Формирование духовно-нравственных основ личности путем реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой родного края
статья по окружающему миру (средняя группа)

Беткер Людмила Владимировна

Ознакомление дошкольников с природой родного края

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беткер Л.В.

БДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 38» г. Омск

Формирование духовно-нравственных основ личности путем реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой родного края

Духовно-нравственное воспитание-это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к людям, которые живут рядом и к природе. Ведь природа является одним из важнейших средств воспитания духовно-нравственного человека. Ее красота не оставляет безучастным никого. Важно, чтобы дети умели слышать  шум леса, пение птиц, видеть окраску листьев, чувствовали запах цветов.

Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить видеть ее дело сложное. Задача педагога воспитывать деятельную любовь к природе, на этой основе и формируется любовь детей к родному краю, Родине.

В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. Очень часто у детей не развита эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Таким образом, это и обусловило выбор проблемы исследования, которая и состоит в разрешении противоречия сложившейся в традиционной системе воспитания, когда дети формально получают определенный объем знаний, но не всегда поступают в соответствии  с полученными знаниями.

К тому же не стоит забывать, что город Омск еще пока остается одним из экологически неблагополучных регионов России. И важность воспитания бережного отношения к окружающей природе переоценить невозможно. Вот почему первостепенной задачей педагога является формирование  человека, который в шкале ценностей ставит охрану окружающей среды на первое место.

Для решения задач экологического воспитания мы опираемся на программу Николаевой С.Н. «Юный эколог».

Главная задача программы   - формирование у детей осознанно - правильного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними, что соответствует и нашему пониманию решению проблемы по воспитанию духовно-нравственного человека. Очень важно так же внесение регионального компонента, который предполагает знакомство с природным ландшафтом, именно нашего города, поселка, территории детского сада, участка и т.д.

Таким образом, для решения данной проблемы мы поставили следующие цели и задачи:

-формировать у детей представления о природе родного края

-формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности по отношению к природе детского сада, участка

-воспитывать у дошкольников осознанно правильное отношение к природе родного края  

Согласно поставленным целям и задачам был составлен план мероприятий, направленный на формирование духовно-нравственных основ личности по экологическому воспитанию: беседы и игровые занятия, трудовые задания на огороде, экологические конкурсы, путешествие по экологической тропе, в уголок леса и т.д.

Прежде всего, очень важно было создать благоприятную развивающую среду, которая оказывает большое влияние на духовно-нравственную позицию ребенка. При этом мы учитываем возрастные особенности воспитанников.

 В уголке природы дети ухаживают за комнатными растениями, имеются видеоматериалы, картотека опытов, различные схемы, календарь природы др. Детей очень привлекают экологические игры такие как «Правила поведения в уголке леса», «Кто живет на нашем участке», «Кому нужна вода», «Как ухаживать за цветником» и др.

Так же мы самостоятельно разработали конспекты НОД «Лес наше богатство», «Птицы у нас в гостях», «Лекарственные травы» и др.

Очень интересно прошли конкурсы «Лучший рисунок о природе нашего детского сада», «Самый интересный рассказ о жизни животных и птиц  Омской области», «Цветы нашего участка» и др.

На территории детского сада  есть огород, на котором дети выращивают овощи. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд по поддержанию необходимых условий         для жизни растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т.е. приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности - это показатель степени  экологической воспитанности и экологической культуры. Такие задания как «Оказание первой помощи другу (дереву)», «Покорми птиц», «Расставь знаки правил поведения в лесу» и др. формируют у детей бережное отношение к природе, активную жизненную позицию, направленную на охрану окружающей природы.

Чтение художественной литературы так же  помогают сформировать у детей бережное отношение к природе. В своей работе используем произведения сибирского писателя Кондратия Никифоровича Урманова. Этот почти забытый сибирский писатель создавал  книги о жизни, борьбе, свершениях своих славных земляков, о неисчерпаемых богатствах сибирского края.

 Ежедневное чтение его книг знакомит детей с увлекательными историями: «О первой добыче», «О Киликушке», «О Горлинке» и др., которые выражаются в эстетических переживаниях очень интересных рисунках, поделках.

Ведение кружка «Волшебная мастерская», где используется природный, и бросовый материал является средством образования в сознании дошкольников реалистических знаний об окружающей среде, так же о ее многообразии.

Регулярно проводим выставки детских работ кружка: «Дары осени», «Мое любимое животное», «Бабочки красавицы», «Деревья нашего участка» и др.

Так же в нашей группе идет активное знакомство дошкольников с «Красной Книгой России». Из книги дети узнали о привычках, индивидуальных особенностях исчезающих животных нашей страны, а так же о животных и птицах  именно нашего региона.  Книга заставляет задуматься дошкольников о будущем нашей Родины, о том что, природу нужно беречь и охранять, происходит развитие способности дошкольников сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.

Традиционными стали экологические развлечения  «Город Омск - наш общий дом», «На нашем участке…», «Птицы на нашей улице…» и др.  Важно в проведении таких праздников не просто воспроизведение знакомых стихов, музыкальных произведений о природе, экологических игр, отгадывании загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий, которые происходят рядом, в зоне ближайшего окружения, в осознание экологических проблем, конечно же, доступных детскому пониманию.

Так же хотелось бы немного сказать о взаимодействии дошкольного учреждения с семьей по вопросам экологического воспитания. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить  главную задачу-воспитание духовно-нравственного человека. Важно чтобы родители понимали  воспитательно-образовательные задачи по экологическому воспитанию дошкольников. Ведь  только совместными усилиями педагогов и родителей  можно воспитать экологически грамотного с духовно-нравственным потенциалом человека.

 Мы используем как традиционные формы взаимодействия с родителями: папки-передвижки, консультации, анкетирование, беседы, так и нетрадиционные - выпуск газет:    «Наше лето», «Наш участок»,  фотовыставка «Ах, лето!» в родительском чате и др. Все это дает возможность продемонстрировать родителям,  какая работа проводится по экологическому воспитанию, какая может быть нужна помощь от них.

Таким образом, понимание экологических проблем и их решение важно для духовно-нравственного воспитания личности человека. Чтобы помочь человеку жить в мире  и согласии с людьми и природой.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.

Использованные источники:

1. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей. – М.:  Асар, 1996. – 126 с.

2. Николаева С.Н. Юный эколог. Парциальная программа (3-7 лет) ФГОС.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"

Красота   родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...

Проект по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края».

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знаком...

Буклет для родителей "Ознакомление дошкольников с природой родного края"

Мир природы огромен и прекрасен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края?   Этот вопрос задают себе все родители....

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"                          ...

Перспективное планирование в средней группе "Ознакомление дошкольников с природой родного края"

Для того чтобы познавательный интерес детей к природе родного края  постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, необходимо создать соответствующие условия, а также использовать приемы,...

Рабочая программа по кубановедению : «Воспитание любви к малой родине, ознакомление дошкольников с природой родного края»

Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины....

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....