Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)
В педагогической деятельности подвижная игра занимает особое место как наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.
Для детей подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные.
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnaya_igra.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Спиридонова О.Е., инструктор по физической культуре,
ГБДОУ детский сад № 98 Калининского р-на С-Петербурга
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего
дошкольного возраста.
В педагогической деятельности подвижная игра занимает особое место как наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.
Для детей подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные.
Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др ). Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами.
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания.
Многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем детей.
Возникновение подвижных игр, как игр вообще, уходит в далекое прошлое. Каждый народ создавал свои национальные игры. В.В. Гориневский отмечал: «У всех народов существует более или менее значительный запас игр, характеризующих до некоторой степени быт народа». В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один, даже самый скромный, народный праздник. В игру вовлекались целые группы детей, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Проводились подвижные игры, как правило, на свежем воздухе, благодаря чему становились важным средством оздоровления детей. В игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Таким образом, подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание.
Классификация подвижных игр.
Использовали в своей работе все стандартные подвижные игры, которые делятся на 2 большие группы: подвижные игры с правилами и игры с элементами спортивных игр.
Первую группу подвижных игр с правилами составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, по сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В связи с этим среди них можно выделить:
сюжетные, бессюжетные, игры - забавы.
Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях взрослых, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательны для всех.
Бессюжетные игры. Эти игры подразделяются на игры:
типа ловишек, с элементами соревнования, эстафеты, с предметами (бабки, серсо, школа мяча)
Бессюжетные игры типа ловишек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях.
Значительно отличаются от предыдущих видов бессюжетных игр игры с использованием предметов. Играющие в них выполняют более сложные движения: метание, бросание и ловля или прокатывание мячей, шаров, колец. Дети должны стремиться обязательно, попасть в цель, поймать мяч.
Игры – забавы. Это так называемые игры-забавы, аттракционы проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках, и часто включают элемент соревнования (бег в мешке, пробежать, держа в руке ложку с картофелиной).
Вторую группу стандартных подвижных игр составляют игры с элементами спортивных игр.
Эти игры включают элементы спортивных игр: городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей) Игры проводили с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам
«Игры сотрудничества», или «кооперативные игры» это такие игры, при проведении которых учитываются не личные достижения отдельных участников или команд, соревнующихся друг с другом, а достижения всех участников в целом, объединенных в единую команду.
В этих играх отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, основной акцент смещается с результата на сам процесс игры, придумывание игр, юмор, творчество.
Для обозначения этих игр иногда используют другие термины: «игры сотрудничества», «творческие игры», «игры доверия» и др. Они строятся на следующих основных принципах:
1) отсутствие победителей и побежденных;
2) не конкуренция, а сотрудничество участников: они помогают друг другу в достижении общей цели;
3) все участники должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться;
4) ни один участник не может быть исключен из игры;
5) в игре могут принять участие все желающие независимо от возраста,
подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т. д.;
6) каждый участник всегда уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, предохранят от них, помогут ему, обеспечат его безопасность.
Подвижные игры подбирались таким образом, чтобы сюжет и структура способствовали активной двигательной деятельности детей, а их содержание соответствовало программным требованиям и перспективному плану.
При отборе подвижных игр мы учитываем возрастные особенности, общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений, состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные особенности, пожелания детей. Игры планировали в зависимости от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования.
При проведении подвижных игр подготавливается место для игры, а также физкультурные пособия, атрибуты, игрушки. После игры привлекаем детей убрать атрибуты, пособия.
- Организация играющих и объяснение игры.
Перед проведением игр удобно организовать детей по сигналу (свисток) в определенном месте (в кругу, полукруг, или в шеренге, в середине зала, или у одной стороны зала). Организовать детей на игру нужно быстро, чтобы дети не потеряли интерес к игре. Объяснять игру нужно в игровом положении, т.е. дети стоят там, откуда начнутся игровые действия: в играх с перебежками – у короткой стороны площадки, в играх с построением в круг – в кругу.
Перед началом игры объясняются содержание, правила и ход игры. При повторном проведении игры напоминаются и уточняются правила. Объяснять содержания игры и ее правила нужно кратко, точно.
После объяснения игры назначается ведущий, и расставляем остальных играющих на соответствующие места. Ведущего выбираем с помощью считалки, или по желанию детей.
- Окончание игры и подведение итогов.
Заканчиваем подвижную игру общей ходьбой, или упражнением на дыхание. Ходьба и упражнения постепенно снижают физиологическую нагрузку, уменьшает возбуждение детей, приводит пульс в норму. Вместо ходьбы иногда проводим малоподвижную игру. («Найди и промолчи», «Сделай фигуру» и др.)
- подведение итогов игры. Отмечаются дети, удачно выполнившие свои роли, проявившие смелость, ловкость, взаимопомощь, и наоборот, отмечаются нарушения правил и связанные с этим действия детей.
При неоднократном повторном проведении игры дети хорошо запоминают игры и могут ответить на различные вопросы по игре. Дети рассказывают о содержании игры, правилах, где стоят дети, как они расположены, где находится водящий, в какую сторону можно бежать.
Далее подвижные игры усложняются, видоизменяются. Это можно достичь разными путями: немного меняются правила, повышаются требования и их выполнение, включаются в игру новые движения (пройти, или пробежать, перешагнуть или пролезть) меняется темп движений, используется нестандартное оборудование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы раскрывает систему работы по физическому воспитанию в ДОУ с использованием подвижных игр....
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста
Советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности Н. А. Бернштейн описывал понятие ловкость, как способность двигательно выйти из лю...
Проект «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста»
Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. (Запорожец А. В.).Подвижна...
«Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста»
laquo;Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста»...
Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста
Основные задачи деятельности любого дошкольного образовательного учреждения указаны в типовом положении о ДОУ (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. №666). К ним, как известно, относятся &nda...
Брошюра: «Подвижные игры - как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего возраста».
Развитие интереса к физической культуре, сохранение и укрепление здоровья воспитанников....
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста
Значение пдвижной игры у детей дошкольного возраста....