Методическая разработка по организации игр с водой с детьми раннего возраста
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №7
Калининский район
Санкт - Петербург
Методические рекомендации
по организации игр с водой
в группах раннего возраста
1
Задачи:
- формировать знание об окружающем мире (свойства воды, качество материалов, действия с водой и предметами);
- обогащать словарный запас;
- формировать математическое понятие: «полный – пустой», «много – мало»;
- формирует зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику рук;
- освоение понятия «измерение объёма» (вместимость);
- снятие психического напряжения, состояния внутреннего дискомфорта, агрессию.
Принципы работы:
- свободный доступ к ёмкости с водой;
- возможность нескольким детям играть одновременно;
- уровень воды 5 -7 см;
- верхний край ёмкости находится на уровне пояса ребёнка.
Роль воспитателя:
- осуществляет подбор материалов и атрибутов;
- организует совместные с детьми игры с водой, предусматривая разбрызгивание и разливание воды;
- развивает у детей умения действовать с предложенным материалом;
- постепенно вводит новые игры и упражнения.
2
Оснащение центра воды
- детский стол или ванна фабричного производства;
- сита лейки, воронки, баночки с разным диаметром отверстий;
- мелкие игрушки из разных материалов (пластмассовые, резиновые, деревянные);
- природный материал (шишки, камешки, ракушки, палочки)
- бросовый материал (деревянные дощечки, металлические бруски, губки, кусочки ткани, пластмассовые трубочки, пробки);
- самодельные плавающие игрушки (кораблики: пробка разрезается поперёк на кружочки, затем в пропил вставляется мелкая игрушка; в скорлупу из грецкого ореха с помощью кусочка пластилина прикрепляется флажок на спичке; хорошо плавает кораблик из пенопласта);
- пищевые красители, шампунь;
- 4 – 5 клеёнчатых фартуков;
- половинки мыльниц, резиновые груши разного объёма;
- пипетки с закруглёнными концами, шприцы без игл, соломка для коктейля.
Для привлечения внимания детей изготавливается Капелька, которая каждый раз рассказывает много интересного о воде. Капелька шьётся из клеёнки, оформляется бусинками или пуговицами.
3
ГДОУ детский сад №7
Калининский район
Санкт - Петербург
Картотека игр с водой
Ранний возраст
«ВОДИЧКА»
Опустить руки ребёнка в воду, приговаривая:
Хлоп-хлоп ручками,
Хлоп – хлоп ручками,
Тут водичка булькает,
Тут водичка пениться,
Руки насухо вытираются».
«СЕМЬЯ»
Опустить ненадолго руки ребёнка в тазик с кусочками льда (лёд получен с помощью бытового холодильника), приговаривая:
«Тарарам, тарарам!
Кто явился в гости к нам?
Посмотри-ка поскорей
На любимых на гостей:
Дедушка, бабушка.
Папа, мама, я –
Вот вся моя семья.
Затем опустить руки малыша в тазик с тёплой водой, а в конце игры насухо вытереть их полотенцем.
«ИГРУШКИ»
Опустить руки ребёнка в таз со льдом, затем в тазик с тёплой водой, при этом читая четверостишие:
В этом тазике у нас грязные игрушки.
Мы помоем их сейчас – помогите ручки!
Раз, два, три – руки поднимаем,
В другой тазик опускаем.
«МОЕМ ОВОЩИ И ФРУКТЫ»
Опустить руки ребёнка в тазик со льдом, помочь ему переложить кусочки льда в пустой тазик, приговаривая:
Огурец – раз, яблоко – раз,
Помидор – два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Затем опустить руки в тёплую воду, насухо вытереть.
«БОЛЬШАЯ СТИРКА»
Предложить ребёнку покатать льдинки между ладошками, приговаривая:
Стираем, стираем,
Стираем мы бельё.
Опустить руки ребёнка в тазик с тёплой водой и «прополоскать» бельё (расслабленные движения, имитирующее полоскание):
Полощем, полощем,
Полощем мы бельё.
4
«ЗИМА»
Прочтите стихотворение:
Что за шарик в кулаке?
Шарик был – вода в руке.
Предложить ребёнку покатать в ладошках кусочек льда (если ребёнку трудно справиться с этим самому,
помогите ему), затем опустите руки в горячую воду.
«РЫБКА»
Резиновую или пластмассовую рыбку (или другую плавающую игрушку) воспитатель кладёт на поверхность воды и говорит: «Рыбка плавает» своей рукой прижимает рыбку ко дну: «Где рыбка? Под водой».
Отпускает игрушку: «Вынырнула рыбка. Опять плывёт». Повторяет рукой ребёнка несколько раз, каждый раз радуясь, что рыбка вынырнула.
«ПОДУЙ НА КОРАБЛИК»
Воспитатель опускает на воду маленький пластмассовый кораблик и дует на него: «Подую на кораблик». Ребёнок наблюдает, как кораблик уплывает к другой стороне тазика: «Уплыл кораблик».
Игра повторяется несколько раз.
«ПОЙМАЙ»
Воспитатель бросает в тазик несколько пластмассовых шариков и просит ребёнка: «Собери». Для малыша не так просто поймать ускользающие из рук игрушки, но очень весело.
«МОЕМ ЛЯЛЮ»
Воспитатель сажает куклу в тазик, умывает рукой ребёнка, сопровождая действия потешкой «Водичка, водичка». дает малышу маленькое полотенце, помогает ему вытереть куклу: «Вымыл лялю, молодец!»
«СОБЕРИ КАМЕШКИ»
Бросить в тазик несколько камешков ( 5-6 ), желательно разноцветных. «Достань камешки!» малыш собирает камешки в миску.
«ПЕРЕЛИВАНИЕ ИЗ ОДНОЙ ЁМКОСТИ В ДРУГУЮ»
Взрослый дает малышу в каждую руку по пластмассовой чашечке. Рукой ребёнка зачерпывает воду из тазика одной чашкой и переливает в другую, держа её так, чтобы хорошо была видна струя воды. Повторить несколько раз.
«ДОЖДИК»
Воспитатель льёт воду из чашки в детский дуршлаг или ситечко: «Дождик». Ребёнок наблюдает, потом может это сделать сам.
«ОСЕНЬ»
Игру можно проводить в двух вариантах:
1 вариант. Попросите ребёнка встать , согнуть руки в локтях и отвести их в стороны, кисти опустить вниз. Ребёнок потряхивает расслабленными кистями.
2 вариант. Ребёнок сгибает руки в локтях, держит их перед грудью ладонями кверху и потряхивает расслабленными кистями.
Движения выполняются в такт словам:
Дождик, дождик, подожди,
Надоели нам дожди!
Ты по крышам зачастил,
Ребятишек разбудил.
5
ГДОУ детский сад №7
Калининский район
Санкт – Петербург
Картотека игр с водой
1 младшая группа
«ПОЗНАКОМИМСЯ С ВОДОЙ»
Побеседовать с детьми о свойствах воды.
- Вода разливается по поверхности стола.
- Воду можно собрать губкой. Поупражняйте детей в собирании воды с помощью губки: положить губку в лужу, отжать воду из губки в ванну.
- Вода бывает тёплая и холодная. Принесите холодной и горячей воды (проверить с детьми температуру горячей воды через стенку ведёрка, а холодную попробуйте в ведёрке). Смешать и сделать тёплую воду. Поиграть в «Купание куклы».
- Вода наливается в разные сосуды. Разлить с детьми воду из большого сосуда в несколько маленьких. Дайте детям возможность самостоятельно наливать воду.
«НУ-КА, ВЫЛОВИ»
Поставить на крышку стола (если стол для игр имеет две чаши, крышка на закрытой ванне используется как стол) тарелку или ведёрко. В ванне с водой плавают мелкие предметы и игрушки. Предложите детям выловить их по одному ложкой и переложить в ведёрко. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребёнок правильно держал ложку. Помогите перенести предметы в тарелку, а пролитую воду собрать губкой. Для повышения детского интереса к упражнению и усложнения действия, в следующий раз предложите ему ситечко, сачок вместо ложки.
«КТО БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТ И ВЫЛЬЕТ»
Предложить детям разной формы сосуды (бутылочки, кружки, баночки). Пусть дети набирают в них воду, опуская сосуд в воду. Расскажите детям, что вода наливается в разные сосуды. Предложить наливать воду через воронку в сосуды разного размера.
«ЖУР-ЖУР» и «КАП-КАП»
Выливая воду из бутылочки, предложите детям послушать, как журчит вода. Послушайте вместе с детьми, как капелька из пипетки ударяется о поверхность стола, железный поднос.
«КАКИЕ РАЗНЫЕ БУТЫЛОЧКИ»
Дайте детям бутылочки с разным диаметром горлышка. Пусть дети наполняют бутылочки одновременно. Также одновременно пусть дети выльют воду. Подведите детей к пониманию того, что скорость наполнения бутылочки и выливания воды из неё зависит от размера горлышка.
«РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОДА»
В присутствии детей окрасить воду в ванне пищевым красителем. Пусть дети наливают «волшебную» воду в прозрачные ёмкости, вместе с ними выразите восхищение от увиденного. Доставьте детям радость, позволив им пускать в необычной воде рыбок, кораблики, лодочки из пенопласта и скорлупы грецких орехов. Покажите, как палочкой можно направить кораблик в нужную сторону.
«ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕШЕК»
Рассмотрите с детьми сухие камешки. Опустите их в ванну с водой. Поговорите с детьми о том, что камешки тяжёлые и они упали на дно. Достаньте камешки и сравните с сухими, вместе с детьми сделайте вывод о том, что мокрые камешки изменили свой цвет.
«НАДО, НАДО ПОМОГАТЬ»
Время от времени давайте детям поручения – умыть кукол, помочь вымыть кукольную посуду, игрушки, «постирать» кукольную одежду, помочь полить цветы.
6
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
В любую ёмкость с водой опустить игрушку или предмет. Ребёнку завязать глаза. Предложить определить на ощупь предмет, по каким признакам узнал.
«СНАЙПЕР»
Ведро не до краёв наполнить водой. Ребёнка поставить на небольшом расстоянии от ведра. Предложить попасть мячом в ведро с водой.
«КТО САМЫЙ МЕТКИЙ?»
Приготовить банку с водой с широким горлышком, наполнить её водой. На дно банки поставить стакан.
Ребёнка поставить так, чтобы глазами он мог видеть край стакана, поставленного в сосуд с водой. Предложить ребёнку бросить монетку в стакан, который помещён в банку.
«ВОДНАЯ МОЗАИКА»
Приготовить ёмкость с водой (желательно небольшой таз), много разноцветных пластмассовых крышек из-под лимонада. Предложить составить узор на воде с помощью ярких крышек.
опыты с водой
«ЧТОТАКОЕ СНЕГ»
Принесите в группу снег и опустите в ванну. Понаблюдайте с детьми за таянием снега. Сделайте вывод:
снег – это замёрзшая вода.
«ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЕСТЬ СНЕГ?»
Рассмотрите воду, появившуюся в ванне. Обратите внимание детей на грязь на дне ванны. Помогите детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.
«ЧТО ТАКОЕ ЛЁД»
Принесите и положите в сухую ванну кусочки льда. Через некоторое время поищите лёд в ванне. Побеседуйте с детьми о том, почему в ванне появилась вода, а кусочки льда стали такими маленькими.
Сделайте вывод – лёд растаял и получилась вода. Закрепите с детьми понятие, что лёд – это замёрзшая вода.
«ПОЧЕМУ ПЛАЧЕТ СОСУЛЬКА»
Прикрепите над ванной ситечко и положите в него сосульку. Понаблюдайте вместе с детьми, как через
некоторое время из ситечка в ванну станет капать вода. Подведите детей к мысли, что в тепле сосулька стала таять. А на улице сосульку согреет солнышко и она начнёт капать, «плакать».
«ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ»
Дайте детям разные предметы (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, камешки). Предложите бросить их в воду ванны. Посмотрите, какие из них утонули, какие плавают.
«ВЕСЁЛАЯ ИГРУШКА»
Бутылочка с плотно закрывающейся крышкой может превратиться в забавную игрушку. Для этого в бутылочку наливается вода, помещаются пуговицы, бусинки, мелко нарезанная фольга. При переворачивании бутылочки предметы медленно опускаются вниз.
«ПРАЗДНИК МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ»
Взбейте в ванне мыльную пену, с помощью соломинки пускайте пузыри, вместе с детьми полюбуйтесь переливающимся великолепием. Попробуйте поймать на ладошку разноцветный мыльный пузырёк.
Прочитайте стихотворение Э.Фарджен «Мыльные пузыри».
Осторожно – пузыри…
-Ой, какие!
- Ой, смотри!
- Раздуваются!
- Блестят! 7
- Отрываются!
- Летят!
- Мой – со сливу!
- Мой – с орех!
- Мой не лопнул дольше всех!
Наблюдения
«КАКАЯ БЫВАЕТ ВОДА?»
Налить в банку воду из крана. Что налито в банке? Откуда взяли воду? Какая вода в кране? (холодная, горячая, тёплая). Посмотреть на банку с водой. Какая ещё вода в банке? Видно ли через воду в банку? (прозрачная, чистая вода) А ещё что прозрачное?
«ВОДА КОМНАТНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ»
Взять 2 банки: одна с водой из крана, другая с водой из лейки или кувшина. Предложить детям потрогать воду в банке из крана. Какая вода? Предложить налить воду из лейки или кувшина. А что ты можешь сказать об этой воде? Где стояла лейка?
Есть вода комнатной температуры. Взять термометр для воды и предложить измерить температуру в двух банках. Какую воду лучше пить? Почему? Водой комнатной температуры можно поливать растения, поить птиц, пить.
«ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ»
Взять банку с водой и тазик. Спросить у детей: «Какая вода? (жидкая, она льётся). Предложить ребёнку показать, как льётся вода. «А какой формы вода?» Вода не имеет формы. вода принимает форму сосуда. Предложить детям налить воду в чашку, тарелку, стакан. Спросить какой формы вода.
«ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА, А ИМЕЕТ ПРИВКУС»
Дать ребёнку попробовать воду из крана и кипячёную воду. Спросить, какой вкус у воды. у воды нет вкуса, а есть привкус. Предложить размешать сахар в воде и попробовать её. Какая вода? А если размешать соль, то какая будет вода? Вода будет иметь вкус, если в неё что-нибудь добавить.
«РОДНИКОВАЯ ВОДА»
Дать ребёнку попробовать воды из крана, а потом из родника (вода налита в бутылку). Спросить, какя вода ему понравилась: в первой чашке или во второй? Рассказать, что в бутылке налита родниковая вода. Это очень чистая вода, она течёт из-под земли. Такая же вода бывает в колодцах.
«ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА»
Налить чашку воды. Спросить, пахнет ли вода? Вода ничем не пахнет. Если в неё что-нибудь добавить, то она будет иметь запах. Предложить ребёнку понюхать воду с йодом, с чаем, соком лимона. Спросить, чем она пахнет.
«ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА»
В банку налита вода. Спросить у ребёнка, какого цвета вода. Вода не имеет цвета, она бесцветна. Если её подкрасить, то она будет цветной. Предложить ребёнку подкрасить воду акварельной краской, кто как захочет.
«ВОДА МОЖЕТ СМАЧИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ И ОЧИЩАТЬ ИХ»
В начале наблюдения можно прочитать стихотворение:
Она без вкуса, запаха, цвета,
Но всеми учёными признано это:
С любого грязнули всю грязь без следа
Смоет обычная вода.
В тазик с водой кладём бумажную салфетку, альбомный лист, картон. Предлагаем ребёнку понаблюдать, что произойдёт. Вода проникает в предметы и смачивает их. Тонкая салфетка намокнет быстрее, а картон медленнее, так как он толстый. Можно положить в воду ткань, деревянный кубик. Спросить все ли предметы пропускают воду? Нет. Провести опыт: положить целлофан, посмотреть, что будет. Целлофан не намокнет. Спросить ребёнка, какие предметы не пропускают воду? (стекло, железо).
«МОЖЕТ ЛИ ВОДА БЫТЬ ТВЁРДОЙ?»
Что произойдёт, если воду заморозить? Она превратится в лёд. Принести лёд, дать ребёнку потрогать. Какой лёд? (холодный, твёрдый, прозрачный).
«ВОДА МОЖЕТ ИСПАРЯТЬСЯ»
В банку налить горячую воду, закрыть пластмассовой крышкой. Понаблюдать, что будет. Ребёнок увидел капли воды на крышке. Вода испаряется и превращается в капли. Предложить ему понаблюдать за подкрашенной водой в банке (банка приготовлена заранее). Куда делась вода? Всегда ли мы видим пар или нет?
«ВСЕ ЛИ ВЕЩЕСТВА РАСТВОРЯЮТСЯ В ВОДЕ?»
В банках с водой размешать сахар, соль и марганцовку. Понаблюдать, растворяются ли эти вещества. Потом предложить размешать подсолнечное масло. Понаблюдать, что будет. Обратит внимание на то, что масло не тонет.
« В ВОДЕ ЕСТЬ ГАЗ»
Показать ребёнку минеральную воду. Дать попить её. «Что ты чувствуешь? Что видишь?» пузырьки – это газ. Эта вода называется минеральной. Она течёт из-под земли. Этой водой люди лечатся.
«КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ ТЯЖЕЛЕЕ ВОДЫ, А КАКИЕ – ЛЕГЧЕ?»
У ребёнка в руках разные предметы. Предложить опустить предметы в воду. Понаблюдать, какие предметы утонули, а какие – нет. Спросить, почему так произошло. Объяснить, что одни предметы лёгкие, а другие – тяжёлые.
«СРАВНЕНИЕ ДОЖДЕВОЙ ВОДЫ И ВОДЫ ИЗ КРАНА»
Заранее набрать в банки дождевой воды и воды из крана. Предложить ребёнку сравнить их. Спросить, можно ли пить дождевую воду и умываться ею. Сказать, что дождевой водой можно поливать растения, так как в ней бывают вредные вещества, которые могут навредить здоровью человека. Такое же сравнение можно провести с талой водой.
Способы различных действий с водой:
- наливать, переливать, отмеривать воду;
- взбивать воду сильной струёй из резиновой груши;
- закручивать рукой «воронку» в воде;
- стряхивать капли с мокрых рук на поверхность воды или на бумагу;
- дуть на воду, подгоняя плавающие предметы;
- набирать воду в ладони, пропуская её сквозь пальцы или, напротив, удерживая её в плотно сжатых руках;
- наполнять пипеткой разные углубления (форма для льда, мыльницы);
- перегонять капли воды по восковой бумаге, собирая их в одну большую или разделяя на множество маленьких;
- с силой вытряхивать воду из сосуда с узким горлышком (флакон из-под духов);
- погружение в воду флаконы с притёртыми или неплотно закрытыми крышками;
- использовать флаконы с притёртыми крышками в качестве поплавков.
9
«Умывалочка» для умывания»
***
Знаем, знаем, да-да-да,
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-нож-ку…
Нет, не понемножку –
посмелей!
Будем умываться веселей!
***
Кто водицы не боится?
Кто умеет чисто мыться?
Это мы! Это мы!
Малыши!
***
Чистая водица
Моет Ване личико,
Тане – ладошки,
А пальчики – Антошке.
***
Носик, носик! Где ты носик?
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Щёчка, щёчка! Где ты щёчка?
Будет чистенькая дочка!
Ладушки, ладушки, ладушка.
Моем с мылом лапушки!
Чистые ладошки.
Вот вам хлеб и ложки.
***
Давай-ка с тобой закаляться.
Холодной водой умываться,
Студёной водой умываться –
Простуды зимой не бояться.
***
Тепики,тепики.
По водице хлоники.
Хлопики ладошками
Да босыми ножками.
***
Куклу рано разбудили.
Вот тебе вода и мыло.
Надо, если даже лень,
Умываться каждый день!
***
Умывайся, кукла, чисто,
Вытирайся, кукла, быстро.
Так опрятна, аккуратна –
На тебя смотреть приятно.
10
***
Буль-буль-буль
Журчит… водица.
Будут дети чисто…
мыться.
***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы… воды.
Чисто… умываемся,
Маме улыбаемся!
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»
Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоцио...
Методическая разработка конспекта интегрированной непосредственно - образовательной деятельности с детьми раннего возраста «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ШАРЫ»
Методическая разработка конспекта интегрированной непосредственно - образовательной деятельности по сенсорике с детьми раннего возраста «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ШАРЫ»В результате НОД восп...
Методическая разработка: «Использование игровых технологий в работе с детьми раннего возраста». Воягина П.В.
Методическая разработка: «Использование игровых технологий в работе с детьми раннего возраста». Воягина П.В. Цель:- Развивать у детей познавательный интерес к миру домашних птиц.Задач...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ОРГАНИЗАЦИИ НОД "ВОЛШЕБНАЯ КАПЕЛЬКА" С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Методическая разработка к организации НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебная Капелька» (на основе опытно – экспериментальной деятельности) В процессе НОД были интегрированы следующие ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ОРГАНИЗАЦИИ НОД "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ" С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА (С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ)
Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста "Домашние животные". В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:...
Методическая разработка по теме: использование здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...
Методическая разработка "Наблюдение – как метод работы воспитателя с детьми раннего возраста".
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....