Доклад "Экономические понятия для дошкольника"
консультация

Болдырева Оксана Викторовна

Материал будет полезен педагогам ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад для педагогов99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое  образование? Этот вопрос более десяти лет назад поднимался в журналах «Дошкольное воспитание». На мой взгляд, особо проблематично не звучал, так как основой экономического воспитания  дошкольников являлись и являются задачи нравственно – трудового воспитания, которые ставила перед нами «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. С того времени многое изменилось. Поэтому вопрос «Нужно ли  и зачем дошкольнику экономическое воспитание?» - приобрело особую актуальность. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. По мнению доктора философии Б.Н.Фельдмана: «Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу». В качестве предпосылок экономического образования необходимо дать детям доступные знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными. Поэтому экономическое образование надо начинать с дошкольного детства.

       Актуальность темы заключается в том, что малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6 -летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями .

Слова «дошкольник» и «экономика» лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Экономика понимается как «область разумного ведения домашнего хозяйства», «искусство ведения домашнего хозяйства», она неотделима от ребенка-дошкольника. Однако ввести ребенка в мир экономики можно только сообща, объединив усилия родителей и педагогических коллективов дошкольных учреждений .

Экономические понятия «труд», «деньги», «бизнес», «зарабатывать», «покупать», «продавать» и т.д. входят в жизнь ребенка с раннего возраста.

Современные новые экономические условия диктуют необходимость воспитания с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшего школьного и профессионального образования.

Экономическое воспитание имеет и свою специфику. Оно заключается в том, что важно научить детей понимать и ценить окружающий мир предметов как результат труда, научить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; на доступном уровне дети должны осознавать понятия «труд — товар — деньги»; с ранних лет необходимо воспитывать привычку беречь такие богатства, как вода, тепло, электроэнергия.

У детей должны быть воспитаны начала разумного поведения, разумных потребностей, умение правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях.

      Основной целью экономики для малышей является формирование навыков и умений рационального использования и интереса к материальным ценностям, развитие экономического мышления, побуждения к деловой активности, ознакомление с современными рыночными отношениями. В программах ДОУ последнее время появляется раздел «Основы экономической культуры» уже в средней группе, где отмечается, что основы экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игре.  Экономическое образование должно реализовываться в интеграции по всем образовательным областям. Это и формирование представлений о здоровом образе жизни; воспитание культурно – гигиенических навыков; коммуникативные отношения в общении со взрослыми и детьми; развитие связной речи в различных формах и видах детской деятельности; развитие познавательно – исследовательской  и продуктивной деятельности; формирование элементарных математических представлений; расширение кругозора детей; формирование доступных экономических понятий. В труде – воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей, о новых профессиях…; в безопасности- приобщение к правилам поведения, безопасного для человека, воспитание отрицательного отношения к лживости, корысти; через художественную литературу и художественное творчество.

Предусматриваются следующие образовательные задачи. Ряд поставленных задач свидетельствует о том, что необходимо способствовать выработке у детей экономического мышления  и ясного представления, формировать навыки хозяйствования, бережного отношения к общественной и личной собственности.

1.Знакомить детей с наиболее часто употребляемыми экономическими понятиями.

Знакомить детей с доступными понятиями из экономики, развивать интерес к экономическим знаниям. Способствовать осмыслению детьми черт характера, связанных с экономикой: бережливость, экономность, трудолюбие, честность. Формировать представление о потребностях семьи: учить понимать различие между словами «хочу» и «надо»; учить определять первоочередные нужды семьи.

Давать детям понимание, что такое товар, для чего он существует, где и как его можно приобрести. Знакомить с разнообразием торговых заведений (магазин, рынок, аптека, магазин, киоск, супермаркет и т.п.), функциональными особенностями каждого торгового заведения.

2.Учить отыскивать экономические явления в окружающей среде, приключениях героев художественных произведений.

Учить детей находить применение вещам, которые вышли из обихода. Рассказывать о переработке вещей и отходов промышленности. Учить сортировать мусор и выбрасывать в соответствующие контейнеры.

Расширять знания о способах хранения продуктов (соления, сушки, консервирования, замораживания).

3.Расширять экономические знания детей о том, что все, что нас окружает, является результатом труда многих людей. Воспитывать ценностное отношение к продуктам их деятельности.

Подводить детей к пониманию того, что люди разных профессий работают, за свой труд получают зарплату, которую тратят для нужд семьи.

Расширять знания о значении тепла, света, газа в жизни человека, экономное их использование.

Показатели компетентности ребенка в вопросах экономики:

— оперирует несложными экономическими понятиями: «товары», «услуги», «деньги», «торговля», «покупка», «потребитель»;

— знает об экономном использовании света, воды, газа;

— определяет первоочередные нужды семьи, понимает, что порой необходимо отказаться от желания приобрести какую-то вещь;

— знает, что такое товар, как его можно приобрести;

— знает разнообразные торговые заведения и товары, которые они продают;

— знает, что вещи, которые выбрасывают, проходят вторичную переработку;

— знает, что мусор нужно сортировать и выбрасывать в разные контейнеры.

Как определить сформированность экономических знаний ребенка?

Дети старшего дошкольного возраста знакомить с названиями разных профессий, но не совсем точно осознают значение каждой из них; например, недостаточно понимают работу менеджера, хотя это слово у детей уже есть в словарном запасе.

Дети понимают назначение торговых заведений, стараются быть экономными и бережливыми, но осознать правила экономической деятельности им еще трудно. Большинство дошкольников не знает, как обращаться с деньгами, как их тратить экономно.

Дети осмысливают связанные с экономикой черты: бережливость, трудолюбие; начинают формироваться навыки рациональных действий. У детей развиты навыки экономного расходования и использования материалов, бережное отношение к вещам, игрушкам, пособиям.

Образовательные задачи в старшей группе:

Формировать у детей основы экономической культуры.

Учить преодолевать трудности и жизненные неурядицы; воспитывать настойчивость, компетентность.

Формировать представление о товарах и товарно-денежных отношениях. Давать понятие, что такое товар, цель его существования, возможности его приобретения. Учить классифицировать товары. Формировать нравственное поведение в торговых заведениях, выполняя роль покупателя. Знакомить с понятием «цена»; учить сравнивать цены: дешево — дорого.

Методы экономического воспитания:

Давать возможность понять, что за деньги покупают товары, деньгами оплачивают услуги.

Рассказывать детям о цели рекламы, источниках рекламирования товаров: виды рекламы; учить рекламировать товар.

Расширять знания о рациональном использовании остатков продуктов питания (из хлеба можно приготовить гренки; крошки дать птичкам; кости отдать собакам; остатки от чая использовать как удобрение для комнатных растений).

Создавать ситуации для закрепления знаний о правилах экономного использования электроэнергии некоторыми приборами (холодильник, утюг, телевизор, лампочка), сохранение тепла, экономного использования воды. Подводить детей к пониманию того, что рациональное использование электроэнергии, воды, газа экономит средства семьи. Воспитывать бережливость, умение соотносить свои желания с возможностями. Учить выделять первоочередные нужды, собственные и потребности семьи, понимать различие между словами «хочу» и «надо».

Формировать представление о культуре деловых отношений. Уточнять и расширять знания детей об одежде, обуви, прическе делового человека.

Воспитывать опрятность.

Учить оценивать поступки людей, давать характеристику их действиям. Формировать понимание выработанных правил, знать, что их нужно соблюдать, что есть поступки, за которые люди несут наказание в виде штрафа.

Раскрывать роль компьютеризации в ведении хозяйства, дать элементарные представления о калькуляторе. Подводить к выводу, что такое экономика, для чего она нужна.

Сформированность экономических представлений:

         — знает названия предприятий, особенности их функционирования;

— имеет представление о товарно-денежные отношения, умеет осуществить покупку, классифицирует товар;

— знает, для чего существуют банки; профессии людей, которые работают в банковском деле;

— умеет рационально использовать остатки продуктов питания;

— умеет выделять первоочередные нужды семьи;

— понимает необходимость в соблюдении установленных правил;

— знает и старается экономно использовать электроэнергию, воду, газ; знает, что компьютер и калькулятор помогают в ведении семейного хозяйства.

Пути экономического воспитания дошкольника:

Какие же пути экономического воспитания детей дошкольного возраста?

Знакомя детей с правилами бережного отношения к одежде, обуви, игрушкам, посуде, природным ресурсам, мы уже совершаем экономическое воспитание.

Важное значение в экономическом воспитании играет ручной труд ( работа по изготовлению игрушек, икебано, подарков для мам, пап, гостей…). В групповой комнате можно создать «Ящик бережливых и экономных», в которую бы дети собирали лоскутки ткани, нитки, мех, интересные бумажки, а потом использовали бы это все для отделки игрушек, поделок в стиле икебано… Таким образом, малыши получают хорошие уроки экономии.

Труд вообще является ведущей экономической категорией, но при условии, если дошкольники будут учить не только различать трудовые действия других видов деятельности, понимать последовательность трудовых операций, но и учиться бережно относиться к результатам своего труда и труда взрослых.

Экскурсия - как средство экономического воспитания.

Большой вклад в экономическое воспитание делают экскурсии. Они дают детям возможность увидеть воочию то, о чем им рассказывают, чему учат и позже отразить в сюжетно-ролевой игре.

Не менее важными являются экскурсии в природу. Организуя наблюдения за природой, воспитатель тем самым воспитывает бережное отношение ко всему, что его окружает.

Экономическое воспитание на занятиях:

Занятия по физической культуре призваны беречь и укреплять малышей, а это воспитывает бережное отношение к здоровью.

У детей шестилетнего возраста нужно начинать формировать начальные представления о финансовых категориях: деньги, цена, стоимость, средства и др.

В доступной форме надо знакомить детей с рекламой, а после ознакомления можно предложить им составить и нарисовать ее самостоятельно.

Закрепить и пополнить знания детей о вышеназванных экономических категориях можно во время таких развлечений, как: «Детям о налогах», «Бизнес в лесу» и т.д.

Большую роль в воспитании в области экономики играет конечно семья. Не следует забывать о преемственности работы дошкольного заведения с семьями. Ведь только совместно с семьей можно воспитать бережливость и экономичность у дошкольников. Поэтому утром, когда ребенок приходит в ДОУ, он складывает вещи и очень важно, чтобы и воспитатель, и родители обращали внимание на то, как именно ребенок складывает эти вещи. Такие привычки автоматизируют.

Выполнение этих задач будет способствовать более глубокому усвоению детьми первоначальных экономических знаний и проявлению экономических качеств в быту.

                 

МБДОУ «Елань-Коленовский детский сад №1»

Доклад к семинару «Формирование финансовой грамотности в игровой деятельности»

Тема: «Экономические понятия для дошкольников»

depositphotos_5188678-stock-photo-happy-child-with-money-and.jpg

                                               

                                                                     

                                                            Подготовила воспитатель: Болдырева О.В.

                                                             

                                         

                                                 

                                                              2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДОШКОЛЬНИКА

Серия консультаций для родительского уголка, оформляемых в конце учебного года в папку-скоросшиватель. Содержит странички: "Математика для дошкольников", "Формирование понятия числа у ребенка", "Подго...

Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР

Любимые упражнения детей старшего дошкольного возраста – игровые рифмовки....

Изучение экономических понятий с дошкольниками

Актуальность темы заключается в том, что малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, ...

ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗООЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЗАНЯТИЙ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

На сегодняшний день, новый федеральный  государственный образовательный стандарт подчеркивает необходимость пересмотра формирования знаний и навыков дошкольников используя в  этом вопросе но...

Характеристика понятия "самостоятельность" дошкольника в психолого-педагогической литературе.

Исследователь И.Д. Зверев считает: «Самостоятельность дошкольника – это способность иметь собственное суждение, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, выполнять те или иные ее виды...

Понятие у дошкольников о величине

Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и д...