 1 |
27 | Шах и мат. | 1 | |
28 | Турнир на лучшего игрока. | 1 | |
ИТОГО: | 28 |
2. Перспективно – тематический план по шашкам (старшая группа 5-6 лет)
№ | Тема занятий
|
Октябрь | |
1 | Правила шашек. |
2 | Правила шашечной игры. Цель: Познакомить с правилами шашечной игры. Развивать внимание детей Воспитывать интерес к игре в шашки. |
3 | Клуб любознательных шашистов. Цель: Познакомить с игрой в шашки в Древнем Египте. Учить правильно ориентироваться на шашечной доске. Развивать логическое мышление. Воспитывать усидчивость. |
4 | Знакомство с ходом в игре. Цель: Продолжать знакомить с ходами на шашечной доске. Учить детей находить на доске шашку белую и черную. Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к шашкам. |
Ноябрь | |
5 | Запись ходов. Цель: Учить правильно записывать ход. Учить находить на доске интересные ходы. Развивать логику. Воспитывать любовь к игре в шашки. |
6 | Найди правильный ход. Цель: Учить правильно ходить шашкой. |
7 | Что такое комбинация. Цель: Дать понятие «комбинация». Учить правильно записывать ход А-4, Д- 2.Развивать умение разыгрывать красивую комбинацию. |
Декабрь | |
8 | Шашки из страны Египта. Цель: Познакомить с историей возникновения шашек в Древнем Египте. Прививать интерес к истории. |
9 | Комбинация приносит победу. Цель: Продолжать учить правильно, находить ходы. |
10 | Мини-турнир по игре в шашки. Цель: Выявление одаренных в шашечной игре, уметь достойно играть и проигрывать. |
11 | От простого к сложному. Цель: Познакомить с шашечными обозначениями. |
Январь | |
12 | Комбинация на шахматной доске. Цель: Учить играть на шахматной доске шашками. Продолжать учить ходить правильно. Развивать мышление, память. Воспитывать интерес к игре. |
13,14 | Шашечная доска. Цель: Продолжать отрабатывать ходы, правильно ходить шашками. Учить находить необычный ход. Развивать внимание. Воспитывать у детей желание играть в шашки. |
Февраль | |
15 | Шашечный турнир. Цель: Доставить детям удовольствие от игры, выявить сильнейших. |
16,17 | Знакомство с шахматными фигурами. Цель: Познакомить детей с шахматными фигурами. Учить детей правильно называть фигуры. Развивать зрительную память. |
Март | |
18 | Знакомство с ферзем и королевой. Цель: Познакомить детей с главными фигурами на доске. |
19 | Знакомство с шахматными ходам. Цель: Познакомить с простейшими ходами на доске. |
20,21 | Ни шагу назад. Цель: Продолжать знакомить с шахматными ходами. Учить правильно расставлять фигуры на доске. Развивать внимание. Воспитывать интерес к игре. |
Апрель | |
22 | Игра в шахматы. Цель: Познакомить с игрой в шахматы. |
23,24 | Шахматы - это интересно. Цель: Продолжать знакомить с шахматами. Учить правильно играть в шахматы. Развивать логическое мышление. Воспитывать интерес к шахматам. |
25 | Шахматный турнир. Цель: Уметь соревноваться друг с другом. |
Май | |
26 | Играем в шахматы дома. Цель: Привлечь родителей к игре в шахматы. Учить детей и родителей играть в шахматы. Развивать память. Воспитывать любовь к игре. |
27 | Викторина по шахматам «Шахматная шкатулка». Цель: Учить отвечать на вопросы викторины. |
28 | Шашечно-шахматный турнир. Цель: Привлечь больше детей к турниру. |
Перспективно – тематический план по шахматам (подготовительная группа 6-7 лет)
№ | Тема занятий | |
1 | Шахматная доска. | Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. |
2 | Шахматная доска. «Шахматная эстафета». | Отрабатывать практические навыки. |
3 | Шахматные фигуры. | Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. |
4 | Шахматные фигуры. | Продолжать знакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. |
5 | Начальное положение. | Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". |
6 | Слон. | Формировать представлений о шахматной фигуре «слон», месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятие легкая и тяжелая фигуры. |
7 | Слон. | Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», отработка практических навыков. |
8 | Слон. | Отрабатывать практические навыки. Отгадывание загадки о слоне. Ответы на вопросы "Шахматной шкатулки" Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". |
9 | Ладья | Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание. |
10,11 | Ладья | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. |
12 | Ладья против слона | Отрабатывать практические навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку. |
13 | Ладья | Отрабатывать практические навыки. |
14 | Ферзь | Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятие «Ферзь – тяжелая фигура». |
15,16 | Ферзь | Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. |
17 | Ферзь против ладьи и слона. | Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем. |
18,19 | Конь. | Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию. Показать позицию, в которой конь ставить «вилку». |
20 | Конь против ферзя, ладьи, слона | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. |
21,22 | Пешка «Ни шагу назад!» | Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. |
23 | Пешка. | Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. Научить «сражаться пешками». |
24 | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. | Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». |
25 | Праздник пешки | Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. Развивать находчивость, сообразительность речь. |
26 | Король. | Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. |
27 | Шах и мат. | Формировать представления о комбинациях "шах", "мат" ("комбинация" и "вилка" - двойной удар). |
28 | Турнир на лучшего игрока. | Закреплять знания детей, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать правильные ходы. |
3. Содержание деятельности
Занятия по шашкам и шахматам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шахматами дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни.
Учебный курс включает в себя шесть основных тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания, соревнования, самостоятельную деятельность детей.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры.
Основные темы:
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
4. Перспективный план взаимодействия с родителями
№ | Месяц | Содержание |
1 | Октябрь | Оформление лепбука для родителей «Шахматное королевство». |
2 | Ноябрь | Анкетирование родителей «Шашки в жизни ребенка» |
3 | Декабрь | Памятки:«Шашки, как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников», «Ребенку о шахматах» |
4 | Январь | Оформление папки-передвижки «Шашки детям» |
5 | Февраль | Шахматный турнир среди пап детского сада посвященный «Дню защитника» |
6 | Март | Консультации для родителей «Интеллектуальное развитие ребенка» |
7 | Апрель | Конкурс детско-родительских поделок «В мире шахматных фигур» |
8 | Май | Презентация «Шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей» |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1. Учебный план
Сроки реализации программы: 1 год (октябрь-май).
Программой предусматривается 28 занятий (включая мониторинг).
Образовательная деятельность по игре в шашки и шахматы проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятия не более 30 минут.
Категория детей, занимающаяся шашками и шахматами – дети старших и подготовительных групп 5-7 лет.
Программа предполагает групповую форму обучения.
Учебный план охватывает 5 блоков: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная расстановка фигур, ходы и взятие фигур, тактические приемы. Каждый блок рассчитан на определённое количество занятий и часов.
Группа | Продолжи-тельность занятий, мин. | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год | Мониторинг |
Старшая | Не более 25 | 1 | 28 | 2 |
Подготовительная | Не более 30 | 1 | 28 | 2 |
График работы образовательной деятельности по дополнительному образованию на 2020-2021 учебный год.
Дни недели | время | Название | Группа |
Среда Четверг Четверг
Пятница | 15.25-15.55 16.50-17.20 15.30-16.00 16.05-16.35 15.25 -15.50 16.00-16.25 | «Мир фигур» | Группа компенсирующей направленности № 9 Подготовительная группа № 6 Группа компенсирующей направленности № 10 Старшая группа № 7 Подготовительная группа № 8 Старшая группа № 11 |
2. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды
Реализация программы «Мир фигур» требует наличия следующего оборудования:
дидактические игры для обучения игре в шашки и шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
настольные шашки и шахматы разных видов (6-8 комплектов);
шахматные часы (2-3 комплекта);
уголок «Шахматы» в подготовительной группе.
3. Учебно-методический комплект к рабочей программе
1. Сидорычева В.Н. «Русские шашки для дошкольников».
2. Гришин В.Г «Малыши играют в шахматы»
4. Материально техническое оснащение
Наименование | Содержание |
Мебель | Столы на регулируемых ножках Стулья на регулируемых ножках Магнитная доска и фигуры к ней Шахматные доски, шашки, шахматы Напольные шахматы |
5. Список используемой литературы
1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
2.Гришин В.Г «Малыши играют в шахматы»
3.Гришин В.Г «Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске»
4.Костенюк, А.К. Как научить шахматам [текст]/ А.К. Костенюк, Н.П. Костенюк. – М.: «Russianchesshouse», 2008;
Интернет-ресурсы
5. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
6.Пичугина И.О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 84 с.
7.Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
8.Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009
9.Сидорычева В.Н. «Русские шашки для дошкольников»: парциальная программа-2016г, 88 с.
10.Тимофеев А.А.Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006г.
11.Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
12.Пожарский В.А. Шахматный учебник. – М., 1996.
13.Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
14.Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
15.Шахматы: [сайт] URL: http://megachess.net/School/textbook/;
16.Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Шашки"
Факультатив по шашкам для старшего дошкольного возраста....
рабочая программа кружка "Шашки"
программа для детей старшего дошкольного возраста кружка "Шашки"...
Рабочая программа по шашкам для дошкольников
Рабочая программа по шашкам для дошкольников...
Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.
Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...
Рабочая программа по воспитательно-образовательной деятельности для детей 1-3 лет (Смешанная раннего возраста) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от «Рождения до школы» под. редакции Вераксы Н.Е., Гербово
Рабочая программа разработанная для детей от1 до 3 лет в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа кружка "Шашки"
Обучение детей в игре русские шашки....
Рабочая программа кружка "Шашки к бою"
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существ...