Методическая разработка на тему: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 комбинированного вида Фрунзенского района
Санкт – Петербурга
Конспект итогового мероприятия по реализации проекта по приобщению детей старшего возраста к русскому народному творчеству с использованием русских народных игр
«В гостях у бабушки Матрены»
Составили:
Милибарова Юлия Вячеславовна
Санкт – Петербург
2019г.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 комбинированного вида Фрунзенского района
Санкт – Петербурга
Конспект итогового мероприятия по реализации проекта по приобщению детей старшего возраста к русскому народному творчеству с использованием русских народных игр
«В гостях у бабушки Матрены»
Составил:
Милибарова Ю.В.
Санкт – Петербург
2019г.
Итоговое мероприятие по реализации проекта по приобщению детей старшего возраста к русскому народному творчеству с использованием русских народных игр
«В гостях у бабушки Матрены»
Цель:
- приобщение детей старшего возраста к русскому народному творчеству.
Задачи:
Развивающие:
- развивать двигательную активность, физические качества, память и мышление
Обучающие:
- расширить знания детей о культуре и быте русского народа
- закрепить знания о русских народных играх
- знакомить с различными видами фольклора – колыбельные песни, народные песенки, хороводы, считалки
- продолжать знакомить детей с традициями русского народа, устным народным творчеством
Воспитательные:
- создавать определенный настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины
- воспитывать патриотическую любовь к родине
Ход мероприятия:
Дети вбегают в зал под музыку М. Девятовой «Реченька река…»
После танца к ним выходит бабушка Матрена (БМ)
БМ: Кто это тут расшумелся?
Ведущий: (В) Здравствуй бабушка, это мы с ребятами поиграть пришли.
(Звук плачущего ребенка)
БМ: (сердито) У меня внучат семеро по лавкам, разбудили вы их своими плясками, кто их теперь успокаивать будет???
В: А ты бабушка не ругайся, наши девочки, сейчас для твоих внучаток колыбельные песенки споют.
Девочки укачивают куколок колыбельными песенками.
- Люли, люли, люленьки,
Где вы, где вы гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать
- Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
Будет мать тебя качать,
Папа сон оберегать.
- Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели в изголовьице –
Спи-ка на здоровьеце.
Стали гули ворковать
Стала доча засыпать.
- Уж ты, котенька – коток
Уж ты, серенький бочок.
Приди, котя, ночевать.
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту.
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога
- Баю-баю-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
- Баю-баю-баю-бай
Приходи старик Бабай
Приходи старик Бабай
Коням сена не давай
Кони сена не едят,
Все на ванечку глядят,
Ваня спит по ночам
И растет по часам
Баю-баю-баю-бай
Не ходи к Ване Бабай.
БМ: Ой, спасибо! Молодцы!! Надо мне вас угостить чем-то, а чем не знаю. Мыши все повытаскали.
В: А мы сейчас тебе поможем, всех мышей в мышеловки поймаем.
Игра «Мышеловка»
Считалочка:
Мышка, мышка,
Длинный хвостик,
Ты не прячься глубоко.
Приглашает кошка в гости
Пить парное молоко.
Правила игры: дети становятся в круг, взявшись за руки – это мышеловка. Считалочкой выбираются две или три мышки, они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, дети двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!
Во время произнесения текста «мыши» вбегают и выбегают из круга. На последних словах «мышеловка» захлопывается – опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга «мыши» считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие мышки.
БМ: Ой спасибо, молодцы! Знаю я чем вас угостить, за хорошие дела поблагодарить. Испеку - ка я пирог с капустой. А вы мне поможете?
В: Конечно поможем!
Игра «Капуста»
(фоном тихо играет музыка)
(дети выбирают считалочкой «Хозяина»)
Считалочка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго.
Выходи скорей из круга.
Правила игры: рисуется круг – огород. На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится радом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты », объявляется победителем (бежать можно только после слов «медведь косолапый»).
БМ: Ребята! Посмотрела я, как вы играете и свою молодость вспомнила. Мы тоже играли в такую игру, да так играли, что полотенца порвали. Может, вы мне поможете их зашить?
Игра «Пазл из полотенца» (фоном звучит музыка)
(Звучит голос петухов)
БМ: Ой, что – то мои петухи раскукарекались. Наверное, опять петушиные бои устроили.
В: Да что твои петухи, бабуля, наши петушки позадирестее будут, твои сейчас мигом успокоятся!
Игра «Петушиные бои»
(звучит музыка «Курятник»)
(играют мальчики)
Считалочка:
Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки:
- Раз, два, три,
В этот счет выходишь ты!
Правила игры: дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.
- Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.
- Руками толкать друг друга нельзя.
БМ: Ну вот, поиграли наши петушки, надо и покормить их. Девочки, покормите петушков?
Игра «Покорми петушков»
(играют девочки)
(фоном тихо играет музыка)
БМ: Ребятки, какие вы дружные. Все умеете. Мне вот помогаете.
В: А все потому, что наши дети знают, чем себя занять, знают много игр.
БМ: А вы меня научите, буду внучат своих развлекать.
Игра «Дружба»
Правила игры: дети берутся за руки, и по сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:
Мы идем по кругу
Найдем себе друга
Найдем себе друга
Найдем себе дружка
По окончании текста, дети останавливаются. Педагог говорит: «Раз, два, три, друга себе найди!». После этих слов дети должны найти себе друга, разделившись на пары. Игрок, которому пары не хватило, встает в центр круга, и под русскую народную песню «Ах вы сени мои сени» выполняет любые танцевальные движения, остальные хлопают в ладоши.
При последнем повторении игры педагог может произнести: «Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать». В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.
БМ: Какая веселая и добрая игра! Спасибо! А хотите, и я вас научу играть в одну игру?
Хороводная игра «Ой при лужку, при лужке»
В: Спасибо БМ, мы обязательно будем играть в эту игру!
БМ: Хорошо, что вы забежали ко мне в гости, порадовали бабушку. Пироги я вам так и не успела испечь, зато золотые петушки придутся вам по вкусу.
Угощение детей.
Обсуждение мероприятия с детьми.
Предварительный просмотр:
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Ю.В. Милибарова
ГБДОУ детский сад №70
Фрунзенского района
г. Санкт-Петербурга
Русская народная культура – это источник великой народной мудрости, богатейший материал для знакомства детей с традициями русского народа, его обычаями, праздниками, предметами быта. Она формирует представление о богатстве, красоте, нравственности, воспитывает такие качества как трудолюбие, доброту, сочувствие, взаимовыручку – это и есть уважение к культуре и истории своей страны.
Дошкольный возраст время активного познания мира, человеческих отношений и формирования основ личности ребенка. К сожалению, в современном мире, актуальна проблема «незнания» истории своих предков. Поэтому, я считаю, необходимо привлекать к этой теме не только детей, но и их родителей.
Работая над темой в группе, мы ознакомились и проанализировали литературу, поставили цели и задачи для её решения, составили план работы, определили формы и методы работы, подготовили материальную базу для реализации проекта.
Для приобщения детей к русскому народному творчеству, мы провели ряд познавательных мероприятий, используя разные формы и методы работы:
- Организовали выставки народных игрушек и посуды (хохлома, гжель, жостовская и филимоновская роспись)
- Оформили выставку на тему «Русское народное творчество»
- Подобрали детскую литературу в книжный уголок (фольклор, русские народные сказки, стихи)
- Изготовили и подобрали атрибуты к народным играм (маски зверей, муляжи овощей и фруктов, русские народные костюмы)
- Рисование:
«Гжельский поднос» - нетрадиционное рисование с использованием соли;
«Семеновская матрешка» - рисование узоров гуашью;
«Хохломские ложки» - рисование узоров цветными карандашами
- Лепка:
«Дымковские игрушки» - лепка из глины
«Жостовские подносы» - техника размазывания пластилина
«Нарядная матрешка» - техника размазывания и рисование мазками
«Лепим сказку: «Три медведя»; «Снегурочка»» - объёмная лепка
- Аппликация:
«Русский сарафан» - аппликация из бумаги
- Конструирование:
«Дворик для домашних животных» - коллективная работа из бросового материала и медицинских шпателей
«Масленка» - кукла из ярких кусочков ткани
- Театрализация сказок:
«Бобовое зернышко», «Каша из топора», «Гуси-Лебеди», «Заюшкина избушка», «Вершки и корешки»
- Развитие речи:
Разучивание пальчиковой гимнастики по мотивам сказок «Бабушкины пирожки», «Птички – невелички», «Едут, едут бабка с дедом»; разучивание скороговорок, прибауток, дразнилок
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями, позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является, дает необходимый настрой для творческой активности детей, способствует развитию воображения, внимания, восприятия, мелкой моторики и координации движений рук.
Совместно со специалистами (музыкальный руководитель, физкультурный руководитель) нашего детского сада, мы провели игры и досуги. Песенки, потешки, заклички, зазывалки, считалочки, колыбельные, содержат богатые сведения об окружающем мире, развивают у детей память, мышление, речь, обогащают словарный запас. Фольклорные песни зарождают в ребятах нравственные качества: любовь к родному краю и живой природе, стремление к добру.
Хороводы и хороводные игры благоприятствуют развитию детей. Само построение хоровода – круг – воспитывает ребят. Расположение участников на одинаковом расстоянии от центра создает ощущение равенства. В хороводной цепочке каждый ребенок понимает значимость движения в такт музыке, в соответствии с правилами. За целостность хоровода ответственны все, эта игра способствует организованности и сплоченности группы. Развивается звуковое восприятие и координация движений.
Русские народные танцы для детей имеют очень большое значение в изучении культуры и традиций собственного народа. При помощи танца можно донести до каждого ребенка мысль о том, что он является носителем русской народной культуры. Изучив множество русских народных движений, дети нашей группы участвовали в постановке некоторых народных танцев, «Реченька – река», «Ой при лужке, при лужке», «Русские матрешечки».
В физкультурном зале, дети с удовольствием играли в народные игры «Мышеловка», «Капуста», «Петушиные бои», «Дружба», «Горелки», «Ловишки». Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, силы, скорости, выносливости, физически укрепляют ребенка, развивают нравственные чувства, создают интерес к народному творчеству. В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. А.П.Усова, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали, подвижные игры ценнейшем средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него таких качеств как: честность, правдивость, выдержка, дисциплина, товарищество.
В рамках тематической встречи методического объединения педагогов ГБДОУ Фрунзенского района Санкт-Петербурга, провела мастер – класс по изготовлению народной игрушки «Зайчик-оберег», для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом с участниками, расширения кругозора и приобщения к новым областям знания.
Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны воспитателей и детского сада, им необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах развития и воспитания детей. В работе с нашими родителями были организованы:
- Консультации «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Народное творчество в жизни дошкольника», «Народные промыслы»
- Мастер-класс по изготовлению русской народной куклы дома с ребенком
- Рекомендации о том, какие музеи следует посетить с детьми для закрепления пройденного материала «Этнографический музей», «Музей кукол», «Музей хлеба»
- Швейная мастерская дома, родители вместе с детьми шили мягкие игрушки «Котики» - в саду была организована выставка изделий.
- Уголок для родителей пополнили картотекой потешек, поговорок, скороговорок, считалок, картотекой народных игр
- Создали библиотеку детской литературы, которую родители могут взять для прочтения ребенку дома
Подводя итоги этого проекта, нами было организованно открытое мероприятие «В гостях у бабушки Матрены» для педагогов района, родителей и детей нашего ДОУ, где дети нашей группы представили свои работы по декоративно – прикладному искусству, и показали знания по русской народной культуре.
Список использованной литературы:
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
2. Куприна Л.С., Бударина Т.А и др. Знакомство детей с русским народным творчеством/ Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001-400с.
3. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю /Р.Халикова// Дошкольное воспитание. – 1988, №5
4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис – пресс,2003.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...
"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...
Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».
Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия для восприятия целостной картины истории своей...
Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших детях духовности на основе традиций русского народа.Воспитание гражданина и патриота не может быть...
ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»
Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...
Презентация "Обобщенный педагогический опыт по теме "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
Обобщение опыта в виде презентации....