Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Булгакова Инна Алексеевна

Уважаемые коллеги! Данная статья поможет воспитателям ДОУ  в организации и проведении подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Булгакова И.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад №135 Выборгского района

Санкт-Петербурга

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости

у детей старшего дошкольного возраста

Подвижные игры являются для детей необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. При отсутствии достаточного количества движения развитие детского организма будет нарушено, а нереализованные в определенном возрасте двигательные возможности организма в дальнейшем трудно поддаются значительным изменениям. Поэтому необходимо уже в дошкольном возрасте уделять огромное внимание развитию двигательных качеств у детей. Всесторонняя физическая подготовка  должна предполагать, достижение оптимального уровня и гармоничного развития быстроты, ловкости,  выносливости, силы.

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания.

Многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у детей дошкольного возраста.

Поэтому   мы  включаем  подвижные игры во все формы  двигательной активности.

Классификация подвижных игр.

Мы используем в своей работе  все стандартные подвижные игры, которые делятся  на 2 большие группы: подвижные игры с правилами и игры с элементами спортивных игр.

Первую группу подвижных игр с правилами составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, по сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В связи с этим среди них можно выделить:

- сюжетные

- бессюжетные

- игры забавы.

Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях взрослых  (летчик, пожарный, шофер и т.д.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих (бегают как «лошадки», летают как «птицы», влезают на лестницу как пожарники). В сюжетных играх, таким образом, выполняемые упражнения носят в основном имитационный характер.  Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательны для всех.

Сюжетные игры - преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

Бессюжетные игры. Эти игры подразделяются на игры:

-  типа ловишек

- с элементами соревнования, эстафеты

- с предметами (бабки, серсо, школа мяча)

Бессюжетные игры типа ловишек - очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников.  Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях. Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные.

Значительно отличаются от предыдущих видов бессюжетных игр игры с использованием  предметов. Играющие в них выполняют более сложные движения: метание, бросание и ловля или прокатывание мячей, шаров, колец. Дети  должны  стремиться обязательно, попасть  в цель, поймать мяч. Играть в них одновременно могут лишь небольшие группы детей. В этих играх уже появляются некоторые элементы индивидуального соревнования. Например, выйти вперед при выполнении заданий «Школа мяча» и т.д.

Игры – забавы. Это так  называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического воспитания, они, однако проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бег в мешке, пробежать, держа в руке ложку с картофелиной). Игры-забавы – веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им много радости, но в то же время они требуют от участников  двигательных умений, ловкости, сноровки.

Детям дошкольного  возраста становятся доступными и подвижные игры с элементами соревнования, индивидуального или группового, как, например, «Перемени предмет», «Кто скорее до флажка», «Чье звено скорее соберется?» и другие несложные игры-эстафеты.  В основе этих игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности)

Вторую группу стандартных  подвижных игр составляют игры с элементами спортивных игр.

Эти игры включают элементы спортивных игр: городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей.  Игры проводили с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам.

Этапы  обучения подвижным  играм.

Первый этап:

- Выбор игр.

Перед тем как приступить к работе мы составили перспективный план распределения подвижных игр в течение года, подобрав  подвижные игры, и варианты с усложнением правил проведения, составили картотеку подвижных игр, картотеку физминуток.

- Подготовка к играм

Затем со всеми детьми    была проведена диагностика физической подготовленности. Диагностика показала, что  дети старшего возраста имеют разную степень  физической подготовленности, разный уровень двигательной активности, разный уровень  физического развития.  

Для того чтобы доказать эффективность воздействия подвижных игр на развитие ловкости и быстроты,   стали планировать больше подвижных игр в режиме дня. Включали подвижные игры на утренней гимнастике, в образовательную деятельность, на физминутках, на прогулках, в самостоятельную деятельность, на праздниках,  на днях здоровья, развлечениях.  В начале года организовались простые по содержанию подвижные игры, а затем эти игры проводили с усложнением правил. Использовали игры  с элементами спортивных игр.

  При проведении подвижных игр  использовали нестандартное оборудование (полусферы, мячи прыгуны), стандартные подвижные игры.

Подвижные игры подбирались таким образом, чтобы сюжет и структура способствовали активной двигательной деятельности детей, а их содержание соответствовало программным требованиям и перспективному плану.

При отборе подвижных игр мы  учитываем возрастные особенности, общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений, состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные особенности, пожелания детей. Игры планировали в зависимости от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования.

При проведении подвижных игр  подготавливаем место для игры,  а также физкультурные пособия, атрибуты, игрушки. После игры привлекаем  детей убрать атрибуты, пособия.

- Организация играющих детей и объяснение игры.

Перед проведением игр организуем детей по сигналу (свисток)  в определенном месте (в кругу,  полукруг, или в  шеренге, в середине зала, или у одной стороны зала). Организуем  детей на игру  быстро, чтобы дети не потеряли интерес к игре. Объясняем игру  в игровом положении, т.е. дети стоят там, откуда начнутся игровые действия: в играх с перебежками – у короткой стороны площадки, в играх с построением в круг – в кругу.

Перед началом игры -   объясняем содержание, правила и  ход игры. Тут же показываем и рассказываем, что должны делать дети. При повторном проведении игры напоминаем и уточняем  правила. Объясняем содержания игры и ее правила кратко, точно.

После объяснения игры назначаем ведущего, и расставляем остальных играющих на соответствующие места. Ведущего выбираем с помощью считалки, или по желанию детей.

Итак, последовательность: назвать игру и ее замысел; подчеркнуть правила; напомнить движения; распределить роли, раздать атрибуты, разместить детей на площадке; начать игровые действия.

- Проведение игры и руководство ею.

В процессе игры руководим деятельностью детей. Иногда вначале инструктор или воспитатель берет на себя главную роль в игре. В некоторых случаях взрослые  участвуют в игре тогда, когда не хватает пары (Найди себе пару»). Подаем сигналы к началу игры и завершению игры (удар в бубен, звуковой сигнал, музыкальный аккорд, взмах руки).

Делаем указания, как в ходе игры, так и перед повторением; оцениваем движения, так и поведение детей. Указания стараемся  давать в положительной форме, так как замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в ходе игры. Поощряем  проявление ловкости, находчивости, решительности  у детей. В ходе игры учим детей приемам ловли, увертывания (менять направление при убегании от ловишек, незаметно проскочить, пробежать мимо ловишки, быстро остановиться и т.д.).

В процессе игры регулируем физическую нагрузку. Например, не допускаем длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге). Игры большой подвижности повторяем  не более 3 раз.  Делаем паузы между повторениями игры, но  не больше 1 минуты. Во время паузы делаем дыхательные упражнения, или произносим слова текста.

- Окончание игры и подведение итогов.

Заканчиваем подвижную игру общей ходьбой, или упражнением на дыхание.  Ходьба и упражнения  постепенно снижают физиологическую нагрузку, уменьшает возбуждение детей, приводит пульс в норму. Вместо ходьбы иногда проводим малоподвижную игру. («Найди и промолчи», «Сделай фигуру» и др.)

- Затем подводим итоги игры.  Называем  детей, удачно выполнивших свои роли, проявивших смелость, ловкость, взаимопомощь, и наоборот, отмечаем нарушения правил и связанные с этим действия детей. Игру анализируем вместе с детьми. Например,   почему ловишка быстро поймал детей, или почему некоторых детей было сложно поймать?

Второй  этап – систематически  повторяем  подвижные  игры. Подвижные игры, выученные во время непосредственной образовательной деятельности, повторяем  на утренних гимнастиках, на прогулках, в самостоятельной деятельности, праздниках, досугах. Повторение игр содействует также развитию мыслительных способностей ребенка, воспитанию организованности, умения подчинять свои действия общим для коллектива правилам. Постепенное усвоение игры, ее правил приводит детей к самостоятельности, дети получают радость.

При неоднократном повторном проведении игры  дети хорошо запоминают игры и могут ответить на различные вопросы по игре.  Дети рассказывают о содержании игры, правилах,  где стоят дети, как они расположены, где находится водящий, в какую сторону можно бежать.

На третьем этапе работы подвижные игры усложняем, видоизменяем. Это можно достичь разными путями. Усложняем игру, немного меняя правила, повышаем требования и их выполнение, включаем в игру   новые движения (пройти, или пробежать, перешагнуть или пролезть) меняем темп движений, или требуем  более точного выполнения двигательного задания.  Используем нестандартное оборудование.  Например, обычную игру «День и ночь» усложняем следующим образом  - по команде «ночь» дети должны встать на полусферу, на одной ноге. К  созданию вариантов игры мы  привлекаем детей. Дети  сами предлагают варианты игры. Из предложенных детьми вариантов выбираем наиболее понравившиеся.

Методы обучения.

При организации и проведении подвижных игр используем следующие методы:

- Метод информационно рецептивный (ребенок должен осмыслить и произвести движение) Например, показать и рассказать, что он будет делать в роли совы – игра «День и ночь»

- Репродуктивный метод (повторение  по образцу). Например, изобразить разных животных и игре – «Придумай фигуру»

- Метод проблемного обучения (учитывать законы психики, мышления)

Например, не ставить перед детьми непосильные задачи (играть в подвижные игры не для своего возраста)

- Метод творческих заданий (выполнение  задание по схеме) Например, выполнить  игровое задание по схеме.

- Методы строго регламентированного упражнения (нормированная нагрузка, дозировка, время) Например, точно нормированная дозировка  игры, не более 2 мин.

- Методы частично регламентированного упражнения (игровой, соревновательный) Например, закрепить  игру «Построй свое звено» в соревновательной форме (кто быстрее?).

Рассмотрев подвижные игры как условие развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что при систематическом и целенаправленном их использовании, они будут способствовать развитию быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1.Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение,  1992. – 159с.
2.Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной [Текст] / Яна Бердыхова. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 104с.
3.Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость [Текст] / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 98с.

4.Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М.Д. Маханева. - М.: Аркти, 2000. – 107с.

5. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]  / М.А. Рунова. - М.: Мозайка-Синтез, 2000. – 256с.

6.Семенова Т. Воспитание ловкости у дошкольников [Текст] / Т. Семенова // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – с.9-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости детей младшего дошкольного возраста.

подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости детей младшего дошкольного возраста...

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития двигательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством подвижных игр....

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости детей среднего дошкольного возраста

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости детей среднего дошкольного возраста...

Презентация:Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ре...

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости детей младшего дошкольного возраста.

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физич...