Программа работы с родителями "Дорогою добра"
методическая разработка по теме
В документе представлена теоретическая часть программы работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dorogoyu_dobra.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
работы с родителями по профилактике жестокого обращения
«ДОРОГОЮ ДОБРА»
1. АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема обеспечения для всех детей благоприятных условий для жизни, развития и воспитания, гарантий защищенного детства, свободного от жестокости и насилия, все больше оказывается в центре внимания мирового сообщества. Формирование полноценной системы защиты детства в последние годы является одним из ключевых приоритетов социальной и демографической политики Российской Федерации. Президентом и Правительством Российской Федерации поставлены задачи принять системные меры в сфере борьбы с преступлениями против детей, обеспечению их безопасности, организации своевременного выявления семейного неблагополучия, создания инфраструктуры профилактической работы, комплексной системы реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, профилактики социального сиротства и обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность этих решений особенно усилилась в связи с кризисными явлениями в экономике, ростом безработицы, усугубившимся экономическим положением многих семей.
До настоящего времени жестокое обращение с детьми, включающее физическое, психологическое и сексуальное насилие, а также пренебрежение основными потребностями ребенка, широко распространено и не встречает должного противодействия и осуждения в обществе. Зачастую жестокое обращение с детьми носит скрытый характер и выявляется только в крайних случаях. Во многом латентный характер насилия над детьми, отсутствие широкой практики применения технологий раннего выявления, дефицит квалифицированных кадров ведут к невозможности оказания ребенку своевременной помощи и реабилитации, тяжелым последствиям для здоровья и личности ребенка.
С целью формирования эффективных механизмов профилактики жестокого обращения и насилия над детьми, была разработана программа, «Дорогою добра».
Новизна проекта: создание комплекса мероприятий, направленных на противодействие жестокости к окружающему миру.
Сроки реализации программы: 1 год.
2. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
1. Внедрение в сознание родителей и детей нетерпимого отношения к жестокости в условиях гуманизации образовательного процесса.
2. Актуализация в сознании родителей семейных духовных ценностей, потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.
3. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- Информировать педагогов, родителей воспитанников о недопустимости применения насилия и жестокости к детям;
- Гармонизировать взаимоотношения в детской среде по профилактике жестокости через гуманизацию образовательного пространства;
- Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: воспитательной, хозяйственно-экономической, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.
- Внедрить эффективные технологии сотрудничества с родителями.
- Повысить эффективность профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей дошкольного возраста.
- Обеспечить научно-методическое, нормативно-правовое сопровождение данного аспекта работы.
- Совершенствовать систему повышения квалификации педагогических кадров по вопросам использования эффективных технологий сотрудничества с семьей.
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация и внедрение Программы «Дорогою добра» позволит обеспечить:
- Повышение чувства социальной и личной ответственности родителей за благополучное полноценное развитие и воспитание своих детей.
- Гармонизацию детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста.
- Снижение риска реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания детей дошкольного возраста.
- Повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров в общении с родителями.
- Максимальное сокращение социальной изоляции семей, предоставление им доступной квалифицированной психолого-педагогической помощи.
5. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5.1. Педагогические условия успешной реализации программы
Успешность реализации программы зависит от соблюдения комплекса психолого-педагогических условий, среди которых особую актуальность имеют следующие:
- признание и учет педагогами социальной функции семьи, заключающейся в поддержке душевных и эмоциональных сил ребенка в процессе его взаимодействия с расширенным социумом, осознание специалистами ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребенка;
- учет в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов практики семейного воспитания, обусловленной социально-экономическими, культурно-ценностными, этническими, биографическими, эмоционально-психологическими, религиозными и прочими факторами современной жизни;
- нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско-родительских отношений, а не дублирование образовательных функций ДОУ;
- сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей;
- понимание и реализация специалистами ДОУ интегративной основы воспитательной культуры современного родительства;
- практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребенком (вербального, невербального, игрового и пр.).
5.2. Вариативность задач, форм и методов общения педагога с родителями в практике работы ДОУ
Разработка и реализация программы «Дорогою добра» в дошкольном образовательном учреждении предполагает мобилизацию профессиональных сил всего педагогического коллектива, диалогической стратегии сотрудничества, партнерства и сотворчества всех специалистов, а не только воспитателей возрастных групп. Руководитель ДОУ заботится о том, чтобы педагоги совершенствовали свои коммуникативные навыки для установления контактов с семьями; опирались на современное представление о содержании помощи семье, формах и методах ее оказания; имели необходимое методическое оснащение для разработки технологий общения с родителями, проведения на профессиональном уровне необходимых диагностических процедур и пр.
Важно поддерживать любую ориентированность родителя на повышение своего воспитательного потенциала. При этом компетентное профессиональное общение педагога с родителями проявляется в способности обеспечить высокое качество пространства общения по стилю и выбранной стратегии, актуальности содержания и умелому сочетанию многообразия форм сотрудничества и методов активизации родителей
Формы и активные методы сотрудничества с родителями.
Популярные формы общения | Активные методы общения | Методы развития рефлексии |
«Круглый стол» | Анкетирование | Анализ педагогических ситуаций |
Дискуссионная встреча | Тестирование Интервьюирование | Решение проблемных педагогических задач |
Вечер вопросов и ответов | Дискуссионные вопросы | Управляемое игровое взаимодействие родителей и детей |
Родительская конференция | Апелляция к авторитетному мнению из литературы | Спонтанное игровое взаимодействие взрослых и детей |
Консультация | Открытые просмотры детской деятельности | Игровое моделирование способов родительского поведения |
Педагогическая «гостиная» | Анализ результатов творческой деятельности детей | Игровые задания и упражнения |
Образовательно-игровой тренинг | Анализ результатов творческой деятельности родителей | Рисуночные задания |
Практикумы в форме деловой игры и пр. | Видео – просмотры | |
Досуговые формы общения детей и взрослых (викторины, физкультурные , фольклорные и др. досуги) | Прослушивание аудиозаписей | |
Библиотека семейного чтения | Игровые задания для домашнего общения | |
День открытых дверей | ||
Акции с участием детей и взрослых |
Применение активных методов в общении с родителями уменьшает давление шаблонов и стереотипов, поскольку в семейном воспитании меньше всего работает упование на готовые схемы и «рецепты». Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, т.к. начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку. Активные методы предоставляют родителям возможность вместе со специалистом эмоционально проживать как негативные, так и позитивные последствия применяемых воспитательных мер; помогают формировать навыки рефлексии личного опыта и выходу за пределы своих стереотипов на интеграцию новых действий, переживаний, мыслей, искренний и живой контакт ребенка в семье.
В отборе содержания мы основывались на реальной практике семейного воспитания дошкольников, посещающих ДОУ, и наиболее типичных затруднениях родителей. Для этого периодически изучаем опыт родителей по конкретной воспитательной проблеме - с помощью анкетирования, тестирования, интервью, экспресс - опроса родителей и пр., сочетающих параллельное общение с детьми, наблюдение их в различных видах деятельности, в общении с родителями в разные отрезки времени, в том числе в специально организованном взаимодействии.
5.3. Социальное партнерство
Для реализации программы осуществляется социальное партнерство с разными учреждениями города.
Социальное партнерство помогает установить внешние связи ДОУ с различными учреждениями на основе единого планирования и участия массовых общественно – значимых мероприятиях с привлечением детей и родителей.
6. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Формы работы | Содержание работы | Дата | Ответственный |
Индивидуальные консультации | «Понимаем ли мы друг друга?» Жестокое обращение с детьми: что это такое? | Октябрь Апрель | Воспитатели |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ | |||
Задачи: выявление воспитательно – образовательных потребностей родителей, уровня осведомлённости родителей в области воспитания и обучения дошкольника, мнения родителей о качестве воспитательно – образовательного процесса в ДОУ | |||
Анкетирование | - Исследование запросов родителей по выбору форм работы с семьями - Изучение семей воспитанников - Мой стиль воспитания ребёнка в семье - Диагностика нарушений прав ребёнка в семье - Самоанализ социальных факторов жизни семей воспитанников - Оценка результатов работы по вопросам воспитания - Анкета интересов родителей Анкета для родителей «Стратегия воспитания ребенка в семье» | Сентябрь Сентябрь Октябрь Ноябрь Январь Март Апрель Август | Старший воспитатель Воспитатели |
Тестирование | «Умеете ли вы наказывать?» Какой Вы родитель? | Декабрь Май | Старший воспитатель Воспитатели |
Опросы | - Выявление потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах «Что вы ждёте от детского сада», «Какая практическая помощь по вопросам обучения и воспитания вам необходима?» - Социологические исследования состава семьи (С целью составления социологической карты семьи) | Июль – август Сентябрь | Воспитатели Старший воспитатель Зайцева О.А. |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ | |||
Задачи: повышение психолого – педагогичской компетенции родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно – образовательном процесса | |||
Наглядная педагогическая пропаганда | Информационные стенды для родителей «Правам ребёнка посвящается» (папка - передвижка) Декларация о правах ребёнка Информационные листы: По созданию благоприятной семейной атмосферы Как правильно наказать ребенка, чтобы не унизить и не оскорбить личность маленького человечка? Старый добрый угол Детский сад и семья – единое пространство детства (статья) Совместные выставки детского творчества: Подарки осени Зимняя сказка Мой папа – военный Мама – солнышко моё | Ноябрь – декабрь Январь - февраль Март Ноябрь Декабрь Февраль Март | Воспитатели Старший воспитатель |
Памятки для родителей | - О правилах жизни ребёнка в семье - Родительские заповеди Информационный вестник «Простить нельзя наказать» «Чтобы воспитать Человека» | Сентябрь Ноябрь Апрель Май | Воспитатели Старший воспитатель |
Родительские собрания |
| 3.12. 09. (17.00.) 15.02. 10. (17.00.) 1.03.10. (17.00.) 6.05.10. (17.00.) | Старший воспитатель Воспитатели |
Проектная деятельность |
| Ноябрь – декабрь Сентябрь | Воспитатели |
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ И РОДИТЕЛЕЙ | |||
Задачи: привлечение родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе, повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагогов – в глазах родителей | |||
Проведение досугов | - День матери - День защиты детей - Участие в подготовке и проведении спортивных праздников и Дней Здоровья; - Участие в подготовке и проведении развлечений познавательного характера (КВН, викторин и т.д.), тематических вечеров - «Взрослые детям» - показ театральных представлений и кукольных спектаклей силами сотрудников и родителей - Приглашение родителей на тематические вечера «Встречи с интересными людьми» | По плану | Старший воспитатель Воспитатели Музыкальный руководитель Председатели родительских комитетов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы воспитателей логопедической группы №7 «Золотая рыбка» по интеграции авторской программы Л.Л. Шевченко «Добрый мир» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в основную образовательную программу.
Сообщение на методическом объединении по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...
Программа работы детско-родительской группы "Дорога добра" 2017-2018 уч. год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Рябинушка»Детско-родительская группадля детей с ОВЗ и их родителей «Дорога добра"2017-2018 учебный год...
План работы кружка "Дорога добра" по программе "Социокультурные истоки"
Материал в помошь воспитателям при организации работы кружковой деятельности по программе "Социокультурные истоки"...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Дорога добра» (по программе Л.Л. Шевченко «Добрый мир». Православная культура для малышей.)
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Дорога добра» (по программе Л.Л. Шевченко «Добрый мир». Прав...
Полезные материалы для тех, кто работает по программе духовно-нравственного воспитания "Добрый мир"
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. ...
Программа работы родительского клуба "Дари добро"
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв п...
Программа дополнительного образования "Я - добрый, ты добрый"
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.Формирование воспитанного, любящего, думающего и чувствующего чело...