Статья "Особенности организации работы по этноэкологическому образованию с детьми раннего возраста"
статья (младшая группа)
Воспитывать любовь к природе необходимо начинать с раннего возраста, статья содержит задачи приследуемые при организации работы по этно- экологическому образованию с детьми раннего возраста, она поможет воспитателям выстроить работу по формированию у детей знаний о природе, о природных явлениях, о детском фольклоре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osoben._organizatsii.docx | 44.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Н. Луконин Этноэкологическое образование дошкольников приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Ранний возраст -самое благоприятное время для накопления представления об окружающем мире. Первые годы жизни ребенка важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.
Задачи : -формировать у детей элементарные представления о живой и неживой природе; -заложить первые представления и ориентиры в мире природы -способствовать развитию у детей познавательных и речевых умений; -способность установлению первых контактов с окружающим миром; -воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, способствовать развитию навыка сотрудничества; -поддерживать эмоционально - радостное настроение от общения с природой; - формировать элементарные навыки выполнения трудовых действий, совместных с взрослым.
Этноэкологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс: в повседневной жизни и на занятиях, через процесс предметной деятельности, которая является основой для ознакомления с окружающим миром, которая формирует познавательную активность маленьких детей. Помимо чисто практического значения знакомство с окружающим миром очень важно для общего развития, особенно для умственного воспитания: совершенствовать восприятия, ребенок учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать качество материала. Постепенно формируются наглядные представления. Знакомство с окружающей средой зарождает любознательность, развивает сообразительность. Перед ребенком раскрываются разнообразие форм, красок, звуков, красота природы, окружающей жизни. На прогулках дети получают множество впечатлений о природе: состоянии погоды, небе, солнце, растениях, животных. Чтобы расширить круг элементарных представлений о природе у ребенка, в раннем детстве необходимо применять обучающее воздействие, систематизировано знакомить малышей с доступными и полезными для их развития предметами и явлениями. Знакомить необходимо организованно и целенаправленно, использовать разнообразные формы и методы. Для этого мы в группе создали специальные дидактические игры такие как: "Весёлая полянка"," Поймай рыбку","Собери цветок", "Посади бабочку на цветок" и др., игры на тактильные ощущения "Ёжики", "Новогодняя ночь", сшили настольный коврик "Как хорошо летом в деревне", игровые упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения, занятия и, конечно, наблюдения.
Наблюдение - это самый эффективный способ ознакомления малышей с природой. У детей раннего возраста наблюдения продолжаются несколько коротких минут, носят эпизодический характер, но и эти несколько минут помогают расширять кругозор, формировать определенные знания, получать новые сведения об окружающем. Важно, чтобы эти сведения дети получали в некой последовательности (от простого к сложному). Мышление малышей очень конкретно, наглядно-действенно, поэтому важно, чтобы дети по возможности знакомились с предметами в натуре, в жизненной ситуации. Чтобы представления детей становились всё более отчётливыми, и сведения удерживались бы прочно, необходимо многократно закреплять. Для этого мы используем детский фольклор: стишки , потешки - "Сорока - белобока "," Идет коза рогатая"," Чики, чики, чикалочки," Ладушки-ладушки", "Ехали мы, ехали в город за орехами"и д.р. , заклички
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Туча, туча,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!
Морозушка - Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.
Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
их ласковые, напевные слова радуют детей, делают моменты наблюдений яркими, эмоциональными. Особенно много радости доставляют малышам игры, сопровождающиеся имитацией движений, птиц и животных. Ребёнок вслушивается в звуки речи, улавливает ритм отдельных звукосочетаний, это побуждает его произносить повторные слова-слоги, тем самым происходит развитие у него активной речи. При восприятии художественного произведения у малыша развивается воображение. Чтобы произведения воспринимались ребёнком с интересом, и их эстетическое воздействие было максимальным, мы пользуемся разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно проявлять чувство меры. С самого раннего возраста мы знакомим детей с русскими народными сказками такие как: "Курочка ряба","Репка","Колобок! "Сказки для маленьких" в них хорошо отражается быт сказочных героев и доброжелательное отношение к животному миру и миру природы. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение, это особенно важно для малышей.
В нашей группе организованны небольшой уголок природы, где выставлены материалы по этноэкологическому развитию: "Времена года",иллюстрации и муляжи -"Овощи", "Фрукты", картотека детского фольклора, природный, бросовый материал и др., уголок "Деревенский дворик", Книжный ,имеется зона игрушек "Домашние и лесные животные" , центр воды и песка. На участке мы сформировали цветочные клумбы куда мы летом высаживаем цветы и за которыми впоследствии ухаживаем и наблюдаем.Зимой развешиваем кормушки и подкармливаем птиц. Весной вешаем скворечник и наблюдаем из окна, как заселяются птицы. Так же мы вместе с родителями участвуем в экологических конкурсах: "Осенний коледоскоп" , "Подкорми птиц зимой","Каждой пташке по кормушке", "Мои домашние питомцы"(стенгазета).\ др.и
В нашей группе мы уделяем большое внимание проектной деятельности и методическим разработкам, нами разработаны следующие проекты по экологическим тематикам :«Огород на окне», «Наша клумба», "Каждой пташке по кормушке","Ёлочка в гостях у ребят","Утро начинается с улыбки". Создали Лепбук "К деткам ёлочка пришла", "Птичий двор", "Дикие животные", "Домашние животные" Методические разработки: экологические сказки "Маленькая капелька","На лесной полянке" НООД "Птичий двор", "Снеговик","Там и тут, там и тут ромашечки цветут" и др.
Таким образом, метод проектов и методические разработки помогают нам комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе. Эффективность решения задач этноэкологического воспитания способствует освоению систематизированных знаний о природе, формирует основы экологического мышления, обеспечивает умственное развитие и способствует формированию у малышей знаний об окружающем мире через детский фольклор.
Литература
- О.А.Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду с детьми 2-3 лет.ФГОС Моззайка-Синтез 2014г.
- Григорьева. Г. Г. Кочетова. Н.П. Груба. Г.В. Играем с малышами. - М.: Просвещение, 2005.
- Коробова М.В. Белоусова.Р.Ю. Кроха. Малыш в природе. - М., Просвещение, 2006.
- Лучич. М. В. Детям о природе. - М.: Просвещение, 1989.
- Сизенко-Казанец. З.Д. Природа и дети. - М.: Просвещение, 1986.
- Соламенникова В.А. занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детсада. – М.:Мозаика – Синтез, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по организации игр с водой с детьми раннего возраста
игры с детьми раннего возраста...
Организация работы в период адаптации детей раннего возраста
Материал круглого стола для воспитателей. Рекомендации педагогам....
Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.
Консультация для воспитателей "Здравствуй детский сад"....
Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста
В работе представлены материалы из личного опыта работы по речевому развитию детей раннего возраста....
круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»
Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса в адаптационный период с детьми раннего возраста....
Анализ работы воспитателя 1 младшей группы по теме: «Организация работы по сенсорному воспитанию в раннем возрасте».
Представленный материал будет полезен воспитателям групп раннего возраста для организаци работы по сенсорному воспитанию....
Организация работы с родителями в группах раннего возраста. Виды и методы работы с родителями в 2017-2018 уч.год
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия ДОУ с смьей воспитанников....