Конспект НОД Рождественские традиции на Руси
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД
"Рождественские традиции на Руси"
Цель: познакомить детей с русскими рождественскими традициями.
Задачи:
уточнять представление о зимнем празднике "Рождество" и истории его происхождения;
знакомить с традиционными русскими зимними забавами: игрой в снежки, катании на санках и т.п.;
привить любовь к русским обычаям и традициям;
развивать коммуникативные навыки;
осуществлять совместную деятельность с родителями и детьми;
укреплять сплоченность группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_rozhdestvenskie_traditsii_na_rusi.docx | 45.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
"Рождественские традиции на Руси"
Цель: познакомить детей с русскими рождественскими традициями.
Задачи:
уточнять представление о зимнем празднике "Рождество" и истории его происхождения;
знакомить с традиционными русскими зимними забавами: игрой в снежки, катании на санках и т.п.;
привить любовь к русским обычаям и традициям;
развивать коммуникативные навыки;
осуществлять совместную деятельность с родителями и детьми;
укреплять сплоченность группы.
Оборудование:
проектор для показа презентации на тему "Рождественские традиции на Руси";
колонка;
атрибуты праздника: елка и украшения для зала;
3 корзины (2 пустые, 1 со снежками);
рождественская звезда;
русские народные костюмы;
карнавальные шапочки: медведь, коза, лиса;
санки;
рождественская звезда на палке;
макет деревенского домика для театральных постановок;
угощение.
Предварительная работа:
Разговор о зимних праздниках, традициях и обычаях русского народа;
беседы о семейных традициях празднования Нового года и Рождества;
разучивание колядок дома с родителями;
рассматривание тематических иллюстраций;
чтение детям художественной литературы о зиме и зимних праздниках;
подбор костюмов.
Ход занятия:
Под русскую-народную музыку, дети наряженные в костюмы (девочки в сарафанах, а на голове кокошники, мальчики в рубахах, подвязанных кушаками, в шароварах, на голове картузы), держась за руки, проходят в музыкальный зал, украшенный по-новогоднему. Змейкой обходят его и рассаживаются на места.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы поближе познакомитесь с Рождественскими традициями на Руси! (приглушает музыку, приглашает детей посмотреть презентацию). На экране заставка "зимняя ночь", которую заметают ажурные снежинки.
Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.
Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.
Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? О чем оно?
Дети: Очень! Про чудеса! О Рождестве!
Воспитатель: Продолжает показ презентации и рассказывает о том как появился на свет маленький Христос, и что это значило для людей. В конце рассказа на экране появляется "Вифлеемская" звезда и изображение крошечного младенца в яслях в окружении домашних животных.
Воспитатель: Давайте послушаем рождественскую песню! (включает запись произведения "В эту ночь так светло и морозно", слова Татьяны Митюшиной, музыка Людмилы Ершовой). Вам понравилась песня ребята? Чем?
Дети: Музыка мелодичная, нежная. Песня про доброту, про чудеса
Воспитатель: Ребята а вы знаете, что желания загаданные на рождество должны быть особенными: добрыми и мудрыми.
Воспитатель: А какие вы, ребята загадали желания на Рождество? (дети рассказывают про то, какие желания они загадали).
Воспитатель: Очень хорошие желания в загадали, пусть они обязательно исполнятся! Давайте опять посмотрим на экран.
На экране иллюстрации и описание традиций празднования рождества на Руси .
Воспитатель: Ребята, а какие зимние забавы вы любите больше всего?
Дети: кататься на санках с гор, лепить снеговика, ходить на лыжах, играть в снежки!
Воспитатель: А давайте прямо сейчас поиграем в снежки и на саночках прокатимся! (звучит веселая музыка, воспитатель предлагает детям разделиться на 2 команды. Дети разбирают снежки и по сигналу начинают бросать их друг в друга. Игра повторяется 2-3 раза).
Воспитатель: Наигрались? Молодцы! Кто победил?
Дети: Мы!!!!
Воспитатель: Победила дружба! А теперь на саночках прокатимся! (дети встают парами друг за другом, берутся за руки, начинают бег парами). Под произведение "Зимний хоровод" дети пробежав круг останавливаются, поворачиваются друг к другу, берутся за руки и кружатся с подскоками. Танцевальные элементы повторяются 3 раза)
Воспитатель: Хорошо повеселились? Надо отдохнуть! (Приглашает детей на места и говорит о том что раньше праздник назвался "Коляда" и слово это произошло от славянского "коло" - солнце. Солнце проглотил мифический змей корочун, но добрая богиня Коляда родила людям новое светло. Люди обрадовались и пошли по дворам рассказывать о чуде, танцевали, пели радостные песенки "колядки". Предлагает детям послушать запись колядок в исполнении профессионального вокального ансамбля).
Воспитатель: Понравились колядки? Какие они? Какие эмоции взывают?
Дети: Очень! Они веселые, забавные, смешные. Хочется танцевать!
Воспитатель: Хотите поколядовать как это делали в старину?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо! Но прежде вам надо узнать как это делать правильно. Чтобы колядовать нужно собрать компанию и распределится по ролям. Нужно выбрать того, кто будет нести мешок с дарами. Ведь в каждом доме хозяин, который хочет своему дому процветания должен одарить колядующих дарами - сладостями. Этот персонаж называется «мехоноша». Он должен быть сильный!
Воспитатель: давайте вберем нашего "мехоношу"! (дети обсуждают и выбирают самого сильного мальчика, воспитатель приглашает его подойти к столу с принадлежностями и взять корзину. Затем продолжает комментировать слайды).
Воспитатель: А в знаете, ребята, что самый веселый из компании одевался в костюм козы. Коза - символ плодородия и богатого урожая. Ее задорные танцы отгоняли неприятности! Еще наряжались в костюмы медведя и лисы. Медведь - символ силы и мощи, а лисица - символ хитрости. Медведь оберегал пасеки а лиса приносила удачу в охоте.
Воспитатель: Нам нужны желающие на роль веселой "козы", мощного "медведя" и хитрой "лисы"! (дети высказывают свои пожелания, определяются с ролями, обосновывая свой выбор. и проходят за карнавальными шапочками. После присаживаются на свои места ).
Воспитатель: Один из главных атрибутов ряженых - Звезда! Звезда для колядования должна быть как можно заметней и ярче . Ее закрепляли на длинной палке, украшали лентами и фольгой и отправлялись в праздничный путь!
Воспитатель: Ребята, вы узнали много нового о Рождественских традициях. Вам было интересно?
Дети: Очень!
Воспитатель: Как же нужно праздновать рождество и колядовать?
Дети: Нарядится в костюмы, поздравлять друг друга, радоваться, петь колядки, получать угощения и угощать!
Воспитатель: давайте и мы с вами отпразднуем Рождество по старинному Русскому обычаю! (вручает звезду одному из детей, делает громче музыку , приглашает всех ребят в хоровод. Сделав несколько кругов в одну и другую сторону, показывает танцевальные движения, которые дети повторяют. После предлагает передавать звезду по кругу. По хлопку в ладоши, ребенок у которого в этот момент оказалась звезда выходит в круг и показывает танец, а остальные повторяют. И так несколько раз. После воспитатель убавляет громкость музыки, предлагает ребятам встать полукругом возле макета деревенского домика, берет в руки корзину со сладостями, изображая хозяйку дома. Ребята по очереди рассказывают колядки и получают угощение
Ребенок:
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
Ребенок:
Коляда, коляда т моя!
Поздравляю всех с праздником я!
Пироги на столах жаром пышут,
От меня поздравления
слышат!
Воспитатель: Спасибо за поздравления! Держите угощения! (Раздает угощения)
Ребенок
Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.
Ребенок:
Колокольчик наш звенит,
Добрым людям говорит,
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять.
Ребенок:
Ты нас будешь дарить —
Мы будем хвалить,
А не будешь дарить —
Мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!
Воспитатель: Пирогов-то у нас нету! Угощайтесь-ка конфетой! (Кладет в корзину колядующих конфеты)
Ребенок:
Коляда-колядки!
Везли блин да оладки,
В рисованном возочке,
На вороном конечке!
Ребенок:
Помогаю маме я
Колядую до утра
Пожалейте деточку,
Дайте мне конфеточку!
Ребенок:
Шире двери открывайте
И конфеты раздавайте!
На пороге коляда,
Прибегайте все сюда!
Вам здоровья мы желаем,
И конфеты забираем!
Воспитатель: И вам здоровья крепкого пожелаю!
Ребенок:
Коляда приходит в гости,
Все дела свои отбросьте!
Будет радость, будет пир
В каждом доме будет мир!
Ребенок:
Дайте нам монетки,
Детям по конфетке,
Не приносим людям зла.
Нам отказывать нельзя!
Ребенок:
Колядуем, колядуем,
Песни с танцем чередуем!
И вприсядку, и кругом,
Угощайте пирогом!
Воспитатель: Спасибо вам люди добрые! За ваши добрые пожелания и веселье!
Дети: Спасибо за угощение! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Чайные традиции на Руси» конспект занятия по окружающему миру
Задачи:- познакомить с самоваром, выяснить сходство и различия с чайником;- закреплять знания детей о видах чая;- воспитывать интерес к истории русского народа;- формировать связную речь детей, обогащ...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»....
Конспект НОД «Знакомство с бытом и традициями на Руси»
Задачи: развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы....
Конспект занятия «В гостях у предков» ( Народные праздники, традиции на Руси. Рождество.)
Тема: «В гостях у предков»( Народные праздники, традиции на Руси. Рождество.)Цель:Закрепить у детей знание о народных традициях празднования Рождества....
Конспект занятия для старшей группы «Ознакомление с веретеном и прялкой»: "Знакомство с бытом и традициями на Руси"
quot;Знакомство с бытом и традициями на Руси"Программное содержание: • Познакомить детей с русскими народными традициями: посиделками...
Конспект итоговой интегрированной ООД по социальному миру и лепке "Праздники и традиции на Руси"
Конспект итоговой интегрированной ООД по социальному миру и лепке на тему: «Обычаи и традиции на Руси» Цель: Формирование знаний русской национальной культуры.За...
Конспект ОД "Знакомство с русским бытом и традициями на Руси"
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси.Задача: развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом...