ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Базан Юлия Сергеевна,
воспитатель МБДОУ №10 «Маленький принц»
Наша работа в ДОУ направлена на формирование начальных естественнонаучных понятий у дошкольников согласно ФГОС. Благодаря этому, мы закладываем элементарные знания у детей и способствуем формированию целостной картины мира.
Экологическое образование своих воспитанников я осуществляю по всем образовательным областям. По социально-коммуникативному направлению я формирую у детей нормы и ценности, принятые в обществе; развиваю эмоциональную отзывчивость, сопереживание ко всему живому. Наряду с этим формирую основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
По направлению «Познание» стараюсь формировать первичные представления обо всём, что нас окружает (форма, цвет, размер, причина и следствия).
По «Речевому развитию» собираю и предлагаю материал о нашей планете, о природе нашей страны, о животных и растениях нашей республики.
Через музыку и художественное творчество помогаю осознать мир природы, увидеть красоту всего живого.
Через область «Физическое развитие» приобщаю воспитанников и их родителей к ценности здоровья и здорового образа жизни.
На сегодняшний день очень актуальна именно экспериментальная деятельность. Наши дети – это «ученые» и мы, педагоги, наблюдаем каждый день их стремление к исследованию чего - то нового.
Из опыта работы для себя я выделила основную цель - создание условий для развития именно интеллектуально – творческих способностей наших «почемучек».
Для этого:
Во-первых, развиваю экологические представления о ценности природы и правилах поведения.
Во-вторых, формирую трудовые навыки в природе.
В-третьих, обращаю внимание на предметы ближайшего окружения и умение различать сезонные изменения, делать выводы. Совместно сравниваем и выявляем простейшие причинно-следственные связи.
В-четвёртых, воспитываю бережное отношение к окружающему.
Поэтому, прежде всего, моей обязанностью было создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения. В нашей группе очень оснащенный исследовательский центр. Здесь у нас все, что необходимо для того, чтобы провести опыты и эксперименты: различные приборы, сосуды из различных материалов, природный материал, бросовый материал, технические материалы, бумага разного вида, красители, медицинские материалы, и прочие материалы.
При этом я старалась учесть все необходимые требования, чтобы это было безопасно и доступно.
В центре много авторских дидактических игр:
- "Морские обитатели",
- "Волшебная грядка",
- " В лесу, на поле, в огороде",
- "Птицы",
- " Мир вокруг нас",
- " Сундук ощущений",
- "Живое - не живое",
- "Чей хвост".
Оформлены альбомы: «Круглый год», «Подарки природы», «Наши животные», «В царстве Нептуна», «Поможем птицам» и др.
Каждый год весной проводим конкурс «Лучший огород», где в живую есть возможность наблюдать за посадкой и ростом фасоли, овса, пшеницы, гороха, лука, моркови, петрушки.
У нас есть свой персонаж - Самоделкин, с которым мы путешествуем по всему миру, в лес, в сад, в огород, в Африку и даже на Северный полюс. Самоделкин помогает нам в исследовании свойств воды, песка, воздуха, магнита. С ним мы измеряли рост, вес, готовили фруктовый сок и овощной салат, изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на сложные вопросы. Это всё нам помогает окунуть ребёнка в мир природы, чтобы он сформировал и расширил знания о ней.
В группе создана мобильная библиотека, которая включает детские справочники, энциклопедии («Почему и потому», книги из серии «Все обо всем», «Я познаю мир»), детские журналы, посвященные разной тематике. Данная библиотека постоянно пополняется, так как вновь и вновь возникают познавательные задачи (вопросы), которые в дальнейшем решаются во время поисковой деятельности.
Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Их я провожу как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах.
Проблемную ситуацию я создаю неожиданно «Почему у меня не получается слепить фигурку из песка?» Детей заинтересовывает мой вопрос. Они начинают мне подсказывать, какой песок лепится и почему. Сразу ориентирую «почемучек» в исследовательский центр, где рассматривая песок через лупу, они видят и описывают частицы. Затем дуют через трубочку в стаканчик с песком и получается «буря». Мы делаем вывод, что частицы песка лёгкие, не слипаются между собой, а наоборот рассыпаются. А потом рассматриваем мокрый песок.
Мальчиков заинтересовал магнит и его свойства. Был организован клуб «Этот удивительный магнит», где совместно с родителями определяли материалы, взаимодействующие с магнитом, знакомились с его свойствами и выявили такие особенности магнита, как притяжение и отталкивание, а также способность металлических предметов намагничиваться.
Тема «Воздух» всегда в центре внимания. После прочтения энциклопедии и просмотра видеоматериала мы проводили опыты: «Можно ли поймать воздух?», «Чем пахнет воздух?», «Бывает ли воздуху холодно?». В ходе этих экспериментов воспитанники осознали, что воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.
По проекту «Вода» провели опыты: «Наливаем – выливаем», «Испарение воды», «Волшебный карандаш», «Как достать монету из воды, не замочив рук?», «Каким вещам вода на пользу, а каким во вред?».
По теме «Электричество» пригласили папу Егора, электрика по профессии, который провел ряд экспериментов, где было установлено с помощью воздушного шарика и расчески причины возникновения статического электричества.
После проведенных опытов мои воспитанники с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям, ставили такие же опыты дома.
Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов мною была создана картотека опытов.
При закреплении знаний о мире природы нам помогает наблюдение, причём дети уже сами являются инициаторами «открытий». Стараемся называть явления уже понятиями. Очень интересно замечать в детях умение всматриваться в предметы и явления, и когда они самостоятельно выявляют существенное и второстепенное, замечают изменения и устанавливают их причины.
Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам.
Осенью закрепляем представления о том, как влияет сокращение продолжительности дня на растения и животных. С помощью видеоматериалов знакомимся, как животные и насекомые к зиме готовятся (пауки забираются в укромные места и впадают в оцепенение белки прячут в укромных местах жёлуди, орехи, а на сучках деревьев развешивают грибы; мыши запасают в норках орехи, зёрна; ни ёж, ни медведь не заготавливают корм на зиму, а летом и осенью усиленно питаются, а зимой спят; зайцы и ласки меняют свои шубки на белую; змеи, жаба, ящерица также впадают в спячку, а многие лягушки зимуют на дне водоёмов и дышат кожей), птицы (гуси, утки, журавли) и летучие мыши улетают в теплые края.
Зимой знакомлю с такими понятиями как, морозы, заморозки, иней, изморозь, снегопады, вьюга, пороша), с особенностями деятельности людей в городе и в деревне. Весной расширяю и обогащаю знания детей о весенних изменениях в природе: таяние снега, потепление, туман, ледоход, половодье, прилёт птиц, первая гроза, появление первых цветов-подснежников.
Летом после отпусков дети рассказывают о том, как влияет солнце на всё живое, о животных, которых они встречали и о растениях, которые они видели и пробовали (ягоды, фрукты, овощи).
Просматривая презентации, формирую знания об особой группе живых существ – грибах (съедобные и несъедобные), а также строение гриба (шляпки, ножки, грибница). Благодаря этому, дети узнали, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и питательные вещества.
Различные экологические акции и проекты помогают сформировать экологическую культуру дошкольников. В нашем детском саду проводятся в течении года следующие акции: «Дары природы», «Поможем птицам пережить зиму», «Сохраним зеленую красавицу», «Здоровье – наш бесценный дар», «Берегите воду», «Огород», «Цветник».
Также мною был разработан проект: «Веселый огород»,
С целью активизации познавательной, исследовательской и поисковой деятельности своих воспитанников применяю:
- ООД - путешествия;
- в совместной деятельности - целевые прогулки - экскурсии;
- в практической деятельности - опыты, наблюдения, экспериментирования;
Я надеюсь, что проделанная мной работа даст положительные результаты:
- у детей будут сформированы начала экологической культуры;
- дети научатся практическим действиям по охране природы;
- будут развиваться умственные способности детей, которые проявятся в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Список использованной литературы:
1. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении / Т. Костевская [и др.] // Дошкольное воспитание. – 2012. - №2.
3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экологическая деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-пресс, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.
Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...
Обобщение опыта по теме: "Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".
Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...
"Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".
Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...
Программа естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»
Рабочая программа дополнительного образованияПрограмма естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» направлена на развитие интереса...
Фотоотчет о проведении мероприятий по программе естественнонаучной направленности «Экологическое воспитание дошкольника»
Цель: Формирование и создание условий для развития познавательного интереса, активизации знаний в процессе посадки семян, саженцев и выращивание огородной культуры. Желание наблюдать...
Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников.
Экологическое воспитание....
Презентация "Формирование естественнонаучной функциональной экологической грамотности у старших дошкольников"
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных зад...