Проект "Реализация системно-деятельностного подхода через сюжетно-ролевую игру "Космическое путешествие"
проект (старшая группа)
Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sri_2.doc | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Реализация системно-деятельностного подхода через сюжетно-ролевую игру «Космическое путешествие»
(для детей 5-6 лет)
Разработчики:
Мельник Н.Н., воспитатель
Филистеева И.Ю., воспитатель
Содержание
I. Введение
1.1. Проблема 4
1.2. Гипотеза 4
1.3. Цель и задачи проекта 4
1.4. Реферативная часть 5
1.5. Принципы и ценностные ориентиры проекта 6
1.6. Практическая направленность проекта 7
1.7. Методологическая основа 7
1.8. Уникальность проекта 8
II. Проектная часть
2.1. Материально-техническое обеспечение 9
2.2. Ожидаемые результаты и продукт проекта 9
2.3. Этапы и сроки реализации проекта 9
2.4. Словарный минимум 13
2.5. Линия развития сюжета 14
2.6. Педагогические технологии 14
2.7.Диагностика игровых умений в процессе педагогического руководства
и самостоятельной игровой деятельности детей 5-6 лет 15
III. Заключение
3.1. Трансляция опыта 19
3.2. Презентация проекта (фото) 19
IV. Литература и интернет-ресурсы 20
V. Приложение
Без игры нет, и не может быть полноценного развития.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий.
Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
I. Введение
Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Основной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Проявить личностные качества и свою активность ребёнку дошкольного возраста помогает игра.
Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма, ведь в нее вовлечены все стороны личности: ребёнок двигается, думает, говорит.
Дошкольное детство – это короткий, но значимо важный период становления личности. В это время ребенок получает первоначальные знания об окружающем мире, у него происходит формирование определенного отношение к людям, к животным, к природе, к труду, вырабатываются навыки, привычки правильного поведения, складывается характер. Благодаря игре, дошкольник открывает себя миру и мир для себя. Основным источником, питающим сюжетно-ролевую игру ребёнка — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Главной чертой такой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Каждый сюжет игры — это ряд определённых событий, которые объединяются жизненно мотивированными связями. С помощью сюжета дети раскрывают главный смысл игры. Именно в этом возрастном периоде у детей начинают закладываться такие качества, как: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь. Благодаря игре дошкольники объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, придумывают сюжеты и познают мир. Ученые в области дошкольной педагогики считают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные социальные функции: эмоциональность, активность, яркое проявление особенностей мышления и воображения, развитие потребностей в общении и формировании нравственных качеств личности ребенка, существенное изменение в его психике.
А. С. Макаренко в своих трудах характеризовал роль детских игр так: «Игра имеет особое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность: работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...». Известный русский ученый и психолог К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых.
Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов, к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для ребёнка они ни были.
Выдающий исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаний со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Особую роль в формировании нравственной личности ребенка играет сюжетно — ролевая игра.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства воспитателя, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр.
Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Ведь игровая деятельность является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни. Не стоит забывать, что игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Именно в игровой деятельности проявляются индивидуальные особенности, и формируется нравственные качества ребёнка.
1.1 Проблема
В ходе исследования обнаружилось, что у современных детей профессиональные и житейские сюжеты игры вытесняются телевизионными и компьютерными. Это говорит о том, что реальный опыт современных дошкольников ограничивается с одной стороны, повседневным бытом, а с другой – сюжетами, связанными с боевиками или виртуальными персонажами, пришедшими с экранов телевизоров, реальная социальная жизнь взрослых становится закрытой и недоступной для детей. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений образа взрослости является препятствием для развития профессиональных и общественных понятий, навыков общения и поведения детей, а значит и препятствием для их социализации в обществе.
Анализ данной ситуации позволил выявить противоречие между функционалом сюжетно-ролевой игры в современном дошкольном учреждении: с одной стороны – дети вроде бы играют, развиваются, общаются, но с другой стороны – их игры становятся всё больше похожи на виртуальную игру, где все вымышленное, не настоящее. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и тематику компьютерных игр или телевизионных передач.
Решение проблемы оптимизации образовательной работы в ДОУ по данному направлению представляется посредством разработки проекта «Реализация системно-деятельностного подхода через сюжетно-ролевую игру «Космическая экспедиция».
1.2. Гипотеза
Гипотеза проекта: использование эффективных образовательных технологий системно-деятельностного подхода в образовательном процессе через реализацию сюжетно-ролевой игры позволит сформировать компетенции, необходимые для успешной социализации личности дошкольника в современном мире противоречий.
Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность, направленная на создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную игровую деятельность дошкольников старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру "Космическая экспедиция".
1.3. Цель и задачи проекта
Цель проекта: формирование умения играть в сюжетно-ролевую игру, используя полученный жизненный опыт и знания, развитие коммуникативных навыков общения со взрослыми и сверстниками, создание развивающей среды, направленной на совершенствование игровой деятельности.
Задачи:
-расширить и систематизировать представления детей о планете Земля, планетах солнечной системы, космосе и первых космонавтах;
-развивать умение добывать информацию, осмысливать ее и применять на практике;
-развивать познавательный интерес;
-развивать коммуникативные навыки и социальное поведение;
-совершенствовать игровую деятельность;
-привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
1.4. Реферативная часть
Многие учёные занимались и занимаются проблемой сюжетно-ролевых игр дошкольников. Большинство из них объясняют игру как особый вид деятельности, сложившейся на определенном этапе развития общества.
Еще в начале XX века у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра – это дитя труда», выступил немецкий философ и психолог В.Вундт, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса». Он пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. По мнению Г.В. Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял её содержание. Ученый обратил внимание на то, что игра социальна по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.
Почти все исследователи, занимавшиеся описанием игр детей дошкольного возраста, повторяли в разной форме мысль Дж. Селли о том, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-либо роли.
Все авторы, описывавшие или исследовавшие ролевую игру, единодушно отмечали, что на её сюжеты решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность.
Вопрос о том, что именно в окружающей ребенка действительности оказывает влияние на ролевую игру, является одним из самых существенных вопросов. Его решение может подвести к выяснению действительной природы ролевой игры, к решению вопроса о содержании ролей, которые берут на себя дети в игре.
Д.Б. Эльконин считал, что действительность, в которой живет и с которой сталкивается ребенок, может быть условно разделена на две взаимно связанные, но вместе с тем различные сферы. Первая – это сфера предметов (вещей) как природных, так и созданных руками человека; вторая – это сфера деятельности людей, сфера труда и отношений между людьми, в которые они вступают и в которых находятся в процессе деятельности.
Исследование психолога Н.В. Королевой убеждает нас в том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними, что её содержание является именно эта сфера действительности.
Как уже говорилось выше, игра имеет социальную основу. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К.Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский определил игру, как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «…материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой».
Окружающая ребенка действительность чрезвычайно многообразна, и поэтому в игре находят отражение лишь отдельные её стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. Она считала, что самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое. Ту же мысль высказывал А.М. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Игра – отражение жизни. В обстановке игры, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.
Таким образом, рассмотрев проблему развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов, можно сделать вывод о том, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Факторы риска по убыванию значимости и силы влияния
-нехватка методик и технологий обучения сюжетно-ролевым играм дошкольников;
-функциональная неграмотность педагога в вопросах организации и проведения сюжетно-ролевых игр;
-отсутствие системной работы по формированию навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил детей дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевых игр.
Реализация деятельности по направлению социально-коммуникативное развитие, направлена на создание мотивации у дошкольников к сюжетно-ролевым играм, на формирование потребности в общении со сверстниками, овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений.
1.5. Принципы и ценностные ориентиры проекта
- Принцип сознательности нацеливает на формирование у дошкольников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
- Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования условий познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития ребенка.
- Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
- Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности воспитанников, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.
- Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики познания, как целостного процесса.
- Принцип цикличности способствует упорядочению. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность воспитанника к каждому последующему этапу обучения.
- Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
- Принцип активности предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества у воспитанников.
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
1.6. Практическая направленность проекта
Содержание игровой деятельности направлено на развитие у воспитанников познавательного интереса и организацию досуга, осознание своей социальной роли, что способствует гармонизации социализации – индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознание своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.
Обеспечение мотивации.
Самостоятельно применять в игре новые способы решения игровых задач и новые знания о мире, что обеспечит развитие воли, произвольности, инициативности дошкольников как основных социально-нормативных возрастных характеристик детей на этапе завершения дошкольного образования.
1.7. Методологическая основа
Методологическую основу педагогического проекта составили:
В результате в современной концепции модернизации системы образования появился новый раздел «Социально-коммуникативное развитие», где впервые ребенок рассмотрен не как «объект педагогического воздействия», а как живой, еще не сформировавшийся человек, со своей духовностью и культурой, самостоятельностью и желанием занять место в обществе. Значимость формирования игровой деятельности ребенка является условием и базисом для раскрытия творческого потенциала личности, его самовоспитания и самореализации. От того, насколько эффективно удается сформировать и закрепить направленность на социализацию ребенка зависит его благополучие и удовлетворенность жизнью в новой «школьной среде».
Рассматривая проблему личностного и игрового общения детей в условиях педагогического образования, целесообразно выделить соответствующие теоретико-методологические основания, что важно не только для разработки философско-методологических основ педагогики, но и для педагога-практика, для его профессионального становления и философского осмысления своей педагогической миссии.
Методологическими ориентирами содействия социальной личности в условиях педагогического образования выступают системный подход, отражающий взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов действительности, позволяющий выделить интегративные инвариантные системообразующие связи, выявить устойчивые и переменные, доминирующие и подчиненные компоненты системы (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский, А.Н. Леонтьев и др.); деятельностный подход, рассматривающий деятельность через динамическую систему отношений субъекта с миром, в которых осуществляется его реальная жизнь (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн др.); принцип личностного подхода, трактуемый как создание идеальной модели личности в качестве конечной цели воспитания (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, B.C.Мухина, Б.С. Братусь и др.); личностно-ориентированный подход означает учет природосообразных особенностей каждой личности, представление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей с учетом зоны ближайшего развития (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Э.В. Ильенков, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Б.Ф. Шаталов и др.);подход педагогического содействия совместной деятельности, как компонент взаимодействия в образовательной реальности «всемерно повернутое к ребенку» (Г.С. Батищева, Н.А. Бердяева, С.И. Гессена, К.Д. Ушинского и др.).
Функции педагогических работников ДОУ, участвующих в реализации: организация и осуществление проекта.
1.8. Уникальность проекта
Разработанная на базе ДОУ «Детский сад «Белоснежка» г.Надыма» образовательная модель по социально-коммуникативному направлению базируется на системно-деятельностном подходе в решении задач социализации и индивидуализации личности дошкольника через окружающую деятельность в игре. Это освоение основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества, формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения, формирование позитивных установок по отношению к труду и творчеству. В первую очередь этому способствует сюжетно-ролевая игра.
Подходы к воспитательному процессу
- Личностный подход – признание личности ребенка высшей социальной ценностью, стремление не переделывать ребенка, а принимать его таким, какой он есть, умение влиять на его развитие, опираясь, на знания о психологических, физиологических особенностях ребенка, социальных условиях, в которых он проживает.
- Опора на чувства ребенка. Только через чувства жизненные ценности, можно познать окружающую действительность.
- Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его способностям и потребностям разнообразная деятельность.
- Средовой подход. Необходимо стремится снизить негативное влияние среды на ребенка; эффективно использовать положительный воспитательный потенциал среды.
- Системный подход предполагает единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание и чувства.
Преимущества работы
Комплексная стратегия улучшения качества проведения сюжетно-ролевых игр, созданные благоприятные социально-педагогические условия на основе системно-деятельностного подхода с применением комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ по данному направлению, гарантируют формирование нового уровня социально-культурной личности, умеющей управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение.
II. Проектная часть
Целевая группа проекта:
- воспитанники 5-6 лет;
- родители воспитанников
По доминирующей деятельности: ролево-игровой, познавательный.
По количеству участников: групповой.
Характер контактов: среди детей одной группы.
По содержанию: интегративный.
По продолжительности: долгосрочный.
Срок реализации проекта: ноябрь 2015 г. – апрель 2016 г.
2.1. Материально-техническое обеспечение
Материально - техническое обеспечение проекта:
- Игры, презентации, видеофильмы, мультфильмы на тему «Космос».
- Оборудование для экспериментирования.
- Атрибуты для сюжетно-ролевой игры в «Поликлинику».
- Костюмы космонавтов и оборудование ракеты.
2.2. Ожидаемые результаты и продукт проекта
Ожидаемый результат. К окончанию срока реализации проекта дети:
- Повысят свою познавательную активность, пополнят знания о профессиях, связанных с освоением космоса.
- Получат положительный социальный опыт, научатся устанавливать партнерские, дружеские отношения друг с другом, научатся договариваться, выслушивать ответы товарищей, решать спорные вопросы, находить общие решения.
- Приобретут опыт саморегуляции и взаимоконтроля.
- У детей сформируются умения играть по собственному замыслу.
Ожидаемый продукт: электронный кейс«Методическая помощь и сопровождение опыта проведения сюжетно-ролевой игры в условиях дошкольного учреждения с детьми 5-6 лет «Космическая экспедиция».
2.3. Этапы и сроки реализации проекта
1 этап – ноябрь 2015 г. – март 2016 г. подготовительный:
- диагностика игровых навыков;
- изучение методической и научно-популярной литературы;
- подборка иллюстрационного материала и видеоматериалов;
- привлечение участников изучением данной темы.
2 этап – март 2016 г. – апрель2016 г. основной:
- систематизация информации: обсуждение содержания игры, организация игрового пространства;
- игровая деятельность.
3 этап – апрель 2016 г.- май 2016 г. заключительный:
- диагностика игровых умений;
- подведение итогов игры.
Процесс | Совместная деятельность педагога и детей | Деятельность педагогов |
1 этап – ноябрь 2015 г. – март 2016 г. подготовительный Цель: повышение уровня знаний педагогов и родителей об организации и руководстве сюжетно-ролевых игр, о взаимоотношениях детей в процессе игры, о создании необходимой развивающей среды, выбор приёмов для обогащения жизненного и игрового опыта детей. Задачи: 1.Провести диагностику детей, анкетирование родителей. 2.Изучить психолого-педагогическую литературу о взаимоотношениях детей в сюжетно-ролевых играх. 3.Подобрать литературу, аудиозаписи, иллюстрации и дидактические игры о космосе, подобрать игровой материал. 4.Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах. 5.Подготовить раскраски в соответствии с возрастом. 6.Изготовить необходимые атрибуты для игры. | ||
Выявление проблемы | Диагностика игровых умений детей 5-6 лет. | Диагностика игровых умений дошкольника: учебно-методическое пособие/ Сост. Т.А. Криволесова - Николаевск-на-Амуре: Изд-во НнАПК КМНС филиала КГБОУ СПО ХПК , 2013. Изучение литературы: Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Скоролупова О.А. Покорение Космоса (М., 2002). Клушанцев П. О чем рассказал телескоп (М., 1980). Коллективное творчество детей (М, 1998). Кнушевицкая Н.А. "стихи и речевые упражнения по теме "Космос" (М., 2016). Недоспасова В.А. Растем, играя (М., 2004). Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей (М., 2005) |
Обрисовка сюжетной канвы | ||
Организационная работа | Образовательная область "Познавательное развитие" 1.Наблюдение в дневное и вечернее время за небом, за солнцем. 2.Рассматриваний иллюстраций о космосе и планетах солнечной системы. 3.Беседы: "Что мы знаем о космосе?", "Что хотим узнать нового?", "Как узнать?", "Профессия – космонавт", "Почему солнце такое горячее?", "Зачем летать в космос?", "Зачем космонавту скафандр?". 4.Посещение мини-музея "Человек. Земля. Вселенная". 5.Просмотр обучающих мультфильмов: "Тайна третьей Планеты", "Астрономия для самых маленьких", "Про космос». 6.Просмотр презентаций: "О космосе", "Первый космонавт Юрий Гагарин", "Маленьким о солнечной системе". 7.Досуг-викторина "Знатоки космоса". 8.Опыты с водой, воздухом, с песком. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" 1.Сюжетно-ролевые игры: "Полет в космос", "Поликлиника. Медицинский осмотр", "Научная лаборатория". 2.Дидактические игры: "Найди лишнее в каждой строчке", "Найди отличия в каждой строчке", "Продолжи логическую цепочку", "Подбери созвездие", "Найди 3 отличия", "Найди одинаковые ракеты", "Лабиринты", "Сосчитай планеты", "Как бы ты назвал созвездия". 3.Игры-драматизации "Как солнце к луне в гости ходило", "Как поссорились солнце и луна" 4.Настольно-печатная игра: "Земля и солнечная система". Образовательная область "Речевое развитие" 1.Ознакомление с художественной литературой: Носов Н. Н. "Незнайка на Луне", Бороздин В. "Первый в космосе", албанская сказка "Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили", Степанов В. "Юрий Гагарин", Ахметова О. "В космосе так здорово!" , Алдонина Р. "Комета", Берестов В. "Луноход", Хайт А. "Считалка про планеты", загадки про космос. 2.Обогащение и активизация словаря. 3.Составление рассказа с опорой на мнемотаблицы "Космос". Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицы "Есть в небе звездочка одна ..." 4.Сотворчество детей и родителей по темам проекта. 5. Речевые игры: "Назови ласково", "Подбери словечко", "Доскажи словечко", "Скажи наоборот", "Один - много", "Жадина", "Поймай слово", "Счет от 1 до 5", " Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова ", "Объясни слово" (луноход, невесомость, созвездия, инопланетянин). Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" 1.Лепка: "Планета земля", "Инопланетянин". 2.Рисование: "Летающие тарелки и пришельцы из космоса", "Звездное небо". 3.Ручной труд: "Ракета", атрибуты для сюжетно-ролевой игры. 4.Коллективное панно: "Космический коллаж". 5.Лего-конструирование: "Космические аппараты". 6.Конструктивные игры из деревянного конструктора: "Космодром". 7.Конструирование из мягкого модуля: "Космический корабль". 1.Слушание аудиозаписей: Спейс "Космическая музыка", "Наш звездолет" О. Емельяненко, "Знаете каким он парнем был", песни о космосе, Ю. Левитан (диктор) о Ю. Гагарине и о первом полете. Образовательная область "Физическое развитие" 1.Подвижные игры "Космонавты", "Космодром", "Солнечная система", "Ждут нас быстрые ракеты", "Невесомость", "Солнышко и дождик", "Звездные ловишки", "Выше ноги от земли". 2.Комплекс утренней гимнастики «Космонавты». | Придумывание воспитателем материала для игры: для космического управления (оборудования); исследования планет (приборы), обследования космонавтов перед и после полета. |
Работа с родителями | -Консультации "Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника", "Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста", "Нужно ли знакомить дошкольников с космосом?" -Родительское собрание в форме семинара-практикума: "Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста". -Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме "Космос". -Изготовление костюмов и атрибутов для проведения презентации проекта. -Информирование родителей о видах деятельности на тему "Подготовка к космической экспедиции." | |
2 этап – март 2016 г. – апрель 2016 г. основной: Цель: использование прямых и косвенных приёмов работы с детьми для обогащения жизненного и игрового опыта.
| ||
Систематизация информации | Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства | Обеспечение руководства игрой Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Обсуждение содержания игры. Руководство организацией игрового пространства. Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций. Обучение элементам развития сюжета. |
Игровая деятельность детей | Игра. Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Изменение ролевого действия в ходе игры. | |
Работа с родителями | -Открытый показ Сюжетно-ролевой игры "Космическая экспедиция" -Информационная ширма "Космос в нашей жизни". -Информация в родительском уголке "Стихи и загадки о космосе", "12 апреля – День Космонавтики" | |
3 этап – апрель 2016 г.- май 2016 г. заключительный: Цель: Подведение итогов проделанной работы. Задачи: 1.Провести анализ игровой деятельности в результате проведённой работы, дать оценку содержания игры, длительности, характера взаимодействий между детьми. 2.Оформить фотовыставку о проектной деятельности. 3.Подготовить презентацию (фото-отчет) сюжетно-ролевой игры "Космическая экспедиция". 4.Предоставление опыта работы в рамках муниципальной сетевой платформы стажировок «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через сюжетно-ролевые игры». | ||
Итог | Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают умение играть вместе. | Подведение итогов игры. Диагностика игровых умений |
Работа с родителями | - Фотовыставка о проектной деятельности. - Презентация сюжетно-ролевой игры "Космическая экспедиция" |
2.4. Словарный минимум
Часть словаря | Старшая группа |
Профессии | Конструктор, космонавт, руководитель полета, бортинженер, лаборант. |
Орудия труда | Медицинские приборы и инструменты: аппарат УЗИ, тонометр, фонендоскоп, лопаточка окулиста, молоточек; строительные инструменты и детали: отвертки, молоток, клей, шурупы, болты; пульт управления, приборы для опытов: микроскопы, пробирки, щипцы. |
Профессиональная одежда | Скафандр, медицинский халат, колпак, берет, рабочий фартук. |
Звезды, планета, созвездия, невесомость, солнечная система, орбита, инопланетянин, грунт, метеорит. | |
Космическая ракета | Экипаж, руководитель полета, центр полетов, ступень ракеты, взлет, посадка, иллюминатор. |
Сигнал бедствия | Сигнал SOS. |
Трудовые действия | Строить, конструировать, проводить обследование, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать, брать интервью, исследовать, фотографировать. |
2.5. Линия развития сюжета
- Получение видео-письма.
- Решение снарядить космическую экспедицию, провести лабораторные исследования с целью оказания помощи погибающей планете Зеленуха.
- Подготовка и медицинский осмотр космонавтов.
- Строительство ракеты.
- Запуск ракеты.
- Высадка на планету Зеленуха, установление контакта с инопланетянином, сбор материала (грунта, воды, воздуха) для исследования.
- Запуск ракеты.
- Приземление, передача материала для исследования в научно-исследовательский центр, медицинский осмотр космонавтов.
- Проведение опытов, заключение лаборантов.
- Подарки инопланетянину.
- Мини-конференция.
- Обсуждение дальнейшего развития сюжета.
2.6. Педагогические технологии
Успех работы по осуществлению проекта «Реализация системно-деятельностного подхода через сюжетно-ролевую игру «Космическое путешествие»», прежде всего зависит от использования таких методов и приемов взаимодействия взрослого и ребенка, которые обеспечивают социализацию и индивидуализацию личности дошкольника через окружающую деятельность в игре, создают условия для наиболее полного раскрытия его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Работа с воспитанниками строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- игровой технологии;
- технологии ИКТ;
- технологии развивающего и проблемного обучения;
- развитии исследовательских умении;
- технологии коллективных творческих дел.
Практическая работа с родителями направлена на установление тесных связей между родителями, воспитателями и детьми; активное участие родителей в жизни группы через различные формы деятельности:
- родительское собрание;
- семинар-практикум;
- консультации, информационные ширмы;
- совместная деятельность с ребенком по заданию педагога;
- изготовление костюмов и атрибутов для проведения презентации проекта;
- открытый просмотр сюжетно-ролевой игры;
- фотовыставка о проектной деятельности.
2.7. Диагностика игровых умений в процессе педагогического руководства и самостоятельной игровой деятельности детей 5-6 лет
Цель: изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.
Метод проведения диагностики: наблюдения, создание специально диагностических ситуаций.
Показатели сформированности игровых умений
детей 5-6 лет
1. Замысел игры
- Умение предложить замысел игры;
- Умение развить замысел по ходу игры;
- Умение создать предметно-игровую обстановку (использование атрибутов, предметов-заместителей).
2. Сюжет игры
- Умение выбрать сюжет.
3.Роль
- Обозначение роли словом;
- Направление ролью поведения ребенка;
- Соответствие содержания роли реальному поведению персонажа;
- Взаимосвязанность ролевых функций детей
4. Ролевые действия
- Умение согласовать ролевые действия с действиями партнера по игре;
- Умение соотносить ролевые действия характеру персонажа.
5. Ролевая речь
- Умение строить ролевой диалог.
- Умение подобрать словесные (интонационные) и невербальные (жесты, мимика, движения) средства для создания игрового образа.
Критерии и уровни развития игровых умений детей 5-6 лет
Уровни развития
1. Замысел игры
- Низкий уровень –1 балл
Отсутствие подготовительного этапа игры. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами.
- Средний уровень – 2 балла
В структуре игры выделяется подготовительный период: дети договариваются о теме игры, четко обозначают и распределяют роли, обсуждают основное направление развития сюжета. Выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью. Активно используют предметы-заместители.
- Высокий уровень – 3 балла
В игре четко выделяется подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей.
2.Сюжет игры
- Низкий уровень –1 балл
Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета.
- Средний уровень – 2 балла
Воспроизведение разных по содержанию сюжетов с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры.
- Высокий уровень – 3 балла
Нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.
3.Роль
- Низкий уровень –1 балл
Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней.
- Средний уровень – 2 балла
Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.
- Высокий уровень – 3 балла
Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ребенок свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.
4. Ролевые действия
- Низкий уровень –1 балл
Действия однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны детей.
- Средний уровень – 2 балла
Действия становятся разнообразными. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа.
- Высокий уровень – 3 балла
Действия разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком. Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Нарушение логики действий и правил отвергается.
5. Ролевая речь
- Низкий уровень –1 балл
Присутствуют реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой. Отдельные внеролевые диалоги с играющим рядом ребенком.
- Средний уровень – 2 балла
Специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем. Параллельно присутствует и внеролевая речь.
- Высокий уровень – 3 балла
Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.
Критерии
- Высокий уровень –13-15 баллов;
- Средний уровень – 8-12 баллов;
- Низкий уровень – 7 и меньше баллов.
Итоговый результат
педагогической диагностики сформированности игровых умений
детей 5-6 лет
Показатели сформированности игровых умений | Степень выраженности в баллах | |
Уровень сформированности игровых умений на подготовительном этапе проекта % | Уровень сформированности игровых умений на заключительном этапе проекта % | |
1. Замысел игры
| 49% | 74% |
2. Сюжет игры
| 53% | 78% |
3. Роль
| 59% | 80% |
4. Ролевые действия
| 62% | 83% |
5. Ролевая речь
| 58% | 83% |
Средний показатель | 56% | 80% |
III. Заключение
Проект "Реализация системно-деятельностного подхода через сюжетно-ролевую игру «Космическое путешествие " разработан с целью формирования у детей 5-6 лет умений играть в сюжетно-ролевые игры, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками, а так же создания развивающей среды, необходимой для активного участия воспитанников в игровой деятельности.
Совместная работа всех участников проекта – педагогов, родителей и детей способствует сплочению детского и родительского коллективов, установлению дружеских взаимоотношений между взрослыми и детьми, созданию комфортных условий для ребенка, а именно, формированию навыков совместной деятельности и свободного общения, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
Предложенный материал имеет практическую значимость и может быть использован в образовательной деятельности педагогами дошкольных учреждений в качестве теоретической базы и методических рекомендаций при подготовке к проведению сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста, а так же родителями, заинтересованными в развитии познавательной активности своего ребенка, воспитании и формировании творческой личности.
3.1. Трансляция опыта
Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:
- Участие в педагогических мероприятиях в рамках муниципальной сетевой платформы стажировок «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через сюжетно-ролевые игры».
- Участие в конкурсном движении различного уровня.
- Размещение информации о реализации проекта на сайте ДОУ и в сети Интернет.
3.2. Презентация проекта (фото)
IV. Литература и интернет-ресурсы
1. Диагностика игровых умений дошкольника: учебно-методическое пособие/ Сост. Т.А. Криволесова - Николаевск-на-Амуре: Изд-во НнАПК КМНС филиала КГБОУ СПО ХПК , 2013.
2. Касаткина Е.И., Ганичева Е.В., Кондратьева Н.В., Пеганова С.Н. Играют девочки. Самодельные игрушки для сюжетно-ролевых игр: методическое пособие для педагогов дошкольно-образовательных учреждений, гувернеров и родителей / Под общей редакцией к.п.н. Е.И Касаткиной. – М.: ИД "Карапуз" – ТЦ "Сфера" 2010.
3. Касаткина Е.И., Ганичева Е.В., Кондратьева Н.В., Пеганова С.Н. Играют мальчики. Самодельные игрушки для сюжетно-ролевых игр: методическое пособие для педагогов дошкольно-образовательных учреждений, гувернеров и родителей / Под общей редакцией к.п.н. Е.И Касаткиной. – М.: ИД "Карапуз" – ТЦ "Сфера" 2010.
4. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М: Гном и Д, 2000.
5. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. – М.: Педагогика,1990ю
6. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Игра с правилами. – М.: Онега, 1994.
7. Ткаченко И.В., Богачкина Н.А.. Молодцова Е.Е. и др. Играю – значит живу: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению атрибутики для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и сама сюжетно-ролевая игра
Дети с родителями готовят из бросового материала атрибутику для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и играют...
Методическая разработка для педагогов на тему: " Комплексный подход к сюжетно ролевой игре «Юные журналисты»"
У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, авт...
Ролевые действия дошкольников через сюжетно-ролевую игру
Государственное бюджетное стационарное учреждениесоциального обслуживания Московской области «Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками»...
Поддержка формирования культуры личности ребенка через организацию образовательного процесса на основе культурных практик через сюжетно-ролевую игру
Формирования культуры личности ребенка - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято...
«Развитие ролевых связей у детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Актуальность: коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности...
Технология системно – деятельностно-го подхода «Ситуация» (Л.Г. Петерсон)
Мероприятие по реализации образовательной области «Речевое развитие» с применением технологии «Ситуация» (Л. Г. Петерсон) на тему «Сказка в зимнем лесу»...