Доклад по поликультурному воспитанию
материал

Лебедева Ольга Ивановна

Доклад по поликультурному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_dokladu_po_polikulturnomu_vospitaniyu.docx284.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:                                                  детский сад «Рыбка», г.Асино, Томской области.

«Поликультурное воспитание в дошкольной группе» 

SO00483_

Выполнила воспитатель:

Лебедева Ольга Ивановна

г. Асино 2022г.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру».

Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливает огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения.

Необходимость создания в моей группе целой системы работы была  продиктована регулярным появлением в нашей группе детей иных национальностей (н-р, пятый год в группе семейственно появляются дети с национальностью – дунгане).  Поэтому для меня актуальным стало создание благоприятных образовательных условий для всех наших воспитанников и их полной личностной самореализации.

C:\Users\КЕК\Desktop\IMG_20200922_113643.jpgПрежде всего, ежегодно, в начале учебного года, я начинаю знакомить всех детей с особенностями культуры и традициями России, как страны, в которой все мы живем, затем с домом, детским садом и прививаем детям любовь к окружающей природе.  В это же время, по тем же самым темам образуются параллели с иной культурой, которая является родной для моих воспитанников иных национальностей, которые посещают группу. При этом, русская культура становится в равной позиции с культурой, которая для детей иной национальности в нашей группе является родной.

Задачи по поликультурному образованию системно решаются мной в таких точках планирования как: познавательное развитие, игра, художественная литература, музыкальное и эстетическое развитие, продуктивная деятельность, физическая культура и другие. Мной был избран вариант интеграции с основной образовательной программой, который направлен на изменение содержания образовательной деятельности за счет введения тем поликультурного образования. Поликультурное воспитание – часть раздела патриотического воспитания дошкольников у нас в основной Программе.

Поликультурное воспитание в группе осуществляется в трех направлениях:

  1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценности и т.д.);
  2. Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
  3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Последовательность моей работы примерно такова:

привитие любви и уважение ребенку (какой бы национальности он не был) к своему народу, гордости за его культурно – исторические достижения;

формирование у ребенка доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;

приобретение ребенком знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально положительного отношения к национальному разнообразию в группе.

DSC02414Музыкальный руководитель на занятиях уделяет внимание русскому народному творчеству и фольклору в параллели с музыкой, являющейся традиционной в стране детей иной национальности, которые есть в группе и не только. Под те или иные композиции дети играют, танцуют и в этом процессе усваивают разнообразие музыкальных традиций.

C:\Users\User\Downloads\1648552978526.jpgБольшую лепту в процесс поликультурного воспитания вносит изобразительная деятельность. Здесь у меня есть возможность познакомить детей с национальным декоративно – прикладным искусством, живописью и элементами орнаментов. Дети постигают азы изобразительного искусства, используют в своих работах национальный колорит красок и узоров.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-620496-1553441503.jpgВ своей деятельности инструктор по физической культуре использует  национальные народные игры.

Отлично задачи поликультурного воспитания решаются в игре: и подвижные, и словесные, и хороводные. В процессе дидактических игр закладываю у детей основы поликультурного образования, например, «Назови элементы национального костюма», «Четвертый лишний», «Из какой сказки герой?», «Назови блюдо»

 C:\Users\User\Downloads\1648553697268.jpg

 «Одень куклу в национальный костюм». В группе, в центре декоративно-прикладного искусства, дети знакомятся с народными игрушками разных национальностей, с образцами

росписей.

С помощью таких дидактических игр, как «Составь узор», «Найди фрагмент», лото «Какая роспись?» развивают умение различать росписи. C:\Users\КЕК\Desktop\IMG_20211018_144441.jpg

Семья всегда остаётся основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурную личность без участия родителей. Их отношение к людям иных национальностей, мнения о культуре, традициях и  формирует у детей понимание, что дети в группе все равны, не смотря на разницу во внешности, поведении, речи.

C:\Users\КЕК\Desktop\IMG-20211012-WA0011.jpgПри разработке и при проведении мероприятий, конкурсов, праздников и развлечений создаю одинаковые условия для участия в них всех семей. Совместно с родителями воспитанников проводятся и организуются родительские мастер-классы (родители с удовольствием рассказывают детям об особенностях жизненного уклада своей национальности), фотовыставки (с транслированием условий быта, праздничных мероприятий, кухонных традиций), изготавливаются национальные народные костюмы для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры. Передо мной всегда стоит задача максимально полно вовлечь членов семей воспитанников в образовательный процесс через подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок и сделать родителей своими союзниками в воспитании детей.

Таким образом, целенаправленная работа позволяет мне в условиях групповой работы с детьми и родителями сформировать у моих воспитанников представление о культурных различиях с детьми иной национальности у нас в группе. Такую работу нужно вести на основе единой цели: в детях нужно воспитывать общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».

В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над  проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...

Доклад на тему: «Поликультурное воспитание в контексте воспитания патриотических чувств, толерантности и уважительного отношения к этнокультурному наследию разных народов.»

Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма. Решая задачи нравственно - патриотического воспитании, каждый педагог должен строить работ...

Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"

         Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...

Доклад «Особенности поликультурного воспитания в старшем дошкольном возрасте»

Выступление на педагогическом совете на тему «Особенности поликультурного воспитания в старшем дошкольном возрасте»...

Доклад «Формирование поликультурной образовательной среды в работе с дошкольниками»

Доклад«Формирование поликультурной образовательной средыв работе с дошкольниками»...

Семинар "Поликультурное воспитание". Выступление: "Задачи сохранения и распространения поликультурного воспитания дошкольников" (21.03.2019)

Цель поликультурного воспитания -  формирование творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения други...