Организация кружковой работы
рабочая программа

Чернова Татьяна Михайловна

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика» имеет социально – педагогическую направленность. Данная направленность способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г.ВОЛГОДОНСКА

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета протокол №1 от 31.08.2022г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего от 31.08.2022г. №238

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:

Чернова Т.М., воспитатель высшей квалификационной категории

г.Волгодонск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность

4

1.2.

Направленность

5

1.3.

Новизна

6

1.4.

Педагогическая целесообразность

6

1.5.

Цель и задачи

6

1.6.

Отличительные особенности программы

7

1.7.

Адресат

7

1.8.

Возрастные особенности детей

7

1.9.

Планируемые результаты освоения программы

8

1.10.

Формы педагогической диагностики

8

2.

Содержание программы:

2.1.

Принципы и подходы реализации дополнительной общеобразовательной

программы социально - педагогической направленности «Занимательная математика»

10

2.2.

Схема построения кружка

10

2.3.

Методика изучения материала

11

2.4.

Учебно-тематический план

12

2.5.

Перспективный план дополнительной общеобразовательной программы

социально – педагогической направленности «Занимательная математика»

12

3.

Методическое сопровождение

3.1.

Формы занятий

13

3.2.

Дидактический материал

13

3.3.

Предполагаемый результат

14

3.4.

Формы сотрудничества с семьей

14

4.

Организационный раздел

4.1.

Материально-техническое обеспечение

18

4.2.

Литература

18

Приложение        1.                Перспективный        план                дополнительной общеобразовательной        программы        социально        –                педагогической

направленности «Занимательная математика»

20

Приложение        2.        Педагогическая        диагностика        детей        5-6        лет        по

познавательному развитию

26

1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика» имеет социально – педагогическую направленность. Данная направленность способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, начиная с дошкольного возраста.

Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Занимательная математика» (далее - программа) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
  • Постановлением от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

□        приказами Министерства просвещения Российской Федерации:

  • от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2018 г., регистрационный N 52831);
  • от 5 сентября 2019 г. N 470 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2019 г., регистрационный N 56617);
  • от 30 сентября 2020 г. N 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2020 г., регистрационный N 60590).

1.1.

Актуальность

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Актуальность. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи- шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Главными составляющими компонентами игровой технологии интеллектуально-творческого развития являются: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.

Преимуществом в выборе данной игровой технологии и методик явилось        следующее:

  • возможность использования   этих   игр   для   детей   разного   возраста;
  • наличие у развивающих игр замысла, правила. Возможность дополнить игр определенным сказочным сюжетом – который порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам;
  • вариативность игровых заданий и упражнений, т. е. возможность усложнения их с учетом индивидуальных особенностей развития детей.
  • творческий потенциал каждой игры.

1.2.

Направленность

Программа реализуется в рамках интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Она направлена на развитие познавательной активности, интереса к математике, развитию логического мышления, творческих способностей детей 5-6 лет.

Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.

Творческая направленность: разработка формулы успеха, состоящей из 4- этапов:

  1. помощь ребенку в осознании, зачем ему нужно это делать;
  2. обучение в увлекательной игровой форме;
  3. мотивация к самостоятельному выполнению;
  4. включение дидактической игры в процесс воспитания и обучения

(непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность).

1.3.

Новизна

Особенность программы заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.

В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.

А также новизна программы заключается в следующем:

- использование новых форм работы педагога по формированию элементарных математических представлений посредством дидактической игры: различными методами моделирования занятия (сериационный, пространственный, мнемотехнику, через математические понятия - форма, величина, использование условной мерки и др.),

  • использование детьми своего жизненного опыта в придумывании способов решения игровой задачи.

1.4.

Педагогическая целесообразность

Данная рабочая программа дополнительного образования педагогически целесообразна, так как в процессе ее реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, у детей формируются математические представления о числе, цифре, составе числа, видах счёта, приёмах сложения и вычитания и т. д. Они свободно могут соотнести число с определённым цветом или цвет с числом.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что занятия кружка укрепляют интерес к математике, улучшают физическое развитие (физкультминутки, пальчиковые упражнения, прыжки, приседания, хлопки, наклоны, отбивание мяча и т.д.) и эмоциональное состояние детей; развивают гибкость, ловкость, быстроту и координацию движений; способствуют формированию интереса к логике и информатике.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей.

1.5.

Цель и задачи

Цель: создание условий для расширения знаний в области элементарных математических представлений, формирование системного логического мышления, сохранение и развитие стремления детей к познанию.

Задачи программы:

формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур,

выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы;

  • развивать пространственное мышление ребенка на основе конструктивного характера; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, его творческое воображение, чувство цвета и формы, а также мелкую моторику рук;
  • развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста, их пространственные представления, сообразительность, умение анализировать сложную форму и воссоздание ее из частей;
  • формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.

1.6.

Отличительные особенности программы

Деятельность представляет систему развиваю щ их игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогаю т совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему познавательный материал воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

1.7.

Адресат

Программа рассчитана на 1 год обучения для детей от 5 до 6 лет.

Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.

Обязательны консультации и разрешение родителей. Год обучения составляет 37 часов.

Количество занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность занятия: 25 минут.

1.8.

Возрастные особенности детей

Важнейшие новообразования данного возраста:

  1. Завершение формирование активной речи.
  2. Выход        сознания        за        пределы        непосредственно-воспринимаемой деятельности.

До 6 лет ребёнок подчиняется чувствам, это и объясняет частую смену настроений. В силу возрастных особенностей к 7 годам происходит ускоренный рост умственного развития. Дети учатся объяснять, что им нужно, не прибегая к лишней эмоциональности. В этом возрасте дошкольники начинают определять себя как личность, у них появляется мнение, которое они могут аргументировать.

Логическое мышление в 6–7 лет развивается очень активно. Для малышей к этому возрасту характерно понимать закономерность и уметь дополнять ряд предметов. Ребёнок способен вычислить лишний предмет, продолжить числовой ряд в пределах десяти. Мышление формируется постепенно: ребёнок учится выделять основные свойства и признаки предметов, способен сравнивать, обобщать, классифицировать. Малышам в этот период нравятся интеллектуальные настольные игры, где можно проявить свои умственные способности

1.9.

Планируемые результаты освоения программы

В ходе работы кружка дети овладевают знаниями и умениями выделять сходство и отличие между группами предметов.

Проявляются умения сравнивать предметы, выделять 3—5 признаков сходства и отличия, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки.

Овладевают умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка.

Осваивают измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера, фиксация результата числом и цифрой. Осваивают умения увеличивать и уменьшать числа на один, два, присчитывать и отсчитывать по одному, освоение состава чисел из двух меньших.

Проявляют умения устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и временные зависимости.

1.10.

Формы педагогической диагностики

Для того чтобы увидеть результаты достижений каждого ребёнка я использую оценку индивидуального развития (педагогическая диагностика).

Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика)

Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателями всех возрастных групп 2 раза в год - в начале и в конце учебного года (сентябрь, май). В первом случае, она помогает выявить наличные показатели развития каждого ребенка, а во втором - наличие динамики ее развития.

Материалы педагогической диагностики (сводные таблицы и аналитические справки) хранятся в методическом кабинете МБДОУ ДС

«Улыбка» г.Волгодонска. Диагностические карты (приложение 1), выводы но результатам педагогической диагностики детей хранятся у воспитателей групп МБДОУ ДС «Улыбка» г.Волгодонска.

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

         освоил;

        имеет затруднения.

В соответствии с ФГОС ДО планируемые итоговые результаты (в конце подготовительной к школе группы) освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС

«Улыбка» г.Волгодонска основаны на целевых ориентирах (социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) и описывают качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

Формы проведения итогов реализации программы

  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
  • Систематизация работы воспитателя – руководителя кружка и обобщение опыта.

2.

Содержание программы:

2.1.

Принципы        и        подходы        реализации        дополнительной

общеобразовательной        программы        социально        -        педагогической направленности «Занимательная математика»

Принципы построения программы

  • Принцип развития отражает четкое влияние поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и соответствую щ ей воспитательно-образовательной работы.
  • Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внеш ним условиям.
  • Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Принцип непрерывности заключается в формировании у подрастаю щ его поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  • Принцип системного подхода. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного        формирования        математических        представлений        и нравственных чувств ребенка в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  • Принцип        стимулирования        активности,        способствую        щ        ей обеспечению практического применения полученных знаний.

2.2.

Схема построения кружка

Формы организации деятельности детей на занятии:

индивидуальная работа в парах

работа по подгруппам, звеньям групповая

Формы проведения занятий:

беседа

игра – соревнование игра - путешествие открытое занятие

мастер – класс

Структура занятия:

1ч. Логическая разминка

Цель: вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи

2ч. «В царстве математики и логики»

Цель: развивать представления о множестве, о числе и числовом ряде. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий. Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности.

3ч. «В царстве смекалки»

Цель. Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.

4ч. Рефлексия

2.3.

Методика изучения материала

Методы используемые при реализации программы:

  • занятия с детьми осуществляется на основе деятельностного метода, позволяющего соотнести теоретический материал с практическими занятиями,
  • метода цикличности, т .е. возврата к ранее пройденному материалу,

-игры, как основного вида деятельности дошкольника

-Поисковые (моделирование)

-• Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)

-Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)

-Практические (упражнения)

-Интегрированный метод (проектная деятельность)

-Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи)

Программа        следует        основным        тенденциям        в        развитии        современной методики обучения логики и математики:

-коммуникативной направленности;

-активации мыслительной (логически мыслить) деятельности детей в процессе овладения логическими операциями;

-повышение мотивации учения;

-индивидуальному подходу к детям;

-техническому оснащению учебного процесса.

2.4.

Учебно-тематический план

№ пп

Раздел

всего

Количество часов

теория

практика

1.

Количество и счёт

4

1

3

2.

Ориентировка во времени

5

1

4

3.

Ориентировка в пространстве

5

1

4

4.

Цвет, форма

2

1

1

5.

Размер

4

1

3

6.

Величина

2

1

1

7.

Геометрические фигуры

3

1

2

8.

Сенсорное развитие

12

1

11

Итого часов

37

8

29

2.5.

Перспективный        план        дополнительной        общеразвивающей программы        социально        –        педагогической                направленности

«Занимательная математика»

Планирование программы обусловлено особенностями контингента воспитанников нашей группы.

Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.

Перспективный план приложение

3.

Методическое сопровождение

3.1.

Формы занятий

  • Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
  • Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
  • Занятия-сомнения (поиска истины).
  • Занятия-путешествия.

Требования к занятию

  1. Использование новейших достижений науки и практики.
  2. Реализация        в        оптимальном        соотношении        всех        дидактических принципов.
  3. Обеспечение        условий        предметно-пространственной        среды        для развития познавательной деятельности.
  4. Соблюдение        санитарно-гигиенических        норм        к        организации деятельности детей.
  5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).
  6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.
  7. Мотивация        и        активизация        познавательной        деятельности        детей (методы и приемы).
  8. Логика построения занятия, единая линия содержания.
  9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).
  10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.
  11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.
  12. Тщательная        диагностика,        прогнозирование,        проектирование        и планирование каждого занятия педагогом.

3.2.

Дидактический материал

геометрические фигуры

  • наборы разрезных картинок
  • сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года
  • полоски, ленты разной длины и ширины
  • цифры от 1 до 9
  • игрушки
  • доска
  • ноутбук
  • чудесный мешочек
  • счётные палочки
  • предметные картинки
  • знаки – символы
  • игры на составление плоскостных изображений предметов
  • занимательные книги по математике
  • задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы
  • простые карандаши, цветных карандашей
  • линейки и шаблоны с геометрическими фигурами
  • счетный материал;
  • конспекты.

3.3.

Предполагаемый результат

  • Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  • формирование        операций        логического        мышления        (анализ,        синтез, сравнение, классификация, обобщение);
  • применение        детьми        математических        знаний        и        умений        в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
  • развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей.
  • Активизация мышления, памяти, внимания, воображения.
  • Сформировать        навыки        коллективного        творчества,        взаимопомощи, сотрудничества.
  • Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

3.4.

Формы сотрудничества с семьей

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Задача педагога по данной проблеме донести до родителей, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы, а развитие логического мышления происходит в большей мере посредством игры. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Работа в данном направлении осуществляется через следующие формы взаимодействия.

  • Консультации
  • Родительские собрания
  • Оформление папок- передвижек
  • Презентации
  • Математическая игротека
  • Дни открытых дверей

Мероприятия

Тема

Цель

Дата

1

Анкетирование семьи

Есть ли у вашего ребёнка математические способности

Определить уровень компетенции родителей по данному вопросу

Сентябрь

2

Консультация

Как помочь ребёнку овладеть навыки счёта

Оказать родителям помощь в учении ребёнка навыками счёта

3

Информация в уголке для родителей

Что такое величина?

Познакомить родителей с практическими приёмами, способствовать пониманию величины

4

Консультация

Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Показать значимость развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Октябрь

5

Выставка творческих работ родителей и детей

Ориентировка во времени

Расширить представления детей по ориентировки во время

Ноябрь

6

Стенд в уголке для родителей

Успехи квартала по математике

Познакомить родителей с успехами их детей в области математических знаний

7

Беседа

Весёлые занятия дома

Развитие интереса к математике у дошкольников

Декабрь

8

Консультация

Формирование элементарных математических представлений как средство интеллектуального развития дошкольников

Показать значимость влияния интеллектуального развития на формирование элементарных математических представлений

9

Тематическая консультация

Как обучать детей старшего дошкольного возраста по ориентировки в пространстве

Дать рекомендации по обучению ориентировки в пространстве

10

Коллективная беседа

Игры детей по математике

Дать информацию о необходимых играх по математике

Январь

11

Вечера вопросов и ответов

Познавательное развитие в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Сконцентрировать педагогическую информацию по познавательному развитию в формировании элементарных математических представлений у детей

Февраль

12

Консультация

Как помочь ребёнку в овладении временной ориентировки

Оказать родителям помощь по правильному овладению ориентировки во времени

Март

13

Беседа

Знакомим с календарём

Дать рекомендации по знакомству с календарём

14

Консультация

Развитие у детей старшего дошкольного возраста величине и её измерениям

Показать взаимосвязь, что величина и её измерения являются одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста

15

Информация в уголке для родителей

Определения разных параметров приёмов сравнения

Познакомить родителей с приёмами непосредственного и опосредственного сравнения

Апрель

16

Консультация

Как обучать детей счёту в пределах 10

Дать рекомендации по обучению счёту в пределах 10

Информация для родителей

Обучаем детей второму порядку

Познакомить родителей по обучению детей второму порядку

17

Кроссворд в уголке для родителей

Математические понятия

Закрепить математические понятия у родителей по данному разделу

Май

4.

Организационный раздел

4.1.

Материально-техническое обеспечение

-Создание предметно развивающей среды и распределение по зонам: сенсорная зона;

математическая зона;

-обучающие настольно-печатные игры по математике;

-Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

-Геометрические мозаики и головоломки;

-Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы;

-Тетрадь в крупную клетку;

-Простой карандаш; набор фломастеров;

-Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;

-Счетный материал;

-Набор цифр;

- Компьютер.

4.2.

Литература

  1. КолесниковаЕ.В. Программа «Математические ступеньки» Творческий центр,-М2007г
  2. Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание №8 с. 101 2008г.
  3. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание №2 с. 74 2000г.
  4. Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М., 1999г.
  5. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет, - М., 2006г.
  6. Колягин Ю.М. Учись решать задачи, - М., 2007г.
  7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, - М., 1990г.
  8. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №12 с. 21 2005г.
  9. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №8 с. 48 2005г.
  10. Носова В.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, - «Детство-пресс» 2007г.
  11. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание №8 с. 42 2005г.
  12. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два – ступенька, - М., 2004г.
  13. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка, - М., 2004г.
  14. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей, - «Детство-пресс» 2010г.

Электронные ресурсы:

  1. Занимательный        материал        в        обучении        дошкольников        элементарной математике http://nsportal.ru
  2. Занимательные задачки для дошкольника! –

http://www.baby.ru

  1. Занимательная        математика,        занимательные        задачи        по        математике.        –

http://www.myadept.ru

  1. Интересная математика и счет для дошкольников –

http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/

  1. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников –

http://bib.convdocs.org/v14303

Для родителей:

  1. Чуракова, Янычева: Путеводитель для родителей.
  2. «Фигуры        в математике,        физике        и природе.        Квадраты, треугольники и круги», Кэтрин Шелдрик-Росс и Билл Славин
  3. «Представь себе. Новый взгляд на гигантские числа и необъятные величины», Дэвид Дж. Смит

19

Приложение 1 к дополнительной образовательной общеразвивающей программе социально – педагогической направленности «Занимательная математика»

Перспективный план дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности «Занимательная математика»

Месяц

Неделя

Тема

Цель

сентябрь

1

Количество и счет.

Игра «Правильный счет», «Много-мало», «Назови и сосчитай»

закрепить        знания        о        числах        от        1        до        10;умение отгадывать математическую загадку, записывать ее

решение

2

Математические задачи, ориентировка на листе.

Игра «Встань на место», «Справа, слева, впереди в обруч точно попади».

учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.

3

Счет по образцу и заданному числу, независимость числа от расположения предметов

Игра «Найди себе место», «Домики»

закрепить умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов.

4

Соотнесение количества предметов с цифрой

Игра «Кто, что будет собирать», «Кривые зеркала»

закрепить умение устанавливать соответствие между

количеством предметов и цифрой, его обозначающей

Октябрь

1

Цвет, форма

Игра: «Составим узор».

«Найди (назови) предмет такой же формы» «Продолжи закономерность» «Логические цепочки»

Выявлять простейшие представления у детей; учить различать предметы по цвету, форме расположения.

Учить детей находить закономерности. Развивать речь, внимание, наблюдательность.

2

Размер

Игра – аппликация: «Красивые флажки». Д.и. «Подбери по форме»

Игра «Фигурки спрятались»

Уточнить имеющиеся у детей представления о размере, цвете, и числе предметов. Закреплять свойства предметов. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета. Развивать

внимание наблюдательность, мелкую моторику рук.

3

Количество и счет.

Число и цифра 6, знаки =, +,сложение числа 6 из двух меньших,        логическая        задача        на        установление

Познакомить с цифрой 6, учить писать цифру 6, учить

порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?,

закономерностей, понятия «длинный», «короче», «ещё

короче», «самый короткий»

знакомить с составом числа 6

4

Числа и цифры 3,4,5,6, знаки <, >,независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник

Закрепить        умение        писать        цифры        3,4,5,6,        учить устанавливать соответствие м/у предметов и цифрой,

познакомить со знаками <,>

Ноябрь

1

Количество и счёт

Д.и. «Сосчитай предметы»

«Собери цветок», (Стихи) Д.и. «Составим число»,

«Считай дальше», «Найди пропущенное число»

Игра        «Измерь        дорожки        шагами»,        «О        чем        говорят числа?»

Совершенствовать умение считать в пределах 10. Закреплять навыки порядкового счёта. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер.

2

Величина

Д.и.        «Шарфики        для        друзей»,        «Строим        дорожки: широкую и узкую»

Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. Развивать

глазомер.

3

Числа и цифры 4,5,6,установление соответствия м/у

числом, цифрой, и количеством предметов

Продолжать учить   устанавливать   соответствие   м/у

числом, цифрой и количеством предметов

4

Числа и цифры 1,2,3,4,5,0,знак геометрические фигуры, знакомство с названием месяца - ноябрь

Учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр, познакомить со знаком -; познакомить с цифрой 0, учить писать цифру 0, закреплять знания осенних месяцев(сентябрь,

октябрь), познакомить с месяцем - ноябрь

Декабрь

1

Геометрические фигуры

Д.и. «Кто больше назовёт?», «Найди нужную фигуру»,

«Найди предмет такой же формы», Д.игра «Узнай фигуру по описанию и покажи её», «Узнай на ощупь»

Формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометр. фигур. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры и

тела. Развивать мышление, внимание.

2

Сенсорное развитие.

Дидактические        игры        «Черный,        серый,        белый»,

«Волшебные краски», Игра с крупой «Разбери гречку и рис»

Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра.

3

Числа и цифры 0,4,5,6,решение задачи, установление равенства        м/у   двумя        группами        предметов,        понятия

«слева», «впереди», «сзади», нахождение различия в

Продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать        решение        с        помощью        цифр,        знаков;

познакомить с крылатыми выражениями, в которых

двух похожих рисунках

есть число 0; учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость м/у ними; закреплять умение обозначать словами положение предметов по

отношению к себе

4

Число и цифра 7, знаки =,+, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счетных палочек, деление квадрата на 2 и 4 части.

Познакомить с цифрой 7; учить писать цифру 7; учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько? На котором по счету месте?; учить выкладывать прямоугольник из счетных палочек; учить рисовать прямоугольник в тетради в клетку; учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания, учить понимать, что часть меньше целого.

А целое больше части

Январь

1

Дидактические игры: «Определи на глаз», «Одинаковые или разные», «Что выше (шире)», игра со счетными палочками «Выложи предмет по образцу»

Развивать умение анализировать форму предметов, умение сравнивать по их свойствам. Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения, композиции). Закреплять знания о

величине, развивать мелкую моторику.

2

Задачи на смекалку. Задачи - шутки

Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9).

Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания. Упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять,

наблюдательность, внимание.

3

Числа 1,2,3,4,5,6,7, сложение числа 7 из двух меньших, дни недели

Продолжать знакомить с цифрой 7; знакомить с составом числа 7из двух меньших чисел; закреплять умение писать цифры от 1 до 7; познакомить с

пословицами в которых упоминается число 7; познакомить с днями недели

Февраль

1

Ориентировка в пространстве

Развивать        представления:        «толстый»,        «худой»,

«Найди предмет по плану», «Найди выход из лабиринта». «Что, где?», «Разложи правильно», «Где находится?»

«высокий»,        «низкий»,        «слева»,        «справа»,        «левее»,

«правее», «между». Развивать внимание, связную речь.

Упражнять в умении

двигаться в заданном направлении. Совершенствовать умения ориентироваться на листе бумаги.

2

«Реши        головоломку»,        «Составь        картинку»,        игра:

«Весёлые человечки».

Развивать        зрительное        восприятие,        смекалку, наблюдательность.

3

Числа и цифры 1 – 8, знаки +,-, знакомство с названием месяца – декабрь, логическая задача на установление

закономерностей

Познакомить с цифрой 8; учить писать цифру 8; учить правильно использовать и писать знаки + или -;

познакомить с названием месяца - декабрь

4

Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших, величина – деление предмета на 4 части.

Упражнять в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?; учить составлять число 8 из двух меньших на

наглядном материале: учить делить предмет на 2, 4 части

Март

1

Ориентировка во времени

Игры – путешествие во времени.

«Когда это бывает?»

«Что сначала, что потом».

Расширять представления о частях суток и уточнение понятия «сетки».

2

«Дни недели», «Расставь по порядку». Игра «Что мы делаем?»

Формировать представления о последовательности дней недели. Развивать логическое мышление, учить устанавливать закономерность.

3

Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей.

Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитания; учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; учить решать логическую задачу; учить рисовать овалы в

тетради в клетку

4

Знаки <, >, логическая задача на анализ и синтез, прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, порядковый счет.

Закреплять   умение правильно пользоваться знаками

<,>; учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях; упражнять в различии количественного   и   порядкового   счета;   правильно

отвечать на вопросы сколько? Который?, на каком по

счету месте?

Апрель

1

Формирование навыков сложения и вычитания.

«Распредели числа в домики», «Угадай-ка» Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.

Закреплять состав числа первого десятка. Развивать логическое мышление, речь, внимание. Продолжать учить штриховки цифр.

2

Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10. Игра «Составим число»,

«Отгадай число». Игра «Чей домик»

Закреплять представления о составе чисел от 1 до 10. Развивать логическое мышление.

3

Числа и цифры 1 – 9, логическая задача на установление закономерностей, высокий – низкий, ориентировка во времени – дни недели, знакомство с названием месяца - январь

Познакомить с цифрой 9; учить писать цифру 9; познакомить с названием месяца – январь; знакомить с названиями дней недели; учить записывать дни недели условными обозначениями(1 кружок – понедельник, 2 кружка – вторник и. д ); закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «еще

пониже», «самая низкая», « низкая», «повыше», «еще повыше»

4

Порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат

Учить соотносить количество предметов с цифрой; учить сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения м/ у

ними;        учить        складывать        квадрат        на        2,4,8 треугольников, разрезать по линиям сгиба;

Май

1

Отгадывание загадок. Игра «чудесный мешочек»

Математические задачки в стихах

Закреплять навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. Развивать умение описывать свойства фигур.

2

Число и цифра 10, выкладывание трапеции из счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку, нахождение различия в двух похожих рисунков

Познакомить с числом 10; учить писать число10; познакомить с геометрической фигурой – трапецией; учить выкладывать трапецию из счетных палочек; рисовать трапецию в тетради в клетку; учить находить

различия в двух похожих рисунках

3

Числа от 1 – 10, сложение числа 10 из двух меньших, геометрические фигуры: круг, трапеция, треугольник, квадрат

Закрепить умение писать цифры от 1 – 10; учить составлять число десять их двух меньших чисел; закрепить знания о геометрических фигурах:

трапеции, круге, квадрате, треугольнике

4

Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, работа со счетными палочками

Упражнять в количественном и порядковым счете, учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов ( дом,

елка, лодка)решать логическую задачу на анализ и синтез

Приложение 2 к дополнительной образовательной общеразвивающей программе социально – педагогической направленности «Занимательная математика»

Педагогическая диагностика детей 5-6 лет по познавательному развитию

Фамилия, Имя ребенка

Ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями.

Организует и осуществляет познавательно- исследовательскую деятельность в

соответствии с собственными замыслами.

Проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам,

моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов,

осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных

сходство.

Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени.

Итоговый показатель по каждому ребенку

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Итоговый показатель по группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и организация кружковой работы в ДОУ

В данном материале представлено описание необходимой документации для кружковой работы, алгоритм внедрения кружковой работы, составления рабочей программы......

Использование информационных компьютерных технологий в организации кружковой работы со старшими дошкольниками

Настоящий прогресс человечества зависит                                            ...

«Организация кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста «Золотые ручки» (экопластика)»

Природа всегда была неиссякаемым источником творчества. Разнообразие ее форм - вызов человеческой фантазии. Войти в этот таинственный мир, познакомится с его особенностями поможет работа с природным м...

Организация кружковой работы в ДОУ

Планирование и организация кружковой работы в ДОУ...

Работа с одаренными детьми. Организация кружковой работы в ДОУ

«Работа с одаренными детьми. Организация кружковой работы в ДОУ»Выполнила: Кирилова А.   «Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из землии требующий к себе огромного ...

Планирование и организация кружковой работы педагога дошкольной образовательной организации

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государ...

"Организация кружковой работы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки".Выступление на Августовской конференции педагогических работников образовательных организаций МО "Кабанский район".

Реализуя вариативную часть программы, мы организуем работу по дополнительному образованию, создавая кружки коррекционной направленности, кружки, направленные на развитие одарённых детей и кружки на ра...