Семинар «Развитие логического мышления старших дошколников посредстваом игры в шахматы в рамках деятельности кружка.»
материал (подготовительная группа)
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка
Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления детей. Мышление является высшим познавательным процессом. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, познавательного преобразовательного характера.
Важный вывод, который был сделан Н. Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения.
Таким образом, особенностями развития логического мышления старших дошкольников является переход от одной стадии в другую. На первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно. Большое влияние на развитие логического мышления в данном возрасте оказывает речь.
Шахматы - интеллектуальная гимнастика
Вильгельм Стейниц
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:
- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.
Актуальность кружка «Белая Ладья» продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Таким образом для развития логического мышления было решено в ДОУ создание кружка «Белая ладья» (дети подготовительной группы) с 2021 по 2022 учебный год, количество детей 10 человек, занятие проводились 1 раз в неделю по 30 минут. С данным кружок можно ознакомиться в Навигаторе дополнительного образования Республики Хакасия.
Цель создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создать условия для повторения шахматных фигур и названия;
- создать условия для закрепления правил игры;
- создать условия для вызова интереса к игре в шахматы.
- создать условия для развития умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- создать условия для воспитания усидчивости, целеустремленности, уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений.
Была проделана работа в соответствии с годовым планом кружка на 2021-2022 учебный год. Где работа начиналась: с «Рассказ о мудреце, придумавшем диковинную игру», «Экскурсия на шахматный турнир», ПОБЕДИТЕЛИ – 1 место в конкурсе городского уровня. Муниципальный заочный конкурс «Профессиональный калейдоскоп». Направление 3. Методические разработки в дополнительном образовании. Номинация 3.2. Урок (Занятие). Тема занятия: «Шахматный переполох». (для детей подготовительной к школе группы).
Список литературы
- Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
- Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
- Карпов, А. Е. Весела Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
- Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
- Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
- Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
- Интернет ресурсы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выполнила: Аникина Евгения Викторовна,
воспитатель,
МБДОУ д/с № 21 «Аленький цветочек»,
МО г. Саяногорска
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка
Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления детей. Мышление является высшим познавательным процессом. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, познавательного преобразовательного характера.
Важный вывод, который был сделан Н. Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения.
Таким образом, особенностями развития логического мышления старших дошкольников является переход от одной стадии в другую. На первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно. Большое влияние на развитие логического мышления в данном возрасте оказывает речь.
Шахматы - интеллектуальная гимнастика
Вильгельм Стейниц
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:
- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.
Актуальность кружка «Белая Ладья» продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Таким образом для развития логического мышления было решено в ДОУ создание кружка «Белая ладья» (дети подготовительной группы) с 2021 по 2022 учебный год, количество детей 10 человек, занятие проводились 1 раз в неделю по 30 минут. С данным кружок можно ознакомиться в Навигаторе дополнительного образования Республики Хакасия.
Цель создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создать условия для повторения шахматных фигур и названия;
- создать условия для закрепления правил игры;
- создать условия для вызова интереса к игре в шахматы.
- создать условия для развития умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- создать условия для воспитания усидчивости, целеустремленности, уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений.
Была проделана работа в соответствии с годовым планом кружка на 2021-2022 учебный год. Где работа начиналась: с «Рассказ о мудреце, придумавшем диковинную игру», «Экскурсия на шахматный турнир», ПОБЕДИТЕЛИ – 1 место в конкурсе городского уровня. Муниципальный заочный конкурс «Профессиональный калейдоскоп». Направление 3. Методические разработки в дополнительном образовании. Номинация 3.2. Урок (Занятие). Тема занятия: «Шахматный переполох». (для детей подготовительной к школе группы).
Список литературы
- Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
- Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
- Карпов, А. Е. Весела Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
- Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
- Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
- Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры как одна из основ развития логического мышления старших дошкольников»
Система дидактических игр для старших дошкольников, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач и лучше подготовиться к п...
Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению
Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...
Семинар "Развитие логического мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста"
В содержание материала включено теоретическое обоснование вопроса, методы и приемы развития логического мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие логического мышления старших дошкольников через игры с шашками
Многочисленные игры сопровождают нас с самого раннего возраста и до глубокой старости, давая выход различным эмоциям, в том числе чувству здорового азарта и жажде соперничества. Игра обучает механизма...
Выступление на семинаре для педагогических работников ДОО БГО с темой: «Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технологий обучения»
Цель: знакомство с опытом работы по развитию логического мышления старших дошкольников, используя инновационные технологии обучения. Способствовать повышению интереса педагогов к п...
"Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка"
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышлен...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления дет...