"Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОУ"
консультация

Шагадаянова Гульшат Равиловна

Консультация для педагогов «Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОУ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное детское образовательное учреждение «Детский сад №18 «Солнышко» с. Николо-Березовка» муниципального района Краснокамский район РБ

Консультация для педагогов

«Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОУ»

Подготовила:

воспитатель старшей группы

Шагадаянова Г.Р.

Дата проведения: 23.11.2022г.

2022 г.

В обществе идет становление новой системы дошкольного образования, главными критериями которого названы социализация и индивидуальное развитие ребенка.

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль в той или иной игре. И как же хочется детям быть похожими на героев сказок, совершать их подвиги. И дети, играя, представляют, что они сильные, смелые, умелые, что и придает им сил для новых открытий.

Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить игра. Сказка и игра во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Поэтому роль игры во всестороннем развитии ребенка - дошкольника очень важна.

Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром, учитывая гуманистические традиции человеческого общества. И начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста,

Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, компьютеры, планшеты, не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от нас воспитателей требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание нетрадиционным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребенка.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.

Что даёт игра детям?

 Игра дает свободу.

 Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

 Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.

• Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.

 Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение

Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.

• Игра дает развитие воображения.

• Игра дает возможность развить свой ум.

• Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Игровая деятельность включает в себя:

• Дидактические: на развитие внимания, логического мышления, памяти, зрения, слуха, различения формы, величины, ориентации в пространстве

• Сюжетно–ролевые

• Театрализованные: игры – инсценировки, игры имитационного характера с использованием пения и танцевально-ритмичных движений, игры-драматизации

• Режиссёрские

• Строительные

• Народные, хороводные игры

• Игры с песком, игры-исследования и игры эксперименты

• Подвижные

• Спортивные

В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Главная цель любой дидактической игры – обучающая.

Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. При организации игры нужно уделять особое внимание обращаю на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.д.

Дидактические игры используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Благодаря использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности.

Сюжетно ролевая игра

Главная задача сюжетно-ролевой игры насыщение детей новыми впечатлениями, создание положительной, эмоциональный атмосферы, развитие представлений об окружающем мире. Играя с детьми, создаю проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности.

Дети всех возрастных групп играют в куклы. Кукла – любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Вот это-то и формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание.

Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница»«Магазин»«Семья»«Гости».

У современных дошкольников появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т. д. и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи»«Банк»«Макдональдс» и т. д.

Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека,

Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада,

Подвижная игра

В этих играх нужно учить детей сосредотачивать свое внимание на игровом объекте. Это улучшает устойчивость их внимания, помогают преодолеть рассеянность и быструю отвлекаемость. Дети накапливают двигательный опыт и постепенно у них формируется более высокий уровень развития произвольных движений.

Подвижные игры учат детей быть доброжелательными, не смеяться над проигравшим, формирует умения, смекалку. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей,

Строительные игры

Развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают пространственное воображение, умение создавать различные модели, доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективной работы, ее пользу.

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач.

Электронные игры

Подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов.

Широко использую: игры – путешествия, интерактивные игры, презентации. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность.

Также можно применять такие игровые технологии, такие как квест- игры. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства, в игре нужно направлять детей«наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

Театрализованные игры

С помощью театрализованных игр увеличивается словарный запас детей, они учатся диалогической речи, умению последовательно передавать в речи и действиях сюжет сказки, рассказа. Интересно и познавательно для детей разыгрывать сюжеты сказок с помощью настольного театра, игрушек, картинок.

Кукольная театрализация сказок очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова все персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки). В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы, развивается наблюдательность и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Игры - эксперименты с различными предметами и материалами (водой, снегом, льдом, мыльной водой, пеной, зеркалом, стеклом, звуками, светом). Инициатива проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю.

Основное правило таких игр: взрослый не выполняет задания за ребёнка. Интерес к действию - основной фактор, который захватывает детей.

Дети любят экспериментировать.

Есть ещё один тип игр - развивающие или “умные” игры (книжки - раскраски, шнуровки, лото, конструкторы “Лего”, игры – пазлы, которые развивают мелкую моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение.

Детская игра всегда носит творческий характер

Важное место в художественно – творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Музыкальные игры развивают у детей умение узнавать музыку, ее темп, характер, ритм.

Мы воспитатели должны выступать в настоящее время в несколько ином качестве, мы не только должны осуществлять педагогическое руководство игровой деятельностью детей, но и сами становиться ее активными участниками.

Правильно подобранная игра создаёт условия для обогащения активного словарного запаса детей и развития речи, включая дошкольников в образовательную деятельность и речевую активность.

Таким образом, игра выступает, как самая важная деятельность, через которую можно решать все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для ребенка-дошкольника умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации игровой деятельности для детей раннего возраста.

Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста....

"Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников"

О современных подходах к организации игровой деятельности дошкольников...

Консультация для воспитателей «Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящ...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Организация современных игр дошкольников...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Организация игровой деятельности у дошкольников...

Статья "Современные подходы к организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

статья "О современных подходах к организации игровой деятельности в ДОУ"...

Совет педагогов: "Современные подходы к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО"

Данный материал совершенствует педагогическое мастерство воспитателей, повышает методический уровень педагогов по организации различных видов игры....