«Создание условий для развития у детей биологических представлений посредством дидактических игр»
учебно-методический материал по окружающему миру

Развивать у детей элементарные представления о растениях животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и отвественности человека за ее сохранение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stend_doklad.docx268.35 КБ
Файл izuchaem_prirodu_metod_razrab.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учереждение C:\Users\User\Desktop\доклад\эмблема сказка.png

детский сад №14 «Сказка» г.Нурлат Республика Татарстан

                

Воспитатель                                                                         Заведующая

Мандрейкина Светлана Филипповна                        Якупова Файруза Назиповна

ТЕМА: «Создание условий для развития у детей биологических представлений посредством дидактических игр»

ЦЕЛЬ: Развивать у детей элементарные представления о растениях животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и отвественности человека за ее сохранение.

ЗАДАЧИ: 1. Подвести детей к пониманию того, что растения и животные – живые организмы.

2.Формировать у детей нравственно значимые мотивы труда по уходу за растениями и животными.

3. Формировать деятельное проявление бережного отношения детей к природе в играх.

АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время ученые всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, навысшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу реки, моря, озера; в окружающей среде накаливаются неразлагающиеся отходы. Выживут ли будущее поколения землян?

Под будующим понимается время, отдаленное от нас отнюдь не столетиями. Ученые не уверены в том, смогут ли дети в будущем купаться в реке, море, океане, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов, любоваться звездным небом.

Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед человечеством – один шаг. А формируются эти экологические невежды в семье, детском саду, школе, институте. Вот почему современные ученые исследуют проблему экологии комплексно, изучают разные ее аспекты, в том числе и педагогический.

Основная задача педагогики – воспитание у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношения к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Как прекрасен этот мир! Эти слова написаны, когда человечество пребывало в счастливом неведенье в отношении необратимых процессов. Ожидаем что у детей будут заложено основа бережного и ответственного отношения к природе, ее ресурсам, достижениям цивилизации, созданными умом и руками человека.

IV. Совместная деятельность воспитателя и детей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учереждение детский сад №14 «Сказка» г.Нурлат Республика Татарстан

ТЕМА: «Создание условий для развития у детей биологических представлений посредством дидактических игр»

 Воспитатель

Мандрейкина Светлана Филипповна

Нурлат, 2019г.

ТЕМА: «Создание условий для развития у детей биологических представлений посредством дидактических игр»

«Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы - могучий толчок для стремительного потока мысли» В. А. Сухомлинский.

С каждым днем мы больше осознаем и понимаем, что в нашей жизни появилась необходимость серьезно отнестись к нашей природе. Если мы раньше экологию воспринимали, как модное направление, как проблему взрослых, то сейчас мы все уже знаем, что эта проблема всего человечества. Как сказал французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, что бы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!»».

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу. Он сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка. На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры и оставляют след на всю жизнь. Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к родине. Благодаря им у человека возникает ощущение связи с родной землей, любовь к ней, закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе, крае. Однако не следует рассчитывать на стихийное возникновение эстетических чувств, в процессе восприятия природы. Детей надо учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, оценочных суждениях, рисунке, сенсорной культуре.

Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. И поэтому дошкольное детство – ответственный период, где закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и представления о природе. Важнейшим условием воспитания у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе является осознание ими себя, как части живой природы. В основе такого осознания лежит взаимосвязь интеллектуального и эмоционального, по выражению Л.С. Выготского, сплава «интеллекта и аффекта». Исследователи провели интересные эксперименты, в результате которых были выявлены возможности:

- формирование у дошкольников знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растений (питание, рост, развитие);

- осознания ребенком своей схожести с представителями живой природы;

- перевода сопереживания сочувствия в содействие.

Как педагог, я продолжаю работать над проблемами экологического воспитания детей дошкольного возраста, а именно по такому направлению как «Создание условий для развития у детей биологических представлений». Тема спорная, нужно ли в детском саду раскрывать такие (проблемы) темы, как метаморфоз, т.е. процессы превращения, жизненный круг живой природы. Если раньше мы спорили, сомневались, то сейчас мы понимаем, что это необходимо. Нужно знакомить детей и с метаморфозом и биологическим происхождением растительного мира, биоценозом среды обитания именно в дошкольном возрасте.

Едва больше трех столетий назад считалось, что живое рождается само по себе как бы из ничего. Например, что лягушки рождаются из грязи. Теперь это кажется только забавным. Ведь еще английский ученый Уильям Тарвей доказал: «Все живое из яйца». И животные и растения размножаются с помощью клеток.

Системное познание окружающего мира, элементарных знаний о своем организме, подведение детей к пониманию общих, для всех живых существ свойств и качеств, имеет особое значение в установлении связи между биологическим и социальным в человеке. И на уровне отношения к себе (нетерпимость к вредным привычкам, осознание важности режима, гигиены, и т.д.), и на уровне отношения к другим (создание условий для роста и развития растений и животных, бережное отношение к природе, и т. д.).

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. В свое время И.М. Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно - психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П. Павлов назвал рефлексом «что такое», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная исследовательская деятельность развивает  и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую, качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико - синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений. Решение познавательных задач (проблемное обучение) вместе со взрослым и сверстниками-путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить, Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Окружающая природа эмоционально захватывает ребенка, поражает его воображение, побуждает к размышлению, сомнению. Для меня очень важно, как сказал Л.С. Выготский «обучение ведет за собой развитие», правильно построить обучение детей.

1.Моя задача - придумать несколько проблемных ситуаций, разрешение которых поможет детям установить причинно-следственные связи в мире природы. Создать их и вовлечь детей в их решение.

2 Использовать художественную литературу, прочитать стихотворение о природе. Предложить найти точные слова, как автор нарисовал картину природы.

3. Провести игру «Что я знаю и чего я не знаю, ограничивая высказывания детей какой-то одной областью знаний о природе (о насекомых, о солнце, о диких животных и т. д.)

4. Провести консультацию с родителями по обсуждаемой теме.

 Ребенок легче понимает то, что связано с ним, с его чувствами, жизненными проявлениями и потребностями. Устанавливает легче сходства, чем различия, что ведет к идентификации с собой (животному, растению), больно как мне, оно двигается, дышит, питается, растет, как я.

Детей с младших групп знакомлю с миром природы в такой последовательности; живые существа; человек → животное →растение («Человек живое существо», «Человек и животное – живые существа», «Растение-живое существо»). Стараюсь, чтоб дети ощущали и различали «живой» и «неживой» мир природы, а не делили природу на «плохие» (вредные) и «хорошие» (полезные). Соответственно вели себя по отношению к ним. За теоретическую основу экологического воспитания в своей работе беру исследования, программы, труды как программа дошкольного образования «Экологическое воспитание в детском саду» под редакцией О.А.Соломенниковой, С.Н.Николаевой, . «Наш дом-природа» Н.А.Рыжовой, Н.Н.Кондратьевой, Л.Ф.Павленко, Н.А.Фатыховой и т.д.

И вот в этом учебном году знакомлю детей с развитием жизни на Земле (прохождением и многообразием форм жизни) знакомятся дети, как растут растения – что растения размножаются и не только семенами, но и плодами, черенками, листочками. Знакомимся с животными, их особенностями, жизнью и средой обитания (северный полюс, тундра, тайга, водоемы). Очень приятно слышать, если дети на вопрос: «Что ты знаешь о рыбах?» не просто скажут, что они живут в воде, а что рыбы бывают речные, морские, аквариумные, перечислят их.

Для развития познавательных способностей в группе есть центр экспериментирования, где есть все необходимое для проведения различных экспериментов. Огород на подоконнике (зимой). Зеленая зона - комнатные растения.

Подобрана художественная литература: энциклопедии, журналы, авторские тексты, пересказы, сказки, стихи различных поэтов и писателей.

Иллюстрации, картины, которые есть в детском саду, наглядные пособия – гнезда птиц, шмеля, множество других атрибутов оказывают большую помощь в работе с детьми.

Вместе с родителями и детьми создавали дидактические игры («Птица», «Бабочка», «Лягушка», «Картофель», «Одуванчик» и т.д.).

Лэпбуки «Времена года», «Красная книга»

Ежедневные наблюдения за окружающей природой, труд в природе, игры приучают детей быть внимательным к окружающему миру. Экскурсии в поле, парк, на речку, организованные детским садом, родителями помогают воспитывать у детей грамотность, воспитанность по отношению к природе. Экологические тропы, проложенные у нас на территории детского сада, в уголок леса, на цветники, огороды; наблюдение за птицами, насекомыми, растениями, домашними животными, рыбками дают возможность обращать внимание на красоту, совершенство живых форм, развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе.

И очень важно: все знания полученные, чтоб дети отражали в творческой самостоятельной деятельности. С детьми составляем гербарии, рисуем, занимаемся творчеством на определенные темы, создаем книжки – малышки. Выставка «Творчество детей» - показывает чувства детей, отношение детей к природе. В стороне не остаются и родители. Совместное творчество родителей с детьми (аппликации, поделки из природного материала, из бросового), каждый раз получаются удивительно красивыми, интересными.

Если из этих детей кто – то в дальнейшем заинтересуется и будет заниматься молекулярной биологией, иной инженерией или просто вырастет экологически грамотно воспитанным человеком; смогу сказать, что не пропал мой труд зря, а маленькая частичка в них есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей "Путешествие в мир профессий"

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свой зам...

Создание условий для развития речи детей 5-6 лет посредством элементарных математических представлений и дидактических игр

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.Ог...

проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями «Портфель - мир профессии»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей «Путешествие в мир профессий»

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей«Путешествие в мир профессий»...

Консультация для педагогов: «Формирование у детей математических представлений посредством дидактических игр направленных на развитие логического мышления»

Данная консультация предназначена для педагогов ДОУ. Цель консультации донести важность формирование математических способностей и развития логического мышления, посредством дидактических игр, начиная...