мастер класс "Забавные эксперименты"
проект (средняя группа)
Из словаря Даля: Эксперимент– метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы.
Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Ребенок по своей природе - исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. ребенок охвачен жаждой познания и освоения огромного мира. Исследовательская деятельность для ребенка может стать одним из условий развития любознательности, а в итоге интересов ребенка. Мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для родителей
"Забавные эксперименты"
Автор:
Бойчак Лариса Алексндровна
Цель: Повысить уровень знаний и умений у родителей в методике проведения опытов и экспериментов с детьми.
Задачи:
- продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом.
- обобщить знания и обменяться опытом по данной теме.
Предварительная работа:
- организация выставки книг, пособий, направленных на экспериментальную деятельность с детьми;
- провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье» (приложение № 1.);
- оформить памятки для родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности» (приложение № 2.) и анкеты-отзывы (приложение №3);
- приготовить материалы для мастер-класса (мыльные пузыри, карандаши, цветная бумага, газированная вода, сосуды и емкости для воды, лед, тазик с песком, печати следов животных, железный цветок, магниты пчелки, салфетки)
Участники: воспитатель средней группы, родители.
Форма проведения: мастер-класс
План проведения:
1. Приветствие. (Знакомство с понятием детское экспериментирование)
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Обсуждение проведенных опытов с родителями.
4. Заполнение анкет-отзывов.
Ход мастер-класса.
Приветствие.
(Воспитатель пускает мыльные пузыри).
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.
Воспитатель: А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование? Ну, что ж, уважаемые родители, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования.
Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом.
Мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. И сегодня я тоже хочу с вами поэкспериментировать.
Проведение экспериментов.
Воспитатель: Мне очень близка театральная деятельность, поэтому я решила все опыты показать в виде сказки, считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказки.
Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.
Опыт № 3
Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.
Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
Опыт № 4
Песок в тазике смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать отпечаток следа утенка, а потом собачки или птицы.
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.
Опыт № 5
Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки- пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку.
Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:
1. Почему же распускаются кувшинки?
2. Почему плавают рыбки?
3. Почему идет дождь?
4. Почему остались следы на песке?
5. Почему пчелы летят на цветы?
Обсуждение проведенных опытов с родителями
Главное достоинство экспериментов,опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые, родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
В конце нашего мастер-класса мне бы хотелось, чтобы вы заполнили
анкеты-отзывы о нашем мероприятии.
Спасибо вам большое. До новых встреч.
Приложение № 1.
Анкета для родителей.
«Детское экспериментирование в семье».
Уважаемые родители!
Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.
1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)
2.Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
в) говорю, что у меня нет времени.
3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных
передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).
в) редко проявляет исследовательскую активность.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
________________________________________________________________
5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?
________________________________________________________________
6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):
а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.
7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?_________________________________________________________
9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского
экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)
10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание
экспериментировать?
Почему?_________________________________________________________
Благодарим Вас за сотрудничество!
Приложение № 2. Памятка для родителей. «Организация познавательно-исследовательской деятельности дома»
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Необходимо соблюдать некоторые правила:
1.Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2.Подобрать материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3.Обсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4.Подвести итоги (точное описание ожидаемого результата)
5.Объяснить почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Приложение № 3. Анкеты-отзывы.
1.Насколько вы удовлетворены сегодняшней встречей?
(нужное подчеркнуть)
-полностью удовлетворен
-частично
-неудовлетворен
2.Что произвело наибольшее впечатление?
__________________________________________________________________
3. Что не понравилось?
__________________________________________________________________
4. Считаете ли вы целесообразным проведение подобных встреч?
-да
-не знаю
-нет
5. Сохранится ли у вас желание принять активное участие в следующей встрече?___________________________________________________________
Предварительный просмотр:
«Сказки на кончиках пальцев»
Воспитатель Бойчак Л. А.
г Калининград
Развитие мелкой моторики рук детей в средней группе
Цель: разработать систему заданий по развитию мелкой моторики у детей в процессе разнообразной игровой деятельности детей.
Совершенствовать на основе предметно-развивающей среды развитие мелкой моторики.
Задачи пальчикового театра:
- учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью;
- выражать свои эмоции посредством мимики и речи;
- активно использовать в игре воображение, память, внимание, мышление;
- расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
- знакомить с народным творчеством;
- обучать навыкам общения, игры, счета;
- создать положительный эмоциональный фон.
Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя.
Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, та как театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно.
Методы и приемы работы:
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, вилкой и т. д.
• различные виды аппликаций
• рисование по трафаретам
• штриховка
• дорисовка (по принципу симметрии)
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• паззлы, мозаика.
"Разложим по порядку"
Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца.
Предложите: "Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зеленые". Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка - только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца - этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
"Волшебное сито"
Скажите: "В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!" Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку
"Выловим из воды"
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски.
"Не просыпь и не пролей"
Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание - это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.
"Лепим колобки, колбаски и блинчики"
Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать "колобки" (скатывать шарики, "колбаски" и "блинчики". Потом из этих "заготовок" можно "собрать" фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию - победите соблазн лепить вместо него.
"Открой и закрой"
Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.
"Была лужа - и нет ее"
Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.
"Ну-ка, вылови"
Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.
"Пересыпаем ложкой"
Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.
"Посыпаем дорожки"
Предложите ребенку посыпать "песком" (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их "щепоткой", не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками т. п.
Лепка из теста и пластилина.
Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима –что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
Рисование или раскрашивание картинок - любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.
Изготовление поделок из бумаги
Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
Нанизывание бус и пуговиц.
Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
Массаж пальцев рук «Су-джок».
При использовании массажного шарика, лучше каждое движение рук представить в форме сказки (песенки) и ваш малыш охотно и с удовольствием будет играть. Отрабатывая движения и рассказывая сказку (песенку) вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки.
Сказка «Маленький ежик» (по мотивам песенки «Маленький ежик»)
Маленький ежик, (зажать шарик в ладошке)
Четверо ножек. (раскрыть ладошки)
Ежик по лесу идет (катать шарик по ладошке прямыми движениями)
На спине листок несет. (соединить ладошки)
И кряхтит, пыхтит и фыркает он - «Фыр», (зажимать, разжимать шарик в ладошке)
Всеравно тебя я к норке донесу. (катать шарик по ладошке круговыми движениями)
Самый сильный я в лесу, (зажать шарик сначала в одном кулачке, затем в другом)
Я боюсь одну лису – «фух».
Маленький ежик, (зажать шарик в ладошке)
Четверо ножек. (раскрыть ладошки)
Ежик по лесу идет (катать шарик по ладошке прямыми движениями)
На спине грибок несет. (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик)
И кряхтит, пыхтит и фыркает он - «Фыр», (зажимать, разжимать шарик в ладошке)
Все-равно тебя я к норке донесу. (катать шарик по ладошке круговыми движениями)
Самый сильный я в лесу, (зажать шарик сначала в одном кулачке, затем в другом)
Я боюсь одну лису – «фух».
Маленький ежик, (зажать шарик в ладошке)
Четверо ножек. (раскрыть ладошки)
Ежик по лесу идет (катать шарик по ладошке прямыми движениями)
На спине лису несет. (зажать шарик между ладошками)
И кряхтит, пыхтит и фыркает он - «Фыр», (зажимать, разжимать шарик в ладошке)
Все-равно тебя я к норке донесу. (катать шарик по ладошке круговыми движениями)
Самый сильный я в лесу, (зажать шарик между ладошками)
Победил саму лису!
Комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус,
развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр,
также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков,
что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки,
также можно нарисовать героев сказок на подушечках
пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть Рукавичка,
Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя,
Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
*********
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Три медведя, Теремок,
Колобок- румяный бок!
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят
- Этим сказкам каждый рад!
«Рукавичка»
Из-за леса, из-за гор
Дети шлепают ладошками по коленям.
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил,
Показывают обратную
сторону ладони.
Рукавичку обронил.
Вытянуты большим пальцем вверх
– показать жест «Рукавичка».
Мышка по полю бежала.
Бегают пальчиками
одной руки по другой.
Рукавичку увидала.
Жест «Рукавичка».
Кто, кто здесь живет?
Стучат правым кулачком
по левой ладощке.
Мышку здесь никто не ждет?
Грозят пальцем.
Стала жить – поживать,
Звонки песни распевать.
Хлопки.
Зайка по полю бежал,
жест «Зайка»
Рукавичку увидала.
Жест «Рукавичка».
Кто, кто здесь живет?
Стучат правым
кулачком по левой ладощке.
Звонко песенку поет?
Хлопки.
Мышка зайку пригласила,
Зовут,
жестикулируя правой рукой.
Сладким чаем напоила.
Вытягивают вперед руки,
ладошки складывают в виде чашечки.
Зайка прыг, зайка скок,
Зайка пирогов напек.
«Пекут» пирожки.
Как по лесу шла лисичка,
Мягкие движения кистями рук.
Увидала рукавичку.
Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет?
Стучат правым кулачком по левой ладощке.
Звонко песенку поет?
Хлопки
И лисичку пригласили.
Мягкие движения кистями рук.
Пирожками угостили.
«Пекут» пирожки.
Стала жить там поживать,
Пол метелкой подметать.
Движение руками вправо-влево.
Мишка по полю гулял.
Стучать но коленкам кулачками.
Рукавичку увидал.
Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет?
Стучат правым кулачком по левой ладощке.
Звонко песенку поет?
Хлопки
Звери испугались.
Сжать пальцы в «замок».
В страхе разбежались.
Развести руки в сторону.
«Пять сыновей»
Как у мамочки моей
Было пять сыновей.
Шевелят пальчиками
Мама их кормила,
Щелчок правой руки по
подушечке каждого пальца левой
Молочком поила.
Надавить указательным
пальцем на подушечки пальцев левой руки,
слегка отклоняя пальцы.
Очень чисто мыла.
Помассировать правой рукой каждый палец левой,
начиная с подушечки, опускаясь вниз
Сказки говорила.
Загнуть каждый палец правой рукой на левой.
И гулять водила.
Разогнуть каждый палец на руке
(Те же самые упражнения выполнить с другой рукой).
КОЛОБОК
(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)
За горами, за лесами,
(Поднимите руки вверх,
соедините над головой,
а потом, опуская их в стороны.)
За широкими морями
(Выпрямите руки перед собой,
соедините кисти,
затем плавно разведите в стороны)
Жили дед и баба,
(«Дед» — покажите воображаемую бороду,
«баба» — «наденьте»
воображаемый платочек на голову и
«завяжите» его под подбородком.)
Тимофей да Капа.
«Как же, как же,
Как нам быть?
(Положите ладони на щеки и
покачайте головой из стороны в сторону.)
Где муки на хлеб добыть?
Надо нам совсем чуток —
(Покажите пальцами «чуть — чуть».)
Испекли бы колобок!
(Пальчиковое упражнение «Шарик».)
По амбарам пометем,
(Покажите, как метут пол веником.)
По сусекам поскребем,
(Руки выставьте перед собой,
«поскребите» ноготками.)
Небольшой у нас роток —
(Возьмитесь пальцами за губы.)
Соберем на колобок
(Поднимите руку вверх и
махните ею вниз — «Эх!»)
Наскребли и замесили,
(Поднимите одну ладонь над другой и резко
соедините ладони,
затем поменяйте положение рук.)
Сахар в тесто положили,
(Покажите, как сыплют сахар щепоткой.)
И слезинкой посолили
Потом в печку посадили.
Славный вышел колобок,
(Пальчиковое упражнение «Шарик»)
Остывать на полку лег.
(Руки сложите ладонями,
положите их под щечку — «колобок» спит.)
А потом проснулся,
Сладко потянулся,
(Потянитесь.)
Выпрыгнул в окошко
Прямо на дорожку.
(Сделайте небольшой прыжок вперед.)
Перед колобком — лесочек,
На поляночке — пенечек,
Почему — то он дрожит…
(Обхватите себя руками и
покажите, как «дрожит» зайка.)
За ним заинька сидит!
«Ой, приветик, колобок,
Дай — укушу за бок!»
«Ты не съешь, косой, меня-
Укачусь я от тебя!»
Колобочек покатился,
И в лесу он очутился.
Видит, что стоит за елкой
(Пальчиковое упражнение «Елка»)
Зверь с глазами злого волка.
(Пальчиковое упражнение «Бинокль».)
«Здравствуй, здравствуй, колобок,
Дай — ка укушу за бок!
„Ты не съешь, волчок, меня-
Укачусь я от тебя!“
Колобочек покатился,
На полянке очутился.
Но споткнулся он и с ходу-
(Покачайтесь туловищем
из стороны в сторону.)
Бух в медвежью берлогу!
„Эй, ты кто, иди сюда!
Буду есть сейчас тебя!“
„Ты не съешь, медведь, меня
Укачусь я от тебя!“
Колобок дальше спешит,
А кругом трава шуршит.
Вдруг встречает он в лесу
Очень хитрую лису.
(Пальчиковое упражнение „Лиса“.)
„Здравствуй, здравствуй, колобочек,
Откусить позволь кусочек!
Я голодная, устала,
Красоту всю растеряла“.
„Ты съешь, лиса, меня-
Укачусь я от тебя!“
Что я плохо слышу,
Подойди ко мне поближе.
Сядь ко мне на носок,
Повтори еще разок».
Нет, меня ты не обманешь!
Сесть на носик не заставишь!«
Побежал он прочь быстрее,
Своих ножек не жалея.
Через лес скорей к родному,
Дому, дому дорогому
(Пальчиковое упражнение «Дом».)
Видит — милое крылечко,
Из трубы — дымок от печки.
Баба с дедушкой сидят,
Ждут его и в лес глядят.
Колобок сказал: «Простите,
И меня домой пустите.
Буду теперь с вами жить,
В лес не буду я ходить,
Буду вам внучонком сладким,
Будет все у нас в порядке!»
Курочка Ряба
(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)
Дед и баба жили — были,
(«Дед» — покажите воображаемую бороду,
«баба» — «наденьте»
воображаемый платочек на голову и
«завяжите» его под подбородком.)
Поначалу не тужили,
Но состарились однажды,
Что же было с ними дальше?
«Ох — ох — ох, дожили, дед,
Ничего нет на обед,
(Разведите руками в стороны.)
В подвале нашем пусто,
Закончилась капуста,
Пусто и в кладовке,
Ни свеклы, ни морковки.
(Загните указательным пальцем
одной руки указательный и
средний пальцы другой руки.)
Опустел давно сундук,
Там живет большой паук.
(Пальчиковое упражнение „Паучок“.)
Что же делать?
Как же быть?
Из чего обед варить?»
Дед ответил ей устало:
«Что с тобою, бабка, стало?
Видно, памяти не стало —
Я вчера на рынке был,
И курочку там купил,
(Пальчиковое упражнение „Курочка“.)
За нее пятак отдал,
(Соедините большой и указательный
пальцы одной руки и
округлите их, изображая „пятак“.)
Что на черный день лежал.
Цып—цып-цып, сюда иди,
Ты яичко нам снеси!»
(Положите большой палец одной руки
на большой палец другой руки,
остальные пальцы округлите и
приставьте соединенные кончики пальцев
одной руки под кончики пальцев другой руки,
чтобы у вас получилось «яичко».)
«Хорошо! Давай-ка, дед,
Приготовлю я омлет!»
( «Омлет»:сложите ладони,
немного округлив их.)
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
(Руки сожмите в кулаки,
постучите одним кулаком по другому.)
Дед, яичко-то не бьется,
Даже в руки не дается!«
«Дай-ка, бабка, посмотрю,
Его враз я разобью!
(Руки сожмите в кулаки,
постучите одним кулаком по другому.)
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!»
«Говорю тебе: не бьется,
Даже в руки не дается!
(Разведите руки в стороны.)
Да, пропал опять обед,
Не поели мы омлет.
(Покачайте головой из стороны в сторону.)
Дед, за курицей сходи,
В дом ее ты приведи.
Цыпленочка из яйца
(Выполните пальчиковое
упражнение „Цыпленок“.)
Выведет нам курица»
Мимо пробегала мышь.
(Покажите пальчиковое
упражнение «Мышка».)
«Прочь пошла, воровка! Кыш!
Ой-ой-ой, яйцо разбилось!
(Положите ладони на щеки и
покачайте головой из стороны в сторону.)
Дед! Сюда!
Беда случилась!
Мышь по печке пробегала.
Я ее уже прогнала,
Но она своим хвостом
Яйцо задела, а потом…
Покатилось, покатилось…
И упало…
И разбилось…»
В это время курочка
(Пальчиковое упражнение «Курочка».)
Вышла из-за уголочка:
«Почему ты плачешь, дед?
Вкусный вышел ли омлет?»
«Ой, беда у нас случилась,
Горе, горе, приключилось.
Мышь по печке пробегала,
Бабушка ее прогнала,
Но она своим хвостом
Яйцо задела, а потом…
Покатилось, покатилось…
И упало…
И разбилось…»
Отвечала курочка:
«хватит плакать, дедушка!
Хватит слезы вытирать,
Охать и вздыхать.
Я снесла для вас яйцо,
Новое, хорошее!
(Покажите «яичко»,
как описывалось выше.)
Не обычное оно-
Вот какое — золотое!
Вы с ним на базар идите,
Все, что надо, там купите:
(Загибайте пальцы в такт стихотворению.)
Лука, перца и капусты,
На столе не будет пусто!
Мяса, хлеба, молока,
Чтоб бабка блинов спекла,
Да еще яиц мешок,
И все будет хорошо!
Теремок
(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)
«Как мне мышка не тужить,
(Пальчиковое упражнение „Мышка“.)
Если жить мне негде?
Негде чаю мне попить
(Пальчиковое упражнение „Чашка“.
Поднесите к губам воображаемую
„Чашку“ и „попейте“ из нее.)
И поспать мне негде.
(Сложите руки ладонями вместе
и положите на них щечку.)
В стужу мерзну на снегу,
(Обхватите себя ладонями
и подрожите, словно вы замерзли.)
Летом очень жарко.
(Вытрите со лба воображаемый пот.)
Осень льет на меня дождь,
Вам меня не жалко?
(Разведите руки в стороны,
затем выполните упражнение „Домик“.)
Ой ,смотрите, теремок,
Он не низок, не высок,
Не висит на нем замок,
Кто, скажите, здесь живет?
Меня к себе пустите!
Печеньем угостите,
Я по дому все умею-
(Загибайте пальцы,
перечисляя, что Мышка умеет делать.)
Шить, готовить, убирать,
Я сама везде поспею,
Буду пол мыть и стирать.
Что ж, никто не отвечает,
Что же это означает?
Если дом стоит пустой,
Будет этот домик мой!»
Лягушка пробегала,
Теремочек увидала:
(Пальчиковое упражнение «Лягушка».)
«Ой, смотрите, теремок,
Он не низок, не высок,
Из трубы идет дымок,
Кто, скажите, здесь живет?»
(Выполните пальчиковое
упражнение «Мышка».)
Здесь живу я — Мышь-норушка,
Ну а ты кто, отвечай!«
(Пальчиковое упражнение «Лягушка».)
«Я — Лягушка — попрыгушка,
Пригласи меня на чай!
Плавать я умею быстро,
Ква—ква-квакать я могу,
Я воды принесу чистой,
Много места не займу!»
(Пальчиковое упражнение «Мышка».)
«Вместе веселее!
Заходи скорее!»
Мимо Зайка пробегал,
Теремок он увидал.
(Выполните пальчиковое
упражнение «Зайчик».)
«Ой, смотрите, теремок,
Он не низок, не высок,
Из трубы идет дымок,
Кто, скажите, здесь живет?»
(Пальчиковое упражнение «Мышка».)
«Здесь живем мы — Мышь-норушка
(Пальчиковое упражнение „Лягушка“.)
И лягушка-попрыгушка.
Отвечай, кто ты такой,
Кто нарушил наш покой?»
(Пальчиковое упражнение «Зайчик».)
«Не пугайтесь! Это Зайка,
Серый Зайка-побегайка,
В теремок меня пустите,
Сладким чаем угостите,
Посажу вам огород,
Выращу капусту,
И морковку, и горох,
Зимой не будет пусто!»
«вместе веселее!
Заходи скорее!»
Мимо Лисонька бежала,
Теремочек увидала:
(Пальчиковое упражнение «Лиса».)
Ой, смотрите, теремок,
Он не низок, не высок,
Запах…. маковый пирог…
Кто, скажите, здесь живет?
Открывайте двери,
Люди или зверь?«
(Пальчиковое упражнение «Мышка».)
«Здесь живем мы — Мышь-норушка,
(Пальчиковое упражнение „Лягушка“.)
И Лягушка-попрыгушка,
(Пальчиковое упражнение „Зайчик“.)
И пуховый Зайка,
Ты кто, отвечай-ка!»
(Пальчиковое упражнение «Лиса».)
«Я-красавица Лиса,
Моя рыжая краса
Всем давно известна,
Есть ли в доме место?
Хозяйка я хорошая,
Красивая, пригожая.»
«вместе веселее!
Заходи скорее!»
Мимо волк пробегал,
Теремок он увидал:
(Пальчиковое упражнение «Волк».)
«Ой, смотрите, теремок,
Он не низок, не высок,
Места много — хватит всем!
Открывайте ворота!
Да не бойтесь, вас не съем,
Я сама ведь доброта!»
(Пальчиковое упражнение «Мышка».)
«Здесь живем мы — Мышь-Норушка,
(Пальчиковое упражнение „Лягушка“.)
И Лягушка-Попрыгушка,
(Пальчиковое упражнение „Зайчик“.)
И пуховый Зайка,
(Пальчиковое упражнение „Лиса“.)
И Лиса-хозяйка,
Ты кто, отвечай-ка!»
(Пальчиковое упражнение «Волк».)
«Я — Волк, совсем не страшный,
Не злой и не опасный,
Я — ласковый, хороший,
Я — милый и пригожий,
Люблю читать я сказки
И песни детям петь,
Зимой возить салазки,
На дудочке дудеть.
Быть добрым я стараюсь,
Совсем я не кусаюсь!»
«Вместе веселее!
Заходи скорее!»
Мимо шел большой медведь,
Вдруг как начал он реветь:
(Пальчиковое упражнение «Медведь».)
«Ой, смотрите, теремок,
Он не низок, не высок,
Все здесь поселились,
И лису пустили,
А про меня забыли!
Я могу вам пригодиться!»
(Пальчиковое упражнение «Мышка».)
«Здесь тебе не поместиться!»
(Пальчиковое упражнение «Медведь».)
«Я тихий, очень скромный!»
(Пальчиковое упражнение «Зайчик».)
«Ты такой огромный!»
(Пальчиковое упражнение «Медведь».)
«Помещусь, пустите….
Ой, застрял, помогите!»
Теремок по швам затрещал,
Развалился и на землю упал.
(Пальчиковое упражнение «Лиса».)
«Что ж ты, Мишка, натворил?
Ты наш домик развалил!
Как теперь мы будем жить?
Как теперь нам не тужить?»
(Пальчиковое упражнение «Медведь».)
«Чем о теремке страдать,
Лучше новый сложим!
Каждый будет помогать,
Помогать, чем может!»
Репка
(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)
Как у деда в огороде
(«Дед»: покажите руками воображаемую бороду.)
Подрастала репка.
(Поднимите руки вверх, округлите и сомкните, затем плавно разведите в стороны и сомкните на уровне груди.)
И созрела она, вроде,
Но сидела крепко.
Дергал-дергал репку дед,
Наступил уже обед.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
Он и эдак, он и так-
Не получается никак.
«Ох, спина моя болит,
Одолел радикулит!
Слаб я стал на старость лет,
Тяну, тяну, а толку нет!»
Похлебал дед пшенной каши,
Что варила баба Глаша,
(«Баба»: «наденьте» воображаемый платочек
на голову и «завяжите» его под подбородком.)
И надумал бабку звать,
Вместе репку чтоб достать.
«Ну-ка, бабка, раз, два, три,
Крепче ты давай тяни.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
Ну-ка, взялись крепко!
Не вытянуть нам репку…
«Видно, надо помощь звать,
Надо Анечку позвать.
(Пальчиковое упражнение „Бантик“.)
Внученька! Ты к нам иди!
Тянуть репку помоги!»
Ухватилась внучка крепко
За бабулю, та — за дедку.
«Ну—ка, внучка, раз, два, три,
Крепче ты давай тяни.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
Ну—ка, взялись крепко!
Не вытянуть нам репку…
Видно, надо помощь звать,
Надо Жучку к нам позвать.
(Пальчиковое упражнение «Собака».)
Жучка! К нам скорей беги!
Тянуть репку помоги!
Ну-ка, Жучка, раз, два, три,
Крепче ты давай тяни.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
Ну-ка, взялись крепко!
Не вытянуть нам репку…
Как-то очень крепко
Сидит наша репка!
Видно, надо помощь звать,
Надо Мурочку позвать.
(Пальчиковое упражнение «Кошка».)
Вон и наша кошка,
Жмурится в окошке.
Мурка: «Муррр! Сейчас приду!
Тянуть репку помогу.»
2ну-ка, Мурка, раз, два ,три,
Крепче ты давай тяни.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
Ну-ка, взялись крепко!
Не вытянуть нам репку…
Глубоко и крепко
Пустила корни репка.
(Пальчиковое упражнение «Кошка».)
«Видно, надо помощь звать,
Надо Мышку нам позвать.
Сторожила я с утра
Ее около окна.
Мышка, мышка, выходи!
Репку вынуть помоги!»
(Пальчиковое упражнение «Мышка».)
«Я работы не боюсь!
Над лентяями смеюсь!
Пи-пи-пи, уже бегу!
Я сейчас вам помогу!»
«Становись, держись покрепче,
И тяни, тяни порезче!
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
Раз, два, три, тяни-и-и-и!»
Разом вместе налегли,
Репку вынули из земли.
«Посмотри, какая-
Желтая, большая!
(Разведите руки в стороны, показывая, какая большая выросла репка.)
Мы ее запарим,
Мы ее пожарим,
Репу ест уже сто лет
Всякий русский человек!
Всем кусок достанется,
И еще останется!
Скажу я вам без лести!
Мы сильны, когда мы вместе!»
«Заюшкина избушка»
В лубяной избушке - (руки над головой в виде домика)
Жил заяц на опушке - (сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это «заячьи ушки»)
А в ледяной избушке - (руки над головой в виде домика)
Лисица на горушке - (подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
Растаяла весною
Избушка на горушке - (руки над головой в виде домика, изображаем таяние)
Лисица побежала - (подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
К зайцу на опушку - (сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это «заячьи ушки»)
Выгнала зайчишку - (сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это «заячьи ушки»)
Из лубяной избушки - (руки над головой в виде домика)
Да сама жить стала - (подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
В избушке на опушке - (руки над головой в виде домика)
И ни собака, ни медведь
Не смогли помочь – (прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак)
Петушок отважный
Прогнал лисицу прочь (положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены)
Так остался петушок
У заюшки в избушке «Здравствуй»ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.
В лубяной избушке,
Избушке на опушке - (руки над головой в виде домика)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ По теме: «Организация опытно- экспериментальной деятельности .(ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ТЕМЕ «ПЛАВАЕТ ЛИ ЖЕЛЕЗО"
Предлагаю методический материл для воспитателей на тему: Организация опытно –экспериментальной деятельности.Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагоги...
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ По теме: «Организация опытно- экспериментальной деятельности. (ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ТЕМЕ «ПЛАВАЕТ ЛИ ЖЕЛЕЗО.)
Предлагаю методический материл для воспитателей на тему: Организация опытно –экспериментальной деятельности.Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагоги...
Мастер-класс «по развитию речи посредством опытов и экспериментов»
Мотивация педагогов к применению в своей работе форм и методов познавательно-исследовательской деятельности для развития речи дошкольников....
Мастер-класс для родителей " Забавные эксперименты"
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...
Мастер-класс по теме: "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста через эксперименты".
Мастер-класс по теме: "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста через эксперименты". Материал был подготовлен для конкурса "Воспитатель года-2016"....
Мастер-класс "Эксперименты с цветом"
Мастер-класс...
Мастер класс "Эксперименты и опыты на подносе"
ИДЕЯ: «Почему бы не использовать для индивидуального обучения и развития детей подносы, находящиеся всегда под рукой?» ...