Консультация для педагогов
консультация

Возможности использования блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей седьмого года жизни

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности использования блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей седьмого года жизни

Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, время первоначального становления личности. Одной из важных сторон развития личности дошкольника является развитие логического мышления – это важнейшее условие успеха в будущей профессиональной и личностной сфере, залог жизненной успешности.

         Замечательное игровое пособие «Блоки Дьенеша» сочетает в себе черты яркого привлекательного конструктора и развивающей игры. Играя в блоки Дьенеша, дети седьмого года жизни с лёгкостью овладевают сложными логическими действиями и операциями. У детей развиваются умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», они учатся с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.     

              З. Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре. При этом З. Дьенеш подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема. Именно в игре дети смогут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, З. Дьенеш и придумал логические блоки и свою теорию «новой математики». Он разработал теорию о шести стадиях игры с блоками для изучения математики. Но, кроме того, З. Дьенеш придумал обучающие логические игры и упражнения, которые должны были дополнительно стимулировать и заинтересовывать детей к обучению.

Игры с блоками Дьенеша для развития логического мышления у детей седьмого года жизни проводятся в несколько этапов. Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от уровня развития детей, от их возраста педагог может объединять или исключать некоторые этапы.

1. Ознакомительный этап: ознакомление детей с обучающим материалом. З. Дьенеш советует просто познакомить детей с данным дидактическим пособием – дать детям блоки в свободный доступ. Пусть они их трогают, внимательно рассматривают, ощупывают, изучают самостоятельно, играют с ними по собственному усмотрению. После того, как дети познакомятся с блоками, можно предлагать им небольшие несложные задания.            

2. Обучающий этап предполагает участие педагога, когда ребенку объясняют в доступной форме новые усложненные задания. Постепенно осуществляется плавный переход на вторую стадию – на стадию «правила игры». Без знания правил игры дети не смогут решить поставленные задачи от начала до конца.

В процессе различных действий с блоками дети сначала должны освоить умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Когда они легко и безошибочно научатся справляться с заданиями определенной ступени, возможно предложить упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами.  Когда дети овладели  умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и  толщине и т. д.), а несколько позже и  по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине),  и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и  толщине),  детям можно предложить разные игровые задания и упражнения. При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами)

На втором этапе для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Наряду с логическими блоками используются карточки (5x5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (Приложение 1). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.  

         3.  На третьем этапе происходит процесс сравнения. После того, как педагог вместе с детьми уже использовали несколько игр, наступает этап сравнения содержания данных игр. З. Дьенеш призывает обучать детей играть в игры, которые характеризуются аналогичными правилами, но использовать при этом различный дидактический материал. Эта стадия развивает абстрактное мышление у дошкольников.

Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» - не квадратный, не красный, не большой и т.д. Работа на данном этапе по формированию понимания отрицания свойств проводится постепенно.

         4. Четвертый этап помогает детям в ходе игры воспринимать абстрактный смысл чисел. Дьенеш рекомендует для развития зрительной визуализации использовать разнообразные диаграммы, карты игр и таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....