Развитие речи детей старшего возраста посредством использование технологии Синквейн на музыкальном занятии
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

В настоящее время одной из основных задач дошкольного образования является развитие у детей познавательно–речевых способностей. Это связано с тем, что образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Чаще мы можем отметить то, что у старших дошкольников имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети испытывают сложности при составлении рассказа по картинке, или при пересказе прочитанного. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_sinkveyn.docx20.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей старшего возраста посредством использование технологии Синквейн на музыкальном занятии

Цель: развитие грамматически правильной речи на музыкальных занятиях.

Задачи:

Образовательные:

• Способствовать обогащению словарного запаса детей на музыкальных занятиях;

• Продолжать учить детей работать над средствами художественной выразительности;

Развивающие

• развивать умение составлять синквейн и рассказывать его;

• способствовать развитию умения передавать свои впечатления и чувства в художественной форме;

• развитие ассоциативного мышления и образной памяти;

Воспитательные

• воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений;

• способствовать воспитанию музыкальной культуры у детей;

• вызывать яркий эмоциональный отклик детей при восприятии музыки.

Актуальность:

В настоящее время одной из основных задач дошкольного образования является развитие у детей познавательно–речевых способностей. Это связано с тем, что образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Чаще мы можем отметить то, что у старших дошкольников имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети испытывают сложности при составлении рассказа по картинке, или при пересказе прочитанного. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Практика работы над развитием связной речи детей показывает, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия такие как: звук, слово, текст и научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку наглядный материал усваивается ими лучше вербального.

Одним из видов моделирования является Синквейн, который состоит из пяти строк, а его модель напоминает ёлочку.

Технология:

В переводе с французского синквейн – «пяти строчное стихотворение», иногда оно ассоциируется с японскими трехстишиями хоку и пятистишиями танка, в которых слова минимальны, но каждое слово несет огромную информацию и эмоциональную окраску. В этих стихах нет рифмы, в них на первый план выступает глубокий смысл (белый стих).

Синквейн – не рифмованное стихотворение, заставляющее думать и осмысливать каждую строчку. Его особенность – это структура. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчете слогов в каждом стихе: его слоговая структура –2–4–6–8–2, всего 22 слога.

В дидактических целях синквейн используется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат, и полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.

Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка – одно слово – резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Выводы:

- Синквейн помогает пополнить словарный запас.

- Синквейн учит краткому пересказу.

- Синквейн помогает развить речь и мышление.

- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

- Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

ХОД

Дети входят в зал, звучит современная ритмичная музыка «Барбарики» Музыка и слова Т. Залужина.

Музыкально-ритмическая композиция «Хорошее настроение».

Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! (музыкальное приветствие)

Ребята, вы улыбаетесь а это значит у вас хорошее настроение, да?

Ответ детей.

Муз руководитель: Прекрасно, что есть музыка на свете!

Нам без неё прожить никак нельзя!

Ребята, давайте с вами сядем на коврик, закроем глаза и окунемся в теплый весенний денек. (Релаксационный момент)

Звучит музыка П. И. Чайковский из цикла «Времена года. Подснежник».

Муз руководитель Вы узнали это произведение и имя композитора?

Ответ детей.

Муз руководительА кто такой композитор? Давайте вспомним.

Дети. Композитор – это человек, который пишет музыку.

Муз руководительВерно! (показ портрета П. И. Чайковского).

Эта музыка – удивительная, ведь когда композитор сочиняет музыку, он вкладывает частичку себя, поэтому каждое произведение неповторимо, у каждого свое настроение. Интересно, а какое настроение была у Петра Ильича, когда он сочинял эту весеннюю музыку.

Дети. Нежное, солнечное, трепетное.

Муз руководитель А какие инструменты использовал композитор, чтобы передать это настроение. Можете назвать?

Ответ детей. Скрипка, виолончель, фортепиано.

Муз руководительА к какому виду относятся эти инструменты?

Ответ детей. Струнные, клавишные.

Муз руководительА какие виды вы еще знаете?

Ответ детей. Ударные, духовые, струнные щипковые.

Муз руководительДавайте подведем итог: что звучало в целом?

Дети. Симфонический оркестр.

Вызвать ребенка и по наводящим вопросам помочь составить с ним синквейн.

Муз руководительУ нас звучали?

Ребенок. Инструменты

Муз руководительКакие?

Ребенок: Струнные, клавишные.

Муз руководительЧто делают?

Ребенок. Звучат, играют, издают звуки…

Муз руководительОтношение в целом?

Ребенок. Мне понравилась эта музыка.

Муз руководительДавайте подведем итог: Что звучало в целом, если объединить все инструменты вместе?

Ответ детей. Симфонический оркестр.

Муз руководительВы просто молодцы! И очень порадовали меня. А теперь синквейн загадка, будьте внимательны!

«Весна»

Теплая, дождливая.

Наступила, цветёт, благоухает.

Одно из четырёх времён года.

Цветение.

Муз руководительДети, каждый из вас представляет весну по- своему, давайте поделимся своими впечатлениями друг с другом. По каким признакам мы узнаем приход весны?

(Педагог добивается от детей полных предложений)

Муз руководительЗвенит капель, весна пришла,

И много звуков принесла.

Давайте послушаем.

Муз руководитель предлагает фонограмму: раскаты грома, звуки дождя, пение птиц.

Воспитатель Дети, вы же любите играть в подвижные игры?

Дети: Да

Воспитатель. Предлагаю составить  загадку-синквейн, будьте внимательны.

Можно ли сказать о подвижной игре такие слова: «Скучная, грустная»?

Дети: Нет!

Воспитатель: А как бы вы тогда сказали?

Дети: Веселая, заводная…

Воспитатель. Дети в игре плачут, грустят, спят?

Дети: Нет! Играют, веселятся, радуются…

Воспитатель. Дети любят этим заниматься. Что же это?

Дети: Игра

Воспитатель. А теперь составим Синквейн

Воспитатель. Что?

Ребенок: Игра

Воспитатель. Какая?

Дети. Веселая, заводная

Воспитатель. Что делают?

Ребенок: Играют, веселятся, радуются.

Воспитатель. Отношение?

Ребенок: Дети любят этим заниматься

Воспитатель. В целом?

Ребенок: Веселье.

Музыкальная подвижная игра

Муз руководитель Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Вы отгадали все загадки, назвали признаки Весны, составили интересные синквейны. Скажите дети, какое задание для вас было трудным? Посмотрите, и солнышко стало ярче светить, радует Весна нас своими весенним настроением. За вашу активность на занятии я хочу вам подарить весенние смайлики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора

Народные песенки, потешки, пестушки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, загадки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи дете...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования рифмы

Дети с речевыми нарушениями c помощью игровх рифмовок учатся чувствовать ритм, рифму....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языко...

Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм

автором представлена методическая разработка, помогающая родителям  воспитывать детей раннего возраста посредством малых форм фольклора....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования технологии друдлы

В статье друдлы рассматривается в качестве одной из приоритетных техник развития речи дошкольников. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающег...