Рабочая программа кружка "Шашки к бою"
рабочая программа (старшая группа)
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnye_shashki.docx | 295.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семёно - Александровская средняя общеобразовательная школа
Принята на заседании «Утверждаю»
педагогического совета Директор школы
Протокол №1 от 31.08.2022г. ___________А.А.Голубев
Приказ №50 п.10 от 31.08.2022г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
воспитателя дошкольных групп
Дудник Ирины Владимировны
(первая квалификационная категория)
по познавательному развитию
кружка «Умные шашки»
разновозрастная группа
с. Семёно - Александровка
2022 –2023 учебный год.
Программа кружка « Умные шашки»
Девчонки и мальчишки:
София, Артёмки, Сашки,
Грызут гранит науки,
Зовут который «шашки».
Не легкая задача,
Не куклы – неваляшки!
Познать хотят игрушку
С названьем «чудо – шашки»!
И вскоре от победы
Забегают мурашки,
В восторге скажут детки:
« Ох уж эти шашки!»
Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):
«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».
Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
По содержанию программа является физкультурно – спортивной, по функциональному назначению – учебно – познавательной, по форме организации – кружковой.
Программа разработана с учетом:
- «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.г. № 273 –ФЗ;
- Письма Минобрнауки РФ от 11. 12. 2006 г. №06 -1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- Уставом учреждения;
- Программой развития ДОУ.
Актуальность.
Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени. На первое место выходят компьютерные игры, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения.
Игра в шашки – одно из любимых народных увлечений. В неё играли и играют везде и всюду люди разных профессий и возрастов. С 1966 года, ещё со времен Советского Союза, а теперь и в Российской Федерации, проводятся командные соревнования школьников по русским шашкам. Дошкольники также принимают участие в этих соревнованиях.
Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, сложно переоценить. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Ребёнку нужно думать над ходами, оценивать ситуацию на доске. В игре развивается психомоторика (дошкольники трогают, переставляют, бьют шашки противника), внимание, сосредоточенность, что так важно для последующего обучения в школе.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена применением методики обучения игре на основе игровой мотивации детей. Занятия строятся на основе сюрпризных моментов, сказок, загадок, обучающих детей игре. Первые занятия посвящаются знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек – линий, изучение горизонтальных и вертикальных линий). Начинается обучение с малым количеством шашек, постепенно увеличивая их количество и последовательно предлагая задания от простого к более сложному («пройди на дамочное поле, не встретившись с соперником», «кто быстрее проведет свои две шашки на дамочное поле, не потеряв их» и т. д.). По мере узнавания правил игры предлагаются различные задания с большим количеством шашек. Происходит обогащение словаря: дошкольники знакомятся с такими понятиями как «диаграмма», «шашечная задача», «угроза», «треугольник Петрова» и т. д., В последующем дети сами могут организовывать партнеров по деятельности, усваивают основы культуры поведения в игре, используют деловую, познавательную и личностную формы общения. Игра позволяет осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые нужно соблюдать.
В игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Игра закладывает характер ребенка: учит не злорадствовать при выигрыше, а проигрывая, не отчаиваться. Учит быть хладнокровным, спокойным при любой напряженной обстановке за шашечной партией, с юмором относиться к проигрышу.
Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, находить лучшие ходы в игровых моментах, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.
Цель программы:
- Популяризация игры в шашки.
- Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения.
Задачи:
Образовательные:
1. Обучение технике шашечной игры;
2. Ознакомление с теорией шашечной игры.
Развивающие:
1. Развитие логического мышления, смекалки, наблюдательности, внимания дошкольников, умения производить расчеты на несколько ходов вперед.
Обучение умению ориентироваться на плоскости.
Развитие стремления детей к самостоятельности.
Воспитательные:
1. Развитие социальных навыков детей, умения работать группой.
2. Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
3. Воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности, воли.
Отличительные особенности программы:
Программа рассчитана на подготовку и обучение игре в шашки детей старшего дошкольного возраста, начинающих «с нуля», направлена на формирование общей культуры детей и развитие интереса к игре как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности.
Программа рассчитана на два года:
Старшая группа детского сада (первый год обучения) – 5-6 лет;
Подготовительная к школе группа (второй год обучения) – 6-7 лет.
Срок реализации – 2 года.
Режим занятий:
- Общее количество часов в год – 36.
- Количество часов в неделю – 1.
- Периодичность занятий – еженедельно.
Программа имеет две темы: основы игры, шашечная тактика.
Формы занятий:
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
- Решение задач, комбинаций и этюдов.
- Практическая игра.
- Развлечения и познавательные досуги, викторины, турниры.
Методы проведения:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примеров, демонстрация позиций на демонстративной доске
- практический: упражнения, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Форма занятий:
- коллективная;
-подгрупповая;
-индивидуальная (зависит от темы занятия).
По особенностям коммуникативного воздействия: игра, соревнования, развлечения.
При выполнении заданий в парах следует учитывать симпатии детей, уровень их игровых навыков, темперамент.
Прогнозируемые результаты:
- развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
- повышение уровня развития мышления;
- повышение интереса к игре.
.Итогом проделанной работы являются: тренировочные турниры, турнир на приз детского сада, городской турнир, турнир с участием родителей.
Я предлагаю стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.
- Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
1 подгруппа 2 подгруппа
- Агеев Саша 1. Бабаян Артур
- Архипов Артём 2. Брынцева Маша
- Брюховецкий Кирилл 3. Зарщиков Алеша
- Дудников Олег 4. Карандашева Алеся
- Косенко Настя 5. Коровин Андрей
- Мальцев Сегей 6. Косенков Ваня
- Милогородская Варя 7. Попов Артем
- Овсянникова Софья 8. Тонконогов Матвей
- Парфирьева София 9. Филиппов Матвей
- Пряхин Максим 10. Чувенков Артем
- Султаналиева Хадиджа 11. Шмидт Полина
- Черепнин Максим 12. Эгамбердиев Абдурахим
- Чориев Саша
- Юрьева Оля
Тематическое планирование
(1-й год обучения - возраст дошкольников 5 -6 лет)
Месяц | Тема | Содержание | Кол-во часов |
Сентябрь | Наглядно-информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы кружка «Умные шашки» и с просьбой приобрести настольную игру для дома. Проведение анкетирования на тему «Шашки в вашей семье» | ||
1-я неделя | История возникновения игры | Знакомство с историей шашек. Знакомство с чемпионами России по шашкам. Внесение шашек в группу. | 1 |
2-я неделя | Сказка начинается «Королевство шашек». | Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». | 1 |
3-я неделя | «Путешествуем с Зайкой по дому творчества» - «Шашечная доска и шашки. | Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение сказки «Зайкины шашки » | 1 |
4-я неделя | Знакомство с понятиями: доска, фигуры, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, край, угол. | Дидактическое упражнение «Каждой фигуре – свой домик» (расставить шашки на доске). Изучаем правила игры | 1 |
Октябрь 1-неделя | «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | Познакомить с правилами поведения во время игры. | 1 |
2-неделя | «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки». | Познакомить с правилами : «Хода» Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. | 1 |
3-неделя 4-неделя | Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». | Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек» Выставка детских работ. | 2 |
Ноябрь 1-неделя 2-неделя | «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. | 2 |
3-неделя 4-неделя | Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». | Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек» Выставка детских работ. | 2 |
Декабрь 1-неделя 2-неделя | «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами игра: «Самый меткий стрелок | 2 |
1-неделя 2-неделя | «В гостях у знатока шашек – Зайки». | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. | 2 |
Январь 1-неделя | Там на невиданных дорожках -Диагональ. | Познакомить с понятием диагональ | 1 |
2-неделя 3-неделя 4-неделя | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов | Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 3 |
Февраль 1-неделя 2-неделя | «Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля | превращения простой шашки в дамку. | 2 |
3-неделя 4-неделя | «Лесная школа умного зайца» Основные правила шашечной игры | Познакомить с основными правилами «Боя» Практическое закрепление материала. | 2 |
Март 1-неделя 2-неделя | «Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. | 2 |
3-неделя 4-неделя | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки | Познакомить с правилом: простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Ход и бой Дамкой. | 2 |
Апрель 1-неделя | «Веселый бой» | Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки» | 1 |
2-неделя 3-неделя | «Как справится с задачей?» | Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Тренировочные упражнения. | 2 |
4-неделя
| Викторина «Королевство шашек» | Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. | 1 |
Май 1-неделя | «Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ». | Практическое закрепление материала. | 1 |
2-неделя | «Лесной турнир» | Практическое закрепление материала. | 1 |
3-неделя 4-неделя | «Соревнования» | Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры». | 2 |
Итого: | 36 |
Тематическое планирование
(2-й год обучения - возраст дошкольников 6-7 лет)
Месяц | Тема | Содержание | Кол-во часов |
Сентябрь 1-я неделя | Как начинать партию? | Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску» | 1 |
2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы. | Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога». | 3 |
Октябрь 1-я неделя 2-я неделя
| Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы». | Упражнения на выполнение ходов шашками. Тренировочные упражнения. Игра «Уголки» | 2 |
3-я неделя 4-я неделя | «Делаем наилучшие ходы». | Игра «Поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске | 2 |
Ноябрь 1-я неделя
| Турнир «Белочки- медвежата». | Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля» | 1 |
2-я неделя 3-я неделя | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации». | Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. | 2 |
4-я неделя | «Умники и умницы». | Практическое закрепление материала. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся» | 1 |
Декабрь 1-я неделя 2-я неделя | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». | Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша. | 2 |
3-я неделя 4-я неделя | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки». | Практическое закрепление материала. Игра: «Самый меткий стрелок». Чтение художественной литературы. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. | 2 |
Январь 1-я неделя 2-я неделя | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» | Знакомство с понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами. | 2 |
3-я неделя 4-я неделя | «Использование дополнительного темпа». «Зайкин сон» | Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку» Чтение художественной литературы Юровскй Е.М «Зайкин сон» Игра | 2 |
Февраль 1-неделя | «Конкурс на призы от Зайки». | Практическое закрепление материала. Решение кроссвордов, выполнение заданий, дидактические игры. | 1 |
2-неделя 3- неделя | «Достижение выгодной оппозиции». | Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение». | 2 |
4- неделя | «Шлагбаум». | Знакомство с понятием «Шлагбаум». | 1 |
Март 1-неделя 2-неделя 3-неделя | «Зайкины задачки».
| Дидактическая игра «Чего не стало». Показ и объяснение ходов игры в «Поддавки». | 3 |
4-неделя | Викторина «Кто лучше знает правила» | (победитель получивший большее количество звездочек за правильные ответы – ему вручается медаль « Знаток шашек»). | 1 |
Апрель 1-неделя | Решение задач – шашечных этюдов. | Изучаем правила игры – ничья в шашках. | 1 |
2-неделя | Игра - пара против пары. | Практическое закрепление материала. | 1 |
3-неделя 4-неделя | Подготовка к соревнованиям. | Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 |
Май 1-неделя
2-неделя | «Шашечные встречи сильнейших в детском саду». | Практическое закрепление материала. Подбор игр и заданий на обобщение знаний. | 2 |
3-неделя | Встреча – турнир с выпускниками детского сада –первоклассниками. | Практическое закрепление материала. | 1 |
4--неделя
| Встреча – турнир с родителями | Практическое закрепление материала. Подведение итогов года. | 1 |
Итого: | 36 |
Список литературы:
- А. Ю. Барский, Б. Герцензон «Приключения на шашечной доске», Лениздат,1969 г.
- А. Ю. Барский, В. Б. Городецкий «Сеня, Храбрик и шашки» М. Владос, 1998 г.
- И. М. Бодров, М. В. Высоцкий «Курс шашечных окончаний. Две на две». 2001 г.
- Б. Герцензон, А. Напреенков «Шашки – это интересно» Санкт – Петербург, «Литера», 1997 г.
- . М. Герцензон «Для тех, кто в шашки…не играет», Москва,1975 г.
- Т. Г. Давыдова, Г. М. Атоян «Обучение детей игре в шашки», Справочник старшего воспитателя, №8, 2011 г.
- А. В. Егоров «Как научить играть в шашки», Москва, Чистые пруды, 2005 .
- Б. И. Козлов «Самоучитель игры в стоклеточные шашки», ФИС, 1965 г.
- А. В. Лангин, Б Герцензон «Школа шашек для первоклашек. Комбинации».
- Л. В. Петрова «Шаг за шагом, братцы, решаем комбинации», Санкт – Петербург,2000 г.
- В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк «Шашки для детей».
- М. Е. Юровский, Л. П. Кондратьева «Зайкины шашки», Санкт – Петербург, 2001 г.
Анкета для родителей.
«Шашки в вашей семье»
В детском саду ведет работу кружок «Умные шашки», где дети имеют возможность научиться игре в русские шашки.
Данная анкета проводится с целью сбора информации о заинтересованности к игре в семье и выявления потенциальных участников кружка.
Фамилия и имя ребенка ………………………………………………………………
ФИО родителя или законного представителя ребенка………………………………………………………………………….
Умеете ли Вы играть в русские шашки? Если нет, хотели бы Вы научиться? ..........................................................................................................................................
Кто в Вашей семье из взрослых играет в шашки? ....................................................................................................................................
Умеет ли играть Ваш ребенок? ……………………………………………………….
Если нет, то хотели бы Вы научить его? ……………………………………………..
Есть ли у Вас дома шашечный набор? ………………………………………………..
По – Вашему мнению, какую роль имеют шашки в жизни? ……………………………………………………………………………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...