Формирование духовно-нравственных основ личности путем реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой родного края
статья по окружающему миру (средняя группа)
Ознакомление дошкольников с природой родного края
Скачать:
Предварительный просмотр:
Беткер Л.В.
БДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 38» г. Омск
Формирование духовно-нравственных основ личности путем реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой родного края
Духовно-нравственное воспитание-это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к людям, которые живут рядом и к природе. Ведь природа является одним из важнейших средств воспитания духовно-нравственного человека. Ее красота не оставляет безучастным никого. Важно, чтобы дети умели слышать шум леса, пение птиц, видеть окраску листьев, чувствовали запах цветов.
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить видеть ее дело сложное. Задача педагога воспитывать деятельную любовь к природе, на этой основе и формируется любовь детей к родному краю, Родине.
В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. Очень часто у детей не развита эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Таким образом, это и обусловило выбор проблемы исследования, которая и состоит в разрешении противоречия сложившейся в традиционной системе воспитания, когда дети формально получают определенный объем знаний, но не всегда поступают в соответствии с полученными знаниями.
К тому же не стоит забывать, что город Омск еще пока остается одним из экологически неблагополучных регионов России. И важность воспитания бережного отношения к окружающей природе переоценить невозможно. Вот почему первостепенной задачей педагога является формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану окружающей среды на первое место.
Для решения задач экологического воспитания мы опираемся на программу Николаевой С.Н. «Юный эколог».
Главная задача программы - формирование у детей осознанно - правильного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними, что соответствует и нашему пониманию решению проблемы по воспитанию духовно-нравственного человека. Очень важно так же внесение регионального компонента, который предполагает знакомство с природным ландшафтом, именно нашего города, поселка, территории детского сада, участка и т.д.
Таким образом, для решения данной проблемы мы поставили следующие цели и задачи:
-формировать у детей представления о природе родного края
-формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности по отношению к природе детского сада, участка
-воспитывать у дошкольников осознанно правильное отношение к природе родного края
Согласно поставленным целям и задачам был составлен план мероприятий, направленный на формирование духовно-нравственных основ личности по экологическому воспитанию: беседы и игровые занятия, трудовые задания на огороде, экологические конкурсы, путешествие по экологической тропе, в уголок леса и т.д.
Прежде всего, очень важно было создать благоприятную развивающую среду, которая оказывает большое влияние на духовно-нравственную позицию ребенка. При этом мы учитываем возрастные особенности воспитанников.
В уголке природы дети ухаживают за комнатными растениями, имеются видеоматериалы, картотека опытов, различные схемы, календарь природы др. Детей очень привлекают экологические игры такие как «Правила поведения в уголке леса», «Кто живет на нашем участке», «Кому нужна вода», «Как ухаживать за цветником» и др.
Так же мы самостоятельно разработали конспекты НОД «Лес наше богатство», «Птицы у нас в гостях», «Лекарственные травы» и др.
Очень интересно прошли конкурсы «Лучший рисунок о природе нашего детского сада», «Самый интересный рассказ о жизни животных и птиц Омской области», «Цветы нашего участка» и др.
На территории детского сада есть огород, на котором дети выращивают овощи. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд по поддержанию необходимых условий для жизни растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т.е. приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности - это показатель степени экологической воспитанности и экологической культуры. Такие задания как «Оказание первой помощи другу (дереву)», «Покорми птиц», «Расставь знаки правил поведения в лесу» и др. формируют у детей бережное отношение к природе, активную жизненную позицию, направленную на охрану окружающей природы.
Чтение художественной литературы так же помогают сформировать у детей бережное отношение к природе. В своей работе используем произведения сибирского писателя Кондратия Никифоровича Урманова. Этот почти забытый сибирский писатель создавал книги о жизни, борьбе, свершениях своих славных земляков, о неисчерпаемых богатствах сибирского края.
Ежедневное чтение его книг знакомит детей с увлекательными историями: «О первой добыче», «О Киликушке», «О Горлинке» и др., которые выражаются в эстетических переживаниях очень интересных рисунках, поделках.
Ведение кружка «Волшебная мастерская», где используется природный, и бросовый материал является средством образования в сознании дошкольников реалистических знаний об окружающей среде, так же о ее многообразии.
Регулярно проводим выставки детских работ кружка: «Дары осени», «Мое любимое животное», «Бабочки красавицы», «Деревья нашего участка» и др.
Так же в нашей группе идет активное знакомство дошкольников с «Красной Книгой России». Из книги дети узнали о привычках, индивидуальных особенностях исчезающих животных нашей страны, а так же о животных и птицах именно нашего региона. Книга заставляет задуматься дошкольников о будущем нашей Родины, о том что, природу нужно беречь и охранять, происходит развитие способности дошкольников сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.
Традиционными стали экологические развлечения «Город Омск - наш общий дом», «На нашем участке…», «Птицы на нашей улице…» и др. Важно в проведении таких праздников не просто воспроизведение знакомых стихов, музыкальных произведений о природе, экологических игр, отгадывании загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий, которые происходят рядом, в зоне ближайшего окружения, в осознание экологических проблем, конечно же, доступных детскому пониманию.
Так же хотелось бы немного сказать о взаимодействии дошкольного учреждения с семьей по вопросам экологического воспитания. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание духовно-нравственного человека. Важно чтобы родители понимали воспитательно-образовательные задачи по экологическому воспитанию дошкольников. Ведь только совместными усилиями педагогов и родителей можно воспитать экологически грамотного с духовно-нравственным потенциалом человека.
Мы используем как традиционные формы взаимодействия с родителями: папки-передвижки, консультации, анкетирование, беседы, так и нетрадиционные - выпуск газет: «Наше лето», «Наш участок», фотовыставка «Ах, лето!» в родительском чате и др. Все это дает возможность продемонстрировать родителям, какая работа проводится по экологическому воспитанию, какая может быть нужна помощь от них.
Таким образом, понимание экологических проблем и их решение важно для духовно-нравственного воспитания личности человека. Чтобы помочь человеку жить в мире и согласии с людьми и природой.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.
Использованные источники:
1. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей. – М.: Асар, 1996. – 126 с.
2. Николаева С.Н. Юный эколог. Парциальная программа (3-7 лет) ФГОС.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"
Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...
Проект по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края».
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знаком...
Буклет для родителей "Ознакомление дошкольников с природой родного края"
Мир природы огромен и прекрасен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края? Этот вопрос задают себе все родители....
Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"
Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края" ...
Перспективное планирование в средней группе "Ознакомление дошкольников с природой родного края"
Для того чтобы познавательный интерес детей к природе родного края постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, необходимо создать соответствующие условия, а также использовать приемы,...
Рабочая программа по кубановедению : «Воспитание любви к малой родине, ознакомление дошкольников с природой родного края»
Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины....
презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа
В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....