«Методические рекомендации по развитию быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Терентьева Наталия Владимировна

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возникает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Подвижные игры являются эффективным средством разностороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и качеств.

В подвижных играх ярко отражаются образ людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendatsii_po_fiz_razvitiyu.docx228.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 17 г. Новокуйбышевск       г.о. Новокуйбышевск Самарской области                                                       структурное подразделение «Детский сад «Алёнушка»

«Методические рекомендации по развитию быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр»

(сообщение к методическому совету)

C:\Users\User\Desktop\668a985d-abd7-55b8-9955-67d83a136df9.jpg

Подготовила:

воспитатель

Терентьева Н.В.

Новокуйбышевск, 2025

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возникает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Подвижные игры являются эффективным средством разностороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и качеств.

В подвижных играх ярко отражаются образ людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников.

Особенность подвижной игры заключается в том, что она широко доступна детям самого раннего возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся с выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций.

В подвижных играх формируются двигательные навыки, развиваются и совершенствуются жизненно важные физические качества ребёнка.

Подвижная игра как средство развития психофизических качеств ребёнка.                                                                                                                                  В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Завершается процесс формирования скелетной мускулатуры, увеличивается длина верхних и нижних конечностей, происходит окостенение позвоночника. В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые наиболее активно участвуют в повседневной деятельности детей. Это группы мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и другие, жизненно важные движения.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, ловкости, координации движений.

Старшие дошкольники способны достичь сравнительно высоких результатов в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча, в лазанье, а также могут овладеть техникой простых элементов спортивных игр (футбол, хоккей, теннис, бадминтон, баскетбол). На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений.

К шести годам у большинства мальчиков и девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях.

Таким образом, движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Двигательная активность ребёнка определяется не только потребностью в движении, но и его познавательной, интеллектуально – сенсорной, а также эмоционально – игровой активностью.

Значение подвижных игр для разностороннего воспитания ребёнка велико: они являются одновременно и средством, и методом воспитания ребёнка.

Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребёнка за счёт физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.

В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Как метод физического воспитания игра характеризуется многообразием используемых методов, отбираемых в соответствии с двигательным содержанием игры и её правилами. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота, самостоятельность, инициативность, без которых спортивная деятельность невозможна.

Таким образом, подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание.

 Быстрота как психофизическое качество, её характеристика.

 Быстрота как психофизическое качество – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Проявление такого качества, как быстрота, многообразны: это и быстрота реакции, и быстрота мышления, и быстрота действия. В основе этого качества лежат сила и подвижность нервных процессов, которые могут совершенствоваться под влиянием занятий физическими упражнениями и играми.

Основные виды проявления быстроты:

Время простой двигательной реакции (время от исполнительной команды до выполнения простого двигательного действия).

Наиболее быстрое выполнение одиночного движения (т.е. скорость сокращения мышцы, от начала движения до его окончания).

Способность к поддержанию высокого темпа движений.

Быстрота относится к числу консервативных, т.е. трудно развиваемых качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная лёгкость образования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.

При развитии у детей быстроты решают две основные задачи: увеличение скорости простых движений и увеличение частоты движений.

Простые двигательные реакции – это ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В жизни человека они имеют большое значение, например, при упражнении механизмами. Человек, обладающий быстрой реакцией в определённых условиях, приобретает способность быстро реагировать на сигналы и в других, непрерывных и более сложных условиях. Это очень важно, особенно при возникновении внезапной опасности, когда быстрота реакции часто спасает человеку жизнь.

Большое значение имеют и сложные двигательные реакции. Основные из них – реакции на движущийся объект и реакции выбора. В реакциях на движущийся объект основную часть времени занимает фиксирование движущегося предмета глазами. Реакция выбора – это нахождение из нескольких возможных вариантов наилучшего способа действия или ответа на сигнал.

Хотя быстрота реакции ребёнка в определённой степени зависит от типа нервной системы и является качеством, наследуемым от родителей, но и её можно развивать с помощью физических упражнений и подвижных игр.

Частота движений при беге, передвижении на лыжах, плавании и т.п. в значительной степени зависит от состояния мышц, производящих это движения. Поскольку сократительная способность мышц с возрастом улучшается и с помощью физических упражнений и игр ещё более развивается, частота, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений у детей может быть увеличена.

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). В дошкольном возрасте используют и разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с броском и ловлей мяча и т.п.

При развитии быстроты у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в этом возрасте имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту. Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Игры, направленные на развитие быстроты, создают положительную предпосылку для воспитания силы и выносливости, а также других физических качеств, оказывая разносторонний эффект, поэтому необходимо работать над всеми её составляющими.

 Ловкость как психофизическое качество, её характеристика.

Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Показателем ловкости является координационная сложность движений. Здесь учитывается время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая достигает в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми.

Ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 6 до 12 лет. В этот период создаётся основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2-8 летнего ребёнка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7-12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора.

Таким образом, дети должны выполнять как можно больше упражнений для воспитания координации движений. При этом важно совершенствовать мышечное чувство (умение различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц), а также чувства времени и пространства.

При развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности детей. В дошкольном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации даёт наибольший эффект. Дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация.

О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации.

Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами), акробатика (прыжки на батуте), упражнения с большими мячами – передачи, перебрасывания, ловля и другое. Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивной игры.

Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь совершенствования всех её компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряжённой работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.

К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложнённых условиях, требующих внезапного изменения техники движения, с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).

 Требования к физическим упражнениям, развивающим быстроту и ловкость.                                                                                                            Упражнения, направленные на развитие физических качеств, применяются в строгой последовательности, с постепенным увеличением объёма и интенсивности мышечной нагрузки, с равномерным распределением её на верхний плечевой пояс, туловище и ноги.

Упражнения включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребёнка.

При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности

В основе методики развития ловкости лежат следующие положения:

Применение необычных исходных положений в знакомых упражнениях: бег из исходного положения – сидя, лёжа, стоя на коленях и т.д.;

Изменение скорости и темпа движений, использование разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;

Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, сбоку, снизу, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;

Использование в упражнениях предметов, что содействует умению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации;

Выполнение согласованных движений несколькими участниками: приседания, наклоны в парах;

Более сложные сочетания основных движений: бег змейкой, обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет и т.д.;

Использование упражнений, в которых необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери: бег с остановкой по сигналу, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.

При подборе упражнений для развития быстроты учитываются следующие требования:

Движение должно быть в основных чертах освоено ребёнком в медленном темпе, иначе все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение;

Продолжительность упражнений должна быть не большой, чтобы исключить снижение скорости и наступление утомления;

Упражнения не должны носить однообразный характер. Следует повторять их в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением. При этом исключается закрепление, стабилизация скорости;

Упражнения должны проводиться вначале занятия или прогулки, так как для успешного их выполнения необходимо оптимальное состояние нервной системы, в условиях, когда дети не утомлены предшествующей деятельностью;

Качества быстроты и ловкости не проявляются изолированно, а являются составными компонентами, характеризующими ту или иную двигательную деятельность и, возможно, проявляющиеся в ней в большей или меньшей степени.

Воспитанию этих физических качеств в большей степени способствуют подвижные игры и, что немаловажно, все эти физические качества развиваются в комплексе.

 

При развитии ловкости и быстроты необходимо учитывать возрастные особенности детей.

При подборе упражнений на развитие этих физических качеств необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.

Для развития ловкости и быстроты необходимо использовать различные игры и их варианты. Обычно игры, развивающие физические качества (быстроту, ловкость), применяются либо вначале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду»

2. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. «Воспитатель по физической культуре в ДОУ». - М.,2004

3.Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития». – М., 2005

4. Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы раскрывает систему работы по физическому воспитанию в ДОУ с использованием подвижных игр....

Статья на тему: "Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста"

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста играет ведущую роль....

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги! Данная статья поможет воспитателям ДОУ  в организации и проведении подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста....

Подвижная игра, как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Главная цель воспитателя— расширить для ребенка окружающий мир, помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для даль­нейшего развития....

«Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Для детей подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи:1. Оздоровительные - укрепление здоровья детей, содействие пр...

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

В педагогической деятельности   подвижная игра занимает особое место как наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.Для детей подвижные игры являются не...

Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...