Программы работы с родителями
рабочая программа

Озерова Ирина Сергеевна

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родителиявляются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

Протокол №1

 от 25.08.2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»  

________Ермолаева С.Н.

Приказ  от 25.08.2021 №81-од

Рабочая программа воспитателя  

«Взаимодействие ДОУ + семья»

)

Срок реализации программы: 2 года

Авторы-составители:

  Старший  воспитатель -Озерова И.С.

Воспитатели:

Содержание

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка _____________________________________________________3

1.2. Цели и задачи по реализации программы _____________________________________ 4 

1.3.Принципы работы по взаимодействию  педагога с семьёй________________________ 4

1.4. Ожидаемые результаты ____________________________________________________ 5

  1. Содержательный раздел

2.1.Направления  работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с педагогами группы ___________________________________________________________ 6

2.2. Формы работы при реализации программы.____________________________________8 

2.3. Этапы реализации программы_______________________________________________9

2.4. Перспективный план работы с родителями группе на 20____ – 20_____ учебный год.________________________________________ 10

  1. Организационный раздел

3.1 Методическое обеспечение  программы _____________________________________  15

Приложение

Приложение 1. Анкета для родителей «Давайте познакомимся»_____________________ 16

Приложение 2. Анкета «Выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении».______________ 18

Приложение 3. Характеристика  родителей воспитанников посещающих  группу.____ 20

 

  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

 Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками дошкольного образовательного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.  Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Актуальность программы

Взаимодействие с родителями является актуальной и трудной на сегодняшний день. 

Актуальной, потому что важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышении, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. 

Новизна  и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно – воспитательной среды в дошкольной организации и семье, через развитие социально-педагогической компетентности родителей.  

 

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

-закон «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 №273-ФЗ;

-приказ Миннауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в минюсте России 14.11.2013г. №30384) 

– санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 -13 от 15.05.2013г. №26; 

1.2.Цели и задачи программы

Ведущими целями программы являются – установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство  создание условий для благоприятного климата взаимодействия с  родителями. 

            Задачи:

  • Диагностика внутрисемейных отношений между взрослыми и детьми, определение социального статуса семей воспитанников.
  • Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
  • Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей.
  • Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.
  • Просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями и тенденциями в системе дошкольного образования муниципалитета и региона.
  • Привлечение  родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
  • Формирование позитивных форм общения.
  • Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

 

1.3. Принципы работы по взаимодействию  педагога с семьёй.

Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

  • Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива дошкольного учреждения и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей; 
  • Принцип открытости и доверия  – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду; 
  • Принцип сотрудничества – общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения; 
  • Принцип согласованного взаимодействия – возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания и образования детей. 
  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к каждой семье

 

1.4.Ожидаемые результаты:

  • Родители будут участвовать в воспитательно-образовательном процессе группы, как субъекте этого процесса.
  • Повысится педагогическая культура родителей и воспитателей.
  • Объединятся интересы семьи и педагогов в вопросах воспитания и развития детей.
  • Будет сплочённость семьи как системы.
  • Будут созданы условия для успешной социализации детей дошкольного возраста.

 

  1. Содержательный раздел

2.1. Общие положения программы

  Реализация программы рассчитана для работы  с детьми старшего и подготовительного к школе возраста (дети 5- 7 лет).  Содержание программы реализуется через перспективное планирование работы с семьёй.    

 

2.1 Направления  работы по вовлечению родителей в совместную деятельность  с педагогами группы

.    Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

  • Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагога начинается с анкетирования родителей «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 

В населенном пункте

  1. Сбор информации о семьях

2.Распространение информации о работе детского сада (сайт; публикации в печати; родительские собрания).

  1. Анализ информации.

В детском саду

1.Сбор информации: 

– о ребенке (состояние здоровья (медицинская карта);индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения); ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы; выявление одаренных детей; выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети  находящиеся в социально – неблагополучных семьях).

– о семье: (состав семьи; определение социального статуса семьи (социальная анкета); выявление семей группы «риска»; материально-бытовые условия; психологический микроклимат, стиль воспитания;  семейные традиции, увлечения членов семьи; заказ на образовательные и оздоровительные услуги. 

– о потребностях педагогических кадров: (проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников; выявление стратегии взаимодействия с семьями).

  1. Анализ информации.

 

  • Познавательное направление

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей (обогащение родителей  знаниями в вопросах воспитания детей), а также повышение профессионализма педагогических кадров. Для этого в  необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. 

Педагоги

  1. Просветительская деятельность  (вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей; вопросы воспитания детей дошкольного возраста; формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях).
  2. Организационно-педагогическая деятельность (обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.; тренинги по обучению родителей общению).

Родители

1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами группы.

2.Просветительская деятельность через наглядную информацию (информационные стенды; родительские уголки;  методическая литература.

3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность (беседы; консультации; круглые столы; родительские собрания).

Дети

Социально-нравственное и познавательное развитие (семья; родословная семейные традиции; гендерное воспитание; формирование духовных ценностей.)

 

  • Досуговое направление (организационно-методическая деятельность)

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в группе все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Педагоги

  1. Организация культурно-массовых мероприятий.
  2. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

Родители

1.Вовлечение родителей в педагогический процесс (участие в культурно-массовых мероприятиях; совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»; планирование и совместная работа на родительских собраниях; помощь в организации досуговой деятельности; совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги); оформление групп детского сада; участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.); благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега)

Дети

1.Вовлечение детей в творческий процесс:

– участие в культурно-массовых мероприятиях; участие в выставках детско – родительских творческих работ (рисунки, поделки); совместное участие с родителями в семейных концертах).

 

  • Наглядно информационное направление

Целью этого направления является – ознакомление родителей с работой группы; особенностями воспитания детей старшего дошкольного возраста; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей,  привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах (Родительские уголки, папки-передвижки, фотовыставки и пр.).

 

2.2.Формы работы при реализации программы.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в нашей группе.  

Традиционные:     

-Анкетирование родителей (для сбора социологических данных)

-Памятки

-Буклеты

-Родительское собрание.

-День открытых дверей.

-Консультации (тематические и индивидуальные для повышения педагогической культуры родителей).

– Тематические конференции по обмену опытом воспитания.

-Семейные праздники  (День матери и др.).

-Занятия  с участием родителей («Школа будущего первоклассника»).

-Папки  – передвижки.

-Выставки  совместного творчества.

-Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.  

Инновационные  

Сайт группы.

 Проектная деятельность  «Огород на подоконнике»).

Участие во Всероссийских,  Региональных, Муниципальных конкурсах детского творчества.

 

2.3. Этапы реализации программы

 

Первый этап – подготовительный 

Целью данного этапа является – определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса. 

Задачи данного этапа: 

1.Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства; 

2.Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия. 

 

Второй этап – практический 

Его цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. 

Задачи данного этапа: 

1.Практическая реализация программы

  1. Создание  предметно-пространственной среды.
  2. совместна работа воспитателей и родителей.

 

Третий этап – заключительный 

Его цель – подведение итогов социального партнерства. 

Задачи данного этапа: 

  1. Проведение анализа проделанной работы; 

2.Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.

2.4. Перспективный план работы с родителями  

на 20____ – 20_____ учебный год.

Дата

Мероприятия

Ответственные

СЕНТЯБРЬ

1.Здравствуй, детский сад!

Адаптационные мероприятия с вновь поступающими детьми, вернувшимися из летних отпусков.

2. Буклет «Возрастные особенности детей лет»

3.Консультации для родителей:  «Общие правила по приему вновь прибывших детей».

4.Родительское собрание

«Давайте познакомимся», «Задачи воспитания и обучения на учебный _________год в соответствие с ФГОС»,  

5.Анкетирование родителей

Цель: выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг ДОУ 

  

6. Оформление папки – передвижки на тему «Домашние задания в сентябре»

7. Смотр конкурс  поделки всей семьи на тему «Щедрая осень»

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

 Воспитатели

Ст.воспитатель

 

Воспитатели

Ст. воспитатель

Воспитатели

Воспитатели, родители, дети.

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

1.Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»

2. Оформление родительского уголка на тему  «О здоровье всерьез»

3.Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников»

4. Осенний праздник  для детей и родителей «Осенины»

Дата проведения _____________

5. Оформление папки-передвижки на тему «Домашние задания в октябре»

1.Консультации  для родителей:

 «Правильное питание дошкольников»

2.Оформление родительского уголка на тему «Компьютер: «за» и «против»»

3.Фотовыставка    

«Мамины помощники»

4.Праздник ко Дню матери

Дата проведения _____________

5. Консультация «Семейное чтение», «Роль  художественной литературы в развитии речи детей»

5. Оформление папки-передвижки на тему «Домашние задания в ноябре»

1.Оформление родительского уголка на тему: «О здоровье в серьез!  Закаливание – первый шаг на пути к здоровью»

 2.Консультация для родителей «Как организовать в семье праздники для детей». «Безопасный Новый год»

3. Смотр-конкурс «Новогодние игрушки»

4.  Новогодний утренник

5. Оформление папки-передвижки на тему «Домашние задания в декабре»

1.Тематическая выставка «Подготовка руки дошкольника к письму»

2. Консультация для родителей « Родительский авторитет и родительская любовь – основа воспитания ребенка»

3. Оформление родительского уголка на тему «Рекомендации логопеда «Поговори со мной, мама»».

 

4. Буклет «Одеваем детей по погоде»

5. Оформление папки-передвижки на тему «Домашние задания в январе»

1.Оформление родительского уголка на тему «Как организовать предметно-развивающую среду в семье».

 

2. Консультация для родителей «Береги себя» (ОБЖ- о чём можно побеседовать с ребёнком)

3.Конкурс рисунков посвященный 

Дню защитника Отечества  

4.Изготовление стенгазеты «Мой папа лучше всех»

5. Праздник  посвященный Дню защитника Отечества «А я папочку люблю»

Дата проведения ______________

6. Оформление папки-передвижки на тему «Домашние задания в феврале»

1.Оформление родительского уголка на тему «Воспитание ребёнка средствами родного языка».

 

2. Консультация для родителей: «Родителям о речи ребенка. Как формировать и  развивать речь»

3. Изготовление стенгазеты «Моя мама модница»

  

4. Конкурс детских рисунков  «Цветы для мамы»

5. Праздник посвященный Дню 8отр-конкурс Ц Марта  

Дата проведения _____________

6. Оформление папки-передвижки на тему «Домашние задания в марте»

1. Оформление родительского уголка на тему «Как уберечь ребенка от травмы» (профилактика детского травматизма и ДТП)

2. Консультация для родителей «Как определить готовность ребенка к школьному обучению»

3.Выставка рисунков,   посвященная «Дню космонавтики»  

4.Анкетирование родителей «Как вы оцениваете работу сотрудников детского сада?»

6. Оформление папки-передвижки на тему «Домашние задания в апреле»

1. Оформление родительского уголка на тему «Как организовать летний отдых детей»

2. Консультация для родителей на тему: «Дисциплина на улице-залог безопасности»

3. Выставка творческих  работ посвящённая празднику «день победы» 

4.«Выпускной бал»-праздничный концерт, посвященный выпуску детей подготовительной группы в школу

Воспитатели

Воспитатели

 

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители, дети

  Воспитатели

Воспитатели

Ст. медсестра

Воспитатели

Воспитатели, родители, дети

Воспитатели, родители, дети

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, 

Ст. медсестра

Воспитатели

Воспитатели, родители, дети

Воспитатели, родители, дети.

Воспитатели

Воспитатели,

Ст. воспитатель

Воспитатели

Воспитатели,  

логопед

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

 

Воспитатели, дети

Воспитатели 

Воспитатели, родители, дети

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели,

логопед

Воспитатели, родители

Воспитатели, дети.

Воспитатели, родители, дети

Воспитатели

Воспитатели

Директор

Ст. медсестра

Воспитатели

Воспитатели, родители,  дети

Воспитатели, родители

Воспитатели

Воспитатели,

Ст. медсестра

Воспитатели

Воспитатели, родители,  дети

Воспитатели, родители, дети.

Родительские собрания

Дата

Тема собрания

Задачи

Форма проведения

Сентябрь

«На пути к школе»

Способствовать эмоциональному расположению друг к другу участников родительского собрания, зарождение основы для будущего доверия; знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей в новом учебном году, с психологическими и возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Нетрадиционное родительское собрание с чаепитием

Декабрь

«О здоровье всерьёз»

Познакомить родителей с основными факторами, способствующих укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях детского сада; формирование у родителей мотивации к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье своих детей; повышение мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий, в домашних условиях.

Традиционное родительское собрание

Март

«Правила безопасности

детей. Безопасность на дорогах»

Организация совместной деятельности воспитателей, родителей и детей по профилактике детского дорожного травматизма; сформировать у родителей чувство ответственности за безопасность своего ребёнка, обозначить возможные опасности для ребёнка, определить роль родителей в формировании навыков безопасности поведения у детей.

Традиционное родительское собрание

Май

«Семья на пороге к школьной жизни»

Подвести итоги уходящего года; привлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребёнка к школе»; обсуждение данной темы круглого стола с привлечением старшего воспитателя и мед. работника; вооружить родителей практическими советами при подготовки ребёнка к школе

Круглый стол

Дни добрых дел

Дата

Дни добрых дел

Ответственные

1.

Сентябрь – октябрь

Помощь в создании предметно – развивающей среды в группе.

Воспитатели,

Родители

2.

Ноябрь – декабрь

Помощь птицам (корм и кормушки).

Снежные постройки.

Воспитатели,

Родители

3.

В течение года

Ремонт мебели и игрушек в группе, помощь в изготовлении костюмов и аксессуаров к праздникам; в создании предметно-развивающей среды в группе.

Воспитатели,

Родители

4.

Май

Оформление цветочных клумб на прогулочном участке, помощь в ремонте игрового оборудования, посадка деревьев.

Родители, 

Воспитатели

5.

В течении года

Тетрадь отзывов и предложений, где родители могут выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения, замечания

Родители

3.1. Организационный раздел

 

3.1 Методическое обеспечение  программы

 

1.Родительские собрания в детском саду: Младшая группа / Авт.- сост. С.В. Чиркова. – Москва. ВАКО, 2013. -233 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)

2.Родительские собрания в детском саду: Средняя группа / Авт.- сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2010. -256 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)

 3.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (вступает в силу с 1 сентября 2013 года). – Новосибирск: Норматика , 2013.- 128 с.- (Кодексы, Законы, Нормы) 

  1. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья –единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2001.-224 с. 

5.Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис — пресс, 2006. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие) 

 

Приложение №1

 

                        Анкета для родителей “Давайте познакомимся”

 

  Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся. 

 

  1. Ф. И. О. ребенка _____________________________________________________________
  2. Дата рождения ______________________________________________________________
  3. Домашний адрес, телефон ____________________________________________________
  4. Состав семьи______________Какой ребенок по счету в семье? ______________________
  5. Мать

Ф. И. О., год рождения _________________________________________________________

Образование, специальность ____________________________________________________

Место работы, телефон, рабочий телефон _________________________________________

 _____________________________________________________________________________

  1. Отец 

Ф. И. О., год рождения _________________________________________________________

Образование, специальность ____________________________________________________

Место работы, телефон,  рабочий телефон _________________________________________

 _____________________________________________________________________________

  1. С кем проживает ребенок _____________________________________________________
  2. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании ___________________________________________________________________
  3. Другие дети в семье (их возраст, взаимоотношения ребенка с ними) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Как вы называете своего ребенка (его любимое имя) ____________________________
  5. К кому из членов семьи ребенок больше привязан _______________________________
  6. Часто ли ребенок болеет (причина), какие заболевания, травмы перенёс _____________

_____________________________________________________________________________

  1. Основные виды игр и занятий дома ___________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Легко ли рассмешить ребенка ________________________________________________
  2. Какие игрушки любит, кто их убирает _________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Любимая пища _____________________________________________________________
  2. Нелюбимая пища ___________________________________________________________
  3. Есть ли у ребёнка аллергия (на что)____________________________________________
  4. Как ребенок просыпается утром: (нужное подчеркнуть)

 а) активен, в хорошем настроении       б) с капризами 

  1. Часто ли в вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц) 

_____________________________________________________________________________

  1. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения _____________________________________________________________________________
  2. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре (нужное подчеркнуть)

 а) активен, лидер      б) легко присоединяется к играющим     в) испытывает трудности 

  1. Любимые занятия, интересы (подчеркнуть)

   а) лепка, рисование, конструирование        б) подвижные игры, физическая активность 

             в) книги, познавательные игры              г) другое ______________________________

  1. Часто ли капризничает ваш ребёнок?___________________________________________
  2. Что может вызвать гнев у ребёнка?____________________________________________
  3. Наказываете вы ребенка? Если да, то как? ______________________________________
  4. Какие меры поощрения вы применяете ________________________________________

 _____________________________________________________________________________

  1. Кто активнее занимается воспитанием  ребёнка?_________________________________
  2. Кто гуляет с ребёнком?______________________________________________________
  3. Кто будет забирать ребёнка из детского сада?___________________________________

_____________________________________________________________________________

 

  1. Условия жизни ребенка (нужное подчеркнуть)

 отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей.

  1. Какую помощь можете оказать группе?________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Какие дополнительные сведения о ребёнке должен знать воспитатель? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Ваши пожелания _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата заполнения_____________________                       Подпись_______________________

 

Приложение №2

 

Анкета «Выявление интересов, пожеланий родителей»

 

Уважаемые родители!

Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении просим Вас ответить на следующие вопросы:

 

  1. Ф И  ребёнка _________________________________________________

 

  1. Ваша Ф И О_________________________________________________________________

 

  1. На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду (выделить 2-3 пункта)

 

  • на общее развитие
  • на подготовку к школе
  • по развитию художественно-эстетического вкуса (музыкальная, изобразительная, театрализованная деятельность)
  • на приобщение к русской национальной культуре
  • на воспитание экологической культуры

 

  1. 4. Отметьте темы, которые Вы хотели бы обсудить:

 

  • Защита прав и достоинства маленького ребёнка
  • Воспитываем в ребёнке самостоятельность
  • Как развить творческие способности у детей
  • Как уберечь ребёнка от несчастного случая (ПДД, Пожарная охрана)
  • Развитие познавательной сферы ребенка (внимание, память, мышление) посредством развивающих игр
  • Развитие логического мышления и смысловой памяти
  • О культуре поведения
  • «Ее величество сказка» (организация чтения дома)
  • «Домашняя лаборатория» (экспериментирование в домашних условиях)
  • «Театр и дети» (знакомство детей с миром искусства)
  • «Моя семья – моя родословная» (составление родословной, знакомство с традициями семьи)
  • «Вежливость воспитывается вежливостью» (формирование доброжелательных отношений)
  • Детская ложь
  • Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой
  • Компьютер: «за» и «против»
  • Гипер активный ребенок
  • другое (что именно) укажите________________________________________________

 

  1. 5. Какие формы работы с семьей Вы считаете для себя наиболее интересными, значимыми?

 

  • консультации;
  • буклет, памятка;
  • индивидуальные беседы;
  • родительские собрания;
  • практические семинары;
  • семейный клуб;
  • другое (что именно) укажите ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. В каких формах работы Вы хотели бы принять личное участие?

 

  • родительские собрания;
  • лекции;
  • групповые досуги;
  • тематические консультации;
  • семинары-практикумы;
  • тематические выставки;
  • родительские клубы;
  • другое (что именно) укажите____________________________________________

 

  1. Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребёнка:

 

  • логопеда
  • медицинского работника
  • педагога
  • другого специалиста укажите______________________________________________

Спасибо за сотрудничество

 

Приложение №3

Характеристика  родителей воспитанников посещающих  группу.

Первая группа —   родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям – детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

  • Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
  • Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

Протокол №1

 от 25.08.2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»  

________Ермолаева С.Н.

Приказ  от 25.08.2020г №80-од

Программа работы с родителями во второй младшей группе

Срок реализации программы: 1 год

Авторы-составители:

  Старший  воспитатель -Озерова И.С.

Воспитатели:


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка ………………….………………………………….3
  2. Цели и задачи реализации Программы……………………………….........3
  3. Содержание направлений работы с семьёй по образовательным

областям ……………………………………………………………………..4

  1. Содержательный  раздел
  1. Содержание программы………………………………………………...6
  1. Информационно – просветительский раздел………………………6
  2. Эффективное сотрудничество специалистов детского сада и семьи………………………………………………………………….6
  3. Консультативно-профилактический……………………………….6

  1. Ожидаемые результаты реализации……………………………………7
  1. Практический раздел

          3.1. Перспективно-тематический план программы…………………………..8

Пояснительная записка

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

В современных  условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей,  то есть  имеющим возможность оказывать  на неё  определенное влияние. В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Педагогический коллектив детского сада должен направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах. Проблема адаптации родителей к современным условиям обучения и воспитания их детей, очень быстро становится актуальной, именно поэтому было решено создать программу, в которой бы учитывалась динамика современного обучения, возможность адаптации и раскрытия внутреннего потенциала у родителей и их детей.

Актуальность  данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения  культуры социально - педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в  воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка.

Новизна  и  практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально-педагогической компетентности, повышается ответственность  и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители  являются активными участниками реализации программы, для которых целевым ориентиром является  формирование социального портрета ребенка дошкольника и возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольной организации, которая ведет к продвижению имиджа детского сада

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

•        единый подход к процессу воспитания ребёнка;

•        открытость дошкольного учреждения для родителей;

•        взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;

•        уважение и доброжелательность друг к другу;

Цель: взаимодействие ДОУ и семьи, для оптимизации процесса воспитания и развития детей.

Задачи:

- поиск новых форм сотрудничества воспитателя с родителями и родителей с детьми

- акцентирование внимания на сохранение взаимодействия между семьей и ДОУ в подходах к задач социально-коммуникативного воспитания детей

- содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и образования детей.

В работе с родителями (законными представителями) нахожусь в постоянном поиске новых форм, методов, способов взаимодействия, в том числе и введении в педагогическую практику нетрадиционных, дистанционных  форм работы

Основные формы взаимодействия с семьей

Среди часто используемых форм:

  • Социально-педагогическая диагностика, анкетирование
  • Оформление стендов, папок-передвижек: «Детские страхи», «Учите детей говорить правильно», «Капризы и упрямство», «Воспитан ли ваш ребенок», «Времена года», «Режим дня – залог здоровья», «Вечерние игры с малышом», «Выходной день» и др.

Из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями (законными представителями):

  • Проведение открытых видеочатов с родительским комитетом, использование социальных мессенджеров для дистанционной работы с родителями.
  • Вернисаж детско-родительских рисунков «Моя семья», поделок «Осенние фантазии», «Подарок для ёлочки»
  • Помощь родителей в оформление предметно-развивающей среды группы поделками детей и родителей к праздникам.

Содержание направлений работы с семьей

по образовательным областям

Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"

Обратить внимание родителей на развитие коммуникативных способностей ребенка, умение взаимодействовать с взрослыми  и сверстниками.  

Рекомендовать родителям создать в семье доброжелательные взаимоотношения  для формирования у ребенка уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.  

 Ориентировать родителей в выборе  литературы, художественных и мультипликационных фильмов, направленных   на  нравственное и патриотическое воспитание.

Привлекать внимание родителей к разным формам совместно с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома. Давать детям посильные трудовые поручения. Проводить беседы о профессиях в семье. Поощрять навыки самообслуживания детей.

Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице и дома. Проводить беседы, читать литературу, нацеленную на формирование основ безопасности  жизнедеятельности.

Образовательная область "Познавательное развитие"

Информировать родителей  о возрастных  особенностях  познавательных особенностях развития  детей.

Привлекать родителей  к  участию в исследовательской,  продуктивной деятельности детей, проводить беседы с детьми, читать им познавательную литературу развивать любознательность.

Ориентировать родителей на совместные информационно-развлекательные прогулки и экскурсии для ознакомления детей  с окружающей родной природой и социальным миром.

Образовательная область "Речевое развитие"

Рекомендовать родителям создать в семье благоприятные условия  для   речевого развития. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.  Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Ориентировать  родителей в выборе  произведений, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с  художественной  литературой.

Обращать внимание родителей  на развитие у ребенка диалогической речи: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить рассказывать и пересказывать.

Образовательная область " Художественно-эстетическое развитие"

Информировать родителей об основных целях и задачах формирования интереса к эстетической стороне окружающего мира.

Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

Ориентировать родителей в выборе литературы , нацеленной на  формирование у детей элементарных представлений о видах  и жанрах искусства ( стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и соооружение (архитектура). )

Рекомендовать родителям посещать с детьми театры, выставки, библиотеки, музеи. Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора.

Заниматься совместно с детьми художественным творчеством. Организовывать в детском саду и дома творческие выставки.

Образовательная область "Физическое развитие"

Информировать родителей о возрастных особенностях  физического развития детей.  Объяснить о необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

Ориентировать родителей на формирование у детей  здорового образа жизни а также  представление о необходимых человеку веществах и витаминах.

Привлекать родителей к совместным с детьми спортивным праздникам и развлечениям в детском саду. Личным примером прививать детям любовь спорту.

Содержание программы включает 3 раздела:

I раздел. Информационно-просветительский

Цель: объяснение стратегии и тактики воспитательно-образовательного процесса и реализации основной общеобразовательной программы в условиях детского сада и семьи.

Основными задачами реализации раздела  являются: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах совместной деятельности детей и взрослых.

Формы взаимодействия с родителями:

  • информационные стенды  с фотоматериалами различных планов,  раскрывающие содержание основных вопросов в развитии детей;
  • родительские собрания, направленные  на  ознакомление  родительской  общественности  с  содержанием образовательных областей программы ДОУ;
  • лекции,  консультации ориентированные на ознакомление родителей с  требованиями ФГОС к качеству воспитания и развития дошкольника;
  • опрос с целью определения уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников и выявления мнения о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, удовлетворенности  эффективностью мероприятий.

II раздел. Эффективное сотрудничество специалистов детского сада и семьи.

Данный раздел ориентирован на совместную деятельность детей и родителей в рамках  взаимодействия со специалистами детского сада с целью успешного формирования интегративных качеств воспитанников, расширение поля позитивного общения в семье. Для реализации данного раздела выдвигается задача, связанная с привлечением родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе как равно ответственных  и равноправных за результат освоения программы детьми.

Инновационные  формы взаимодействия с родителями: круглый стол, диспуты, открытые мероприятия образовательной деятельности, тренинги,  совместные мероприятия родителей  с детьми, способствующие улучшению взаимопонимания в семье.

III раздел. Консультативно-профилактический

Содержание  раздела направлено  на оказание психолого-педагогической помощи в вопросах воспитания и развития ребенка, связанных с освоением содержания образовательных областей общеобразовательной программы и организации совместной деятельности родителей и детей  в условиях семейного воспитания.

Задача раздела: обеспечение единых подходов к развитию личности ребенка и его всестороннее развитие с учетом индивидуальных особенностей и темпов индивидуального развития в семье и детском саду.

Формы взаимодействия с родителями:  групповые консультации, круглый стол, газета для родителей «Успешный дошкольник», листок здоровья «Любимый ребенок», памятки с рекомендациями по созданию условий в домашней среде для успешного личностного развития ребенка, информационные буклеты, тематические встречи специалистов с родителями, семинары-практикумы.

Реализация программы рассчитана на один учебный год, место реализации программы – детский сад (старшая группа «Ягодка»).

Ожидаемые результаты реализации программы:

Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт  с семьёй, знает  особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что в свою очередь ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

Возможность родителям проявить самостоятельность, формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей.

Укрепление внутрисемейных связей, что тоже является проблемным вопросом в педагогике и психологии.

Возможность наиболее эффективной реализации программы детского сада. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду  будет полна приятными впечатлениями и доверием к окружению.

Повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы и педагогической компетенции  в вопросах детско-родительских отношений.

Способы проверки ожидаемых результатов.

Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед.

Кроме того, об эффективности  реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности  родителей на мероприятиях, уровня родительской удовлетворенности и эффективности используемыми формами работы, перспективных технологий в работе с семьей, анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса  освоения детьми образовательных областей на конец учебного года.

Литература

1. Азаров, Ю. П., Педагогика любви и свободы /Ю.П. Азаров - М.: Топикал, 1994. - 608с.

2.Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2002. №4 - с 33-38

3. Гиппенрейтер, Ю. Б., Общаться с ребёнком. Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: Сфера, 2005.-240с.

4.Давыдова, О.И., Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер - М.: Творческий Центр, 2005 г. - 144с

5. Доронова, Т.Н., Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина - М.: Линка - Пресс, 2001. - 224с

6.Закон РФ «Об образовании». - http://www.consultant.ru/popular/edu.

7. Зверева, О. Л., Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.

8. Зверева О. Л., Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128с.

9. Козлова, А. В., Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина - М.: Сфера, 2007 - 112 с.

10. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2./ Т.П. Колодяжная - М.: УЦ Перспектива, 2008. - 184 с.

11. Метенова, Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа / Н.М. Метенова - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 104 с.

12. Рубченко, А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии / А.К. Рубченко - //Вопросы психологии. - 2005. - №4.-с.98-114.

13.Свирская Л. В. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Свирская - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями по развитию речи детей в логопедической подготовительной к школе группе.

Программа рассчитана  на детей 5-6лет, воспитанников логопедических групп детского сада и их родителей.Цель: развитие речи детей и сплочение семьи в совместной деятельности.Задачи:a)...

Программа работы с родителями в средней группе по художественно-эстетическому воспитанию.

Данная программа содержит тематический и календарный план по работе с родителями на один год...

Программа работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ

Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и пре...

Программа работы с родителями по коррекции агрессивного поведения

Цель программы: Информирование родителей по вопросам агрессивности у дошкольников и способах её коррекции.Задачи:Объяснение родителям, что такое агрессивность, как она проявляется, чем она опасна для ...

Программа работы с родителями "Дорогою добра"

В документе представлена теоретическая часть программы работы с родителями....

Программа работы с родителями воспитанников в старшей группе.

В своей работе по взаимодействию с семьей стараюсь использовать инновационные технологии....

Программа работы клуба родителей детей раннего дошкольного возраста по адаптации "Счастливые дети-счастливые родители"

         Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления пост...