Создание условий для развития у детей планирующей и регулирующей функции речи (доска выбора, утренний и вечерний круг, алгоритм деятельности).
статья (подготовительная группа)
Дошкольный возраст — важнейший период в развитии ребёнка, в том числе и развитии речи. Речь не передаётся по наследству, а малыш принимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В 2019 году в инновационную программу от рождения до школы в режим дня была включена технология «Утренний и Вечерний круг». Целью утреннего круга являются организация свободного общения детей, установление эмоционального контакта.
Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Я использую в своей группе: Бубенцы и Солнышко с лучиками.
Солнышко-колоколнышко рано встаёт.
Ладушки-ладошки в круг скорей зовёт.
Я использую разные способы приветствия. приветствия с действиями — приветствия с передачей предмета — комплименты. Также приветствия может быть вербальным и невербальным. Такая форма приветствия способствует формированию доброжелательного отношение детей друг другу. Развитию общей и речевой моторики, это речь с движением, элементы артикуляционной гимнастики.
В нашей группе Здёздочки
Солнце ярче всех!
Теплоты и радости
Хватит здесь на всех! (Дети присаживаются около своего лучика)
Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Дети рассказывают наиболее интересные события, которые произошли в их жизни. Затем происходит обсуждение. Дети, задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, они учатся правилам ведения диалога, умению выражать свои чувства.
Дети анализируют события предыдущего дня. Я делаю всё чтобы во время утреннего круга происходил обмен информации: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), кто отсутствует, что интересного заметили в группе. Завершающим компонентом утреннего круга является выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Дети сами предлагает план совместной деятельности в течение дня.
Перед тем, как начать работу с «Доской Выбора» я с детьми обсуждаю такие вопросы, например: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»
Изначально дети выбирали свои фотографии и помещали в кармашки центров. Потом мы решили, что каждый нарисует свой домик он будет означать выбор ребёнка.
Перед началом работы в выбранных зонах, я определяю время, в течение которого дети будут заниматься самостоятельной деятельностью (например, 30 минут, и договариваюсь с ними о том, что они закончат игру (конструирование и т. п.) сразу после того, как перестанет сыпаться песок в песочных часах. Если ребенок не успевает что – то сделать, по возможности стараюсь продлить ему время, чтобы он мог довести начатое до конца.
Для оценки результатов деятельности у нас есть следующие знака:
Палец вверх — я старался, я доволен, все получилось!
Палец вниз — я старался, но не получилось.
Иногда делаем словесный анализ (с помощью вопросов) во время деятельности или по окончании деятельности детей.
Опыт показал, что сначала дети оценивают себя только положительно, но постепенно их самооценка становится более адекватной. При работе с «Доской Выбора», я учитываю ряд моментов. Например, если ребенок прекратил игру раньше намеченного времени,то для этого могут быть свои причины: недостаточное количество материала, ребенок изначально сделал неправильный выбор, он не умеет планировать свою деятельность. Моя задача — выяснить, чего именно не хватало ребенку и добавить это в игру, научить его правильно планировать свою деятельность.
Использование «Доски Выбора» помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит планировать свою деятельность и правильно делать выбор, проявлять инициативу, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, помогает поверить в себя, чувствовать себя комфортно.
Вечерний круг организуется точно также как и утренний круг. Обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Благодаря рефлексии у детей появляются обобщающие понятия, расширяется словарный запас по теме. В завершение вечернего круга я нахожу положительные моменты, яркие события дня и похвалить детей.
Таким образом, можно сказать, что все элементы утреннего и вечернего круга, работают на формирование связной речи, способствуют более легкому и быстрому усвоению норм родного языка.
Я хотела бы подробнее остановиться на одном из вариантов наглядного моделирования, который широко используется в дошкольных образовательных учреждениях,– это алгоритмы действий. С самого раннего возраста дети овладевают алгоритмами, знакомятся с последовательностью действий при выполнении гигиенических процедур: умывание, чистка зубов, пользование платком, одевание. Это задание, состоящее из команд, всегда нацелен на исполнителя. Во все центрах находятся свои алгоритмы действий. Тем самым делает среду разнообразной и интересной. Ребенок, изучая их, развивается и включается самостоятельно в любой вид деятельности. В начале, я познакомила детей с алгоритмом, проговорила, объяснила, научила детей «читать алгоритмы». В дальнейшем дети сами действует согласно картинке.
Насыщенная алгоритмами развивающая среда – важное условие побуждающее дошкольника к самостоятельной деятельности, подводит детей к практическим действиям, которые вызывают у них желание самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить ответы на свои вопросы.
Таким образом, наглядность в данном случае помогает не только развитию мыслительных процессов, анализу изображения и алгоритму следования, отображенной в модели действия, но и помогает ребенку чувствовать себя самостоятельным, «взрослым». Данный метод помогает дошкольнику в развитии умственных способностей, в формировании готовности ребенка к обучению в школе.
Вывод: Грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду - создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; - обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; - способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Таким образом, при условии правильного организованного
педагогического процесса с применением игровых технологий, речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped_sovete.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Созание условий для развития у детей планирующей и ргулирующей функции речи (доска выбора, утренний и вечерний круг, алгоритм деятельности)».
Дошкольный возраст — важнейший период в развитии ребёнка, в том числе и развитии речи. Речь не передаётся по наследству, а малыш принимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В 2019 году в инновационную программу от рождения до школы в режим дня была включена технология «Утренний и Вечерний круг». Целью утреннего круга являются организация свободного общения детей, установление эмоционального контакта.
Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Я использую в своей группе: Бубенцы и Солнышко с лучиками.
Солнышко-колоколнышко рано встаёт.
Ладушки-ладошки в круг скорей зовёт.
Я использую разные способы приветствия. приветствия с действиями — приветствия с передачей предмета — комплименты. Также приветствия может быть вербальным и невербальным. Такая форма приветствия способствует формированию доброжелательного отношение детей друг другу. Развитию общей и речевой моторики, это речь с движением, элементы артикуляционной гимнастики.
В нашей группе Здёздочки
Солнце ярче всех!
Теплоты и радости
Хватит здесь на всех! (Дети присаживаются около своего лучика)
Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Дети рассказывают наиболее интересные события, которые произошли в их жизни. Затем происходит обсуждение. Дети, задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, они учатся правилам ведения диалога, умению выражать свои чувства.
Дети анализируют события предыдущего дня. Я делаю всё чтобы во время утреннего круга происходил обмен информации: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), кто отсутствует, что интересного заметили в группе. Завершающим компонентом утреннего круга является выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Дети сами предлагает план совместной деятельности в течение дня.
Перед тем, как начать работу с «Доской Выбора» я с детьми обсуждаю такие вопросы, например: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»
Изначально дети выбирали свои фотографии и помещали в кармашки центров. Потом мы решили, что каждый нарисует свой домик он будет означать выбор ребёнка.
Перед началом работы в выбранных зонах, я определяю время, в течение которого дети будут заниматься самостоятельной деятельностью (например, 30 минут, и договариваюсь с ними о том, что они закончат игру (конструирование и т. п.) сразу после того, как перестанет сыпаться песок в песочных часах. Если ребенок не успевает что – то сделать, по возможности стараюсь продлить ему время, чтобы он мог довести начатое до конца.
Для оценки результатов деятельности у нас есть следующие знака:
Палец вверх — я старался, я доволен, все получилось!
Палец вниз — я старался, но не получилось.
Иногда делаем словесный анализ (с помощью вопросов) во время деятельности или по окончании деятельности детей.
Опыт показал, что сначала дети оценивают себя только положительно, но постепенно их самооценка становится более адекватной. При работе с «Доской Выбора», я учитываю ряд моментов. Например, если ребенок прекратил игру раньше намеченного времени,то для этого могут быть свои причины: недостаточное количество материала, ребенок изначально сделал неправильный выбор, он не умеет планировать свою деятельность. Моя задача — выяснить, чего именно не хватало ребенку и добавить это в игру, научить его правильно планировать свою деятельность.
Использование «Доски Выбора» помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит планировать свою деятельность и правильно делать выбор, проявлять инициативу, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, помогает поверить в себя, чувствовать себя комфортно.
Вечерний круг организуется точно также как и утренний круг. Обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Благодаря рефлексии у детей появляются обобщающие понятия, расширяется словарный запас по теме. В завершение вечернего круга я нахожу положительные моменты, яркие события дня и похвалить детей.
Таким образом, можно сказать, что все элементы утреннего и вечернего круга, работают на формирование связной речи, способствуют более легкому и быстрому усвоению норм родного языка.
Я хотела бы подробнее остановиться на одном из вариантов наглядного моделирования, который широко используется в дошкольных образовательных учреждениях,– это алгоритмы действий. С самого раннего возраста дети овладевают алгоритмами, знакомятся с последовательностью действий при выполнении гигиенических процедур: умывание, чистка зубов, пользование платком, одевание. Это задание, состоящее из команд, всегда нацелен на исполнителя. Во все центрах находятся свои алгоритмы действий. Тем самым делает среду разнообразной и интересной. Ребенок, изучая их, развивается и включается самостоятельно в любой вид деятельности. В начале, я познакомила детей с алгоритмом, проговорила, объяснила, научила детей «читать алгоритмы». В дальнейшем дети сами действует согласно картинке.
Насыщенная алгоритмами развивающая среда – важное условие побуждающее дошкольника к самостоятельной деятельности, подводит детей к практическим действиям, которые вызывают у них желание самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить ответы на свои вопросы.
Таким образом, наглядность в данном случае помогает не только развитию мыслительных процессов, анализу изображения и алгоритму следования, отображенной в модели действия, но и помогает ребенку чувствовать себя самостоятельным, «взрослым». Данный метод помогает дошкольнику в развитии умственных способностей, в формировании готовности ребенка к обучению в школе.
Вывод: Грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду - создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; - обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; - способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Таким образом, при условии правильного организованного
педагогического процесса с применением игровых технологий, речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий, способствующих развитию одаренности детей
Выступление на методическом совещании по вопросам работы с одаренными деттьми в условиях ДОУ...
Создание условий, способствующих развитию одаренности детей
Выступление с докладом на педагогическом совещании по воросам работы с одаренными детьми в ДОУ...
Критерии создания условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира
Критерии создания условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира:- знакомство с различными свойствами веществ: твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плав...
Актуальность создания условий для развития креативности детей старшего дошкольного возраста через использование сказки
Статья обращает внимание на актуальность создания условий для развития креативности дошкольников через использование сказки, а также знакомит со способами и приемами сочинения сказок....
Создание условий для развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в режимные моменты.
Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей. Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со ...
«Создание условий для развития у детей биологических представлений посредством дидактических игр»
Развивать у детей элементарные представления о растениях животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и отвественности человека за ее сохранение....
Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет
В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...