Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка
материал (старшая группа)
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка
Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления детей. Мышление является высшим познавательным процессом. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, познавательного преобразовательного характера.
Важный вывод, который был сделан Н. Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения.
Таким образом, особенностями развития логического мышления старших дошкольников является переход от одной стадии в другую. На первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно. Большое влияние на развитие логического мышления в данном возрасте оказывает речь.
Шахматы - интеллектуальная гимнастика
Вильгельм Стейниц
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:
- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.
Актуальность кружка «Белая Ладья» продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Таким образом для развития логического мышления было решено в ДОУ создание кружка «Белая ладья» (дети подготовительной группы) с 2021 по 2022 учебный год, количество детей 10 человек, занятие проводились 1 раз в неделю по 30 минут. С данным кружок можно ознакомиться в Навигаторе дополнительного образования Республики Хакасия.
Цель создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создать условия для повторения шахматных фигур и названия;
- создать условия для закрепления правил игры;
- создать условия для вызова интереса к игре в шахматы.
- создать условия для развития умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- создать условия для воспитания усидчивости, целеустремленности, уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений.
Была проделана работа в соответствии с годовым планом кружка на 2021-2022 учебный год. Где работа начиналась: с «Рассказ о мудреце, придумавшем диковинную игру», «Экскурсия на шахматный турнир», ПОБЕДИТЕЛИ – 1 место в конкурсе городского уровня. Муниципальный заочный конкурс «Профессиональный калейдоскоп». Направление 3. Методические разработки в дополнительном образовании. Номинация 3.2. Урок (Занятие). Тема занятия: «Шахматный переполох». (для детей подготовительной к школе группы).
Список литературы
- Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
- Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
- Карпов, А. Е. Весела Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
- Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
- Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
- Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
- Интернет ресурсы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка
Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления детей. Мышление является высшим познавательным процессом. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, познавательного преобразовательного характера.
Важный вывод, который был сделан Н. Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения.
Таким образом, особенностями развития логического мышления старших дошкольников является переход от одной стадии в другую. На первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно. Большое влияние на развитие логического мышления в данном возрасте оказывает речь.
Шахматы - интеллектуальная гимнастика
Вильгельм Стейниц
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:
- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.
Актуальность кружка «Белая Ладья» продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Таким образом для развития логического мышления было решено в ДОУ создание кружка «Белая ладья» (дети подготовительной группы) с 2021 по 2022 учебный год, количество детей 10 человек, занятие проводились 1 раз в неделю по 30 минут. С данным кружок можно ознакомиться в Навигаторе дополнительного образования Республики Хакасия.
Цель создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создать условия для повторения шахматных фигур и названия;
- создать условия для закрепления правил игры;
- создать условия для вызова интереса к игре в шахматы.
- создать условия для развития умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- создать условия для воспитания усидчивости, целеустремленности, уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений.
Была проделана работа в соответствии с годовым планом кружка на 2021-2022 учебный год. Где работа начиналась: с «Рассказ о мудреце, придумавшем диковинную игру», «Экскурсия на шахматный турнир», ПОБЕДИТЕЛИ – 1 место в конкурсе городского уровня. Муниципальный заочный конкурс «Профессиональный калейдоскоп». Направление 3. Методические разработки в дополнительном образовании. Номинация 3.2. Урок (Занятие). Тема занятия: «Шахматный переполох». (для детей подготовительной к школе группы).
Список литературы
- Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
- Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
- Карпов, А. Е. Весела Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
- Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
- Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
- Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством ЭОР"
Презентация "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством ЭОР"...
«Развитие логического мышления старших дошкольников посредствам развивающих игр»
Презентацияметодической разработки раздела образовательной программы.Образовательная область «Познание»,формирование элементарных математических представлений.на тему: «Развитие логического мышл...
Презентация с интерактивными задачами "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством решения задач"
Материал - из опыта работы. В презентации собран и представлен теоретический материал и три интерактивные задачи для детей старшего дошкольного возраста на анализ и синтез объектов, их признаков...
План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша
В материале определены цели и собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....
Презентация «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством развивающей игры В. Воскобовича «Волшебная восьмерка»
В презентации описывается игровое пособие В. В. Воскобовича "Волшебная восьмерка", приводятся примеры игр с данным пособием....
Семинар «Развитие логического мышления старших дошколников посредстваом игры в шахматы в рамках деятельности кружка.»
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышлен...
"Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка"
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышлен...