«Заповедная (Самарская Лука)»
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема недели:
«Заповедная (Самарская Лука)»
(с 08.08.2022 – по 12.08.2022)
Задачи:
- познавательная:
Познакомить детей с эмблемой, талисманом Национального парка. Закрепить и систематизировать знания о животных и растениях Самарской луки.
- коммуникативная: Расширять речевое творчество. Формировать умение составлять описательный рассказ с помощью схемы, отвечать полным ответом.
- социальная: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать начала социальной активности. Способствовать проявлению эмоционально – эстетических чувств и воспитание бережного отношения к природе родного края.
«Заповедная (Самарская Лука)»
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Возрастная категория: старший возраст
Период реализации: 08.08.2022 – 12.08.2022
Цель: формировать познавательный интерес к природе родного края через знакомство с новыми объектами Самарской луки.
Задачи:
- познавательная:
Познакомить детей с эмблемой, талисманом Национального парка. Закрепить и систематизировать знания о животных и растениях Самарской луки.
- коммуникативная: Расширять речевое творчество. Формировать умение составлять описательный рассказ с помощью схемы, отвечать полным ответом.
- социальная: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать начала социальной активности. Способствовать проявлению эмоционально – эстетических чувств и воспитание бережного отношения к природе родного края.
Материалы, оборудование: презентация, карта Самарской луки, эмблемы, карандаши , Д/И» Кто живет в Самарской луке», Д/И « Назови дерево», природоохранные знаки, раскраски эмблемы Самарской луки.
Ожидаемые результаты:
- Проявление любознательности инициативности.
- Получение эмоционального удовлетворения.
- Расширение знаний о животных, их особенностях, повадках, способе питания.
- Закрепление знаний о животных, обитающих в Самарской Луке.
Предварительная работа: беседа, подбор информации, иллюстрации, презентация, просмотр карты Самарской области.
Итоговое мероприятие: составление коллажа по теме проекта.
Дни недели | Виды деятельности | Цель, задачи | Материалы, оборудование | Участники |
понедельник | Беседа. Просмотр видеофильма «Красота Самарской Луки – отрада края» | Стимулировать познавательную активность, расширять словарный запас в ходе беседы | Интерактивная доска, видеофильм | Воспитатель и дети |
вторник | Предметная лепка: Герб Национального парка «Самарская Лука» | Учить передавать свойства предмета по: форме, величине, цвету, характерным деталям и т.д. | Пластилин, подставка, иллюстрация герба. | Воспитатель и дети |
среда | Изобразительное творчество «Растительный и животный мир Самарской Луки» | Развитие творческой способности детей, фантазию воображение. Учить экспериментировать при работе с цветом: смешивать цвета разными способами. | Иллюстрации о растениях и животных красной книги, акварельные краски, листы бумаги, картинки с растениями и животными. | Воспитатель и дети |
четверг | Чтение легенд и мифов - «О братьях Жигуль и Сокол», «Волшебница Волги». Чтение сказки «Про клад», «Хозяин Волги». | Развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; формировать умение испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки. | Сказка, иллюстрация к ней | Воспитатель и дети |
пятница | Составление коллажа «Удивительная красота Самарской Луки» | Закрепление различных методов запоминания, развитие фотографической памяти ребёнка, расширение словарного запаса, образного восприятия, развития устной речи, умение говорить связно. | Лист А3, рисунки, наклейки с животными, мелки, цветные карандаши, ножницы. | Воспитатель и дети |
Приложение
Легенда «О братьях Жигуль и Сокол, полюбивших красавицу Волгу».
Легенда о Жигулевских воротах рассказывает, что давным-давно жили два брата Сокол (левый берег Волги) и Жигуль (правый). Полюбилась им обоим прекрасная Волга. Но красавица не отвечала братьям взаимностью, а мечтала сбежать к своему возлюбленному – Каспию. Узнали о том Жигуль и Сокол, решили загородить своими могучими спинами дорогу Волге и поставили сторожить строптивую красавицу своего верного пса. Ночью Волга обманом усыпила двух братьев и бросилась прочь, превратившись в реку. Сторожевой пес только успел залаять «тип-тяв», и тут же утонул в ее волнах. Жигуль и Сокол от отчаяния окаменели и стали высокими утесами по обеим сторонам Волги – Жигулями и Сокольими горами, а их собака превратилась в гору Тип-Тяв.
Сказка «Волга-волшебница»
В далекие-далекие времена, за миллионы лет до нас с вами, разлилась по равнине небесно-голубая река Волга. Понесла они свои воды с севера на юг, через леса и степи, вдоль гор и холмов. Сила и красота ей была дана такая, что река всей мощью своей обрушила воды на земли, по-своему прокладывая русло, и украшала их так, что вовек не наглядеться. Вода была такой чистой, что пить можно было, а уж кто умылся бы, то молодым красавцем навсегда остался. Но не было тогда рядом людей. Только орлы парили высоко в небе, звери лесные приходили напиться, да рыбы плескались.
Тысячи лет прошло, прежде чем по берегам реки появились деревушки. Девушки-красавицы приходили сарафаны и рубахи стирать. Да рассказать реке о своей жизни. Добры молодцы лодочки рубили, рыбу удили. К реке-кормилице как к дорогой хозяйке относились. Силу уважали, красоту преумножали. Всех река угощала да подбадривала. А некоторым и тайны свои глубинные открывала. О мире своем подводном ведала. О жителях речных, страшных водяных и капризных русалках, огромных царь-рыбинах и золотых рыбках. О лабиринтах из водорослей и пещерах из ракушек, зловещих круговоротах и неожиданных впадинах.
Бывало, река являлась в образе прекрасной молодой женщины, в роскошном бирюзовом платье и короне из жемчуга. Те, кто видели ее, навеки становились хранителями реки. Жили неподалеку, берегли как родную мать и слагали о ней сказания и легенды. Время шло, и скоро утлые суденышки рыбаков потеснили крепко срубленные ладьи, товаром купеческим груженные. Бурлаки под стоны ветра баржи потянули, белоснежные парусники к морю заспешили. То тут, то там, нарушая девственный покой реки, загудели пароходы. А уж когда баржи начали резать водные просторы, заволновалась река, обернулась женщиной, к людям вышла. Поклонилась до земли да попросила слезно:
— Пощадите меня. Всех накормлю, напою, лица омою, вечной молодостью одарю. Только любите меня, заботьтесь, берега в камни не заковывайте, живую воду в мертвую не превращайте.
Люди послушали реку-матушку. Оставили ее вольною да свободную. Рыбы развелось в реке столько, что на всех хватало, да еще оставалось. Земля засухи не знала: река щедро дарила свою воду полям и степям. Волжане воду, солнцем согретую, пили и молодыми-здоровыми до старости оставались. Мир и согласие пришли в волжские города. Красота реки в воздухе разлилась. Стали люди воздухом волшебным дышать, мысли светлые начали приходить.
…Годы идут, а края волжские все процветают и процветают. Добрые сердца река-добрая питает.
Конспект Познавательное развитие для детей старшей группы на тему: «Путешествие по Самарской Луке»
ОО Познавательное развитие:
Совершенствовать знания детей о малой Родине;
Укреплять познавательный интерес к природе родного края через знакомство с Самарской Лукой;
Познакомить детей с эмблемой, талисманом Национального парка;
Закрепить и систематизировать представления о растительном и животном мире Самарской Луки.
ОО Речевое развитие:
Активизировать речь детей ( журчит, лукавая, хищный, дикий…)
Обогащать словарный запас ( заповедник, Самарская Лука, излучина)
Упражнять в умении составлять описательный рассказ с помощью схемы.
ОО Социально – коммуникативное развитие:
Способствовать нравственно-патриотическому становлению личности ребёнка.
Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Формировать интерес к природе родного края и бережное отношение к ней.
ОО Художественно-эстетическое развитие:
Приобщить детей к искусству музыки при слушании произведений, развивать эстетическое восприятие музыки, художественной литературы о природе.
Материал:
магнитофон, аудиозаписи песен «С чего начинается Родина», « Река Волга», шум реки ,видеозапись реки, карта Самарской Луки, фотоаппараты из картона , схема для описательного рассказа, мольберт, природоохранные знаки, фотографии и ватман для фотоколлажа, мяч.
Методические приемы:
Наглядные: показ картин
Словесные: чтение стихотворений, вопросы к детям, рассказы детей по картинам, рассказ воспитателя, речевая игра «Подбери словечко».
Практические: игровая мотивация, слушание аудиозаписей, дидактическая игра «Кто живет в Самарской Луке», дидактическая игра «Природоохранные знаки», изготовление фотоколлажа.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о Родине, животных и птицах родного края, изготовление фотоаппаратов с кармашками из картона.
Ход :
Организационный момент — коммуникативная игра ( дети в кругу)
Звучит песня «С чего начинается Родина»
— Ребята , а что такое Родина? ( выслушать ответы детей).
— Да, ребята, есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наш город, это наш родной край.
-А как называется наш родной город? ( Жигулёвск)
звучит аудиозапись «плеск воды»
— Что вы слышите? (шумит, журчит , плещется вода)
Правильно, это шум реки. А какая река течёт рядом с нашим городом?
( река Волга ). Послушайте стихотворение:
Чтение стихотворения:
Волга — матушка река,
Чиста, как воздух, и легка.
Волга, Волга, мать родная,
Волга русская река!
— Ребята, скажите, о чем это стихотворение? (о реке Волге.).
Какими словами говорят о ней? ( родная, русская, чистая, Волга- матушка)
Игровая мотивация:
— А хотите ли вы отправиться в путешествие по реке Волге ?
Тогда сядем в лодку и отправимся в путь.
— Ребята, посмотрите на карту , синим цветом на ней обозначена река Волга,
вот какая она большая. ( показывает указкой )
— Внимательно посмотрите, река течёт прямо? (нет, она изгибается)
Рассказ воспитателя:
— Да, река Волга течёт по нашей, Самарской области изгибаясь, она похожа на вот такой лук (показ картинки). И поэтому , место изгиба реки называют излучиной Самарской Луки.
Много в Самарской Луке редких растений и животных, которых нигде больше не встретишь. А какие встречаются красивые места — горы, пещеры.
И , чтобы сохранить всю эту красоту, люди сделали Самарскую Луку национальным парком.
Да, много в национальном парке «Самарская Лука» интересного ,и сегодня мы будем путешествовать и делать фотографии о Самарской Луке .
Согласны? ( Да)
— Нам понадобятся фотоаппараты
(дети с помощью воспитателя надевают на шею фотоаппараты с кармашками, изготовленные заранее из картона).
— Наше путешествие начинается.
Показ картинок и рассказ воспитателя детям о Самарской Луке :
1 « Природа и достопримечательности Самарской Луки»
-Самарская Лука — один из уникальных и красивейших уголков России.
(демонстрация картин гор, пещер, природы.)
Национальный парк богат многочисленными природными памятниками :
Молодецкий курган— визитная карточка Жигулёвских гор .
Каменная чаша- памятник природы;
Стрельная гора, пещера Степана Разина, Ширяевские штольни.
2 «Излучина реки Волга» ( показ схематичной картины)
3 «Эмблема Самарской Луки»
— Ребята, это эмблема Самарской Луки . Нижняя часть эмблемы -голубая (воспитатель показывает указкой). Она обозначает воду,
а верхняя — зеленая – горы нашего края.
4 «Лиса»
-Ребята, лиса является талисманом Самарской Луки, а почему именно лиса? Мы с вами поиграем и узнаем.
Речевая игра с мячом «Подбери словечко»
Дети подбирают прилагательные — лиса какая
5 « Птицы , животные Самарской Луки»
— Ребята, мы проплываем мимо леса , давайте выйдем на берег.
Физ .минутка : ( выходят, выполняют разминку)
« Мы к лесной лужайке вышли…»
Шли мы шли, и вышли на лесную полянку, давайте сядем, отдохнём.
Звучит аудиозапись пение птиц.
— Как много птиц живёт в Самарской Луке. А знаете ли вы, ребята, их названия? Сейчас проверим.
(Дети берут ,по – очереди, картинки с изображением птиц, называют их.
Пример: В Самарской Луке живёт ласточка, иволга, свиристель…)
-Ребята, в лесу , в Самарской Луке, живут не только птицы, но и животные .А вот и они. (Показ картины животные Самарской Луки)
Давайте сфотографируем их.
(дети выполняют имитирующие движения – фотографируют)
— А сейчас, Саша нам расскажет о животном, которое он сфотографировал .
А поможет ему схема.
Д/И «Кто живет в Самарской Луке»
На столе перед каждым ребенком лежит карточка с изображением эмблемы Самарской Луки и животных. Дети должны провести линию от подходящего животного к эмблеме ( в процессе выполнения задания воспитатель спрашивает у детей, почему не провели линию от тигра, льва, жирафа.)
Физ. минутка:
6 «Дуб – памятник природы» (показ картины)
— Ребята, в национальном парке «Самарская Лука» есть особенное дерево. Мы проплываем мимо него. Это дуб – памятник природы. Ему 500 лет.
В народе ходит такая примета: если прикоснуться к этому дубу и загадать желание, оно непременно сбудется. Я предлагаю вам загадать желания.
(выслушивает ответы детей)
— Давайте мы все загадаем, чтобы люди берегли и охраняли природу.
7 «Природа в опасности»
— Мы не зря с вами загадали такое желание . Над Самарской Лукой, ее красотой нависла беда, много животных и растений исчезает по вине людей, поэтому мы должны беречь нашу родную природу, охранять ее. А помогут нам эти знаки.
Д/И «Природоохранные знаки»
На столе разложены знаки изображением вниз.
Ребенок берет карточку – знак, рассказывает правило поведения в Самарской Луке и прикрепляет ее на карту .
( — нельзя мусорить в природе
— нельзя разжигать костры
— нельзя ломать ветки
— нельзя охотиться на животных
— нельзя ловить рыбу в прудах
— нельзя вырубать лес )
Изготовление фоторепортажа.
-Ребята, пока мы называли правила поведения в Самарской Луке, нам распечатали фотографии , которые мы сделали в нашем путешествии , их сейчас мы разместим на газету.
А назовём газету мы «Самарская Лука – краса Жигулей»
Совместная работа детей с воспитателем,
затем встают в круг .
Подведение итогов ООД:
А сейчас я хочу проверить , кто сегодня был самым внимательным.
Отвечайте на вопросы моей викторины , и получите фишку знатока национального парка «Самарская Лука».
Вопросы викторины :
— Что называют национальным парком ?
— Какой национальный парк создан в нашем родном крае?
— От какого слова произошло название «Самарская Лука»? Почему её так назвали?
— Кто является символом национального парка «Самарская Лука»?
— Что обозначает голубой цвет на эмблеме «Самарской Луки»?
— Что обозначает зелёный цвет?
-Какое особенное дерево есть в национальном парке «Самарская Лука»?
Молодцы!
Ребята, вечером мы обязательно расскажем родителям о нашем путешествии по национальному парку «Самарская Лука» и покажем им наши фотографии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группе Тема «Животные Самарской Луки»
План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группеТема «Животные Самарской Луки»ОКТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯПОНЕДЕЛЬНИК Тема дня «Красная книга Самарской области»Интеграция образовательных областей: позн...
Конспект НОД на тему: "Самарская лука" Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)
Расширение и уточнение знаний детей о растительности и животном мире родного края...
НОД по Самарской луке
Цель: Укреплять познавательный интерес к природе родного края Самарской луки. Познакомить детей с эмблемой, талисманом Национального паркаИнтеграция образовательных областей: «Познавательн...
Структура проекта по нравственно - патриотическому воспитанию для детей младшего возраста "По лесным тропинкам Самарской Луки"
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста «По лесным тропинкам Самарской Луки». Одним из ведущих факторов формирования патриотического соз...
Конспект "По лесным тропинкам Самарской луки" младшая группа
Задачи:1) Обогащать словарный запас, пополнять новыми словами. Дать представление о диких животных, живущих в нашем крае. Расширять знания об их внешнем виде, образе жизни. («Речевое развитие»)2) Учит...
Презентация "По лесным тропинкам Самарской Луки" младшая группа
Цель проекта: формирование у детей нравственно – патриотических чувств; формирование духовно – нравственного отношения к животному миру заповедника «Самарская Лука». Одним из ведущих факторов формиро...
Календарно - тематическое планирование на летний период в старшей группе на тему "Заповедная неделя. Самарская Лука"
Проект " Заповедная неделя. самарская Лука" - это рекомендованный материал образовательной деятельности в рамках одной недели с детьми старшего дошкольного возраста - летний оздоровите...