Статья для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей дошкольного возраста»
статья

Бычкова Евгения Петровна

Современное образование ставит перед собой задачу не просто дать знания ребенку, а научить применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями.

В этом нам поможет проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте Уважаемые коллеги!

Позвольте представить тему: «Проектная деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей дошкольного возраста»

Отсюда и цель– это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению проектной деятельности в вашей работе с дошкольниками, как одним из инструментов развития детской инициативности.

Современное образование ставит перед собой задачу не просто дать знания ребенку, а научить применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями.

В этом нам поможет проектная деятельность.

Уважаемые коллеги, скажите, как вы считаете, что такое проект? (Ответы.)

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, какую программу провести на свой День рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!

Загадайте число.

Прибавьте столько же.

Прибавьте 10.

Разделите на два.

Отнимите задуманное.

В результате у всех должно получиться число 5.

Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности дошкольников. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, педагог «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность дошкольников.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.

Условием освоения каждого этапа является деятельность воспитателя и детей, что позволяет:

• ориентироваться на творческое развитие ребенка, а также поддержки детской познавательной инициативы в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения;

• усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

• уметь подключаться к целям и задачам детей;

• объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей.

Структура проекта — система элементов проекта, необходимых для того, чтобы эффективно им управлять.

Чтобы вы лучше запомнили структуру проекта, сыграем в игру «Ромашка»

На лугу росла необычная ромашка, на лепестках которой были слова, начинающиеся с буквы П. Сердце ромашки, – это проект. Ветерок сдул с нее лепестки. Давайте вместе поможем ромашке вернуть лепестки и вместе вспомним структуру проекта.

Итак, проект включает в себя слова с шестью «П» назовите эти слова!

Ответ: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация, Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта).

Вот так коротко мы с вами определили, что же такое проект, проектирование, вспомнили структуру проекта.

Проектная деятельность дает ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает познавательную инициативу, творческие способности и коммуникативные навыки.

Познавательная активность детей развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.

В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Наиболее общими показателями познавательной инициативы и активности ребенка являются:

- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме;

- обращение по собственной инициативе к той или иной области знаний;

- стремление узнать больше, участвовать в дискуссии;

- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности;

- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

А теперь разрешите представить свой опыт работы в вопросе «Проектная деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей дошкольного возраст»

Наблюдая за сюжетной игрой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельностью своих воспитанников, я отметила, что развитие познавательной инициативы – любознательности находится на низком уровне.

Мне необходимо было найти эффективные технологии и приемы. Я остановила свой выбор на проектной деятельности.

«Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса» Н. Е. Веракса.

Внедрение этого вида деятельности было необходимо для вооружения моих воспитанников универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные. Проектную деятельность я использовала не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как непосредственную образовательную деятельность.

В начале учебного года я составила план работы, куда включила несколько педагогических проектов, совместив, как  информационной, так творческой направленности.

При организации проектной деятельности я применяю принцип интеграции. Для использования в работе я отобрала методы и приемы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности детей: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, использование музыки.

В ходе реализации ряда проектов на 2022-2023 учебный год были или будут использованы следующие виды деятельности:

  • Дидактические, настольно – печатные игры;
  • Сюжетные, подвижные, музыкальные игры;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Непосредственно – образовательная деятельность;
  • Наблюдение;
  • Просмотр презентаций, мультфильмов;
  • Обсуждение пословиц, поговорок;
  • Отгадывание загадок;
  • Экскурсии;
  • Прослушивание музыкальных произведений;
  • Выполнение творческой – продуктивной деятельности;
  • Решение проблемных ситуаций;
  • Трудовая деятельность;
  • Работа с родителями;
  • Выставки;
  • Праздники.

С целью формирования познавательного интереса к окружающему миру, развития детской познавательной инициативы, наблюдательности, мыслительной деятельности, развития умения устанавливать причинно-следственные связи, я реализовала проекты познавательно - исследовательской направленности «Волшебные камушки», где был создан мини музей «Волшебные Камушки», где вся работа была связана с музеем.

Проект «Разве соль – не волшебница», где вместе с детьми проводили ряд опытов: «Плавающее яйцо», «Соль растворяется в воде»,«Соль – чистящее средство», «Акварель + соль».

Продолжая поддерживать познавательную инициативу детей, а также их творческую способность, был реализован проект «Значение мамы в жизни каждого человека», приуроченного ко Дню Матери.

Дети познакомились с историей происхождения слова мама, узнали историю праздника День матери, проявили творческую способность, нарисовав портреты для своих мам, сделали стенгазету, с использованием фотографий мамы и записали  поздравительное видеообращение для своих мам.

Все эти проекты были краткосрочные от 1 до 2 недель

В целях пропаганды здорового образа жизни был реализован проект «Неделя Здоровья», где дети познакомились со строением человека, узнали о пользе здорового питания, лепили, рисовали.

Далее планируется совместный проект «Я и моя семья волонтеры», где родители и дети выступят в разной степени волонтерами. Например, родители вырастят на своих подоконниках цветы, дети вначале будут дома ухаживать за цветами, а потом принесут их в детский сад, а мы их высадим на своем участке. Параллельно будем изучать цветы, которые посеяли родители, тем самым поддерживать познавательную активность инициативу. Параллельно изучим растения красной книги алтайского края.

Также планируется приходить в младшие группы и помогать, малышам одеваться на улицу, убирать игрушки на свои места. Где планируются выполнение не только трудовой деятельности, но и направлять детей старшего возраста на поддержку детской инициативы, желание помочь младшему.

Это долгосрочный проект, планируется с января по май текущего учебного года.

Также планируется проект, приуроченный к 9 мая, где дети познакомятся с праздником 9 мая, получат знания о героях своего города, края. Узнают, какие улицы названы в честь героев Великой отечественной Войны, планируется участие детей в городских конкурсах, изготовление открыток для ветеранов, тружеников тыла и детей войны. Завершиться данный проект праздничным мероприятием в ДУ совместно с музыкальным руководителем детского сада.

В ходе работы над проектами, я планирую, что у детей обогатятся знания с помощью процесса накопления. Дошкольники начнут добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Произойдет стимулирование их познавательной активности.

У детей обогатится словарный запас, дети начнут логически мыслить, делать правильные выводы.

Дошкольники приобретут навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они станут внимательнее друг к другу.

Проектная деятельность повлияет и на содержание игровой деятельности детей – она станет более разнообразной, сложно структурированной.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что проектную деятельность нужно использовать в работе с дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к познавательной инициативы и активности, к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят  познавательный интерес к окружа...

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОНР.

           В  нашем детском саду  реализуется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»...

Мастер-класс для педагогов ДОО «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не кон...

мастер-класс для педагогов "«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками....

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей дошкольного возраста с ТНР

Предлагаем рассмотреть Опытно-экспериментальную деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей  с тяжёлым нарушением речиИзвестно, что  у дошкольников   с тяж...