Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр
статья
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Клавкина Лидия Анатольевна
Управление образования администрации Белгородского района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 с. Пушкарное
Белгородского района Белгородской области»
Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Автор опыта:
Клавкина Лидия Анатольевна,
инструктор по физической культуре
МДОУ «Детский сад № 17 с. Пушкарное
Белгородского района
Белгородской области»
2021 г.
Содержание
Раздел I.Информация об опыте…………. ………………………………………3
Раздел II.Технология опыта………………………………………………………7
Раздел III.Результативность опыта……………………………………………..12
Библиографический список……………………………………………………..14
Приложение к опыту…………………………………………………………….15
Раздел I.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Условия возникновения и становления опыта
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 с. Пушкарное Белгородского района Белгородской области» расположен в селе Пушкарное по адресу: ул.Майская, 2а.
В детском саду созданы условия для физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками: имеется спортивно-музыкальный зал, оснащенный стандартным оборудованием и нетрадиционным спортивно-игровым инвентарём, уголки двигательной активности во всех возрастных группах, оборудована спортивная площадка для организации двигательной деятельности дошкольников на свежем воздухе.
Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие быстроты и ловкости посредством применения подвижных игр, возник не случайно. Важной предпосылкой возникновения данного опыта является уменьшение числа здоровых детей за последние годы в 5 раз, что составляет 10% от общего количества. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.
Согласно ФГОС дошкольного образования (п. 2.6), физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Становление педагогического опыта осуществлялось в старших группах данного детского сада в период с 2019 по 2021 год. На момент возникновения опыта возраст детей был 4 – 5 лет, на конец работы над проблемой 6 – 7 лет.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях - от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей, а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях.
Эти данные говорят о необходимости перестроить работу с дошкольниками, определив необходимые условия для развития быстроты и ловкости с использованием подвижных игр.
Актуальность опыта
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств.
В современной в с резким активности роль физическими , играми. значение игр в физических , а быстроты и .
действий в подвижных , являются формирования . В педагогической игры как средство ребенка. подвижных игр - в их в физической и , существующей в и каждого . игру важнейшим , способствующим как и умственных , так и нравственных , поведения, общества.
Старший признаётся для развития и , и характеризуется для этого и . Однако, с , анкетирование и , анализ работы , что развитию и , и в частности навыков , не уделяется . Отсутствует и обучение , дети не и творчески двигательный , при организации деятельности под руководством по воспитанию, в и деятельности. это с отсутствием по развитию и у дошкольников (8).
, можно противоречие развития и у детей возраста, с , и недостаточной развития качества в - с другой. противоречия и работы.
идея
системы игр на по физическому служить из эффективных быстроты и старшего .
Длительность над .
Работа по и ловкости у с помощью игр с 2019 по 2021 год. За это время была среди данного .
Работа по и ловкости у с помощью игр поэтапно:
I – (констатирующий). На мы исследовали : ловкость и .
цели, , исследования. анализ по проблеме . теоретико-методологические к проблемы. этап . опытно-экспериментальную – 2019г. – май 2020.
II – основной (). На этапе мы подвижных игр, для развития , и . Подвижные с детьми в месяцев, как на по развитию, так и в (прогулки, ) – 2020г.- 2021 .
III этап – ( ). На данном мы проводили и полученных . оценку и проделанной . Систематизировали и исследования. и оформляли опыт – 2021 г.
Диапазон
опыта на подвижных игр, в образовательной по культуре, в моментах, деятельности бы использоваться МДОУ для повышения быстроты и у старшего .
Теоретическая
двигательных из важных воспитания . общей детей тем, как у них основные : быстрота, , , сила, . считают, что при двигательных физическим .
Физические включают в понятия, как , , выносливость, , , равновесие и . того, что двигательные – такие как Е.Н. (4), Л.В. Волков (5), Э.С. (6), Н.А. (9), В.М. Зациорский М.Ю. (18) и др.
отечественных и направлено на психофизического образом у в отдельных .
Научные , непосредственное к дошкольного , среди них место, а о значении и у дошкольников психофизического , как , не в полной требованиям .
игры условия для двигательной . определенное и чаще вид движений , тем не , есть для , творческого способов , их , чередования, и интенсивности в от возникающих ситуаций. Это ребенку в своих в с индивидуальными и психического (А.И. (28)).
за данные , автор , что одним из быстроты и старшего является игр в физическом .
Новизна в систематизации и в образовательной по культуре, , игровой игр, нацеленных на и ловкости у .
Характеристика условий в которых возможно применение данного опыта
Данный опыт работы применяется в дошкольном образовательном учреждении с детьми старших и подготовительных групп. В работе используются разработки сценариев и развлечений, тематических занятий.
РАЗДЕЛ II.
ОПЫТА
и педагогической
данного развитие и у старших применения игр.
данной через задач:
1. и научно-методическую по исследования.
2. развития и навыков ( и ) у старших .
3. подвижные , наибольшую в быстроты и у дошкольников.
3. подвижных игр, на занятиях, на быстроты и у дошкольников.
4. мониторинг с степени физкультурных с подвижных игр, на быстроты и у дошкольников.
началась с на выявление быстроты и у старшего . Она осуществлялась по Л.В. , (29) « развитие и 3-7 лет». (приложение №1). были на уровня и ловкости.
инструктор по ; воспитатели необходимую в этой .
образования и цели
из , задач, а обследования, мы коррекции по и ловкости у с помощью игр.
работы: условий и ловкости у дошкольного с подвижных .
:
Оздоровительные : и укрепление , мышечной , правильной у , повышение организма.
:
-воспитание координационно действия;
- перестраивать в соответствии с обстановки;
- точности движений в и ;
- развитие и в подвижных .
задачи:
- ребёнка его в подвижные ;
- у детей игровые и двигательные ;
- физическое старшего .
Прежде чем по развитию и , был проведен и подвижных игр, данных у старших , по , в зависимости от : игры с упражнений, с , скакалкой, на лазанья, , на лыжах и т.д. ( № 2).
перспективный по использованию игр для быстроты и ( № 3), который в перечень игр, в деятельности с - непосредственно по физическому , на , при проведении и развлечений; игр, для воспитателям. В используются , уже знакомые .
по развитию и у детей возраста в три взаимосвязанных и : подготовительного, и .
Цель - - этапа в детей физических , их двигательного , полученных и в игровую . Разработаны непосредственно по физическому с разнообразных , направленных на и ловкости для группы. Конспект занятия представлен в № 4.
В деятельности для с использовали видов и .
- необычных в знакомых : бег из положения – , , стоя на и т. д.;
- скорости и , использование сочетаний, элементов;
- выполнения : сверху, , , прыжки на или ногах, с ;
- в упражнениях , что умению в пространстве и во , их с движениями , разносторонней и мышечных ;
- в цель, по коридору, бег и т. д. для развития к в пространстве.
С быстроты обучение на сочетании и приёмов с словесных , не только двигательным , но и его выполнения.
мы к реализации , цель в воспитании на сигнал, и ловкости у в подвижных , координации и приспосабливаться к обстановки.
При игр с - «Дракон», «»,« », «Менялки», «»,« » и т.д. с разнообразными , постигали, как изменить - , присесть, корпус, движение. При с обеганием использовались и пособия: , , набивные ; указателей условия движения, предметами . Использование позволяло рациональный двигательной .
При повторном детям и рассказать её и . При этом последовательный : где дети, как они , где водящий, по начинается , в направлении , каким увернуться от , кто проигравшим, кто в и т.п.
игр, направленных на и ловкости, которых определённых – « мяч», «Не »,« - не упади», « в », «Найди в » и т.д.. игровые , в усложненных , внезапного движения ( предметами, , выполнение по сигналу и др.), с предметов, , оборудования; с ; на индивидуальное ; при коллективном с одним ( , шнур).
уделялось с элементами – « скорее», « », «Бабочки и »,« », «Успей » и т.д. ( № 5), позволяющим не интерес к , но и умственные и , совершенствовать и и ловкость. Во таких игр просили предстоящих в от требований , проверить выбора в .
Подвижные таким , сюжет и игр активной детей. в игре для пробежек, , продолжительностью в . В таких различные на согласованность ; бег в с поворотами и ; бег вперед, , с направления, из различных , после , ; метание в в темпе; в по- переменно ; прыжки в , различными , с поворотом и др.; на единой (бег по , преодоление ), проявление ; мяча в , в с места в , в , после , вперед, мяча и др., на и в движении.
Нами игры и с мячом- «»,« », «Выбивало», « », «Выше »,« в кругу», «, не » и т.д.. игр в себя , направленные на действовать с : , ведение , друг в парах , броски в и тому . игры с как , так и малой . В с мячом мячи , фактуры, .
На этапе совершенствования и детей и имеющегося в повседневной . На этапе следующей :
- подвижных игр с заданиями;
- игр и самими ;
- описанных игр в активного - досуги и , игр большой , а самостоятельную детей ( № 6).
коллективные закреплять и , ведь при игровых , на развитие , двигательные и проявляется .
для нами подвижные , направленны на и ловкости, и воспитателями в работы с : в между образовательной , на , в самостоятельной и так далее ( № 7). В играх оборудование: мяч, , , палки и т.д. внимание на выполнения , быстроты и в заданиях, .
С педагогами работа, , на которых вопросы:
- быстроты и в дошкольном ;
- содержания и подвижных игр в возрасте;
- и упражнения с как развития и .
Педагоги с картотекой игр, по использованию игр в .
Также методическая и с родителями ( ) в форме , освещали по данной , возникающие на .
В работе с были как , так и нетрадиционные : дни здоровья, дни
, встречи за « », родительские с специалистов учреждения.
в всей по быстроты и , мы развлечения, в , как педагогов, так и .
Эффективность по быстроты и старшего с помощью игр результатами , по окончании .
образом, , что усовершенствованная быстроты и у старшего , основу подвижные , более существующей, , на развитие и посредством видам , и упражнениям. во всё вышеизложенное, вывод, что подвижных игр обогащению детей возраста, условно-рефлекторных .
: использование игр в быстроты и важным развития и навыков у дошкольного .
III.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
С выявления быстроты и у дошкольников педагогическая .
проводилась в детей 2 в год на трех лет с 2019 по 2021 год.
Результаты диагностики уровня развития быстроты у старших дошкольников следующие (таблица 1):
Таблица 1
Результаты диагностики быстроты у детей старшего дошкольного возраста
Критерии | Начальный этап | Промежуточный этап | Констатирующий этап | ||||||
ВУ | СУ | НУ | ВУ | СУ | НУ | ВУ | СУ | НУ | |
Уровень развития быстроты | 27,2 | 54,8 | 28 | 23 | 58 | 19 | 45 | 41 | 14 |
Уровень развития ловкости | 8 | 38 | 54 | 15 | 46 | 39 | 34 | 38 | 28 |
Рис. 1 Уровень развития быстроты у старших дошкольников.
В 2019 году уровень развития быстроты составил: низкий уровень – 28%, средний уровень – 54,8%, высокий уровень – 27,2%. В 2021 году результаты были следующими: низкий уровень – 14%, средний уровень – 41%, высокий уровень – 45%.
Рис. 2 Уровень развития ловкости у старших дошкольников
В 2019 году уровень развития ловкости составил: низкий уровень – 54%, средний уровень – 38%, высокий уровень – 8%. В 2021 году результаты были следующими: низкий уровень – 28%, средний уровень – 38%, высокий уровень – 34%.
По результатам исследования выявлено, что движения старших дошкольников отличаются слаженностью, уверенностью, стремительностью, легкостью.
Анализ результатов итоговой диагностики с очевидностью доказывает тот факт, что организация подвижных игр является одним из педагогических условий, способстующих развитию быстроты и ловкости у старших дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности и эффективности применения подвижных игр с целью развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Библиографический список:
- Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин ; под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2005. – 445 с.
- Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. Кн. для воспитателя дет.сада/Э.Й.Адашкявичене. - М.: Просвещение, 1992. – 260 с.
- Быкова, А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям: Пособие для воспитателей дет. садов / Акад. пед. наук РСФСР. Науч.-исслед. ин-т физ. воспитания и школьной гигиены. - 3-е изд. / А.И. Быкова – Москва.: Учпедгиз, 1961. - 152 с.
- Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение, 2001. – 96 с.
- Волков, Л.В. Физические способности детей и подростков / Л.В. Волков – Киев.: Здоров*я,Листов – 1981. - 120 с.
- Вильчковский, Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста - 2-е изд., перераб. и доп. /Э.С. Вильчковский – Киев.: Здоров'я, 1979. - 229 с.
- Гориневский, В.В. Физические упражнения, соответствующие данному возрасту / В.В. Гориневский – М.: Книга по Требованию, 2015. – 39 с.
- Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: метод. пособие / Л.Д.Глазырина, В.А. Овсянкин. - М.: Владос, 2000. - 262 с.
- Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена /сост. Н. А. Ноткина. – СПб. : Образование, 2003. – 36 с.
- Дмитренко, Т.И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста- К.: Радянська школа, 1983. - 112 с.
- Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 200 с.
- Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. - 125 с.
- Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин – Спб.: Питер, 2008. – 130 с.
- Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. для пед. ин-тов / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 2011. – 271 с.
Приложение:
- Приложение № 1. Диагностика развития быстроты и ловкости у старших дошкольников.
- Приложение № 2. Классификация подвижных игр, направленных на развитие быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста
- Приложение № 3. Перспективный план работы по развитию быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр.
- Приложение №4. Конспекты организации непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы.
- Приложение № 5. Подвижные игры с элементами соревнований.
- Приложение № 6. Игры большой подвижности, направленные на развитие быстроты и ловкости.
- Приложение № 7. Игры на развитие быстроты и ловкости, рекомендованные воспитателям для использования в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы раскрывает систему работы по физическому воспитанию в ДОУ с использованием подвижных игр....
Статья на тему: "Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста"
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста играет ведущую роль....
Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые коллеги! Данная статья поможет воспитателям ДОУ в организации и проведении подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста....
Подвижная игра, как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Главная цель воспитателя— расширить для ребенка окружающий мир, помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для дальнейшего развития....
«Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»
Для детей подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи:1. Оздоровительные - укрепление здоровья детей, содействие пр...
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
В педагогической деятельности подвижная игра занимает особое место как наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.Для детей подвижные игры являются не...
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста...