Рабочая программа кружка "Шашки"
классный час (подготовительная группа)
Обучение детей в игре русские шашки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shashki.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 11 Центр развития ребенка»
Рабочая программа
кружка «Волшебные шашки»
Составила:
Смирнова Ксения Сергеевна
Срок реализации программы: 9 месяцев
Гусев 2020-2021 г.
Программа кружка «Волшебные шашки»
Актуальность.
Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени.
Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
Цель:
• Обучение детей игре в русские шашки;
• раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;
• организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.
Задачи:
Образовательные:
• обучение технике игры в шашки;
• ознакомление детей с теорией шашечной игры.
Развивающие:
• активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;
• развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
• обучение умению ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
• воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;
• выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.
Методы, приёмы и формы работы:
• Беседы.
• Практические упражнения.
• Групповые обсуждения игровых моментов.
• Товарищеские турниры.
• Шашечные турниры с родителями.
Ожидаемые результаты освоения программы:
• развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
• повышение уровня развития (развиваются пространственное воображение и мышление);
• сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.
Срок реализации программы:
• 1 год обучения.
Возраст обучающихся:
• Дети дошкольного возраста 5-7 лет.
Формы занятий:
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность: 20 минут.
Методическое обеспечение:
• Учебно-тематический план
• набор шашек и шашечных досок
Диагностика умений дошкольников играть в шашки
Фамилия имя ребёнка, расставляет шашки на поле, начало игры, ход шашек, бой шашек соперника, бой шашек соперника «мостиком», дамка, доводит игру до конца, партия не закончена.
1 2 3 4 5 6 7 8
Методика проведения диагностики:
Диагностика формирования умения у детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребёнку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками.
Пояснения к пунктам:
1. Ребёнку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребёнка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребёнку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4-5. В игре педагог создаёт ситуацию, при которой ребёнок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и «мостиком».
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребёнок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счёте биты у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
• Красный цвет – ребёнок самостоятельно и правильно справляется с заданием;
• Зелёный цвет – для правильного выполнения задания ребёнку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказки педагога;
• Синий цвет – ребёнок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Ф.И. ребенка | Цвет |
Блощук Кирилл | |
Беляев Глеб | |
Богданов Глеб | |
Боярский Марк | |
Вартанян Виолетта | |
Голоменцев Игорь | |
Горячевская Анна | |
Евдокименко Катя | |
Еникеев Тимур | |
Живоглядова Диана | |
Инсода Иван | |
Кирайчук Милана | |
Могилевцева Кристина | |
Морозова Ксения | |
Микелевич Алена | |
Погосян Эвелина | |
Салина Лиза | |
Спрогис Даниил | |
Старченков Влад | |
Стенюгина Лера | |
Сузи Даниил | |
Учаев Федор | |
Шихмагомедов Артем | |
Юшина Дуся | |
Царькова Динара |
Краткий список терминов игры в шашки:
• Простая – обычная шашка (не дамка);
• Бортовые – шашки, занимающие бортовые шашечной доски;
• Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски;
• Дамка – шашка, достигшая дамочных полей;
• Ход – передвижение шашки с одного поля на другое;
• Тихий ход или темп – простое перемещение шашки;
• Ударный ход – удар или бой, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника; поддача – преднамеренная постановка шашки на удар;
• Дебют – первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.
Учебно-тематический план.
Дата | Тема | Цель |
3.10.20 | Мониторинг | Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки |
17.10.20г. | «Волшебная доска». | Познакомить детей с доской и фигурами, учить обращаться с шахматной доской, фигурами. |
24.10.20г. | Терминология. | Познакомить детей с понятиями «фигура», «доска», «ход», «бой» |
. 31.10.20г | «По местам». | Учить расставлять шашки на игровом поле |
7.11.20г. | Шашечный ход. | Учить игровым ходам, развитие и совершенствование мыслительных операций. |
14.11.20г. | Терминология | Познакомить с понятиями «противоположные стороны», «диагонали», «вертикаль», «горизонталь»; развитие интеллектуальных способностей. |
. 21.11.20г | Закрепление правила расстановки шашек | |
28.11.20г. | Д/и «Расставь на доске» | Вспомнить и закрепить правила расстановки шашек |
5.12.20г | Д/и «Прогуляйся по улице», «Поднимитесь на лифте», «Ракеты» | .. Ознакомление с правилами игры, развитие внимания. |
12.12.20г | Д/и «Письма по адресам» | Закрепление правил игры, повторение понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ». |
19.12.20г | Игра. | Обучение игре «шашки», развитие и самосовершенствование мыслительных операций |
26.12.20г. | Игра. | . Обучение игре «шашки», развитие и самосовершенствование мыслительных операций |
9.01.21г. | Дамка. | Продолжить учить игре «шашки»; познакомить с положением в игре дамок; развивать внимание. |
10.01.21г | Игра с соперником | Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику |
11.01.21г | Игра с соперником. | Развитие и совершенствование мыслительных операций |
12.01.21г. | Интеллектуальная разминка. | Совершенствование знаний правил игры в шашки, развивать мышление. |
16.01.21г. | «В царстве смекалки». | Закрепить знания о правилах игры; развивать логическое мышление |
23.01.21г | Игра с соперником | ... Развитие и совершенствование мыслительных операций. |
30.01.21г | Индивидуальные и подгрупповые занятия | ... Знакомство с правилами игры: ничья в шашках; учить анализировать сыгранные партии |
6.02.21г | Индивидуальные и подгрупповые занятия. | |
13.02.21г | Соревнования по шашкам. | Учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; развивать интерес к игре. |
20.02.21г. | . «Поддавки» | Учить играм в «поддавки», показ и объяснение ходов игры. |
27.02.21г. | . «Поддавки» | Продолжить ознакомление с игрой, развитие интеллектуальных способностей. |
6.03.21г. | Парные игры детей. | Индивидуальные игры с отдельными детьми. Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику. |
13.03.21г. | Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки» | Закрепление навыков игры в «шашки» и «поддавки»; развитие чувства товарищества, умения быть как победителем, так и проигравшим. |
27.03.21г. | Игры между соперниками | Развитие и совершенствование мыслительных операций. |
3.04.21г. | . Р/и «Игры со спичками», А. Т. Улицкий | Формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания |
10.04.21г. | «Уголки» | Познакомить с правилами новой игры, развивать интеллектуальные способности у детей. |
17.04.21г. | «Уголки» | Совершенствовать навыки игры в «Уголки», развивать мышление, память, внимание. |
24.04.21г | Игра между соперниками | Развитие и совершенствование мыслительных операций. |
8.05.21г. | Соревнование по шашкам 1 тур. | Учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость |
15.05.21г | Соревнование по шашкам 2 тур. | Развитие и совершенствование мыслительных операций. |
22.05.21г. | Мониторинг. | Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки. |
29.05.21г | Игра в «шашки» с родителями. | Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе. |
Список литературы:
1. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
2. Городецкий В. Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
3. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
4. Рамм Л. М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
5. В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/д: Феникс, 2010. – 137 с.
6. Костров В. В., Рожков П. П. Тысяча шахматных задач. Архангельск, изд. «Правда Севера», 2012.
7. Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей. – Изд 12-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012
8. Погрибной В. К. Шашки для детей. – Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.
9. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...