Проблема формирования ценностных основ детской личности в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников
статья (старшая группа)
Дошкольный возраст – самый богатый на новообразования личности из возрастных периодов. В первые годы жизни активно формируются основы культуры ребенка. Так же происходит становление индивидуальности ребенка, его будущих ориентиров и направленностей. Поэтому особое место в жизни дошкольника имеет социализация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soboleva_n.v._-_statya.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема формирования ценностных основ детской личности в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников.
Н.В. Соболева, воспитатель МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка», города Железногорска, Курской области
В последние десятилетия в системе дошкольного образования идет дезориентация в воспитательных задачах и целях. Это происходит в следствие того, что идут постоянные изменения в политической, экономической, социальной жизни государства, утрачены привычные ценностные и нравственные устои общества. С каждым годом иерархия ценностей социума меняется и приходится вновь и вновь обозначать приоритеты образования.
Дошкольный возраст – самый богатый на новообразования личности из возрастных периодов. В первые годы жизни активно формируются основы культуры ребенка. Так же происходит становление индивидуальности ребенка, его будущих ориентиров и направленностей. Поэтому особое место в жизни дошкольника имеет социализация.
Концепция дошкольного воспитания В.В. Давыдова и В.А. Петровского определяет становление базиса личностной культуры маленького ребенка как процесс приобщения его к непреходящему вечному. [2]
Эта концепция имеет отражение в современном Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), где подчеркивается значимость ценностей, определяющих содержание дошкольного образования и условия его практической реализации.
Ценности изучает особая отрасль филологического знания – аксиология. Интерес дошкольного образования к философской науке о ценностях объясняется тем, что именно ценности определяют мировоззрение ребенка, его нравственную сторону. [4]
В культурно-исторической теории Л.С. Выготского формирование основных сторон личности может определяться как овладение соответствующим опытом прошлых поколений.
Дошкольное детство является благоприятным периодов для развития социальных навыков поведения. Приоритет принадлежит пространству, в котором формируется личность дошкольника.
Ценностной пространство создается близкими взрослыми ребенка – родителями и педагогами. «…значимые взрослые наделяют объекты и явления, с которыми сталкивается, взаимодействует ребенок с первых дней жизни, теми или иными характеристиками, придают всему, что окружает ребенка, особый смысл, свое отношение, собственную ценностную окраску». [3]
Отечественные педагоги и психологи Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.Г. Здравомыслов подчеркивали огромную роль взрослого в становлении личности ребенка. Характер взрослых, их поступки, слова, отношение к окружающим оказывают влияние на формирование личности ребенка. Другими словами, приоритеты взрослых воздействуют на ход развития маленького человека. [1]
Механизм эффективного развития ценностных ориентаций, знаний и поведений в дошкольном возрасте работает не только в образовательной организации, но в обыденных жизненных ситуациях.
В нашей дошкольной организации создано пространство, формирующее у детей важные ценности и смысловые ориентации. Это пространство опирается на следующие основные задачи:
- Создание условий психологического, социального, эмоционального комфорта каждого ребенка в группе;
- Развитие самоуважения, самопринятия, самоотношения дошкольника, осознание своей значимости в окружающей действительности;
- Формирование личностного самооценочного суждения к происходящему вокруг;
- Становление основ взаимопомощи, эмпатии, основ альтруизма;
- Ознакомление детей с основами ценностных отношений современного социума, общепринятых норм, правил;
- Обогащение нравственно-ценностного словаря ребенка дошкольного возраста;
- Предоставление ребенку права выбора, самоконтроля, адекватной самооценки;
- Воспитание культуры общения со сверстниками и взрослыми.
Так же основным институтом, формирующим ценностные ориентации дошкольника, является семья. Следовательно, наша дошкольная организация имеет задачи по привлечение родителей в активную деятельность по формированию ценностных основ воспитания их ребенка:
- Привлечение внимания взрослых к индивидуальным особенностям ребенка, его потребностям, желаниям, интересам, способностям;
- Развитие умения проводить аналогии, видеть связь между своим детством и детством своего ребенка;
- Разъяснение их личной ответственности за становление личности их ребенка.
Таким образом можно сделать вывод о том, что в становлении личности ребенка приоритетную роль играют взрослые, чьи поступки, действия отображаются в развитии ребенка. А также, активное взаимодействие педагогов и родителей будет главным компонентом формирования ценностных ориентаций личности дошкольника.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008.
2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. Психическое развитие ребенка.
3. Полковникова Н.Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент работы по социализации в детском саду // Дошкольное воспитание. 2010. № 10.
4. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР
Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...
Статья "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. В статье рассматриваются теоретические аспекты разви...
Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...
«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...
«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...
«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
Что может быть ближе, чем игра в песок? Песок – необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых....
«Педагогические приемы и методы развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников»
В статье описаны основные методы и приемы, способствующие развитию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников....