Мини-музей как форма организации познавательного развития младших дошкольников
статья (подготовительная группа)

Еланцева Ольга Николаевна

Статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_elantseva_o.n.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Еланцева Ольга  Николаевна,

воспитатель

Детский сад № 8, г. Каменск-Уральский

Мини-музей как форма организации познавательного развития

младших дошкольников

Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. С ростом и развитием у  ребёнка постепенно познавательная направленность на формирование познавательных интересов и познавательных действий перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проблема познавательного развития дошкольников  раскрыта в исследованиях ведущих психологов и педагоговЛ.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.Познавательное развитие у младших дошкольников, можно назвать неким стартом, потому что в этом возрасте начинает проявляться повышенное внимание к окружающему миру. В возрасте 3 - 4 лет ребёнок обладает необходимыми предпосылками для того, чтоб открывать явления естественнонаучной области, устанавливая и понимая простые причинные взаимосвязи.

Одним из принципов дошкольного образования, определенных ФГОС ДО,  является «формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности ребенка» [2, п.п. 1.4].Также в стандарте «организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря  должны обеспечить: игровую,  познавательную, исследовательскую, творческую активность  всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами» [2, п.3п.п.3.3.4].

Одной из наиболее эффективных форм организации познавательного развития  является создание мини-музея. Экспонаты мини-музея используются для развития интеллекта, речи, воображения, эмоциональной сферы. Дети имеют возможность брать их в руки и исследовать, познавать, пробовать действовать с ними. В мини-музее дети учатся  видеть и наблюдать. Всё, что видят детские глаза, отпечатываются в их сердцах.

Мини-музеи в детском саду, с точки зрения исследований Н. А. Рыжовой, - «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного. Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут наиболее восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

Назначение мини-музея – вовлечь детей в познавательную деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Пополняют экспозиции рисунками и поделками. В настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родственники. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Создание  мини-музея –  трудоемкая работа  и  состоит из этапов:

1 этап: постановка целей и задач перед родителями воспитанников, т.к. они являются участками образовательных отношений;

2 этап: выбор помещения или  места;

3 этап: сбор экспонатов и регистрация в каталоге;

4 этап: оформление мини-музея;

5 этап: разработка тематики, содержания экскурсий для ознакомления детей с экспонатами;

6 этап: разработка перспективно-тематического плана работы;

7 этап: выбор экскурсоводов;

8 этап: презентация мини-музея с приглашением детей и их родителей.

В работе над проектом «Музейная педагогика» использовались методические рекомендации Н. А. Рыжовой«Мини-музей в детском саду».

При этом учитывались следующие  принципы: интеграции, деятельности и активности, разнообразия, непрерывности, научности, природосообразности и  гуманизации. В рамках этого проекта разработан алгоритм по созданию мини-музеев и создан  в группе мини-музей «Лучший друг».  

Цель: создать оптимальные условия  для развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики.

Задачи:

  1. Способствовать развитию познавательных интересов  и познавательных действий детей в различных видах деятельности по теме мини-музея.
  2. Обеспечить развитие любознательности и познавательной мотивации.
  3. Формировать умение сосредотачивать внимание на предметах, устанавливать простейшие связи, делать простейшие обобщения.
  4. Дать первые представления о музее.
  5. Воспитывать умелое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

В рамках проекта организуются такие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, конструирование, изобразительная, двигательная.

На базе мини-музея была  организована: 

- непосредственно образовательная деятельность с детьми («Что такое музей?» - ознакомительная беседа, «Мой друг – собака» - разговор-беседа).

- совместная и индивидуальная деятельность: сюжетно-ролевая игра «Зоолечебница»,  подвижные и дидактические игры, игры малой подвижности.

Любой мини-музей имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций Экспонат – главное “учебное пособие” в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. В нашем музее были представлены экспозиции по породам собак: овчарки, долматинцы, терьеры, таксы и др.Экспозиция наклеек состояла из 19 экземпляров. Экспозиция  марок из 15 штук, а открыток - из 30 штук. Более десяти экспонатов художественной и научно-познавательной литературы. Богатой оказалась экспозиция мягких игрушек собак – 22 игрушки. Но самой большой была выставка резиновых собак – 34 экспоната.

Учитывая специфику организации работы с детьми младшего дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов были творческие работы детей, такие как: выставка совместных рисунков  детей и взрослых «Такие разные собаки», фотовыставка, макеты, модели.

Содержание деятельности проходило через три направления: создание условий развивающей среды, работа с детьми, взаимодействие с родителями.Для повышения компетентности родителей по данной теме  провели ряд мероприятий: «Значение музея в развитии ребенка» - беседа, «Как вести себя в музее?» - консультация. Музейное дело позволило вовлечь родителей в музейно-педагогический процесс,  сблизить с детьми, обоюдно раскрыть творческий потенциал.   За время работы нашего мини-музея дети узнали много нового и интересного о собаках, закрепили имеющиеся знания, расширили кругозор, был повышен познавательный интерес. Работа в мини-музее была интересна всем участникам образовательных отношений. Взаимодействие с семьей в духе партнерства обогащает обе стороны и обеспечивает полноценное развитие детей.

Список литературы:

  1. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008. - 256с.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта»
  3. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. – С.44-50

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование как одна из форм организации познавательной деятельности дошкольников.

Мы часто храним предметы, доставшиеся нам в наследство или те, что напоминают нам о каком-то событии. Помимо того, что эти вещи дороги нам как память они еще и красивы. Если Вам удастся приобщить к ко...

Сенсорное развитие как форма организации познавательной деятельности дошкольников

сенсорное развитие как форма организации познавательной деятельности дошкольников...

Формы организации познавательной деятельности дошкольников в подготовительной группе

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Свойства воды"...

Выступление на семинаре «Эффективные формы организации познавательной деятельности дошкольников»

laquo;Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами музыки»...

Доклад выступления на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».

Организационные формы обучения должны  обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развити...

Презентация выступления на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».

Организационные формы обучения должны  обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развити...

Выступление на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их об...