«Формирование духовно – нравственных основ личности и патриотизма у дошкольников.»
статья
В данной статье освещены вопросы духовно-нравственного, патриотического воспитания дошкольников, которое направлено на развитие духовности, формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_publikatsii.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование духовно – нравственных основ личности и патриотизма у дошкольников.»
С.А.Осипова
МБДОУ «Центр развития ребенка
Детский сад № 175
Аннотация: в данной статье освещены вопросы духовно-нравственного, патриотического воспитания дошкольников, которое направлено на развитие духовности, формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Ключевые слова:
духовно - нравственное, патриотическое воспитание, патриотизм, нравственные чувства.
Суть духовно-нравственного и патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родному дому, семье, природе, истории и культуре родного края, созданной трудами родных и близких людей, возродить духовность, бережное отношение и гордость за достижения Родной страны.
В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Ситуация в нашей стране не стала исключением. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья. [2, с.3]
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в дальнейшем будущем, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев) [3, c.5]
Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 № 751, система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» включает целый ряд мероприятий, направленных на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей в ДОУ.
Программа является инструментом реализации образовательной политики государства в области духовно-нравственного и патриотического воспитания, отраженную в главных нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Используя разнообразные формы работы с детьми (целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины, проектную деятельность), педагоги не только воспитывают в ребёнке нравственно – духовные и патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В помощь педагогам по работе в данном направлении рекомендую использовать программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Авторы: О Л. Князева, М.Д. Маханева; Методическое пособие для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Авторы: Ветохина А.Я., Дмитренко З.С.Жингаль Е.Н.; Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. «Нравственное воспитание дошкольников». Авторы: А. Лопатина, М. Скребцова.
Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, сохранение культурной самобытности русского народа. Поэтому только планомерная целенаправленная деятельность педагогического коллектива, семьи и социума поможет добиться позитивной динамики в духовно-нравственном и патриотическом воспитании, сформировать у детей задатки самосознания истинных патриотов своей Родины.
Список литературы:
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации/ утв. постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 № 751.
2. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста /А. Я. Ветохина — СПб.: Детство-Пресс, 2015.
3. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Авторы: О Л. Князева, М.Д. Маханева. Издательство «Детство- Пресс». 1999.
4. «Нравственное воспитание дошкольников» Беседы о воспитании. / Под ред. А. Лопатиной., М. Скребцовой. – М.: Амрита - Русь. 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника
Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...
СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»
Развитие духовных и моральных ценностей у человека начинается с раннего возраста. Именно от того, какие первые шаги будут у ребенка в это время, и как взрослый мир его встретит, будет зависеть по боль...
Формирование духовно-нравственных основ личности путем реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой родного края
Ознакомление дошкольников с природой родного края...
Место педагога в системе взаимоотношений семьи и государства при формировании духовно-нравственных основ личности дошкольника
Взаимодействие участников образовательного процесса при воспитании духовно-нравственной основы личности ребенка...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...
Проектная деятельность "Истоки" (формирование духовно - нравственной основы личности, а также присоединение ребёнка и его родителей к базовым духовным, нравственными социокультурным ценностям России).
В данном материале рассматривается одна из основных задач в работе с дошкольниками - воспитание доброты....