Конспект интегрированного занятия ООД "Хлеб народов России"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шомоева Айгюль Эсеновна

конспект интегрированного занятия ООД в подготовительной к школе группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_narodov_rossii.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Шомоева Айгюль Эсеновна, воспитатель МБДОУ д/с №9 «Якутяночка»

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  «Хлебные традиции народов России»

Описание материала: Данный материал будет полезен для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений. Этот конспект направлен на развитие познавательных, речевых, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Данный материал также может быть использован в работе по патриотическому воспитанию. как ознакомление с культурой народов России.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Цель: познакомить детей с традициями народов России, связанными с хлебом; привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

Образовательные: обогащать знания детей о значении хлеба в жизни человека; познакомить детей с некоторыми традициями народов России, связанными с хлебом; закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания у любого народа; учить детей относиться с уважением друг другу; продолжать учить детей лепить в нетрадиционной технике из соленого теста, используя знакомые приемы лепки.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки и познавательный интерес; развивать речь детей, обогащать словарный запас; развивать творчество, инициативу и самостоятельность.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда; воспитывать любовь к своей Родине и уважения к своему народу; воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей; воспитывать аккуратность и позитивное отношение к своей работе.

Оборудование: народный костюм для «Хозяюшки», экран для презентации, презентация «Хлебные традиции», хлеб-каравай, соленое тесто для лепки, кисточки, баночки с водой, дощечки, салфетки.

Предварительная работа:

Беседа «Откуда хлеб пришел»; рассматривание иллюстраций; чтение пословиц, литературных произведений по теме; рассматривание колосьев пшеницы.

Методы и приёмы: беседа, использование художественного слова, игровые приёмы, показ, объяснение, анализ.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребятки! Как ваши дела? Как настроение? Я сейчас загадаю вам загадку, попробуйте догадаться, о какой стране идет речь?

В какой стране под небом вьётся

Флаг бело-сине-красный?

Оттуда яркая матрёшка,

А также вкусная окрошка?

Прим.ответы детей: Россия!

Воспитатель: (слайд 2)Да, верно! Сегодня мы с вами поговорим о России. Россия очень большая страна. Россия является домом для многих людей разных национальностей. В России проживают более 180 народов! (буряты, татары, башкиры, удмурты, чеченцы, ингуши, калмыки, якуты, чукчи, русские и многие другие) В России живут очень гостеприимные люди. У каждого народа есть свои традиции, обычаи, свои любимые блюда, но есть то что объединяет нас всех. Это то, к чему мы все относимся с уважением, без чего не обходится ни один стол. Как вы думаете, что это?

Прим.ответы детей: Хлеб!

Воспитатель: Да, верно ребята! Давайте вспомним, как хлеб попадает к нам на стол? (слайд 3)

Прим.ответы детей: сначала нужно вспахать землю, посеять семена, дождаться, когда созреет пшеница, затем собрать урожай, смолоть зерно, из полученной муки заместить тесто и потом испечь хлеб, потом хлеб везут в магазин.

Воспитатель: Верно, вы молодцы! Очень много людей трудятся, чтобы у нас каждый день на столе был хлеб. Что мы можем им сказать?

Прим.ответы детей: Спасибо!

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправляться в путешествие. Давайте отправимся в гости (физминутка слайд 4). Так как наша страна очень большая предлагаю путешествовать на самолете. Садимся в самолет

 Мы садимся в самолет,

Отправляемся в полет!

Мы летим над облаками

Машем папе, машем маме.
Видим, как течет река,

Видим в лодке рыбака.

Осторожнее: гора!

Приземляться нам пора!

Воспитатель: Ребята, мы с вами прибыли в Бурятию (слайд 5 и 6)  

Давным-давно буряты вели кочевой образ жизни.. В основном питались мясом и молочными продуктами. у бурят не так много видов хлеба, как например у русских, потому что мука у них была очень редким продуктом. Ее использовали только по праздникам. Посмотрите ребята, какие праздничные угощения для нас приготовили. Традиционная праздничная выпечка боовы. Хозяйки готовят их на праздник. Еще буузы. Это блюдо является национальным традиционным блюдом у бурят. Их готовят на праздники, когда встречают гостей. Традиционно их готовят в форме юрты. Современные хозяйки уже и боовы и буузы готовят и просто когда ходят порадовать свою семью вкусным угощением.

Воспитатель: Ну что же, отправляемся дальше (слайд 7), садимся в самолет (физминутка)

Ребята, мы с вами прибыли в Татарстан (слайд 8 и 9)  

Посмотрите ребята, какие угощения для нас приготовили. Традиционная сладкая праздничная выпечка чак-чак. Хозяйки готовят их на праздники, для встречи гостей. Татарский хлеб называется ипи или икмек. У татар, согласно народным поверьям, хлеб считался священным. Нельзя было бросать хлеб на пол, строго запрещалось топтать крошки на полу, сидеть выше хлеба также считалось верхом непочтения. Даже существовала хлебная клятва. Если поклялся на хлебе во что бы то ни стало должен сохранить клятву.

Воспитатель: Ребята, отправляемся дальше. (слайд 10) (физминутка)

Мы с вами прилетели на Кавказ, в Ингушетию (слайд 11 и 12).

Ингушский хлеб называется ольгаш. Это пышные лепешки на кефире. В старые времена хлеб готовили в специальных печах, которые называются тандыр. (слайд 13). Даже сейчас в селах есть такие печи. Но современные хозяйки научились готовится ольгаш на сковороде. На Кавказе из муки готовят не только хлеб и выпечку, но и делают десерт, мучную халву (слайд 14)

Воспитатель: Отправляемся дальше (слайд 15) (физминутка)

Мы прибыли с вами в город Муром во Владимирской области. Этот город считается родиной русского калача (слайд 16) Калач – это старинный вид хлеба на Руси.(слайд 17) Если обычно хлеб пекли из ржаной муки, то калачи пекли из пшеничной муки, просеянной через мелкое сито. От этого калачи были воздушными внутри и хрустящей корочкой снаружи. Как и у других народов у русских было почтительное отношение к хлебу. К хлебу относились как к святыне, нельзя было баловаться хлебом, ломать, выбрасывать. Если откусывали хлеб нужно было доесть до конца. Если хлеб оставался его не выбрасывали, а отдавали птицам или животным.

Ребята, а в вашей семье и в детском саду соблюдаются эти правила?

Прим.ответы детей: Да, не всегда, некоторые не соблюдаем.

Хозяюшка: Ну что ж, все эти правила вы знаете и давайте мы будем бережно и уважительно относится к хлебу!

Прим.ответы детей: Да!

Воспитатель: Ну что ж, тогда нам пора отправляться домой! (слайд 18) (физминутска)

Воспитатель: ребята, мы снова с вами в нашем детском саду. Посмотрите, какой путь мы проделали. В России живут очень много людей разных национальностей. Все мы разные, даже виды хлеба у нас разные, но всех нас объединяет любовь к нашей родине, уважение к традициям нашего народа, нашей малой родины, нашей семьи (слайд 19)

Я предлагаю вам вспомнить где мы были и выполнить задания. Посмотрите на картинку? Давайте вспомним какая картинка к какому народу относится? (слайд 20)

Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы, каждая группа будет выполнять свое задание. После того как прозвенит колокольчик, вы должны будете поменяться столами. Но прежде, чем приступить к работе, разогреем свои пальчики.

Пальчиковая игра «Мельница».

За работу жернова,

Зёрна перетрём, сперва!

Чтобы сделать каравай,

Жернова быстрей вращай!

Крепче трём зерну бока,

Получается мука! (трём ладонь о ладонь круговыми движениями, сначала в одну, затем в другую сторону).

Воспитатель: 1 группа: Лепка из соленого теста - Ребята, приёмы лепки из теста те же, что и для лепки из пластилина. Но есть сложности - поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому её надо смачивать водой при помочи кисточки, чтобы детали лучше склеивались, тоже смачивайте их водой перед тем, как соединить. Для лепки сибирского калача нам нужно сделать 2 длинных жгутика, после переплести их друг с другом

                         2 группа: подгрупповая работа – Ребятам, нам нужно сделать блюдо чак-чак. На короткие жгуты складываем на тарелочку в форме пирамиды. Работать нужно слаженно и дружно, тогда все получится.

                        3 группа: Ваша задача раскрасить юрту, но прежде нужно посчитать геометрические фигуры и вписать цифры в фигуру. Цвет фигуры указан на столе

Воспитатель: Вы все большие молодцы. Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? А что понравилось больше всего? Что нового вы узнали? Какой хлеб вы бы хотели попробовать?  Какие правила вы запомнили?

Воспитатель: Молодцы, ребята, мне тоже очень понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Наша Родина-Россия" для старшей группы.

В этом занятии дети отправляются в путешествие по бескрайным просторам нашей Родины. Знакомятся с символикой России, ее достопремечательностями....

Конспект интегрированного занятия "Берёзка - символ России"

В настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, гаджеты и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увиде...

Конспект интегрированного занятия «Государственные символы России» для детей старшей группы

Данное мероприятие направлено на формирование патриотических чувств у детей на основе беседы о родной стране и включает в себя изучение теоретических сведений о символике и геральдике, знакомство с пр...

Конспект интегрированного занятия "Символика нашей России"

Интегрированное занятие по познавательному развитию (подготовительная к школе группа)...

Конспект интегрированного занятия "Наша Родина - Россия" Средняя группа

Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину....

Конспект интегрированного занятия "Наша Родина - Россия"

Россия - священная наша держава,Россия - любимая наша страна!Могучая воля, великая слава - твое достоянье на все времена!        Что такое Родина? Значений этого слова очень много....