«Логопедическая ритмика. Зачем это нужно?»
статья

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Зачем это нужно? Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка в школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ot_logopedov.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

 «Логопедическая ритмика. Зачем это нужно?» 

Подготовили:

Скарга Л.И.,

 учитель-логопед МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»,

Скомаровская И.А.,

учитель-логопед МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Зачем это нужно? Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка в школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

Логоритмика - это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении высказывания можно использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений как логопедическая ритмика.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Логопедическая ритмика включает в себя:

  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • упражнения на развитие мелкой моторики.

Начинать занятия можно с простых заданий: показать, как дует ветер, как взлетает самолет, как капают капли дождя, проиллюстрировать движениями и звукоподражаниями знакомое стихотворение.

Позже, когда у дошкольника уже сформируется определенный речевой опыт, а в его копилке будет несколько выученных стихотворений и песен, можно использовать их или разучить новые, сопровождая их пальчиковой гимнастикой или соответствующими движениями рук, ног, головы, туловища. Если заниматься логоритмикой в системе, постепенно усложняя задания и не пренебрегая рекомендациями педагогов детского сада, можно добиться заметных успехов в развитии правильного звукопроизношения, выразительности речи и двигательных навыков.

Наиболее популярными на сегодня являются книги Картушиной М.Ю. и серия музыкальных дисков «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых: «Веселая логоритмика» (1-5 лет) и «Игровая гимнастика» (3-5 лет).

Характерной особенностью методики Железновых является игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру. Методика доступна для родителей без музыкального образования, она проста и эффективна.

Аудиопособие направлено на развитие общей моторики и фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Оно состоит из 2-х разделов:

Первый раздел пособия - музыкально-игровые упражнения для развития крупной моторики, ритма и внимания у детей 2-5 лет.

Второй раздел пособия - логопедические стишки и песенки для детей 3-6 лет.

Игровые задания, красивая и весёлая музыка позволяют проводить развивающие и лечебно-профилактические занятия с малышами в весёлой, занимательной форме.

Комплекс упражнений для детей 4-6 лет.

1. Упражнение «Черепаха» (самомассаж)
Шла купаться черепаха 
(ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног)
И кусала всех со страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!

2. Упражнение «Ракета» (развитие речевого дыхания и голоса)
Говорит взрослый, отвечает ребенок.
Проверяем топливо.
Долгое «ш-ш-ш-ш-ш…»
Открываем люки.
Звук «ааааА» (тихий, переходящий в громкий), руки поднимаются
Закрываем люки.
Звук «Ааааа» (громкий, переходящий в тихий), руки опускаются
Проверяем радио.
Короткий звук «У» то громко, то тихо
Включаем двигатель.
Долгое «р-р-р-р-р…», руки в кулачках

3. Пальчиковая игра «Строим дом» (развитие мелкой моторики)
Тук-ток, тук-ток 
(ударять кулачками друг о друга)
Застучал молоток.
Будем строить новый дом
С высоким крыльцом, 
(поднять руки вверх)
С окнами большими, 
(согнуть руки в локтях, положить одну ладонь на другую, изображая окно)
Ставнями резными. 
(поднять кисти рук вверх — «открыть ставни»)
Тук-ток, тук-ток 
(ударять кулачками друг о друга)
Замолчал молоток. 
(руки опустить свободно вниз)
Вот готов новый дом, 
(поднять руки вверх)
Будем жить мы в нем. 
(потереть ладони друг о друга)

4. Логопедическая гимнастика «Печем пирожки»
1. «Месим тесто» – 
активно двигаем языком, упираясь то в одну, то в другую щеку
2. «Раскатываем тесто» – 
с силой проталкиваем язык между губами и втягиваем обратно в рот
3. «Блинчик» – 
высовываем язык и держим его широкой лопаткой
4. «Кладем начинку» – 
заворачиваем края языка так, чтобы в середине образовалась ямка
5. «Печем пирожки» – 
надуваем щеки и медленно со звуком «пух-х-х-х…» выпускаем воздух (губы расслаблены)
6. «Вкусный пирожок» – 
облизываем губы языком
Упражнения можно делать и под музыку, меняя темп в зависимости от мелодии.

5. Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)
Цы-цы-цы – в огороде огурцы. 
(хлопать в ладоши)
Ица-ица-ица – прилетела к нам синица. 
(делать легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья)
Рец-рец-рец – поклевала огурец. 
(стучать указательным пальцем по коленям)
Цу-цу-цу – всем я дам по огурцу. 
(ритмично вытягивать руки вперед и затем прижимать к груди)

6. Ритмический танец «Волшебный цветок» , муз. Ю. Чичков, слова М. Пляцковский (развитие чувства темпа и ритма, координации речи и движения)
Повторять текст в данном упражнении не нужно.

Есть на свете цветок алый-алый, (шагать по кругу, высоко поднимая колени)
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовется не зря.
(в конце куплета остановиться)
Припев:
Может, там, за седьмым перевалом, 
(шагать на месте, приставив руку к глазам, «смотреть вдаль»)
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
(кружиться на носках, подняв руки, ладони раскрыты, как «стрелочки»)

В жизни хочется всем нам, пожалуй,
Двигаться боковым галопом по кругу,
(в конце куплета остановиться)
Как бы путь ни был крут и далек,
На земле отыскать небывалый
Самый-самый красивый цветок.
(Припев: движения те же)

Вспоминая о радостном чуде, (бежать по кругу, поднимая колени)
Вдаль шагая по мокрой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно, находят не все.
(в конце куплета остановиться)
(Припев: движения те же)

7. Упражнение «Аист» (развитие чувства равновесия, нормализация мышечного тонуса)
Аист ногу поднимает –
Ничего не понимает. 
(стоят сначала на одной ноге, потом на другой, стараясь удержать равновесие)
И весь день среди ракит 
(руки разводят в стороны)
На одной ноге стоит.

8. Игра «Ёжик» (развитие реакции, речевого слуха)
Ребенок бегает под музыку. Когда она перестанет звучать, малыш должен присесть и обнять себя руками («ёжик»), как только мелодия заиграет снова – нужно бежать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Логопедическая ритмика - занятие или игра?

При организации комплексного коррекционного воздействия на личность ребенка с общим недоразвитием речи мы придерживаемся принципа «разносторонности усилий», в котором особую роль отводим взаимодополня...

статья "Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста с недоразвитием речи средствами логопедической ритмики"

Наряду с нарушением речевого развития,у детей с ОНР имеются и отклонения в формировании различных аспектов музыкальных способностей, для преодоления которых необходимо специальное коррекционно-педагог...

логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания

Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....

логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией

Методика проведения музыкально-ритмических занятий с детьми,страдающими алалией....

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Методическая разработка по теме: "Практическое использование элементов логопедической ритмики в коррекционной (логопедической) работе в старшей группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)

Наш практический опыт позволяет заключить, что системное использование методик логоритмического воспитания, опирающихся на психофизиологическую взаимосвязь музыки, движения и речи в комплексе  ле...