Проект "Моя малая Родина"
проект (старшая группа)

Гулалиева Эльвира Мидърабовна

Нравственно патриотическое и гражданское воспитание - важная задача отечественной педагогики. Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» ориентирована на повышении общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях всех уровней.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду, к родному посёлку, городу, к родной стране.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnaya_chast.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Моя малая родина»

Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”.

К. Симонов «Родина».

Актуальность

Нравственно патриотическое и гражданское воспитание - важная задача отечественной педагогики. Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» ориентирована на повышении общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях всех уровней.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду, к родному посёлку, городу, к родной стране.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края и нашего хутора, и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.  Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. Как гласит народная мудрость - «Дерево без корней гибнет». Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.

Гипотеза.

Если использовать методы и формы проекта в своей работе, то мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, тогда можно считать, что цель проекта будет выполнена.

Участники проекта:

  • Воспитанники ДОУ.
  • Педагоги.
  • Родители.
  • Совместная деятельность с детьми и родителями.

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного хутора, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи проекта: Сформировать у детей представления о своем хуторе, об области, в котором мы живём. Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

 Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края. Развивать бережное отношение к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. Знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями, соотечественниками родного края.

Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.

Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально-ценностное отношение к краю. Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции. Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Ожидаемые результаты: через систему разнообразных мероприятий у детей повысится интерес к родному краю, достопримечательностям, ярким событиям, культуре и традициям своего народа

Роль родителей в реализации проекта:

  • Беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;
  • Оформление плаката «Люби и знай свой край родной»;
  • Выставка рисунков «Мой родной посёлок» (совместно с родителями);
  • Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ».

Вид проекта: информационно-творческий, познавательный.

Срок реализации проекта: 1.02.2022-31.03.2022г

Этапы проведения и реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.

3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

-Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии).

-Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

-Дидактические игры.


2 этап – практический.

Содержание проектной деятельности «Моя Родина - Россия!»

Просмотр видеофильма «Наш край», «Россия – мы дети твои!».

Аппликация «Флаг Ростовской области».

Беседа, рассматривание фотографий.

 НОД «История возникновения Донского края».

НОД «Земля Донская - моя Родина».

Презентация «Мой край Донской».

«Ростов – на-Дону – город воинской славы»

Просмотр презентации «Ростов – на-Дону – город воинской славы».

«Наше село

Оформление фотоальбома «Мой посёлок».

«Казачий дом откроет свою тайну»

НОД «Казачий курень».

Рассматривание методического материала по теме.

НОД «Казачья одежда»

Просмотр презентаций: «Жилище казака», «Заповеди казака».

«Природа родного края»

«Флора и фауна родного края»

Рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр презентаций «Животные Донского края», «Цветы», «Заповедники Ростовской области», «Водоёмы».

«Достопримечательности Ростовской области, нашего посёлка».

Просмотр видеофильмов «Ростовская область»,  «Ростов - мой город».

НОД «Хлеб всему голова».

Конструирование «Я хочу построить дом».

НОД «Творческие люди нашего края».

Познакомить детей с местными писателями, актёрами, передовиками производства.

Беседа. Рассказ о писателях (А.П. Чехов, М.А. Шолохов, В. Закруткин), художнике М. Грекове, музыканте Ю. Башмете, актрисе Ф. Раневской, Н.В. Переверзевой и других.

Аппликация «Курень»

Выставка рисунков детей и родителей «Мой любимый посёлок».

Анкетирование родителей.

Составление описательного рассказа «Поездка в Ростов».

Досуг «А мы живём в России!»

Работа с родителями детей.

Оформление фотоальбома «Мой посёлок».

Анкетирование родителей.

Предполагаемые результаты:

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своего поселка, любви к родному краю.
  • Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свой родной поселок, желание сохранить его чистым и красивым.
  • Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятникам.

Заключение

Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному селу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе малой Родины.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.

 Используемая литература.

1.Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.

2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №5 2015г.

3.Журнал «Воспитатель ДОУ» №6 2015г.

4. Журнал «Управление ДОУ» №8 2006г.

5. Журнал «Управление ДОУ» №7 2006г.








Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _______________________________________________________

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?

__________________________________________________________________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?_______________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?______________________________________________________________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?    

__________________________________________________________________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.

__________________________________________________________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...