Статья "Особенности организации работы по этноэкологическому образованию с детьми раннего возраста"
статья (младшая группа)

Куксина Ольга Викторовна

   Воспитывать любовь к природе необходимо начинать с  раннего возраста, статья содержит задачи приследуемые при организации работы по этно- экологическому образованию с детьми раннего возраста, она поможет воспитателям  выстроить работу по формированию у детей знаний о природе, о природных явлениях, о детском  фольклоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osoben._organizatsii.docx44.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                Всё хорошее в людях – из детства!

                                 Как истоки добра пробудить?

                                Прикоснуться к природе всем сердцем:

                                Удивиться, узнать, полюбить!

                                Я хочу, чтоб земля расцветала,

                                И росли, как цветы, малыши,

                                Чтоб для них экология стала,

                                Не наукой, а частью души! »

                                                                        Н. Луконин                        Этноэкологическое образование дошкольников приоритетное направление  нашего дошкольного учреждения. Ранний возраст -самое благоприятное время для накопления представления об окружающем мире. Первые годы жизни ребенка важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.

Задачи :                                                                                                                       -формировать у детей элементарные представления о живой и неживой природе;                                                                                                                                          -заложить первые представления и ориентиры в мире природы                                                   -способствовать развитию у детей познавательных и речевых умений;                                    -способность установлению первых контактов с окружающим миром;                                 -воспитывать доброжелательное отношение детей  друг к другу, способствовать развитию навыка сотрудничества;                                                                             -поддерживать  эмоционально - радостное настроение от общения с природой;                                                                                                                                    - формировать элементарные навыки выполнения трудовых действий, совместных с взрослым.

Этноэкологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс: в повседневной жизни и на занятиях, через процесс предметной деятельности, которая является основой для ознакомления с окружающим миром, которая формирует познавательную активность маленьких детей. Помимо чисто практического значения знакомство с окружающим миром очень важно для общего развития, особенно для умственного воспитания: совершенствовать восприятия,  ребенок учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать качество материала. Постепенно формируются наглядные представления. Знакомство с окружающей средой зарождает любознательность, развивает сообразительность. Перед ребенком раскрываются  разнообразие форм, красок, звуков, красота природы, окружающей жизни. На прогулках дети получают множество впечатлений о природе: состоянии погоды, небе, солнце, растениях, животных. Чтобы расширить круг элементарных представлений о природе у ребенка, в раннем детстве необходимо применять обучающее воздействие, систематизировано знакомить малышей с доступными и полезными для их развития предметами и явлениями. Знакомить необходимо организованно и целенаправленно, использовать разнообразные формы и методы. Для этого мы в группе создали специальные дидактические игры такие как:                                           "Весёлая полянка"," Поймай рыбку","Собери цветок", "Посади бабочку на цветок" и др., игры на тактильные ощущения "Ёжики", "Новогодняя ночь", сшили настольный коврик "Как хорошо летом в деревне",  игровые упражнения,  упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения, занятия и, конечно, наблюдения.                                                   

Наблюдение - это самый эффективный способ ознакомления малышей с природой. У детей раннего возраста наблюдения продолжаются несколько коротких минут, носят эпизодический характер, но и эти несколько минут помогают расширять кругозор, формировать определенные знания, получать новые сведения об окружающем. Важно, чтобы эти сведения дети получали в некой последовательности (от простого к сложному). Мышление малышей очень конкретно, наглядно-действенно, поэтому важно, чтобы дети по возможности знакомились с предметами в натуре, в жизненной ситуации. Чтобы представления детей становились всё более отчётливыми, и сведения удерживались бы прочно, необходимо  многократно закреплять. Для этого мы используем детский фольклор: стишки , потешки - "Сорока - белобока "," Идет коза рогатая"," Чики, чики, чикалочки," Ладушки-ладушки", "Ехали мы, ехали в город за орехами"и д.р.  ,  заклички

Солнышко, покажись! 
Красное, снарядись!                                 
Поскорей, не робей, 
Нас ребят обогрей! 

Туча, туча,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!

Морозушка - Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!

Радуга-дуга, 
Не давай дождя, 
Давай солнышко, 
Красно ведрышко. 

Огуречек,  огуречек,
Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.


их ласковые, напевные слова радуют детей, делают моменты наблюдений яркими, эмоциональными. Особенно много радости доставляют малышам игры, сопровождающиеся имитацией движений, птиц и животных. Ребёнок вслушивается в звуки речи, улавливает ритм отдельных звукосочетаний, это побуждает его произносить повторные слова-слоги, тем самым происходит развитие у него активной речи. При восприятии художественного произведения у малыша развивается воображение. Чтобы произведения воспринимались ребёнком с интересом, и их эстетическое воздействие было максимальным, мы пользуемся разнообразными выразительными средствами  художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно проявлять чувство меры. С самого раннего возраста мы знакомим детей с русскими народными сказками такие как: "Курочка ряба","Репка","Колобок! "Сказки для маленьких" в них хорошо отражается быт сказочных героев и доброжелательное отношение к животному миру и миру природы. В реализации задач экологического воспитания большое значение  имеет природное окружение, это особенно важно для малышей.

В нашей группе организованны небольшой уголок природы, где выставлены материалы по этноэкологическому развитию: "Времена года",иллюстрации и муляжи  -"Овощи", "Фрукты", картотека детского фольклора, природный, бросовый материал и др., уголок "Деревенский дворик", Книжный ,имеется зона игрушек "Домашние и лесные  животные" , центр воды и песка.                                                                                                                         На участке мы сформировали цветочные клумбы куда мы летом высаживаем цветы и за которыми впоследствии ухаживаем и наблюдаем.Зимой развешиваем кормушки и подкармливаем птиц. Весной вешаем скворечник и наблюдаем из окна, как заселяются птицы. Так же мы вместе с родителями  участвуем в экологических конкурсах: "Осенний  коледоскоп" , "Подкорми птиц зимой","Каждой пташке по кормушке", "Мои домашние питомцы"(стенгазета).\ др.и

В нашей группе мы уделяем большое внимание проектной деятельности и методическим разработкам, нами разработаны следующие проекты по экологическим тематикам :«Огород на окне», «Наша клумба», "Каждой пташке по кормушке","Ёлочка в гостях у ребят","Утро начинается с улыбки". Создали Лепбук  "К  деткам ёлочка пришла", "Птичий  двор", "Дикие животные", "Домашние животные"  Методические разработки:  экологические сказки "Маленькая капелька","На лесной полянке" НООД "Птичий двор", "Снеговик","Там и тут, там и тут ромашечки  цветут" и др.

Таким образом, метод проектов  и методические разработки помогают нам комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить  деятельностный  подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.                                                           Эффективность решения задач этноэкологического  воспитания способствует освоению систематизированных знаний о природе, формирует основы  экологического мышления, обеспечивает умственное развитие и способствует формированию у малышей знаний об окружающем мире через детский фольклор.

Литература

  1. О.А.Соломенникова   Ознакомление с природой в детском саду с детьми 2-3 лет.ФГОС  Моззайка-Синтез 2014г.
  2. Григорьева. Г. Г. Кочетова. Н.П. Груба. Г.В. Играем с малышами. - М.: Просвещение, 2005.
  3. Коробова М.В. Белоусова.Р.Ю. Кроха. Малыш в природе. - М., Просвещение, 2006.
  4. Лучич. М. В. Детям о природе. - М.: Просвещение, 1989.
  5. Сизенко-Казанец. З.Д. Природа и дети. - М.: Просвещение, 1986.
  6. Соламенникова В.А. занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детсада. – М.:Мозаика – Синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в период адаптации детей раннего возраста

Материал круглого стола для воспитателей. Рекомендации педагогам....

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.

Консультация для воспитателей "Здравствуй детский сад"....

Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста

В работе представлены материалы из личного опыта работы по речевому развитию детей раннего возраста....

круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации  воспитательно-образовательного процесса в  адаптационный период  с детьми раннего возраста....

Анализ работы воспитателя 1 младшей группы по теме: «Организация работы по сенсорному воспитанию в раннем возрасте».

Представленный материал будет полезен воспитателям групп раннего возраста для организаци работы по сенсорному воспитанию....

Организация работы с родителями в группах раннего возраста. Виды и методы работы с родителями в 2017-2018 уч.год

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия ДОУ с смьей воспитанников....