Проект «Жизнь океана» как форма активизации развития эмоционального интеллекта у дошкольников
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

В данной методической разработке кратко раскрывается понятие эмоционального интеллекта и определяется необходимость его развития у детей дошкольного возраста. Представлен метод активизации и развития эмоционального интеллекта у воспитанников на примере  коллективной творческой работы "Мир океана".  

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Жукова Ю.С., Ярошевская А.Б.

ГБДОУ №86,  подготовительная группа №11

Методическая разработка

 Проект «Жизнь океана» как форма активизации развития эмоционального интеллекта у дошкольников

         Методическая разработка предназначена для воспитателей  старшего дошкольного возраст а и представляет собой проект,  как  метод  активизации развития эмоционального интеллекта детей.

      Вопрос об источниках успешности людей в жизни давно является причиной пристального внимания ученых. Совсем недавно за основной фактор успешности принимался уровень интеллектуального развития, который выявляется тестами IQ. Но дальнейшие исследования в этой области привели к пониманию, что эти тесты не могут предсказать, сможет ли человек стать успешным в жизни. Их оказалось недостаточно. И было найдено недостающее звено – эмоциональный интеллект. Фундаментом успешности, как выяснилось, является совокупность интеллектуального  и эмоционального развития.

      Под эмоциональным интеллектом, в общих чертах, понимается способность распознавать свои и чужие эмоции, а также умение ими управлять для решения практических задач. Эмоциональный интеллект состоит из эмоциональной осознанности, эмоционального самоконтроля и эмоционального самовыражения.

      Признаками хорошо развитого эмоционального интеллекта являются следующие качества:

- способность сверять свои эмоции и мысли с окружающей действительностью

- способности распознавать и понимать эмоции, желания и мотивацию окружающих по мимике, жестам, голосу, позе

- умение выстраивать здоровые личные границы

- умение находить общий язык с окружающими

- умение работать в команде

- умение разрешать конфликтные ситуации

- умение руководить окружающими

- умение справляться с эмоциональным давлением окружающих и корректно отстаивать свою точку зрения

- умение грамотно реагировать на критику.

         Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста идет в следующих направлениях:

- освоение социальных форм выражения эмоций

-  формирование чувства долга

- развитие эстетических, моральных и нравственных чувств

- речевое развитие детей как необходимое условие для формирования осознания своих эмоций

     Особое внимание в работе с дошкольниками  в плане развития эмоционального интеллекта следует уделять тому, что детские эмоции   являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического развития.

       В дошкольном возрасте необходимо работать в направлении формирования у детей эмоциональной устойчивости, жизнерадостности, открытости к общению. Высокий потенциал этого направления деятельности педагогов кроется во включении воспитанников в творческий процесс,  особенно в применении нетрадиционных технологий выполнения художественных творческих работ, в процессе чего происходит эффективное межличностное общение и успешная социальная адаптация. В творческой деятельности активно развивается самовыражение, когда ребенок может выразить свои эмоции, желания и мысли здоровыми и общественно приемлемыми способами. Ребенок учится управлять своими эмоциями и конвертировать негативные чувства в полезную для себя энергию.

       Метод проекта, как педагогическая технология, всегда ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка, как индивидуальную, так и групповую,  которую дети выполняют в течение определенного времени.

       Выполнение проекта «Жизнь океана» осуществляет эстетическое воздействие на воспитанников и обеспечивает обратную связь, окрашенную преимущественно положительными эмоциями личности ребенка, эффективно стимулирует познавательную активность детей. Все это, в комплексе,  стимулирует развитие эмоционального интеллекта ребенка.

       Выполнению работы «Жизнь океана» предшествует тематическое занятие «Подводный мир», призванное пробудить интерес как к жизни океана в целом, так и к выполнению творческой работы соответствующей тематики.  Просмотр современных фильмов, иллюстраций, поход в океанариум,  воспоминания о поездках на море и т.д.  активно   стимулируют интерес к данной теме.

       Для выполнения данной работы необходимы следующие элементы: лист ватмана, акварель, гуашь, вата, разнообразные наклейки с различными видами рыб, дельфинов,  китов, морских  животных,  птиц, кораблей,  парусов, маяков и т.д.  Так же необходимы: ножницы, клей  и цветная бумага для изготовления различных водорослей.

       Порядок выполнения проекта «Мир океана»

         Лист ватмана делится приблизительно на две части - воду и воздух, для чего используется техника акварели. Далее с помощью ваты изображаются облака. Гуашь поможет придать им естественный вид. Дети под руководством воспитателя раскрашивают поверхность ватмана,  по очереди или одновременно. Неоднородность цвета, которая получается в  результате совместного труда участников, только усиливает эффект натуральности вида воды и воздуха. Можно предложить детям изобразить как солнечную, так и дождливую погоду, а также  попробовать изобразить бурю. Такой выбор только стимулирует фантазию и желание участвовать в совместной деятельности.

        Далее следует приклеить водоросли, вырезанные из цветной бумаги. Но самый интересный момент наступает, когда дети «заселяют» океан рыбами, китами, осьминогами и другими  обитателями океана. Образуются большие и маленькие стаи рыб в разных местах предоставленного пространства океана, подводный мир наполняется разнообразными морскими животными, которых можно вырезать из бумаги и приклеить или нарисовать. В этот момент бурная фантазия детей творит целый подводный  мир со своими историями. На поверхности воды можно изобразить всевозможные яхты и  корабли, используя наклейки и рисунки.  Это удачный момент для первичного объяснения детям понятия художественной перспективы пространства. Размещая морские суда в соответствии с уменьшающимися размерами на поверхности океана по мере удаления от наблюдателя, воспитатель демонстрирует детям основы пространственного изображения.  Работу можно украсить берегами с маяком и чайками, парящими над морскими просторами.

        Особенностью выполнения данной работы является то, что творческим процессом одновременно  заняты сразу несколько воспитанников. Размеры листа ватмана позволяют  двум-трем детям выполнять творческое задание, не мешая друг другу – огромному океану соответствует большой лист ватмана, на  котором достаточно места для воплощения любых творческих фантазий. Участники  учатся договариваться, уступать, принимать совместные решения (например, где размещать стаи рыбок и т.д.), бесконфликтно отстаивать свою точку зрения, доброжелательно убеждая товарищей.

        Особая роль воспитателя заключается в корректировке взаимоотношений между детьми,  возникающих в процессе совместной деятельности. Опыт проведения таких мероприятий в нашей группе показал, что воспитанники четко ассоциируют результат как совместный,  осознают свой вклад и гордятся им, а также с удовольствием рассуждают об участии других детей. Важной составляющей данной методики является необходимость проведения обсуждения работы после ее завершения.  Дети учатся  давать оценку себе и товарищам, находить недостатки и достоинства своего труда. Это является важным элементом проектирования в системе непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада.

         Эмоциональный интеллект ребенка развивается непрерывно в процессе взаимодействия  с окружающими его людьми, но совместная творческая деятельность этот процесс позволяет контролировать и корректировать, создает условия для его активизации. Таким образом, проектная деятельность играет важную роль в развитии эмоционального интеллекта детей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ассоциированный подход в развитии эмоционального интеллекта старших дошкольников.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельностью.Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира, его чувств и переживаний. Маленькие дети...

«Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»

Доклад «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»...

Лепбук «В мире эмоций» - приемы развития эмоционального интеллекта у дошкольников старшего возраста.

Данное пособие предназначено для развития эмоциональной сферы воспитанников, способность определять и называть свои эмоции и эмоции другого человека, определять возможные причины такого эмоционального...

«Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников через использование методов ТРИЗ»

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.Задачи: 1.Способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников используя методы ТРИЗ. 2. Познакомить родит...

«Особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников».

Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению чувствительности ребенка, повышению уровня тревожности, ...

СТАТЬЯ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИТЦИОННЫХ ФОРМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР НА ФАРТУКЕ «СКАЗКА О НЕПОСЛУШНОМ МЫШОНКЕ» (по мотивам «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака)

   Театр на фартуке – уникальный вид театра, позволяющий творить педагогу вместе с детьми, взаимно обогащаясь и развиваясь. Фартук можно использовать в разных формах работы....