Методическая разработка алгоритма разучивания песни
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Алясева Ирина Николаевна

Данная разработка дает подробный разбор и алгоритм разучивания песни "Осень милая, шурши!" (музыка М. Еремеевой, слова С. Еремеева)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:


Методическая разработка алгоритма разучивания песни на примере композиции «Осень милая, шурши» (муз. М.  Еремеева,  сл. С. Еремеев)


Цель:
  развивать и закреплять у детей старшего дошкольного возраста вокально-певческие навыки.  Побуждать детей к самовыражению, самореализации посредством участия в конкурсе.

Задачи:

Образовательные:  знакомство детей с песней М.Еремеевой «Осень милая, шурши!»; изучение особенностей музыкального языка; обогащение словарного запаса дошкольников

Развивающие: овладение вокально-хоровыми навыками, необходимыми для выразительного исполнения песни; развитие ладового чувства; развитие ритмического чувства; формирование эмоциональной активности и отзывчивости, формировать художественный вкус и эстетическое воспитание.
Воспитательные: воспитание интереса, любви к песне, вокального слуха, культуры движений, воспитание и формирование нравственно-патриотических качеств.


Участвуют:
  дети подготовительной группы «Знайки»,  музыкальный руководитель.


Интеграция образовательных областей
: «Музыка», «Коммуникация»

Используемые технологии
:   здоровьесберегающие, социально-коммуникативные, импровизация, информационно-коммуникативные (ИКТ)  Разучивание песни — один из самых важных разделов музыкального занятия. Музыкальный руководитель должен четко осознавать, что пение — процесс активный, требующий большого умственного напряжения.  Умение четко ставить перед юными певцами конкретную задачу и подбирать методические приемы, не только целесообразные, но и интересные детям – залог успешного концертного исполнения разучиваемой песни.

Обычно процесс работы над песней проходит в течение 5—6 занятий и состоит из нескольких этапов:

I Этап. Знакомство с песней.
                           вступительная беседа
                          исполнение песни педагогом;

                           беседа о характере песни.

II Этап. Разучивание песни. 

          разучивание по фразам без аккомпанемента;

          выучивание и закрепление текста.


III Этап. Работа над качеством исполнения. Работа над достижением ансамбля.

          работа над интонацией;

          работа над дикцией;

          достижение ритмического ансамбля;

               знание и понимание структуры песни (куплет – припев)

IV Этап. Заключительный этап работы над песней.

V Этап. Концертное исполнение песни.

        выбор сопровождения (аккомпанимента);

             сценическое выступление.
Подробный разбор.
I Этап. Знакомство с песней.
Для того чтобы заинтересовать детей, вызвать эмоциональный отклик, положительное отношение к зимнему времени года, перед знакомством  с песней логичнее провести вступительную беседу с детьми, задавая такие вопросы:  

1. Какие вы знаете признаки наступления осени?

2. Чем отличается Осень в Петербурге от осени в других странах?

3. Чем вам нравится осенняя пора?

4. Какие праздники бывают осенью?

Для яркости эмоционального впечатления можно показать иллюстрации, из которых далее музыкальный руководитель может составить мнемотаблицу;
прочитать тематическое стихотворение.

Далее музыкальный руководитель самостоятельно исполняет разучиваемую песню. Исполнение песни педагогом должно быть ярким, выразительным, качественным под аккомпанемент фортепиано, баяна, аккордеона, или в исключительных случаях с использованием качественной фонограммы.

II Этап. Разучивание песни. 
Основным этапом работы над выбранной песней является разучивание мелодии. Необходимо интонацтонно точно выучить мелодическую линию песни.  Песню лучше сразу учить по фразам. Разучивание должно вестись в удобной тесситуре (ре-си первой октавы) и на первом этапе без сопровождения, чтобы дети учились слышать голос педагога и подстраиваться под него. Желательно подыгрывать мелодию на инструменте.

Следующий этап работы – разучивание текста. Для быстрого запоминания текста песни рекомендуется использовать мнемотаблицы, составленные музыкальным руководителем заранее.
III Этап. Работа над качеством исполнения.

Работа над качеством исполнения — самый сложный и продолжительный. По сути, он представляет собой работу над достижением хорового ансамбля — интонационного, ритмического, динамического. Ансамблевые разновидности взаимосвязаны и подчинены образу песни, воплощению авторского замысла.
Дыхание-звукообразование-дикция – вот важные ступени, по которым нужно взобраться на вершину вокального мастерства.
Перед началом работы важно подготовить голосовой аппарат ребенка,
«разогреть» его. А помогут справиться с этой задачи распевки. Их множество – это и классические, и авторские, распевки, основанные на русском народном фольклоре, видеораспевки.

Методические приёмы по пению, наиболее часто используемые на музыкальном занятии в детском саду:
1. Пение вслух, пение «про себя» (по куплетам)
2. «Эхо» (тихо-громко)
3. «Цепочка» (поочерёдное исполнение музыкальных фраз)
6. Пение с закрытым ртом.
19. Проговаривание текста в темпе и ритме мелодии (ритмизация слов)
20. Пение а-capella
21. Cольное и ансамблевое пение
22. «Бусы» (поём отдельные слова по тексту, друг за другом, как бы нанизываем бусинки на ниточку)
23. Наиболее сложные в ритмическом исполнении места прохлопываем и проговариваем одновременно (по коленкам, кулачками, в ладошки, можно подключить и притопы, палочки, кубики)
24. Исполняем куплеты по рядам
25. Поют подгруппами – отдельно девочки и мальчики (возможны и другие вариации)
28. Исполнение песни, сидя на стульчиках, стоя, сидя на ковре.
IV Этап.  Заключительный  этап работы над песней.
На заключительном этапе работы очень важно, чтобы дети не заскучали, не потеряли интерес к разучиваемой песне. Пришло время «раскарасить» песню.  Можно применить оркестровый метод – раздать инструменты детского оркестра и подыгрывать на вступлении, проигрыше и окончании. Также вариативно использовать тематические атрибуты, костюмы, реквизит. Использование приема театрализации поможет детям до конца раскрыть авторский замысел, образ разучиваемой песни.

V Этап. Концертное исполнение песни.

Концертное выступление  является и сложным и приятным одновременно, для каждого ребенка оно индивидуально.  Важно подбодрить несмелого ребенка, и возможно успокоить гиперактивного. Нереально добиваться точного выполнения учебных заданий от каждого ребенка.  Главным методом воздействия должна быть похвала и благодарные аплодисменты зрителей. Так воспитывается сценическое чувство, отсутствие боязни при видеосъемке и присутствии зрителей.
Исполнение песни - всегда творческая деятельность, итог обучения выразительности пения, исполнение песни и значимо и самоценно и для самих артистов.


                           
 ОХРАНА  ДЕТСКОГО  ГОЛОСА.

Музыкальный руководитель должен беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили  и не пели слишком громко. Запрещено петь на улице в прохладную погоду. (+10 градусов и ниже)
У детей старшего дошкольного возраста певческое дыхание слабо развито,
(дыхание на уровне инстинкта), поэтому подбираем  музыкальный материал – репертуар с равномерной длиной музыкальных фраз. Используем простейшие элементы дыхательной гимнастики. (Стрельникова А.Н.)
В основе интонирования лежат не слуховые представления, а мышечное движение. Голосообразующее движение – первично, слух – вторичен.
Необходимо учитывать соответствие голосового режима полу ребенка. Если у девочек развит головной резонатор, то у мальчиков (в основном, но есть исключения) грудной. Поэтому не следует (мальчикам) завышать голосовой режим грудного резонатора, т.к. это может принести вред их голосовым связкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Алгоритм разучивания песни"

разработка включает в себя метод работы над правильным певческим дыханием с детьми средних и старших групп....

Методическая разработка по разучиванию песни в старшей группе "Урожай собирай" муз А. Филиппенко, сл Т. Волгиной

Методика разучивания песни по программе старшей группы "Урожай собирай" :1. Введение2. Программное содержание3. Методические указания4. Этапы работы над песней...

методическая разработка "Алгоритм разучивания танца"

Алгоритм разучивания танца поможет начинающим педагогам, а так же всем тем, кто хочет разучить танец с детьми....

Методическая разработка "Алгоритм разучивания песни "Манная каша" Л. Абелян

Подробный алгоритм разучивания песни с приложением....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. АЛГОРИТМ РАЗУЧИВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДЬ»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей Москов...

Методическая разработка Алгоритм разучивания песни «Золотые капельки»

Методическая разработкаАлгоритм разучивания песни «Золотые капельки»Музыка Н. Жемойтук Слова А. Адлер Разработала : Музыкальный руководитель Красавцева М.С Текст...

Методическая разработка "Алгоритм разучивания Песни "Кудряшки"

Данная методичекая разработка поможет грамонто познакомить детей с песней и разучить данную музыкальную композицию. В конце алгоритма даны упражнения на дыхание для детей....