Доклад "Куклотерапия как инновационная технология в деятельности педагога дополнительного образования"
методическая разработка
Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке всё как в сказке. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения- ведь в сказке всё можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются. Вот потому так популярна в настоящее время сказкотерапия. Ведь в сказкотерапии принято сочинять и рассказывать сказки, легенды и другие истории. Сказкотерапия-это метод воспитания и лечения сказками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad2.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального обслуживания Московской области Государственного социального семейного центра помощи семье и детям Московской области «Преображение» Куклотерапия как инновационная технология в деятельности педагога дополнительного образования Разработала: педагог дополнительного образования- Климова Н.В.
2022 |
Я считаю, что на сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, и что немало важно выравнивание стартовых возможностей для всех выпускников дошкольных образовательных учреждений. По моему мнению, развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании. Я понимаю, что инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей: сюда можно отнести и увеличение сложности труда, и расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабое материальное и моральное стимулирование, для детей – учебная перегрузка. Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы. Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности. Но, несмотря на трудности сейчас я уверена, что инновационная деятельность изменит традиционную управленческую пирамиду и во главу угла встанет педагог и ребенок, их профессиональные запросы и потребности. |
Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке всё как в сказке. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения- ведь в сказке всё можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются. Вот потому так популярна в настоящее время сказкотерапия. Ведь в сказкотерапии принято сочинять и рассказывать сказки, легенды и другие истории. Сказкотерапия-это метод воспитания и лечения сказками.
Что есть сказка? Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки, в самое короткое время рассказать, к чему приводит тот или иной поступок героя, даёт возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чувства, радости и горести.
Это уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребёнок открывает порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо.
Привлекательность сказкотерапии для моей работы педагога дополнительного образования можно объяснить, прежде всего, её универсальностью. Я обратила внимание на то, что с помощью сказочных персонажей возможно научить ребёнка быть добрым, аккуратным, отзывчивым, привить нравственные качества, развивать творческие способности. Поэтому в своей работе стала использовать сказки.
Сказкотерапия тесно переплетается с куклотерапией, неразделима с ней и является связующим звеном в коррекционной работе с детьми. Малышам трудно привыкать к новым условиям жизни. Надо вовремя помочь воспитаннику с переживаниями, страхами, замкнутостью. Главное- создать между педагогом и детьми отношения доброты, сердечности и любви. В этой ситуации на помощь приходит кукольный театр: он должен быть ярким, лёгким и простым в управлении.
Куклотерапию использую на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в игре.
Вместе с детьми обыгрываем русские народные сказки- «Колобок. От такого представления не откажется ни один ребёнок! Дети воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают её. Она может быть капризулькой и малыши обучают её хорошим манерам.
Особой популярностью у детей пользуется пальчиковый театр. В нём все герои, сцена и сюжет…расположены на одной или двух руках. В моём арсенале задействованы пальчиковые куклы собственного изготовления. Это персонажи разных сказок: Злые (волк), коварные и хитрые (лиса), трусливые (заяц и мышь), неуклюжие и ленивые (медведь), преданные (собака), добрые и ласковые (котёнок), драчливые (петух), а также куклы-человечки (бабушка, дедушка, внучка). При помощи фигурок пальчикового театра у малышей появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество непонятных ему ситуаций. Это может быть проблема в общении со сверстниками, отражение страхов и тревог ребёнка, разбор случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них.
После того, как маленький актёр раскрыл свой внутренний мир и поделился своими переживаниями, наступает момент ему помочь и проиграть проблемную ситуацию, но с позитивным концом. А поможет нам в этом сочинение «кукольных историй».
Куклотерапия позволяет помочь ребёнку с разнообразными психологическими затруднениями.
Игра с куклами способствует преодолению робости и застенчивости перед выступлением «на сцене». Коррекцию данной проблемы осуществляю при помощи настольного театра кукол. Такую куклотерапию провожу в индивидуальной форме, где я могу обратить более пристальное внимание за действиями ребёнка, одобрить их, подсказать ему, а иногда и поиграть вместе с ним.
«Наши дети не живут под стеклянным колпаком, они не всё время находятся под спасительной защитой взрослых. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то незнакомым, непонятным. Ребёнок должен быть, хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Поэтому и надо рано, но постепенно и обдуманно учить детей стойкости и решительности, умению преодолевать собственные страхи.
Было бы здорово, если бы в каждом городе был свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слушать и понимать друг друга и окружающий мир….»
Л. Войцехович.
Используемая литература:
- Интернет – ресурс;
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- Спб.: ООО «Речь», 2000 г.
- Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1997 г.
- Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол.- Спб.: ООО «Речь», 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о профессиональной деятельности педагога дополнительного образования
В аналитической справке представлены результаты достижений педагога дополнительного образования....
Аналитический отчет о деятельности педагога дополнительного образования
Форма написания аналитического отчёта может быть полезна начинающим педагогам дополнительного образования....
Конспект организованной образовательной деятельности педагога дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик семицветик» (по произведениям К.И. Чуковского)
«Есть имена, живущие в нашем сознании как бы изначально: ровно столько, сколько мы себя помним. Имя Корнея Ивановича Чуковского одно из них.Знакомство с ним начинается в те счастливые младенческие год...
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обобщение опыта работы....
Самоанализ деятельности педагога дополнительного образования
Коротко о моей работе...
Деятельность педагога дополнительного образования в детском саду
Деятельность педагога дополнительного образования в детском саду...
Опыт работы "Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях".
В данной работе рассматривается организация деятельности педагога дополнительного образования во время занятий с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования....