Статья для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей дошкольного возраста»
статья
Современное образование ставит перед собой задачу не просто дать знания ребенку, а научить применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями.
В этом нам поможет проектная деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здравствуйте Уважаемые коллеги!
Позвольте представить тему: «Проектная деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей дошкольного возраста»
Отсюда и цель– это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению проектной деятельности в вашей работе с дошкольниками, как одним из инструментов развития детской инициативности.
Современное образование ставит перед собой задачу не просто дать знания ребенку, а научить применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями.
В этом нам поможет проектная деятельность.
Уважаемые коллеги, скажите, как вы считаете, что такое проект? (Ответы.)
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, какую программу провести на свой День рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!
Загадайте число.
Прибавьте столько же.
Прибавьте 10.
Разделите на два.
Отнимите задуманное.
В результате у всех должно получиться число 5.
Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности дошкольников. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, педагог «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность дошкольников.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.
Условием освоения каждого этапа является деятельность воспитателя и детей, что позволяет:
• ориентироваться на творческое развитие ребенка, а также поддержки детской познавательной инициативы в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения;
• усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
• уметь подключаться к целям и задачам детей;
• объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей.
Структура проекта — система элементов проекта, необходимых для того, чтобы эффективно им управлять.
Чтобы вы лучше запомнили структуру проекта, сыграем в игру «Ромашка»
На лугу росла необычная ромашка, на лепестках которой были слова, начинающиеся с буквы П. Сердце ромашки, – это проект. Ветерок сдул с нее лепестки. Давайте вместе поможем ромашке вернуть лепестки и вместе вспомним структуру проекта.
Итак, проект включает в себя слова с шестью «П» назовите эти слова!
Ответ: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация, Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта).
Вот так коротко мы с вами определили, что же такое проект, проектирование, вспомнили структуру проекта.
Проектная деятельность дает ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает познавательную инициативу, творческие способности и коммуникативные навыки.
Познавательная активность детей развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.
В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Наиболее общими показателями познавательной инициативы и активности ребенка являются:
- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме;
- обращение по собственной инициативе к той или иной области знаний;
- стремление узнать больше, участвовать в дискуссии;
- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности;
- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).
А теперь разрешите представить свой опыт работы в вопросе «Проектная деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей дошкольного возраст»
Наблюдая за сюжетной игрой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельностью своих воспитанников, я отметила, что развитие познавательной инициативы – любознательности находится на низком уровне.
Мне необходимо было найти эффективные технологии и приемы. Я остановила свой выбор на проектной деятельности.
«Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса» Н. Е. Веракса.
Внедрение этого вида деятельности было необходимо для вооружения моих воспитанников универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные. Проектную деятельность я использовала не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как непосредственную образовательную деятельность.
В начале учебного года я составила план работы, куда включила несколько педагогических проектов, совместив, как информационной, так творческой направленности.
При организации проектной деятельности я применяю принцип интеграции. Для использования в работе я отобрала методы и приемы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности детей: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, использование музыки.
В ходе реализации ряда проектов на 2022-2023 учебный год были или будут использованы следующие виды деятельности:
- Дидактические, настольно – печатные игры;
- Сюжетные, подвижные, музыкальные игры;
- Рассматривание иллюстраций;
- Непосредственно – образовательная деятельность;
- Наблюдение;
- Просмотр презентаций, мультфильмов;
- Обсуждение пословиц, поговорок;
- Отгадывание загадок;
- Экскурсии;
- Прослушивание музыкальных произведений;
- Выполнение творческой – продуктивной деятельности;
- Решение проблемных ситуаций;
- Трудовая деятельность;
- Работа с родителями;
- Выставки;
- Праздники.
С целью формирования познавательного интереса к окружающему миру, развития детской познавательной инициативы, наблюдательности, мыслительной деятельности, развития умения устанавливать причинно-следственные связи, я реализовала проекты познавательно - исследовательской направленности «Волшебные камушки», где был создан мини музей «Волшебные Камушки», где вся работа была связана с музеем.
Проект «Разве соль – не волшебница», где вместе с детьми проводили ряд опытов: «Плавающее яйцо», «Соль растворяется в воде»,«Соль – чистящее средство», «Акварель + соль».
Продолжая поддерживать познавательную инициативу детей, а также их творческую способность, был реализован проект «Значение мамы в жизни каждого человека», приуроченного ко Дню Матери.
Дети познакомились с историей происхождения слова мама, узнали историю праздника День матери, проявили творческую способность, нарисовав портреты для своих мам, сделали стенгазету, с использованием фотографий мамы и записали поздравительное видеообращение для своих мам.
Все эти проекты были краткосрочные от 1 до 2 недель
В целях пропаганды здорового образа жизни был реализован проект «Неделя Здоровья», где дети познакомились со строением человека, узнали о пользе здорового питания, лепили, рисовали.
Далее планируется совместный проект «Я и моя семья волонтеры», где родители и дети выступят в разной степени волонтерами. Например, родители вырастят на своих подоконниках цветы, дети вначале будут дома ухаживать за цветами, а потом принесут их в детский сад, а мы их высадим на своем участке. Параллельно будем изучать цветы, которые посеяли родители, тем самым поддерживать познавательную активность инициативу. Параллельно изучим растения красной книги алтайского края.
Также планируется приходить в младшие группы и помогать, малышам одеваться на улицу, убирать игрушки на свои места. Где планируются выполнение не только трудовой деятельности, но и направлять детей старшего возраста на поддержку детской инициативы, желание помочь младшему.
Это долгосрочный проект, планируется с января по май текущего учебного года.
Также планируется проект, приуроченный к 9 мая, где дети познакомятся с праздником 9 мая, получат знания о героях своего города, края. Узнают, какие улицы названы в честь героев Великой отечественной Войны, планируется участие детей в городских конкурсах, изготовление открыток для ветеранов, тружеников тыла и детей войны. Завершиться данный проект праздничным мероприятием в ДУ совместно с музыкальным руководителем детского сада.
В ходе работы над проектами, я планирую, что у детей обогатятся знания с помощью процесса накопления. Дошкольники начнут добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Произойдет стимулирование их познавательной активности.
У детей обогатится словарный запас, дети начнут логически мыслить, делать правильные выводы.
Дошкольники приобретут навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они станут внимательнее друг к другу.
Проектная деятельность повлияет и на содержание игровой деятельности детей – она станет более разнообразной, сложно структурированной.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что проектную деятельность нужно использовать в работе с дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к познавательной инициативы и активности, к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...
Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружа...
Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОНР.
В нашем детском саду реализуется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»...
Мастер-класс для педагогов ДОО «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не кон...
мастер-класс для педагогов "«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками....
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей дошкольного возраста с ТНР
Предлагаем рассмотреть Опытно-экспериментальную деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей с тяжёлым нарушением речиИзвестно, что у дошкольников с тяж...