"Организация сюжетно-ролевой игры с детьми с ОВЗ"
презентация
Данная презентация может быть использована на методическом объединении, для выступления на стажировочной площадке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra.pptx | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.
Игра это наиболее доступный вид деятельности, с помощью которой ребенок изучает окружающий мир. Активность ребенка, его желание общаться, узнавать что-то новое о товарищах проявляется в игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок чувствует себя свободным, потому что он сам решает, как ему действовать и что говорить. В свою же очередь, именно в сюжетно-ролевой игре, ребенку с ОВЗ легче вступить в реальные отношения с другими детьми, установив с ними сложные ролевые отношения.
Игра – самоценная форма активности ребёнка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребёнка. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным
Игра помогает в решении задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. В игре активно обогащается и развивается словарный запас, формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира; систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий, представление о трудовой деятельности; игра помогает детям приспособиться к окружающему миру.
Сюжетно – ролевая игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка . Выдающийся исследователь в области советской психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Смысл игры по Л. С. Выготскому заключается в развитии и упражнении всех способностей и задатков ребенка . Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра создает зону ближайшего развития ребенка (Л. С. Выготский, 1983) Он говорил так: «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей… »
Благодаря сюжетно-ролевой игре у ребенка развиваются такие качества как: 1. Воображение, творческие способности, образное мышление. Это обусловлено тем, что сюжетно-ролевой игре ребенок сам воссоздает интересные ему ситуации из различных сфер жизни благодаря условным действиям: манипуляции с игрушкой, которая замещает настоящий предмет; воображаемые и речевые действия, которые совершаются в уме. 2. Благодаря игре происходит развитие личности ребенка. В игре ребенок берет на себя различные роли, воссоздает действия героев, перенимает их чувства, сочувствует им и вследствие чего научается разбираться в отношениях людей. 3. Благодаря сюжетно-ролевой игре у ребенка развивается навык взаимодействия с окружающими: проигрывая в игре роль взрослого, ребенок учится понимать правила таких взаимодействий; во время взаимодействия со сверстниками, ребенок учится понимать желания другого и прислушиваться к ним, учится объяснять свои действия.
У детей с ОВЗ в игре лучше всего развиваются психические свойства ребенка: концентрируется внимание, тренируется память, развиваются образное мышление и воображение, происходит осознание и отработка социального поведения.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: 1. сюжет 2. содержание 3. игровая ситуация 4. замысел 5. роль 6. ролевое действие 7. ролевое поведение 8. ролевое взаимодействие 9. правила
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий. Содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Игровая ситуация - совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением. Замысел - план действий, задуманный играющими Роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Ролевое действие - это деятельность ребенка в роли. Последовательность ролевых действий характеризует ролевое поведение в игре. Правила - это порядок, предписание действий в игре
Виды сюжетно-ролевых игр: 1. Игры на бытовые сюжеты («дом», «семья») в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. 2. Игры на производственные и общественные темы («школа», «автобус», «почта») Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия). 3. Игры на героико-патриотические темы («герои войны», «космические полёты») Данные игры отражают героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.). 4. Игры на тему литературных произведений, кино, телепередач («моряки», «лётчики») В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно-ролевая игра , как и любая другая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже «умеют играть» . Каким же образом педагог может передать ребенку умение играть, вовлечь в мир игры?
К Косвенному руководству относятся: • наблюдения; • целевые прогулки; • экскурсии • беседы; • чтение художественной литературы; • просмотр кино, видеофильмов; • занятия (особенно речевые) • рассмотрение иллюстраций; • ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования; • организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) ; • игры (конструктивные, дидактические, подвижные) ; • изобразительная деятельность; • игры-имитации; • мнимые «телефонные разговоры»; • придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай» ; • «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом») .
Прямое руководство (с вмешательством в игру). Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи, как ко всему коллективу, так и к отдельным детям. Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать за детьми, понять их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться со взрослыми своими намерениями. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом
1 принцип. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Важным является характер поведения взрослого во время игры : он должен занимать позицию «играющего партнера» , у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть. Стратегия воспитателя должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью использовать более сложный, новый способ построения игры. Например : В 3-5 лет дети могут играть в игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов. Тем самым он открывает ребенку роль, возможность использовать ее в качестве «строительного блока» игры. После 5 лет дети играют в игру-придумывание, которая помогает детям освоить творческое комбинирование различных событий.
2 принцип. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства , но на каждом этапе игру следует развертывать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть понятым другими детьми. Поэтому взрослому в совместной игре необходимо оговаривать свои действия и стимулировать к этому ребенка. Также важной является как можно более ранняя ориентация на сверстника. 3 принцип. При формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия , так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам .
Руководство сюжетно – ролевыми играми осуществляется в двух направлениях : (По Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой) • развитие игры как деятельности - означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений, педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов , создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры, как деятельности. • использование игры в целях воспитания детского коллектива и личности ребенка .
В отечественной педагогике по вопросу руководства детскими играми определены приемы косвенного воздействия и прямого руководства . Косвенные ( без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры) - создание условий для активации самостоятельной игры детей Прямые ( непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. ) - приемы непосредственного участия взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера
. В старшей группе можно заинтересовывать детей театрализованными играми по сказкам, так как игры драматизации более доступны, чем совместные сюжетные игры. Начинать можно с драматизаций сказок «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Заячья избушка». Хорошо совместно с детьми проводить подготовку к сюжетно-ролевым играм. Например, перед игрой «Больница» можно сходить на экскурсию в медицинский кабинет детского сада, побеседовать о профессии врача с участием медсестры, а так же прочитать рассказ И.Туричиной «Человек заболел», сказку К.Чуковского «Айболит».
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Таким образом, внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности детей с ОВЗ является одной из важных задач для развития всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка с ОВЗ форма познания мира. Взаимодействуя с ребенком посредством игры, мы учим детей с ОВЗ не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация сюжетно-ролевой игры с детьми 2 младшей группы
Тема самообразования «Организация сюжетно-ролевой игры с детьми 2 младшей группы» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многи...
Организация сюжетно-ролевой игры с детьми младшего дошкольного возраста
По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра.. Главное назначение игры - социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в ...
«Организация сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста.»
В презентаци подобран материал по некоторым видам сюжетно-ролевых игр, где указываются предметы и материалы для организации игр детей....
Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.
На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....
Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»
Цель:Формирование у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...