Проблема развития певческого голоса.
статья по теме
Статья посвящена одной из важнейших проблем постановки голоса дошкольников , бережному отношению и охране детского голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_razvitiya_pevcheskogo_golosa.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема развития певческого голоса
ребенка в детском саду.
Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанимента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Очевидно воздействие пения и на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Наблюдения за пением детей в процессе музыкальных занятий и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения, нарушения мелодичности и напевности звучания, нечёткая дикция. Значительная часть детей приходит в школу из детских садов практически не поющей.
Дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, имеют небольшой диапазон звучания, интонируют фальшиво и напряжённо, не имеют необходимых навыков вокально-слуховой координации, артикуляции, дикции. Дети не владеют навыком пения кантилены. Между тем, именно в детском саду на музыкальных занятиях, дети к 7 годам могут и должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь.
Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Метлов Н.А. в своей книге ''Музыка детям'' пишет об основных качествах детского голоса, о том, что ''голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахеи и бронхов)… У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание''.
Педагоги- вокалисты уже не один десяток лет занимаются проблемами певческого голосообразования дошкольников. Ученые пришли к выводу, что детский голос необходимо не столько развивать, сколько охранять и оберегать от вредного воздействия многих сопутствующих факторов. У вокалистов существует термин – пассивное пение. Человек непроизвольно подражает услышанному, а голосовые связки так же непроизвольно способны сокращаться. К сожалению, в современном вокально-эстрадном искусстве (это то, что обычно слушают дети) отсутствует академический стиль пения, преобладает сип, хрип, форсирование звука.
Дети, не имея собственного эталона певческого голоса, начинают подражать тому, что подаётся в окружающей их среде (телевидение, современная эстрада, аудио-, видео записи, наличие систем караоке и пение под фонограмму). По словам исследователя В.В.Емельянова, постепенное формирование эталона певческого звука является решающим мотивационным фактором в приобщении человека к вокальному искусству.
Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, мной выстроена система развития певческих навыков детей дошкольного возраста. В основе её лежит фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) и Емельянова В.В.
Я считаю этот метод приоритетным в работе над певческим голосообразованием дошкольников.
Отличительная черта его — общеоздоровительная и профилактическая направленность. Использование его предполагает развитие координационных, тренировочных, эстетических и исполнительских особенностей голоса.
Вся система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос с точки зрения экологического аспекта, так как с прогрессирующим ухудшением экологической ситуации, гортань человека в большей степени выполняет функцию фильтра, на котором оседают вредные компоненты окружающей среды.
Обучение предполагает несколько этапов, первый из которых — развивающее голосовые игры, способствующие повышению интереса ребенка к занятиям пением. Игры предполагают вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей ребенка.
В начале, развивающие голосовые игры я стала применять с целью профилактики и постановки голоса, речевого и певческого.
Это привело к интересным результатам. Помимо возникшего интереса детей к музыке, произошло улучшение музыкального слуха, голоса, чувства ритма. К 6-7 годам дети начинают чисто интонировать в примарной зоне, овладевают работой голоса в фальцетном режиме. В процессе обучения певческому дыханию формируется правильное отношение к здоровью голоса, охране голосового аппарата, осознанному владению артикуляцией.
Применяя фонопедический метод развития голоса в работе с дошкольниками, я адаптирую его к особенностям детского восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата ребенка.
Интонационно- фонетические упражнения комплекса очень просто использовать, перекладывая их на небольшие истории : « Рисуем голосом», « Путешествуем голосом», « Едем на транспорте», « Истории про зверят», « Лесные приключения» и т.п.
С большим удовольствием и интересом дети, используя фонопедические упражнения, иллюстрируют сказки, н-р, сказку « Репка».
Жил-был дед. У него очень болели коленки, поэтому, когда он ходил , ххх больные ноги по- старчески скрипели вот так: ххх Э – хххЭ + хххЭ-хххЭ+…Пошел дед в огород сажать репу. Взял лопату и стал копать грядки: хх+хь хх+хь хх+хь.(х –резкий выдох;+х-отбрасываем землю).Посадили зёрнышко. («Шпок»).И выросла репа большая-пребольшая. Вот так она росла: у у У У +у! Стал дед тянуть репу, а она выросла не только большая, но и невоспитанная: никак не хотела просыпаться:хххАхххАхххА.Пришлось позвать бабку. А у бабки, очень болела спина, она лежала на печи и жаловалась: ой-ой-ой-ой –ОЙ- 3 раза.Позвал дед бабку, и пошли они вместе; бабка за дедку- дедка за репку:[хххЭ-хххЭ] – 3 раза[ ой-ой-ой-ой-ОЙ]-3 раза. Тянут-потянут, а вытянуть не могут: [ ЭЙ-ЭЙ+ух!]-3 раза.Тогда позвали внучку, а она в это время примеряла мамины туфли. А они были очень большими для неё и цокали:[Щёлкаем языком:тттт-ТТТТ-3 раза ]Стали вместе тянуть репку. Тянут- потянут:[Эй – эй +ух!]-3 раза ,а вытянуть не могут. Репка не хочет просыпаться:хххАхххАхххАххх.Пришлось позвать Жучку. Жучке не хотелось работать, потому что у неё была вкусненькая кость (Артикуляционная гимнастика)Наевшись, она полаяла на соседей:[ АВ-АВ+ав]-3 раза и пошла вместе со всеми. Так и стали тянуть репку:Жучка за внучку , внучка за бабку,бабка за дедку, дедка за репку.(Повторение всех персонажей)Тянут- потянут(условные обозначения), а репка [ хххАхххАхххАххх]. Позвали кошку-Мурку. А киса наелась в подвале сала и сметаны, и лежит спит – отдыхает.(Театральная сценка)А когда кошки спят, то мышки не дремлют.Мама-мышка решила накормить своих мышат, а они играют и совсем кушать не хотят. Ах! Мурка за ними подглядывает.[ иии-ыыы+МЯУ]-3 раза. Но позвали их всех работать, и они все дружно пошли: мышки за кошкой, кошка за Жучкой, Жучка за внучкой….(условные обозначения). Тянут- потянут(условные обозначения) и…вытянули репку: хххАхххАхххА++![А]а!![А]а!! Сели все за стол. Бабушка положила репу в котёл. Вода булькает(условные обозначения) репа разваривается и добреет:[ п-п-п- с продуванием].Сварили репу, очистили:[ ш-ш-ш] ,разрезали:[ кх-кх-кх-кх] и стали кушать.(Артикуляционная гимнастика. Каждому персонажу-своё задание.)
Условные обозначения, используемые в описаниях упражнениях фонопедического метода.
- [А] - пауза с максимально раскрытым ртом.
- v - бесшумный вдох.
- А,О,У…-заглавная буква- нефальцетный режим.
- а, о ,у…-строчная буква- фальцетный режим.
- ххх – шумовой режим работы голосовых складок (скрип ,шорох), язык плоский ,расслабленный лежит на нижней губе.
- “+” - восходящая интонация.
- “-” - нисходящая интонация.
- П – момент срабатывания регистрового порога.
- h – шёпотный звук.
- (р) –имитация звука «Р» вибрацией губ.
- (у) – фонация гласного «У».
- «‘» - толчки живота руками.
- (г) – «Г» придыхательное.
- (И) – гласный «И» с шумом.
- хь – фонация с шумом ,производимым воздухом, проходящим через язык,находящийся в положении «ХЬ».
- [г] – фонация согласного «Г»
- Н – заднеязычный носовой сонант.
- (ы) – нейтральная гласная – «Ы» с максимально опущенной челюстью.
Вариативность использования интонационно-фонетических упражнений первого комплекса (“Волна”, “Чайки”, “Страшная сказка”, “Динозаврик”, “Вопрос-ответ” и тд.) позволяет значительно разнообразить занятия с детьми, повысить их интерес к процессу пения и желание учиться управлять своим голосом.
Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнения Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов. Адаптированные упражнения первого комплекса можно использовать как один из способов подготовки детей к пению (распевание).
Еще один из этапов - игры со звуком, они являются непременным условием на занятиях. Ребенок должен получить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: любые предметы, оказавшиеся под рукой, тело человека – в общем, все то, что подскажет фантазия.
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата, поэтому для достижения этой цели на каждом занятии проводится разминка – артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В.. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
В артикуляционную гимнастику входит:
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
- с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. проводятся в игровой форме.
Игра – любимый вид деятельности ребенка. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.
После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. ''Проверка'' осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].
Опыт работы показал, что использование с дошкольниками данного комплекса мероприятий по вокально-хоровой работе значительно повышает уровень формирования певческих навыков и исполнительской культуры, обогащает их знания о строении голосового аппарата, охране органов речи и способах управления ими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы в работе над развитием певческого голоса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида второй категории №20 «Чебурашка»....
Проблема развития певческого голоса в системе дошкольного образования
«Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития ...
Презентация на тему: "Различные методы и приёмы в развитии певческого голоса детей дошкольного возраста"
презентация с докладом...
Смолеха Елена Викторовна. Охрана и развитие певческого голоса детей.
Статья посвящена охране певческого голоса дошкольников....
Упражнения для развития певческого голоса у детей дошкольного возраста.
В материале подобраны упражнения для развития у детей певческого и речевого дыхания, которое обязательно при пении....
«Влияние дидактических игр на развитие певческого голоса»
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания дошкольников и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. В пении формируются эстетические и нра...
Развитие певческого голоса дошкольника
Содержание:1. Артикуляционная гимнастика2. Интонационно-фонетические упражнения3. Голосовые сигналы доречевой коммуникации4. Упражнения для грудного регистра детского голоса5. Упражнения на переходе и...