Проблема формирования ценностных основ детской личности в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников
статья (старшая группа)

Соболева Наталья Вениаминовна

Дошкольный возраст – самый богатый на новообразования личности из возрастных периодов. В первые годы жизни активно формируются основы культуры ребенка. Так же происходит становление индивидуальности ребенка, его будущих ориентиров и направленностей.  Поэтому особое место в жизни дошкольника имеет социализация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soboleva_n.v._-_statya.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема формирования ценностных основ детской личности в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников.

Н.В. Соболева, воспитатель МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка», города Железногорска, Курской области

В последние десятилетия в системе дошкольного образования идет дезориентация в воспитательных задачах и целях. Это происходит в следствие того, что идут постоянные изменения в политической, экономической, социальной жизни государства, утрачены привычные ценностные и нравственные устои общества. С каждым годом иерархия ценностей социума меняется и приходится вновь и вновь обозначать приоритеты образования.

Дошкольный возраст – самый богатый на новообразования личности из возрастных периодов. В первые годы жизни активно формируются основы культуры ребенка. Так же происходит становление индивидуальности ребенка, его будущих ориентиров и направленностей.  Поэтому особое место в жизни дошкольника имеет социализация.

Концепция дошкольного воспитания В.В. Давыдова и В.А. Петровского определяет становление базиса личностной культуры маленького ребенка как процесс приобщения его к непреходящему вечному. [2]

Эта концепция имеет отражение в современном Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), где подчеркивается значимость ценностей, определяющих содержание дошкольного образования и условия его практической реализации.

Ценности изучает особая отрасль филологического знания – аксиология. Интерес дошкольного образования к философской науке о ценностях объясняется тем, что именно ценности определяют мировоззрение ребенка, его нравственную сторону. [4]

В культурно-исторической теории Л.С. Выготского формирование основных сторон личности может определяться как овладение соответствующим опытом прошлых поколений.

Дошкольное детство является благоприятным периодов для развития социальных навыков поведения.  Приоритет принадлежит пространству, в котором формируется личность дошкольника.

Ценностной пространство создается близкими взрослыми ребенка – родителями и педагогами. «…значимые взрослые наделяют объекты и явления, с которыми сталкивается, взаимодействует ребенок с первых дней жизни, теми или иными характеристиками, придают всему, что окружает ребенка, особый смысл, свое отношение, собственную ценностную окраску». [3]

Отечественные педагоги и психологи Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.Г. Здравомыслов подчеркивали огромную роль взрослого в становлении личности ребенка. Характер взрослых, их поступки, слова, отношение к окружающим оказывают влияние на формирование личности ребенка. Другими словами, приоритеты взрослых воздействуют на ход развития маленького человека.  [1]

Механизм эффективного развития ценностных ориентаций, знаний и поведений в дошкольном возрасте работает не только в образовательной организации, но в обыденных жизненных ситуациях.

В нашей дошкольной организации создано пространство, формирующее у детей важные ценности и смысловые ориентации. Это пространство опирается на следующие основные задачи:

  • Создание условий психологического, социального, эмоционального комфорта каждого ребенка в группе;
  • Развитие самоуважения, самопринятия, самоотношения дошкольника, осознание своей значимости в окружающей действительности;
  • Формирование личностного самооценочного суждения к происходящему вокруг;
  • Становление основ взаимопомощи, эмпатии, основ альтруизма;
  • Ознакомление детей с основами ценностных отношений современного социума, общепринятых норм, правил;
  • Обогащение нравственно-ценностного словаря ребенка дошкольного возраста;
  • Предоставление ребенку права выбора, самоконтроля, адекватной самооценки;
  • Воспитание культуры общения со сверстниками и взрослыми.

Так же основным институтом, формирующим ценностные ориентации дошкольника, является семья. Следовательно, наша дошкольная организация имеет задачи по привлечение родителей в активную деятельность по формированию ценностных основ воспитания их ребенка:

  • Привлечение внимания взрослых к индивидуальным особенностям ребенка, его потребностям, желаниям, интересам, способностям;
  • Развитие умения проводить аналогии, видеть связь между своим детством и детством своего ребенка;
  • Разъяснение их личной ответственности за становление личности их ребенка.

Таким образом можно сделать вывод о том, что в становлении личности ребенка приоритетную роль играют взрослые, чьи поступки, действия отображаются в развитии ребенка. А также, активное взаимодействие педагогов и родителей будет главным компонентом формирования ценностных ориентаций личности дошкольника.

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008.

2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. Психическое развитие ребенка.

3. Полковникова Н.Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент работы по социализации в детском саду // Дошкольное воспитание. 2010. № 10.

4. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...

Статья "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. В статье рассматриваются теоретические аспекты разви...

Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

Что может быть ближе, чем игра в песок? Песок – необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых....

«Педагогические приемы и методы развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников»

В статье описаны основные методы и приемы, способствующие развитию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников....