Семинар-практикум с педагогами «Если эмоции выходят из-под контроля»
консультация
Семинар по обучению педагогов приемам конструктивного общения с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_pedagogam_spravitsya_s_negativom.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум с педагогами
«Если эмоции выходят из-под контроля»
Цель: обучить педагогов приемам конструктивного общения с детьми.
Задачи:
- мотивировать воспитателей на уважительные отношения с ребенком;
- научить развивать конструктивное общение у детей;
- стимулировать творческую активность педагогов.
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим об общении и выполним специальные упражнения. Давайте вспомним известные приемы общения и найдем новые подходы, которые можно использовать и в работе, и в жизни. Позвольте начать мне с байки. На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, те ответили по-разному. Один сказал: «Я кладу кирпичи». Другой: «Я зарабатываю на жизнь». А третий ответил: «Я строю храм». Вы сами выбираете, какую занять позицию и какой выбрать способ общения с детьми. Возможно, сегодня вы просто просите убрать игрушки, подвинуть стул, взять кого-то за руку, но как вы скажете свою просьбу, повлияет на стиль общения ребенка в дальнейшем.
Упражнение «Общение»
Раздайте педагогам карточки с вариантами обращений к детям. Рядом с каждой фразой укажите интонацию, с которой педагоги должны будут их произнести.
Ведущий: Я предлагаю вам разделиться по парам и сказать по очереди друг другу, глядя в глаза, фразы спокойным голосом и на повышенных тонах.
Фразы, которые произносят педагоги
Ты играл с этой игрушкой! Отнеси ее на место! (На повышенных тонах.)
Ты играл с этой игрушкой? Отнеси ее на место. (Спокойным голосом.)
Зачем ты так сделала? Это просто невыносимо! (На повышенных тонах.)
Мне неприятно, что ты так сделала, ты хорошая девочка, но поступила плохо. Пожалуйста, будь в следующий раз аккуратнее. (Спокойным голосом.)
Ведущий: Проследите за своими ощущениями, когда слушаете и когда говорите. Часто сложно говорить спокойно, и в некоторых случаях это не сработает. Но постоянно отдавайте себе отчет, пойдет на пользу повышенный тон или нет. Умение общаться формируется в дошкольном возрасте. Если дети невнимательны и грубы по отношению друг к другу, они испытывают сложности во взаимодействии, не могут поддержать и развить установившийся контакт. Все это приводит к агрессивному поведению, конфликтам, отгороженности, замкнутости. Чтобы помочь дошкольникам, которые испытывают трудности в общении, нужно формировать у них коммуникативные навыки. Обогатить опыт детей и смягчить проблемы вы можете в совместной деятельности с ними. Родители закладывают основы поведения ребенка в семье, но ваша задача – показать другие способы общения.
Три установки в общении с детьми
Зачитайте вслух три установки в общении с детьми. Каждую установку обсудите с воспитателями.
1. Я – образец для подражания.
Именно такого отношения к себе вы ждете от детей.
2. Ребенок – личность. Я уважаю мнение ребенка.
При разговоре с ребенком присядьте на корточки, чтобы показать ему свое уважение.
3. Я – взрослый человек. Я задаю тон общения.
Только вы решаете, может ли ребенок вывести вас из равновесия или нет.
Ведущий: Если взрослый задает тон общения, то давайте задумаемся, как действует на психику ребенка, например, постоянное повторение частицы «не».
Упражнение «Жизнь без частицы „не“»
Пригласите одного из педагогов по желанию сыграть роль ребенка. Остальным воспитателям раздайте стикеры. Каждый из педагогов подходит к «ребенку», наклеивает на его одежду стикер и говорит фразу с частичкой «не», например: не спорь, не крутись. Делать это нужно без улыбки, без остановок. Затем попросите педагога, который играл роль ребенка, рассказать о своих чувствах и ощущениях. Обсудите упражнение с группой и сделайте вывод.
Ведущий: Теперь давайте попробуем заменить слова с частицей «не» на слова действия. Например, говорите «стой» вместо «не беги», «помолчи» вместо «не болтай».
Упражнение «Измени фразу»
Раздайте воспитателям карточки с предложениями. Попросите их заменить фразу с частицей «не».
Ведущий: Частицу «не» сложно заменить в конкретной ситуации. Когда Саша бьет Машу, вам нужно сначала остановить действие, а потом комментировать. В таких случаях скажите ребенку: «Стоп!». Затем поясните ему: «Драться запрещено». Говорите ровным, спокойным тоном, как будто предлагаете просто попить. Исключайте агрессию. Давайте потренируемся.
Упражнение «Ситуация – слово педагога»
Ведущий: Дети могут конфликтовать друг с другом. Что делает ребенок, которого обидели? Дошкольник бежит к воспитателю или лезет в драку. Вам нужно научить ребенка решать конфликты самостоятельно, без вашей помощи и кулаков. Давайте потренируемся. Я буду называть ситуации, а вы по очереди отвечать, что должен сказать воспитатель. Например, если ребенок бежит по группе, вы говорите ему: «Стоп! По группе мы ходим шагом». Не забывайте про правило: употреблять фразы без частицы «не».
Примеры ситуаций
Ситуация 1. Миша отнимает у Даши игрушку.
Ситуация 2. Вася и Петя спорят, потому что не поделили один стул.
Ситуация 3. Маша и Лена вместе рисуют, Маша кричит, что Лена испортила ее рисунок.
Ситуация 4. Коля ударил Ваню лопаткой.
Ведущий: Теперь представьте ситуацию. Вы разговариваете с другим воспитателем, а ребенок хочет к вам обратиться. Чтобы дать возможность детям обращаться к вам, не перебивая разговор, научите их приему: ребенку, который хочет обратиться к вам, нужно подойти и дотронуться до вашей руки. Вы увидите, что нужны ребенку, закончите разговор и поговорите с дошкольником.
Однако все мы люди, поэтому не можем всегда быть на сто процентов уравновешенными. Предлагаю упражнения, которые помогут вам сохранить нервную систему. Если вы напряжены и не можете расслабиться, выполните одно из упражнений.
Заключение
Ведущий: Помните: нас научили бережно относиться к вещам, но не научили бережно относиться к людям. Одну и ту же информацию можно донести до ребенка с разным эмоциональным посылом. Уважайте личность в каждом ребенке, не переносите на него свои негативные эмоции. Давайте беречь другу друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской а...
Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....
Семинар-практикум «Как дети выражают свои эмоции»
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети ст...
Семинар - практикум для родителей «В мире эмоций»
Цель: дать родителям практические упражнения на восполнение эмоционального ресурса детей и родителей, которые они могли бы использовать в повседневной жизни с детьми....
Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»
Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...