Мини-музей как форма организации познавательного развития младших дошкольников
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Еланцева Ольга Николаевна,
воспитатель
Детский сад № 8, г. Каменск-Уральский
Мини-музей как форма организации познавательного развития
младших дошкольников
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. С ростом и развитием у ребёнка постепенно познавательная направленность на формирование познавательных интересов и познавательных действий перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проблема познавательного развития дошкольников раскрыта в исследованиях ведущих психологов и педагоговЛ.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.Познавательное развитие у младших дошкольников, можно назвать неким стартом, потому что в этом возрасте начинает проявляться повышенное внимание к окружающему миру. В возрасте 3 - 4 лет ребёнок обладает необходимыми предпосылками для того, чтоб открывать явления естественнонаучной области, устанавливая и понимая простые причинные взаимосвязи.
Одним из принципов дошкольного образования, определенных ФГОС ДО, является «формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности ребенка» [2, п.п. 1.4].Также в стандарте «организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечить: игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами» [2, п.3п.п.3.3.4].
Одной из наиболее эффективных форм организации познавательного развития является создание мини-музея. Экспонаты мини-музея используются для развития интеллекта, речи, воображения, эмоциональной сферы. Дети имеют возможность брать их в руки и исследовать, познавать, пробовать действовать с ними. В мини-музее дети учатся видеть и наблюдать. Всё, что видят детские глаза, отпечатываются в их сердцах.
Мини-музеи в детском саду, с точки зрения исследований Н. А. Рыжовой, - «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного. Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут наиболее восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
Назначение мини-музея – вовлечь детей в познавательную деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Пополняют экспозиции рисунками и поделками. В настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родственники. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Создание мини-музея – трудоемкая работа и состоит из этапов:
1 этап: постановка целей и задач перед родителями воспитанников, т.к. они являются участками образовательных отношений;
2 этап: выбор помещения или места;
3 этап: сбор экспонатов и регистрация в каталоге;
4 этап: оформление мини-музея;
5 этап: разработка тематики, содержания экскурсий для ознакомления детей с экспонатами;
6 этап: разработка перспективно-тематического плана работы;
7 этап: выбор экскурсоводов;
8 этап: презентация мини-музея с приглашением детей и их родителей.
В работе над проектом «Музейная педагогика» использовались методические рекомендации Н. А. Рыжовой«Мини-музей в детском саду».
При этом учитывались следующие принципы: интеграции, деятельности и активности, разнообразия, непрерывности, научности, природосообразности и гуманизации. В рамках этого проекта разработан алгоритм по созданию мини-музеев и создан в группе мини-музей «Лучший друг».
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики.
Задачи:
- Способствовать развитию познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности по теме мини-музея.
- Обеспечить развитие любознательности и познавательной мотивации.
- Формировать умение сосредотачивать внимание на предметах, устанавливать простейшие связи, делать простейшие обобщения.
- Дать первые представления о музее.
- Воспитывать умелое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
В рамках проекта организуются такие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, конструирование, изобразительная, двигательная.
На базе мини-музея была организована:
- непосредственно образовательная деятельность с детьми («Что такое музей?» - ознакомительная беседа, «Мой друг – собака» - разговор-беседа).
- совместная и индивидуальная деятельность: сюжетно-ролевая игра «Зоолечебница», подвижные и дидактические игры, игры малой подвижности.
Любой мини-музей имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций Экспонат – главное “учебное пособие” в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. В нашем музее были представлены экспозиции по породам собак: овчарки, долматинцы, терьеры, таксы и др.Экспозиция наклеек состояла из 19 экземпляров. Экспозиция марок из 15 штук, а открыток - из 30 штук. Более десяти экспонатов художественной и научно-познавательной литературы. Богатой оказалась экспозиция мягких игрушек собак – 22 игрушки. Но самой большой была выставка резиновых собак – 34 экспоната.
Учитывая специфику организации работы с детьми младшего дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов были творческие работы детей, такие как: выставка совместных рисунков детей и взрослых «Такие разные собаки», фотовыставка, макеты, модели.
Содержание деятельности проходило через три направления: создание условий развивающей среды, работа с детьми, взаимодействие с родителями.Для повышения компетентности родителей по данной теме провели ряд мероприятий: «Значение музея в развитии ребенка» - беседа, «Как вести себя в музее?» - консультация. Музейное дело позволило вовлечь родителей в музейно-педагогический процесс, сблизить с детьми, обоюдно раскрыть творческий потенциал. За время работы нашего мини-музея дети узнали много нового и интересного о собаках, закрепили имеющиеся знания, расширили кругозор, был повышен познавательный интерес. Работа в мини-музее была интересна всем участникам образовательных отношений. Взаимодействие с семьей в духе партнерства обогащает обе стороны и обеспечивает полноценное развитие детей.
Список литературы:
- Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008. - 256с.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта»
- Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. – С.44-50
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование как одна из форм организации познавательной деятельности дошкольников.
Мы часто храним предметы, доставшиеся нам в наследство или те, что напоминают нам о каком-то событии. Помимо того, что эти вещи дороги нам как память они еще и красивы. Если Вам удастся приобщить к ко...
Сенсорное развитие как форма организации познавательной деятельности дошкольников
сенсорное развитие как форма организации познавательной деятельности дошкольников...
Формы организации познавательной деятельности дошкольников в подготовительной группе
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Свойства воды"...
Выступление на семинаре «Эффективные формы организации познавательной деятельности дошкольников»
laquo;Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами музыки»...
Доклад выступления на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».
Организационные формы обучения должны обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развити...
Презентация выступления на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».
Организационные формы обучения должны обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развити...
Выступление на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их об...