Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка вокального ансамбля "Соловушки"
рабочая программа (средняя, старшая группа)
Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Возраст детей: 4 – 6 лет. Срок реализации: 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_programkruzhsolovushki_1yygod_obucheniya.docx | 274.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Ягодка» Тутаевского муниципального района
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
кружка вокального ансамбля «Соловушки»
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст детей: 4 – 6 лет
Срок реализации: 2 года
Принято на заседании педсовета
Протокол №
Автор-составитель программы:
Музыкальный руководитель
Коновалова Ирина Ивановна
2022 год
Пояснительная записка
«Музыка начинается с пения» /Курт Закс/
«Запоют дети – запоет народ» /К.Д.Ушинский/
Россия издавна славилась своими песенными традициями. Песни передавались от старшего поколения младшему с самого раннего детства. Это были потешки, пестушки, колыбельные, заклички, дразнилки, приговорки, трудовые, обрядовые, лирические, шуточные песни.
Но с течением времени жизненный уклад людей изменился, прервалась цепочка передачи песенного наследия народа. В современном мире отношение людей к культурным традициям прошлого совсем иное. Все реже в домах звучит хорошая музыка, за праздничным столом современные родители не поют застольных песен. Ребенок постоянно находится в окружении агрессивного музыкального фона поп- и рок-музыки, звучащих с экранов телевизоров, радиоприемников, компьютеров. Современные малыши редко посещают с родителями театры, детские концертные филармонии, музеи. Все это приводит к эмоциональному оскудению нации.
«Все начинается с детства». Всем очень хорошо известны эти слова В.Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального и познавательного развития.
Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы: по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторов И. Каплунова, И. Новоскольцева, программы Э.П. Костиной «Камертон», музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е. Железновой, «Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света» М. Опришко.
Дополнительная программа соответствует требованиям:
- Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
- Конвенции о правах ребенка;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Цель: развитие певческих навыков дошкольника.
Задачи:
- Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, артикуляционного аппарата;
- Развитие правильного певческого дыхания;
- Формирование интереса к вокальному искусству;
- Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон;
- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса;
- Совершенствование вокально-хоровых навыков;
- Развитие умений различать звуки по высоте;
- Развитие умений выразительно передавать характер песни;
- Формирование певческой культуры.
Планируемый результат:
- Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и сольно, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении и скачкообразном вверх на квинту и кварту.
- Увлеченно и заинтересованно слушают песни, определяют их характер, жанр, темп, ритм, высокие и низкие звуки, направление движения мелодии.
- Выражают свои впечатления о прослушанной песне в эстетических суждениях, художественных движениях под музыку.
- Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к исполнению песни.
- Проявляют основанные этические нормы при выступлениях на концертах.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концертного занятия 1 раз в полугодие.
Основопологающие принципы программы:
- Принцип системности;
- Принцип последовательности;
- Принцип деятельностного подхода;
- Принцип культуросообразности;
- Принцип интеграции;
- Принцип развивающего обучения;
- Принцип гуманизации;
- Принцип сотрудничества;
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;
Организация и проведение занятий
Программа вокального кружка «Соловушки» предназначена для детей 4 – 6 лет. Предполагается 57 занятий в год. Занятия проводятся с октября по апрель включительно, два раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 20-25 минут.
Особенности слуха и голоса детей 4-6 лет.
На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре-си. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми(фа)-ля. В этом диапазоне звучание естественное, звук «до» первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений;
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях
- и концертах, но и дома, в гостях;
- звуковоспроизводящая аппаратура (ноутбук, колонки, микрофон);
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально-дидактические игры, пособия);
- концертная деятельность детей;
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки, навыки эмоционально-выразительного исполнения, певческое дыхание, звукообразование, навык выразительной дикции).
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Структура занятия.
- Вводная часть.
- Музыкальное приветствие.
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).
2. Основная часть.
Работа над песней:
- Разбор содержания песни, её значение, заучивание текста песен.
- Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками, отдельных фраз и мелодий.
- Работа направлена на развитие исполнительского мастерства
3. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Введение в исполнительство детских музыкальных инструментов по мере необходимости. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
- настраивание перед началом пения (тянуть первый звук);
- пение песни шепотом;
- пение песни на определенный слог;
- проговаривание согласных в конце слова;
- произношение слов в ритме песни (сольмизирование);
- выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
- остановка на отдельном звуке для уточнения правильности тона;
- анализ направления мелодии;
- использование элементов дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
- образные упражнения;
- оценка качества исполнение песни.
Перечень программно-методического обеспечения
- Цифровое фортепиано.
- Ноутбук - для знакомства с новыми музыкальными произведениями, песнями и для исполнительской деятельности.
- Комплекс артикуляционной гимнастики.
- Комплекс дыхательной гимнастики Емельянова – при работе над песней.
- Подборки (ноты) песен, попевок.
- Фонограммы «плюс» и «минус» - используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности на флеш-носителе.
- Микрофоны.
- Детские музыкальные инструменты – для развития чувства ритма и оформления песен.
- Программы, сценарии концертов.
Календарно-учебный план
Количество месяцев реализации программы | Количество занятий в неделю | Количество часов в неделю |
7/7 | 2/2 | 2/2 |
Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов на теорию | Кол-во часов на практику | Всего |
1. | Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 0,5 | - | 0,5 |
2. | Пение как вид музыкальной деятельности. | 2 | 5 | 7 |
2.1 | Правила охраны детского голоса. | 0,5 | - | 0,5 |
2.2. | Вокально-певческая установка. | 1 | 1,5 | 2,5 |
2.3 | Упражнения на дыхание. | 0,5 | 3,5 | 4 |
3. | Формирование детского голоса. | 4,5 | 24,5 | 29 |
3.1 | Звукообразование. | 1 | 5,5 | 6,5 |
3.2 | Дикция и артикуляция. | 1 | 6 | 7 |
3.3 | Речевые игры и упражнения. | 1,5 | 6 | 7,5 |
3.4 | Вокальные упражнения. | 1 | 7 | 8 |
4. | Слушание, разучивание песен. | 2 | 11 | 13 |
5. | Работа над сценическими действиями. | 1,5 | 2,5 | 4 |
5.1 | Работа над эмоциональностью и выразительностью в пении. | 0,5 | 1,5 | 2 |
5.2 | Театрализация. | 1 | 1 | 2 |
6. | Концертно-исполнительская деятельность. | 1 | 2,5 | 3,5 |
6.1 | Выступления на утренниках. | 0,5 | 0,5 | 1 |
6.2 | Отчётные концерты. | 0,5 | 2 | 2,5 |
Итого: | 11,5 | 45,5 | 57 |
Перспективный план работы
Октябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика. 3. Интонационно-фонетические упражнения. 4. Скороговорки. Тексты изучаемых песен. 5. Дыхательные упражнения. 6. Упражнения для распевания. 7. Песенный репертуар. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать речевой аппарат, способствовать охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса). Подготовка речевого аппарата к работе. Учить детей певческому дыханию. Дать детям понятие «значение дыхания в пение». Петь на одном звуке. Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песни «а капелла». | «Хэй-хэй, привет!». «Приветствие» (безконтактно) Модель И. Евдокимовой. По системе В. Емельянова. «Машина» - вибрация губ. «Самолёт» - на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). 1. «На гармоне громко…» 2. «66 широкоплечих мужиков» 3. «Наша дочь речистая».
1. «Вдох и выдох по руке» 2. «Насос» 1. Пропевание гласных (в слогах) «МИ-МЭ-МА-МО-МУ». 2. «Эхо» 3. «Я пою, хорошо пою» I год: «Дождик» муз. Нероновой II год: |
Ноябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Игра-приветствие. 2. Шуточная артикуляционная гимнастика.
3. Интонационно-фонетические упражнения и развитие слуха.
4. Скороговорки. Чистоговорки.
5. Дыхательные упражнения. 6. Упражнения для распевания и развития чувства ритма. 7. Песенный репертуар. | Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании поступенных движений и трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Учить детей певческому дыханию. Упражнять в различных видах певческого дыхания. Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; 3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | «Начнём сейчас занятие», «Музыкальное приветствие». Сказка «У бабушки с дедушкой» Пропевание «Лесенки» на слог «та» в разной последовательности. «Вертолёт» (р-р-р-р…) 1. «Няня мылом мыла Милу» 2. «Сорок сорок ели сырок» 3. «В ночной тиши…» 1. «Сдуй одуванчик» 2. «Собачка бежала - устала» 1. «Жила была мама, звали её гамма». 2. «Нижний тетрахорд гаммы». 3. «Не зевай» муз-ритмическая попевка с музыкальными инструментами. I год: «Курочка-рябушечка» русская народная песня. Повторение пройденного репертуара. II год: |
Декабрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
3. Интонационно-фонетические упражнения.
4. Скороговорки, тексты изучаемых песен.
5. Дыхательные упражнения. 6. Упражнения для распевания. 7. Песенный репертуар. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти), необходимых для правильного произношения звуков. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и т.д. Продолжать упражнять детей в певческом дыхании. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук «как ниточку». Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Упражнения: «Забиваем голы», «Закусывание язычка» («шинкуем», высовывая далеко, + на боковых зубах).
«Гуси», «Падает снег» (с увеличением выдоха) Распевка на кантилену и развитие музыкального слуха («Ми-и-и-и-я»), «Верхний тетрахорд гаммы», «Наша горка высока» р.н.прибаутка. I год: «Зимние радости» муз. Шостаковой. II год: |
Январь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика.
3.Интонационно-фонетические упражнения.
4.Скороговорки. Чистоговорки.
5 Упражнения для певческого дыхания. 6. Упражнения для распевания. 7. Песенный репертуар. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо. Учить детей распределять дыхание на всю фразу, проговаривая её в ритме мелодии. Упражнять в задержке дыхания. Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала. Упражнять в отрывистом исполнении низходящих трезвучий. 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фраза- ми и перед началом пения. 2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук. 3. Чисто интонировать в заданном диапазоне. 4. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. 5. Совершенствовать исполнительское мастерство. 6. Учить детей работать с микрофоном. | «Хэй-хэй, привет!». «Здравствуйте» муз. Картушиной. «Вы - диктор». Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь». «Крик ослика» (Й – а...), «Крик чайки» (И! И!).
«Сорок сорок ели сырок» «В ночной тиши…» «У Аграфены и Арины…».
«Вдох и выдох по руке»; «Гуси»; «Падает снег» (постепенно удлиняя выдох). Повторение 2-х упражнений на легато. «Йя-ха-ха…» - на стаккато.
I год: «Мир музыки» сл. и муз. Е.Машечковой Повторение всего репертуара. II год: |
Отчётный концерт I полугодия |
Февраль
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения.
4.Скороговорки. Чистоговорки.
5. Дыхательные упражнения. 6. Упражнения для распевания
7. Песенный репертуар.
| Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Учить детей долго тянуть звук «У», меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. Учить детей чётко проговаривать текст скороговорок, включая в работу артикуляционный аппарат. Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Упражнять детей во взятии глубокого и «похожего на испуг» быстрого дыхания. Учить свободно открывать рот, петь прикрытым звуком. Расширять диапазон детского голоса. Продолжать работу над чистотой интонации (при пении верхнего тетрахорда гаммы). 1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. 3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной вы- разительности. 5.Учить детей работать с микрофоном. | «Музыкальное приветствие». «Рада видеть вас, друзья!» муз. Коноваловой «Утёнок сердится и улыбается», «Маляр». «Машина» (с поворотом) - вибрация губ с повышением тона. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). «Самолёты». «Кукушка кукушонку купила капюшон» «На гармоне громко…» Чтение текста песен. «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; Выполнение дыхательных упражнений по выбору детей. «Я пою». «Эхо». «Гамма До-мажор». I год: "Поцелую бабушку в розовые щёчки" сл. Т.Графчикова, муз. Е.Лучникова. II год: |
Март
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Коммуникативная игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
3. Интонационно-фонетические упражнения.
4. Скороговорки, тексты изучаемых песен.
5. Дыхательные упражнения. 6. Упражнения для распевания. 7. Песенный репертуар. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Подготовка речевого аппарата к работе, голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Продолжать учить детей задерживать дыхание после ауфтакта. Учить детей точно попадать на первый звук. Пользоваться певческим дыханием. Развивать музыкальный слух детей. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать умение интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато». Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук «как ниточку». Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | «Музыка, здравствуй!». «Начнём сейчас занятие». Сказка «Весёлый язычок». «Крик в лесу» (А – у), «Лягушка и кукушка». Знакомый репертуар. «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» Знакомый материал. «Насос», «Сдуй одуванчик», «Собачка бежала - устала». «Жила-была мама…», «Йя-ха-ха…» - на стаккато, «Не зевай». I год: «Песня про сказку» сл. О. Шехова, муз. Е. Лазуткина. Повторение февральского репертуара. II год: |
Апрель
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Коммуникативная игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
3. Интонационно-фонетические упражнения.
4. Скороговорки, тексты изучаемых песен.
5. Дыхательные упражнения. 6. Упражнения для распевания. 7. Песенный репертуар. | Освоение пространства, установление кон- тактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Развитие нижнерёберного-диафрагмального дыхания, при котором процесс пения будет протекать правильно. Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать детей работать с микрофоном. | «Рада видеть вас, друзья!» муз. Коноваловой «Как тебя зовут? – спеть своё имя» (музыкальный вопрос-ответ в цепных дуэтах) «Обезьянки». «Злая крыса и добрый кролик» (покусывание верхней и нижней губы + эмоции). «Море и чайки», «Кричит ворона» (Карр). «Наша дочь речистая», «У Аграфены и Арины…», «Кукушка кукушонку …» «Надуй шарик» (ладонь на диафрагме) «Дуем в ладошку на счёт…» «Наша горка высока» р.н.прибаутка. «Петь удобно и приятно» (Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь…) I год: «На прогулку» сл. В. Орлова, муз. Н. Мурычёвой. II год: |
Контрольно-измерительные материалы
№ | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка | |||
1. | Качественное исполнение знакомых песен. | ||||
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | ||||
3. | Умение импровизировать | ||||
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | ||||
5. | Навыки выразительной дикции |
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
Список литературы
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010 г.
- Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 1995 г.
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997 г.
- Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988 г.
- Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986 г.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982 г.
- Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Про свещение, 2004 г.
- Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990 г.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Магия творчества» (для детей 7-10 лет)
Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момен...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «АБВГДейка» (развитие речи и обучение грамоте)
Направленность программы: социально-педагогическаяУровень программы: ознакомительныйВозраст учащихся: 3-7 лет Срок реализации программы: 2 года...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Мукосолька» художественно-прикладной направленности для детей 3-5 лет
В Программе представлена вся информация о кружке "Мукосолька":информационная карта Программы, цель и задачи Программы, целесообразность, актуальность, учебный план, перспективный план,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка технической направленности "ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ" для детей младшего дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка технической направленности "ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ" для детей младшего дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка социально – педагогической направленности "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"
laquo;Юный эколог» — это рабочая программа, которая имеет эколого-биологическую направленность. Она составлена в соответствии с требованиями нормативных документов:Федеральный закон от 29...