Биологическое и социальное в развитии личности дошкольника.
статья
Принципы биологического и социального развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologicheskoe_i_sotsialnoe_v_razvitii_lichnosti_doshkolnika_-_kopiya.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Биологическое и социальное в развитии личности дошкольника.
Детство - это особенный и неповторимый период в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры.
На развитие ребенка оказывают влияние различные факторы.
Самым первым и значимым фактором - является биологический фактор.
К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Биологический фактор, начинает находить своё развитие еще во внутриутробном состоянии. Основополагающим показателем в этом факторе выступает биологическая наследственность.
Биологическая наследственность - это индивидуально для каждого представителя человечества, она позволяет отличать и различать у каждого человека не только внутренние, но и внешние характеристики.
Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах, и она включает в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями, это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к определенным заболеваниям, особенность нервной системы.
Родители по наследству передают своему ребенку некие особенности и качества личности, например, определенные способности в различных видах деятельности. Но, для развития и раскрытия определенных задатков необходимо создать благоприятную атмосферу.
Наследственность включает в себя не только благоприятные, положительные стороны для развития ребенка, но и не редко по наследству ребенку передается ряд болезней. Причина данных заболеваний: нарушение наследственного аппарата (гены, хромосомы).
В современном мире на развитие ребенка влияет не только наследственность, но и сама окружающая среда, то есть внешние факторы — загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и другое, что может привести к рождению физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии.
Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично притворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству.
Биологическая наследственность не может полностью создать личность. Но, биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
С первых дней после рождения ребенок начинает активно познавать мир, наблюдает за поведением родителей, устанавливаются первые контакты с его окружением. И ребенок постепенно начинает социально развиваться.
Социальное развитие ребенка подразумевает под собой процесс усвоения традиций, культуры и правил, принятых в определенном обществе.
Для осуществления данного процесса должны присутствовать определенные социальные факторы. В качестве них выступают всевозможные объекты окружающей среды. Кооперация всех факторов составляет особенности социального развития детей.
Данные факторы можно подразделить на:
- микрофакторы - к ним относится семья, друзья, ближайшее социальное окружение;
- мезофактры - к ним относятся условия, в которых растет ребенок, средства массовой коммуникации, региональные условия и другие;
- макрофакторы - здесь играют роль процессы и вещи мирового масштаба: экология, политика, демография, экономика, государство и общество.
Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения.
Можно условно разделить на этапы социального развития ребёнка:
- Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.
- От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.
- Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.
- От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете. Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.
- От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания.
Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации — печать, интернет, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.
Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание».
Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание»....
Биологические и социальные предпосылки развития речи в норме
Часто родители задаются вопросом: "Что нужно сделать для того, чтобы речь малыша развивалась нормально?". В данной статье кратко и понятно для широкого круга читателей изложены основные и главные усло...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
В материале содержится информация о формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности....
Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника.
Социальное партнерство в образовании – «это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками да...
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности, как одно из направлений социального развития личности дошкольника
В статье рассказано о правилах поведения ребёнка, от которых зависит его здоровье и безопасность....
Проблема формирования ценностных основ детской личности в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников
Дошкольный возраст – самый богатый на новообразования личности из возрастных периодов. В первые годы жизни активно формируются основы культуры ребенка. Так же происходит становление индивидуальн...
«Влияние Благотворительности на социально-гуманитарное развитие личности дошкольника»
Добро, согласно Большому энциклопедическому словарю, — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Являясь антонимом понятия зла, озн...