Методическая разработка "Алгоритм разучивания Песни "Кудряшки"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Гиганова Варвара Валерьевна

Данная методичекая разработка поможет грамонто познакомить детей с песней и разучить данную музыкальную композицию. В конце алгоритма даны упражнения на дыхание для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_razuchivaniya_kudryashki_giganova_vv.docx30.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 

Московского района Санкт-Петербурга

Алгоритм разучивания

песни «Кудряшки»

муз. Андрей Баранов, сл. Алла Ахундова

Методическая разработка

Цель: развивать и закреплять у детей певческие навыки.

Задачи:  

  • воспитывать у детей устойчивый интерес к разучиванию новых песен, музыкальную культуру, расширять музыкальные впечатления;
  • учить детей выразительному исполнению песни: петь звонким голосом, напевно, легким и подвижным звуком, коллективно и сильно, с музыкальным сопровождением и без;
  • создать положительный эмоциональный настрой;
  • закрепить навыки правильного вокального дыхания;
  • работать над правильным звукообразованием;
  • вовлечь детей в совместную деятельность с музыкальным руководителем.
  • здоровьесберегающая технология, социально-коммуникативная технология, театрально-игровые технологии, личностно-ориентированный подход, импровизация, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), музыкотерапия.
  • Взаимодействие: дети, музыкальный руководитель.
  • Участвуют: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель.
  • Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие «Музыка», «Социально – Коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Процесс разучивания песни имеет 3 этапа: первоначальное ознакомление детей с песней, разучивание и закрепление (исполнение).

  1. Первый этап - Знакомство с песней

Вступление.

Задача:

  • познакомить детей с композитором, автором слов и временем создания песни.
  • подготовить восприятие содержания и смысла песни;
  • создать эмоциональный настрой, созвучный характеру музыкального образа.

Методы и приемы работы: рассказ, рассматривание иллюстраций.

Слушание.

Задача: вызвать у детей эмоциональный отклик.

Требования: яркость, лаконичность, эмоциональность, увлеченность, свободное исполнение наизусть, соответствие качества певческого звука, фразировки, артикуляции жанру и стилю произведения.

Методы и приемы работы: личное исполнение музыкального руководителя, исполнение в аудио и видеозаписи, использование загадок по теме песни, использование игровых упражнений, применение элементов театрализации.

Обсуждение (беседа).

Задача: выявить отношение детей к песне, выявить уровень понимания детьми характера, содержания и смысла музыкального образа. Проанализировать наиболее важные в данном контексте выразительные средства. Стимулировать активность мышления учащихся.

Требования: создание ситуации общения, обеспечивающей проявление инициативы, самостоятельности и естественного самовыражения. Уважение к любому высказыванию детей, активизация словаря.

Методы и приемы работы: беседа, дискуссия, создание проблемы и мотивация для ее решения, объяснение и обсуждение незнакомых слов.

Моя задача, как музыкального руководителя, на первом этапе показать детям песню таким образом, чтобы им немедленно захотелось выучить ее и спеть так же легко и непринужденно, как я. 

  1. Второй этап - Разучивание песни

Подготовка голосового аппарата.

Задача: настроить голосовой аппарат детей на пение и разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей с помощью упражнений, работа над чистой интонацией.

Методы и приемы работы: личный показ музыкального руководителя, применение игровых дыхательных упражнений и распевок.

Требования: конкретное задание, яркий личный показ музыкального руководителя.

Разучивание песни.

Задача: развивать певческие навыки детей (правильное звукообразование, дыхание, дикцию, чистоту интонирования, чувство ансамбля – стройное согласованное пение). Освоить в процессе разучивания песни основные приемы выразительного исполнения для создания музыкального образа. *Совместный выбор и разучивание танцевальных приемов и движений (если таковые имеются).

Требования: освоение мелодической линии песни (от сложного к более простому), текста, ритма песни. Работа над фразой и чистотой интонации. *Разучивание танцевальных приемов и движений (если таковые имеются) по показу музыкального руководителя, без музыкального сопровождения, затем с музыкой, от медленного темпа к быстрому.

Методы и приемы работы: 

  • применение прохлопывания ритмического рисунка песни (использование элементов мелкой моторики – простукивание пальцами по коленям) с одновременным проговариванием текста;
  • произнесение текста шепотом;
  • показ иллюстраций – подсказок и видеоматериалов по теме песни;
  • пропевание песни по музыкальным фразам на слог «ТА», «ЛЯ»  или вокализом на гласный «А», начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения;
  • применение метода звуковысотного показа рукой;
  • пропевание хором (всей группой), подгруппами (3-4 реб.), индивидуально (сольно), пение цепочкой и a capella;
  • прием дирижирования музыкальным руководителем и детьми: вступление и снятие по руке;
  • метод пропевания мелодии с плавным движением руки;
  • метод театрализации;

Особенное внимание уделяется звукообразованию, дыханию, дикции. Очень важно следить за посадкой детей при пении – плечи расправлены, прямая спина, опора на пятки.

Впевание.

Задачи: формировать качественное звучание и согласованность танцевальных движений при пении всего произведения (развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни, доминирование исполнительских задач, достижение необходимого качества певческого звучания).

Требования: тренировать выразительность, эмоциональность и одушевленность при исполнении песни. Активное, творческое музицирование, полная самоотдача, исполнение в концертном зале (генеральная репетиция).

Методы и приемы работы: пропевание песни целиком, эмоциональный настрой на исполнение посредством чтения стихов, фото и видео материалов. Метод сравнения разных вариантов исполнения с помощью видеозаписи.

III. Заключительный этап - Исполнение песни

Обязательное исполнение песни для зрителей (дети других групп, родители, сотрудники ГБДОУ).

Задачи: создание условий для наиболее яркого воплощения музыкального образа; создание необходимого эмоционального настроя; стимулирование творческого эмоционального подъема.

Требования: умение собраться, эмоционально раскрыться, сосредоточиться на исполняемом произведении. «Прожить» музыкальный образ исполняемого произведения на сцене.

Поощрение: аплодисменты слушателей.

Игровые дыхательные и интонационные упражнения

Данная песня соответствует возрастным особенностям дошкольника 6-7 лет. Тематика песни понятна детям, особенно девочкам. Она позволяет пофантазировать на данную тему и нарисовать рисунки с тем, что может вырасти на голове.

Живой, веселый, игривый и задорный  характер песни очень нравится детям! И они с удовольствием ее поют не только на занятиях или репетициях, но и в повседневной жизни, занимаясь своими делами.

Интонационно мелодия не сложная, но присутствует ладовое чередование тональностей (в соседних тактах мелодия по трезвучию ре-минора сменяется ре–мажором).  С этой сложностью нам помогает распевка  «Я пою, весело пою» в мажоре, или «Я пою, грустно я пою (в миноре): I-III-V-V-IV-III-II-I или V-III-I-I-II-III-IV-V. Также мы прослушиваем аккорды и узнаем лад. Ребятам это очень нравится!

Присутствует сложность ритмического рисунка в области легкой синкопированности мелодической линии. Ее мы медленно проговариваем в пунктирном ритме.

Для быстрых песен характерен мелкий ритмический рисунок, который мы прохлопываем или проигрываем на ложках или клавесах.

Для отработки дикции, которая необходима в пении («Хорошо бы сделать так…»), я использую скороговорки из устного народного творчества: «От топота копыт пыль по полю летит», «На дворе трава…», «Бык, бык, тупогуб…» и т.д.

Мы проговариваем их в игровой форме – сольно, группами, по цепочке, мальчики-девочки, воспитатель-ребенок, на одном звуке и т.д.

 Еще одна сложность заключается в пропевании последних нот в куплете, для которых нужен большой объем дыхания. Что создает определенные трудности для еще не совсем сформированного детского дыхательного аппарата. В связи с чем, рекомендую использовать следующие дыхательные упражнения:

Игровые дыхательные упражнения:

«Цветок»

  1. Дети делают вдох носом - нюхают аромат цветка (можно представить цветком кисть руки собрав все пальцы вместе или предложить нюхать настоящий, искусственный цветок)

Рекомендация: Следить за правильным вдохом «низом живота».

  1. Выдох ртом – сдуваем лепестки (представляем, что лепестки лежат на руке и ветерок их сдувает или можно предложить детям подуть на «цветок - вертушку»)

Рекомендация: Следить за активным  длинным выдохом, губы собраны трубочкой, при выдохе низ живота подтягивать, воздух выталкивает живот.

«Веселый животик»

Дети кладут руки на живот и на слоге «ха» делают мелкие выталкивания воздуха «животик смеется».

Рекомендация: Следить за мелким движением мышц живота.

«Собачка»

Дети вытаскивают вперед язык, широко открывают рот и делают мелкие  вдох и выдох ртом «собачка бежит», руки имитируют «бегущие лапки собаки».

Рекомендация: Следить за широко открытым ртом и за мелкими движениями мышц живота.

Игровые интонационные упражнения и распевки:

  1. Из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной «Труба» (кварта).
  2. песню Е. «Тиличеевой «Вальс» (слог «ля» - поступенное  движение мелодии вверх, вниз).
  3. Кварта помогают справиться пение гласных звуков «ау!», упражнение «Эхо» муз. Е. Тиличеевой (кварта). 
  4. Для чистого интонирования восходящих и нисходящих звуков (секунда) – упражнение «Лесенка» из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной. Двухфразовая попевка (поступенное движение мелодии вверх-вниз) с использованием жеста – «тянуть» верхний звук (гласный «е»), нижний (гласный «и»).

Девочка поднимается и спускается по лесенке и поет:

Вот иду я вверх,

Вот иду я вниз.

Ребенок играет мелодию на металлофоне и поет.

  1. Упражнение «Я пою, хорошо пою» - «похвалить себя» (скачкообразное движение мелодии 5-3-1 ступени) с транспонированием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Картотека мнемотаблиц для разучивания стихов с детьми дошкольного возраста"

Картотека предназначена для работы с детьми по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы"....

методическая разработка "Алгоритм разучивания песни"

разработка включает в себя метод работы над правильным певческим дыханием с детьми средних и старших групп....

Методическая разработка "Методика разучивания р.н. песни "Во кузнице"

Игровые приемы и методы обучения игре на музыкальных инструментах....

Методическая разработка по разучиванию песни в старшей группе "Урожай собирай" муз А. Филиппенко, сл Т. Волгиной

Методика разучивания песни по программе старшей группы "Урожай собирай" :1. Введение2. Программное содержание3. Методические указания4. Этапы работы над песней...

Авторская методическая разработка "Использование игровых приемов при разучивании вокальных распеваний с дошкольниками".

Занятия пением в дошкольном возрасте являются важнейшим условием гармоничного развития ребенка. В пении успешно формируется весь комплекс  музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на ...