Тамбов - мой любимый город
план-конспект занятия (старшая группа)

Продолжать формировать понятие «Родина», закреплять знания о родном городе, учить узнавать знакомые места на фотографиях, прививать любовь к малой Родине, развивать связную речь, логическое мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tambov-moy_lyubimyy_gorod.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по краеведению в старшей группе Д/С «Огонек» №62

Тамбов - мой любимый город

Цель: продолжать формировать понятие «Родина», закреплять знания о родном городе, учить узнавать знакомые места на фотографиях, прививать любовь к малой Родине, развивать связную речь, логическое мышление.

Предварительная работа. Чтение стихов о родном городе, рассматривание фотографий, буклетов, видеозапись.

Материал. Демонстрационный: фотографии старого города и современного, фотографии памятников и их графическое изображение, герб города Тамбова. Раздаточный: пчелы, улей, фон зелено-синий.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, что мы называем Родиной?

Дети: Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы и папы, друзья.

Воспитатель: Правильно! Послушайте стихотворение о Родине.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Место, где мы родились, и есть Родина. А как наш город называется. (Тамбов).   Как называют жителей Тамбова (тамбовцы) Значит вы тоже тамбовцы. А вы знаете, сколько лет Тамбову? Нашему городу  скоро юбилей -380 лет.  Ребята, а вы любите свой город? Вы еще больше полюбите его, когда узнаете о нем много интересного.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному городу.

И начнем нашу экскурсию с прошлого нашего города и перенесемся на много лет назад, когда возник наш город. В те далекие времена Русь страдала от  набегов татар. И по приказу царя Петра Первого на пути к Москве было решено построить города-крепости. Одна из таких крепостей и была построена на двух холмах, на берегу реки Цна.

Это было в глубокой древности

На холмах под разгулы ветров

Поднимались строения крепости

С немудреным названием Тамбов.

Строительство крепости начали 17 июля 1636 года в день Зосима Пчельника и строил крепость стольник Роман Бабарыкин. После завершения работ он был три года тамбовским воеводой.

Что же представлял собой город Тамбов в те далекие времена, (показ иллюстраций  . Это был город-крепость, построенный из дерева. Он состоял из Кремля, острога и небольшого посада. Город окружала деревянная стена со сторожевыми башнями и водяной ров.

- Для чего, как вы думаете?

Много раз нападали на крепость враги, но разрушить ее не смогли. Постепенно около крепости возводили дома, торговые палатки. Люди занимались охотой, пчеловодством, разными ремеслами,  торговлей.

Большие изменения произошли с тех пор. От седой старины здесь ничего не осталось.  Деревянный Кремль с окружавшими его бревенчатыми стенами и острог  разрушились, исчезли.

У нашего города есть герб (показ).

 - Давайте рассмотрим герб. Какая у него форма? (квадрат).

- Правильно. Квадрат немного вытянут снизу и в середине. Мы можем сказать, что он имеет форму щита. Щит свидетельствует об оборонительном значении крепости.

- Что изображено на гербе (пчелы и улей на сине-зеленом фоне)

Герб  Тамбова отражает древнее занятие жителей.

 - Ребята, скажите какое? (разведение пчел или пчеловодство).

 - Что символизируют пчелы? (трудолюбие).

 - Давайте вспомним, что означает каждый цвет на гербе?

 (золотистый – справедливость, зеленый  - надежду и свободу, синий – величие и красоту).

А теперь давайте тихонько расположимся за столами и приготовимся сделать герба Тамбова.  

Конспект занятия по краеведенью в старшей группе « Путешествие  по родному городу.»

Мы  путешествуем сегодня от нашего садика» Огонек «едим по бульвару и   оказывемся на одной из самых широких и длинных улиц Тамбова – Советской. По ней проходят несколько троллейбусных и автобусных маршрутов   (показ иллюстраций).   Вы видите, что внешний вид города Тамбова стал совершенно иным , чем был раньше. Появились кварталы и улицы с многоэтажными домами. Город летом украшают новые парки и скверы. Сейчас мы с вами сделаем первую остановку.

-Посмотрите, что это за здание? (Универмаг)

 - Да, правильно это сейчас универмаг. А раньше это был Гостиный двор и выглядел он вот так. Внешний вид здания не изменился. Решение о постройке этого здания было принято еще при Гавриле Романовиче Державине. А построил его итальянский архитектор. Обратите внимание на здание, оно имеет 50 больших колонн.

Державин был не только  губернатором ,но и поэтом .Послушайте его стихи .

Продолжаем путешествие  и мы видим с вами любимое место отдыха тамбовчан.

- Назовите его (Парк культуры и отдыха).

- На берегу, какой реки он расположен? (Цна).

На Советской улице к парку культуры и отдыха примыкает областная картинная галерея. Раньше это здание использовалось для воскресных чтений (показ фото). В чтениях принимали участие передовые учителя учебных заведений.

- Ребята, что находится в картинной галерее? (ответы детей). Кто из вас с родителями посещал галерею?

А сейчас с улицы советской мы свернем на улицу Державинскую  и остановимся у этого здания.

- Кто узнал его и может назвать? (областной краеведческий музей)

В музее богато представлены экспозиции, отражающие историю, культуру, экономику, природу Тамбовского края,  на экскурсию в музей вы можете сходить с родителями  .

Но вернемся снова на улицу Советскую. По левой стороне улицы видно довольно примечательное здание.

- Кто знает, как оно называется? (музыкальное училище имени С.В. Рахманинова.)

Правильно, это одно из старейших в стране. Вначале это училище было основано как музыкальные классы, а затем преобразованы в музыкальное училище и выглядело оно вот так (показ фото). В нем обучали игре на фортепьяно, скрипке и учили сольному пению. В училище бывал великий русский композитор С.В. Рахманинов. Музыкальное училище – центр музыкальной культуры области. Оно организует симфонические и камерные концерты.

Наше путешествие было интересным и поучительным, вы много знаете о родном городе, а нам пора возвращаться в детский сад. Вы, наверное много узнали о Тамбове интересного, поэтому я предлагаю вам поиграть в  игру «Узнай  , где мы были».

Наше путешествие окончено ,  всем спасибо.

Конспект занятия по краеведенью с детьми старшей группы «Подвиг их бессмертен»

Цель : Дать представление о героическом прошлом жителей Тамбовского края .Воспитывать гордость и уважение к ветеранам и участникам Великой Отечественной  войны. Познакомить с историей создания памятников (Вечный огонь, монумент «Танк», памятник З. Космодемьянской, памятник «Самолет»).

Воспитатель  показывает детям  фотографии или слайды и  рассказывает  о памятниках.

Дети  - каждый год 9 Мая вся наша огромная страна отмечает Великий день Победы над фашистской Германией. В этот день горожане с букетами весенних цветов приходят  к памятникам войны ,поздравляют ветеранов. Я расскажу вам ,как и  почему появились они на улицах родного Тамбова.

Монумент «Танк» сооружен в 1949 году на углу улиц Советской и Московской в честь патриотического почина колхозников Тамбовской области.  Труженики колхоза «Красный доброволец» в годы войны выступили с инициативой сбора средств на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник». Ими было собрано 40 миллионов рублей.

Боевая машина стоит на высоком постаменте, танк как бы застыл в броске перед решительной атакой.

Не в буре огня и стали,

Не в грохоте дымных атак –

На мирном застыл пьедестале

Свое отработавший танк.

Крушил он преступные козни

И ворога гнал в темноту.

Названье «Тамбовский колхозник»

Горит на его борту.

Монумент «Самолет» - символ мужества и героизма советских летчиков в годы Великой Отечественной войны – установлен 9 мая 1985 года в честь 40- летия Победы Памятник свидетельствует о большом вкладе Тамбова в подготовке летчиков, инженеров, техников и механиков.

Памятник представляет собой внушительную конструкцию. Боевой самолет взмывает резко вверх. Конечно таких самолетов во время Великой Отечественной войны не было. Для памятного знака была использована модель самолета МИГ -21, который поступил на вооружение после окончания войны.

Памятник Зое Космодемьянской воздвигнут в 1947 году в сквере, носящем ее имя. Зоя Космодемьянская родилась в селе Осиновые Гаи. С первых дней войны вместе со своими товарищами работала на строительстве оборонительных рубежей. 2 ноября 1941 года в момент выполнения боевого задания в деревне Петрищево Зою схватили немцы. Они долго били, пытали, а затем казнили ее.

В 1942 году Зое было присвоено звание – Герой советского Союза. В Тамбове есть улица, носящая имя отважной девушки. На родине Зоя создан музей и открыт памятник.

Монумент Вечной Славы возведен к 25 летию Победы в память о тех, кто отдал жизни за свободу и независимость Родины. В центре композиции четыре столбы, символизирующие 4 года войны. Внизу расположена бронзовая звезда, в центре которой зажжен Вечный огонь.

На внутренней стороне кольца три барельефа – «Однополчане», «Семья», «Родители». Их разделяют надписи о вечной славе героям.

Монумент воздвигнут по проекту тамбовских скульпторов Лебедева, Малофеева.    

Вы внимательно слушали меня  ,молодцы. Давайте все вместе сделаем нашим ветеранам панно

«Сирень Победы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по проекту «Мой любимый край, мой любимый город»

Закрепить знания детей об истории города, о достопримечательностях, узнать что-то новое о его прошлом. ...

Интерактивная прогулка по родному городу из цикла "Любимый город" c ИКТ

Интерактивное музыкальное занятие с использованием  мультимедийной слайдовой презентации из цикла «Любимый город» предназначено для детей 6-7 лет. Занятие  даёт возможность способствов...

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

Патриотический проект "Город Пермь - мой любимый город" для детей старшего дошкольного возраста

Данный проект предназначен для педагогов дошкольных учреждений, которые работают с детьми по патриотическому вопитанию...

Презентация "«Куса – cторонки любимой краса!» (любимый город в стихах)

Наверное, Куса ничем не выделяется среди других малых городов России. Но она по-своему неповторима и очаровательна!...