Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)
Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_serdyukova_razvitie_empatii_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста»
«Эмпатия - это видеть глазами другого, слушать ушами другого и чувствовать сердцем другого»
Альфред Адлер
Для начала дадим определение данному понятию. Эмпатия- это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания.
Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам и относиться как он к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы».
Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как устойчивое свойство. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в нравственном развитии ребенка.
Разобравшись с терминологией перейдем к вопросу о причинах появления несочувствующих детей и развитию эмпатии у детей дошкольного возраста.
Причины появления несочувствующих детей:
- Задержка речевого развития. Речь – это не только внешне выраженное средство общения, это серьезная внутренняя работа – это средство мышления и воображения, это средство осознания своих переживаний и чувств, своего поведения и, в конечном итоге, себя в целом. Специалисты утверждают, что виной тому становится снижающееся живое, эмоционально-непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребенку участвовать в диалоге, причем не только слухом и артикуляцией, но и что гораздо важнее, эмоциями и чувствами. Не происходит накопления опыта соучастия и содействия с первых лет жизни малыша.
- Запрет на проявление чувств
Некоторые родители запрещают проявлять чувства, т.к они считают, что это неприемлемо. Особенно это касается мальчиков, которые могут часто слышать такие фразы, к примеру: «Мужчины не плачут», «Ты, что, девочка?» и т.д.
- Сравнение с другими детьми
«Вот какая молодец Иришка, в конкурсе заняла первое место, в отличие от тебя». Это дает понимание, что любовь надо заслужить.
У ребенка появляется неприязнь к людям, он начинает думать только о себе, проблемы других не волнуют.
Итак. Теперь возникает вопрос. Как же развивать у детей эмпатию?
И вот несколько советов для родителей и педагогов:
- Обращайте внимание на чужие чувства
Предлагайте ребёнку пожалеть кого-то, кому сейчас плохо. Объясните, что человеку/животному нужна поддержка, дайте понять, как это важно и нужно протягивать руку помощи, кто в ней нуждается.
- Будьте примером
Проявляйте эмпатию по отношению к ребёнку, даже если его проблемы кажутся надуманными — например, в песочнице не поделил с кем-то ведёрко. Если вы чувствительны к эмоциональному состоянию ребёнка, он перенимает это. Важно: никогда не говорите ребёнку, как он «должен» себя сейчас чувствовать.
Нужно уметь справляться даже с самым тяжёлым эмоциональным состоянием сына или дочери вне зависимости от их возраста. Не смейтесь и не подшучивайте над негативными эмоциями ребёнка. Такие эмоции — возможность для сближения. Как правило, у детей, которые легко могли довериться взрослым в детстве, чувствовали себя защищённо, получали поддержку и ласку в нужные минуты — с эмпатией проблем нет.
- Обсуждайте эмоции
Проговаривайте эмоции ребенка, к примеру: «Ты сейчас злишься, потому что...».
Когда говорите о собственных эмоциях, используйте «я-высказывание»: «Я чувствую себя так».
- Заведите домашнего питомца
Почти все дети просят у родителей завести домашнего питомца, но многие родители далеко не с энтузиазмом относятся к этой идеи.
На самом деле, это хорошая возможность, чтобы ребенок почувствовал ответственность за живое существо, понимал потребности своего питомца, чувствовал, когда животное грустит и из за чего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"
Цель данной разработки: донести до коллег и родителей причины, систему, предпосылки развития эмпатии у детей дошкольного возраста, а так же влияние возрастных особенностей н...
Консультация на тему: "Игры и упражнения на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"
Данный материал будет интересен как воспитателям, так и родителям детей-дошкольников....
Статья: Психолого - педагогические особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста
Статья...
Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста...
Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста
Каждый ребенок хочет, чтобы его чувства : переживания, радость и т.д. понимали окружающие. Давайте учить детей самих стараться понимать чувства других. Важнейшим компонентом эмоционального развития ре...
Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста
Дошкольник- это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром.Сказка способствует развитию эмпатии...
Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
Статья о развитии эмпатии у детей дошкольного возраста....