Конспект НОД Рождественские традиции на Руси
план-конспект занятия (старшая группа)

Позднякова Лариса Ивановна

      Конспект НОД

"Рождественские традиции на Руси"

 

Цель: познакомить детей с русскими рождественскими традициями.

Задачи

уточнять представление о зимнем празднике "Рождество" и истории его происхождения;

знакомить с традиционными русскими зимними забавами: игрой в снежки, катании на санках и т.п.;

привить любовь к русским обычаям и традициям;

развивать коммуникативные навыки;

осуществлять совместную деятельность с родителями и детьми;

укреплять сплоченность группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_rozhdestvenskie_traditsii_na_rusi.docx45.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Конспект НОД

"Рождественские традиции на Руси"

Цель: познакомить детей с русскими рождественскими традициями.

Задачи: 

уточнять представление о зимнем празднике "Рождество" и истории его происхождения;

знакомить с традиционными русскими зимними забавами: игрой в снежки, катании на санках и т.п.;

привить любовь к русским обычаям и традициям;

развивать коммуникативные навыки;

осуществлять совместную деятельность с родителями и детьми;

укреплять сплоченность группы.

Оборудование:

проектор для показа презентации на тему "Рождественские традиции на Руси";

колонка;

атрибуты праздника: елка и украшения для зала;

3 корзины (2 пустые, 1 со снежками);

рождественская звезда;

русские народные костюмы;

карнавальные шапочки: медведь, коза, лиса;

санки;

рождественская звезда на палке;

макет деревенского домика для театральных постановок;

угощение.

Предварительная работа:

Разговор о зимних праздниках, традициях и обычаях русского народа;

беседы о семейных традициях празднования Нового года и Рождества;

разучивание колядок дома с родителями;

рассматривание тематических иллюстраций;

чтение детям художественной литературы о зиме и зимних праздниках;

подбор костюмов.

Ход занятия:

Под русскую-народную музыку, дети наряженные в  костюмы (девочки в сарафанах, а на голове кокошники, мальчики в  рубахах, подвязанных кушаками, в шароварах, на голове картузы), держась за руки, проходят в музыкальный зал, украшенный по-новогоднему. Змейкой обходят его и рассаживаются на места.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы поближе познакомитесь с Рождественскими традициями на Руси! (приглушает музыку, приглашает детей посмотреть презентацию). На экране заставка "зимняя ночь", которую заметают ажурные снежинки.

Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.

Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.

Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? О чем оно?

Дети: Очень! Про чудеса! О Рождестве!

Воспитатель: Продолжает показ презентации и рассказывает о том как появился на свет маленький Христос, и что это значило для людей. В конце рассказа на экране появляется "Вифлеемская" звезда и изображение крошечного младенца в яслях в окружении домашних животных.

Воспитатель: Давайте послушаем рождественскую песню! (включает запись произведения "В эту ночь так светло и морозно",  слова Татьяны Митюшиной, музыка Людмилы Ершовой). Вам понравилась песня ребята? Чем?

Дети: Музыка мелодичная, нежная. Песня про доброту, про чудеса

Воспитатель: Ребята а вы знаете, что желания загаданные на рождество должны быть особенными: добрыми  и мудрыми.

Воспитатель: А какие вы, ребята загадали желания на Рождество? (дети рассказывают про то, какие желания они загадали).

Воспитатель: Очень хорошие желания в загадали, пусть они обязательно исполнятся! Давайте опять посмотрим на экран.

На экране иллюстрации и описание традиций празднования рождества на Руси .

Воспитатель: Ребята, а какие зимние забавы вы любите больше всего?

Дети: кататься на санках с гор, лепить снеговика, ходить на лыжах, играть в снежки!

Воспитатель: А давайте прямо сейчас поиграем в снежки и на саночках прокатимся! (звучит веселая музыка, воспитатель предлагает детям разделиться на 2 команды. Дети разбирают снежки и по сигналу начинают бросать их друг в друга. Игра повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Наигрались? Молодцы! Кто победил?

Дети: Мы!!!!

Воспитатель: Победила дружба! А теперь на саночках прокатимся! (дети встают парами друг за другом, берутся за руки, начинают бег парами). Под произведение "Зимний хоровод" дети пробежав круг останавливаются, поворачиваются друг к другу, берутся за руки и кружатся с подскоками. Танцевальные элементы повторяются 3 раза)

Воспитатель: Хорошо повеселились? Надо отдохнуть! (Приглашает детей на места и говорит о том что раньше праздник назвался "Коляда" и слово это произошло от славянского "коло" - солнце. Солнце проглотил мифический змей корочун, но добрая богиня Коляда родила людям новое светло.  Люди обрадовались и пошли по дворам рассказывать о чуде, танцевали,  пели радостные песенки "колядки". Предлагает детям послушать запись колядок в исполнении профессионального вокального ансамбля).

Воспитатель: Понравились колядки? Какие они? Какие эмоции взывают?

Дети: Очень! Они веселые, забавные, смешные. Хочется танцевать!

Воспитатель: Хотите поколядовать как это делали в старину?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо! Но прежде вам надо узнать как это делать правильно. Чтобы колядовать нужно собрать компанию и распределится по ролям. Нужно выбрать того, кто будет нести мешок с дарами. Ведь в каждом доме хозяин, который хочет своему дому процветания должен одарить колядующих дарами - сладостями.  Этот персонаж называется «мехоноша». Он должен быть сильный!

Воспитатель: давайте вберем нашего "мехоношу"! (дети обсуждают и выбирают самого сильного мальчика, воспитатель приглашает его подойти к столу с принадлежностями и взять корзину. Затем продолжает комментировать слайды).  

Воспитатель: А в знаете, ребята, что самый веселый из компании одевался в костюм козы. Коза - символ плодородия и богатого урожая. Ее задорные танцы отгоняли неприятности! Еще наряжались в костюмы медведя и лисы. Медведь  - символ силы и мощи, а лисица - символ хитрости. Медведь оберегал пасеки а лиса приносила удачу в охоте.

Воспитатель: Нам нужны желающие на роль веселой "козы",   мощного "медведя" и хитрой "лисы"! (дети высказывают свои пожелания, определяются с ролями, обосновывая свой выбор. и проходят за карнавальными шапочками. После присаживаются на свои места ).

Воспитатель: Один из главных атрибутов ряженых - Звезда! Звезда для колядования должна быть как можно заметней и ярче . Ее закрепляли на длинной палке, украшали лентами и фольгой и отправлялись в праздничный путь!

Воспитатель: Ребята, вы узнали много нового о Рождественских традициях. Вам было интересно?

Дети: Очень!

Воспитатель: Как же нужно праздновать рождество и колядовать?

Дети: Нарядится в костюмы, поздравлять друг друга, радоваться, петь колядки, получать угощения и угощать!

Воспитатель: давайте и мы с вами отпразднуем Рождество по старинному Русскому обычаю! (вручает звезду одному из детей, делает громче музыку , приглашает всех ребят в хоровод. Сделав несколько кругов в одну и другую сторону, показывает танцевальные движения, которые дети повторяют. После предлагает передавать звезду по кругу. По хлопку в ладоши, ребенок у которого в этот момент оказалась звезда выходит в круг и показывает танец, а остальные повторяют. И так несколько раз. После воспитатель убавляет громкость музыки, предлагает ребятам встать полукругом возле макета деревенского домика, берет в руки корзину со сладостями, изображая хозяйку дома. Ребята по очереди рассказывают колядки и получают угощение

Ребенок:

Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

Ребенок:

Коляда, коляда т моя!

Поздравляю всех с праздником я!

Пироги на столах жаром пышут,

От меня поздравления

слышат!

Воспитатель: Спасибо за поздравления! Держите угощения! (Раздает угощения)

Ребенок

Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.

Ребенок:

Колокольчик наш звенит,
Добрым людям говорит,
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять.

Ребенок:

Ты нас будешь дарить — 
Мы будем хвалить, 
А не будешь дарить — 
Мы будем корить! 
Коляда, коляда! 
Подавай пирога! 

Воспитатель: Пирогов-то у нас нету! Угощайтесь-ка конфетой! (Кладет в корзину колядующих конфеты)

Ребенок:

Коляда-колядки!

Везли блин да оладки,

В рисованном возочке,

На вороном конечке!

Ребенок:

Помогаю маме я

Колядую до утра

Пожалейте деточку,

Дайте мне конфеточку!

Ребенок:

Шире двери открывайте
И конфеты раздавайте!
На пороге коляда,
Прибегайте все сюда!
Вам здоровья мы желаем,
И конфеты забираем!

Воспитатель: И вам здоровья крепкого пожелаю!

Ребенок:

Коляда приходит в гости,
Все дела свои отбросьте!
Будет радость, будет пир
В каждом доме будет мир!

Ребенок:

Дайте нам монетки,

Детям по конфетке,

Не приносим людям зла.

Нам отказывать нельзя!

Ребенок:

Колядуем, колядуем,
Песни с танцем чередуем!
И вприсядку, и кругом,
Угощайте пирогом!

Воспитатель: Спасибо вам люди добрые! За ваши добрые пожелания и веселье!

Дети: Спасибо за угощение! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чайные традиции на Руси» конспект занятия по окружающему миру

Задачи:- познакомить с самоваром, выяснить сходство и различия с чайником;- закреплять знания детей о видах чая;- воспитывать интерес к истории русского народа;- формировать связную речь детей, обогащ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»....

Конспект НОД «Знакомство с бытом и традициями на Руси»

Задачи:   развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы....

Конспект занятия «В гостях у предков» ( Народные праздники, традиции на Руси. Рождество.)

Тема: «В гостях у предков»( Народные праздники, традиции на Руси. Рождество.)Цель:Закрепить у детей знание о народных традициях празднования Рождества....

Конспект занятия для старшей группы «Ознакомление с веретеном и прялкой»: "Знакомство с бытом и традициями на Руси"

quot;Знакомство с бытом и традициями на Руси"Программное содержание:    • Познакомить детей с русскими народными традициями: посиделками...

Конспект итоговой интегрированной ООД по социальному миру и лепке "Праздники и традиции на Руси"

Конспект итоговой интегрированной  ООД по социальному миру и лепке на тему:  «Обычаи и традиции на Руси» Цель: Формирование знаний русской национальной культуры.За...

Конспект ОД "Знакомство с русским бытом и традициями на Руси"

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси.Задача: развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом...