самообразованию воспитателя младшей группы
методическая разработка (младшая группа)
Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности».
Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы, способствующие эффективному сенсорному развитию младших дошкольников.
Срок работы над темой: 2022 - 2023 уч. г.
Задачи:
- Изучить методическую литературу по данной теме, познакомиться с опытом коллег.
- Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми, коллегами и родителями по данной теме.
- Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.
Прогнозируемый результат: на основании изученной литературы и опыта коллег по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности», была разработана и реализована работа по данному направлению с родителями, детьми. Она поспособствовала повышению уровня сенсорного развития воспитанников: у детей сформировались первичные, но в тоже время устойчивые представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами, текстуре, вкусе, обогатилось сенсорное впечатление, развились любознательность, инициативность и самостоятельность. У родителей повысился уровень компетентности по организации детско-родительского взаимодействия с целью сенсорного развития своего ребенка. Повысился уровень моей профессиональной компетенции по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности».
Актуальность. Познавательному развитию в современной системе дошкольного образования отведено значимое место: одна из пяти образовательных областей, согласно ФГОС ДО, называется «Познавательное развитие». Сенсорное развитие направлено на формирование у детей познавательных интересов и активности, и на их интеллектуальное развитие. Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Схема работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – проектировочный;
3 этап – практический
4 этап - подведение итогов, рефлексия.
1 этап (сентябрь, октябрь)
- Изучение методической литературы по теме сенсорного развития младших дошкольников;
- изучение опыта коллег по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (октябрь, ноябрь)
- Разработка перспективных планов работы с детьми и родителями.
- Разработка и реализация плана обогащения развивающей предметно-пространственной среды в помещениях детского сада и на участке по данной теме.
- Разработка анкетирования, мастер-класса, консультаций для родителей.
- Разработка совместной детско-родительской НОД.
Для работы с детьми:
- создание картотеки дидактических игр «Сенсорное развитие» для детей младшего дошкольного возраста (Приложение 1);
- подбор и создание демонстрационного и дидактического материала для совместной деятельности с детьми;
- организация в групповом помещении сенсорного центра для свободного доступа детей.
Мероприятия с детьми, включенные в данное перспективное планирование, проводятся три-четыре раза в месяц. Их содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников первой младшей группы и направлено на реализацию Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации. Данная деятельность способствует поддержанию детской инициативы, самостоятельности, и предполагает использование деятельностного подхода, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования.
Для работы с родителями:
- разработка детско-взрослых мероприятий, анкетирования, мастер-класса, рекомендаций, консультаций.
3 этап (ноябрь – май)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_narmina.docx | 37.7 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Воспитателя младшей группы Н.Ю.Юсиф-заде.
Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности».
Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы, способствующие эффективному сенсорному развитию младших дошкольников.
Срок работы над темой: 2022 - 2023 уч. г.
Задачи:
- Изучить методическую литературу по данной теме, познакомиться с опытом коллег.
- Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми, коллегами и родителями по данной теме.
- Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.
Прогнозируемый результат: на основании изученной литературы и опыта коллег по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности», была разработана и реализована работа по данному направлению с родителями, детьми. Она поспособствовала повышению уровня сенсорного развития воспитанников: у детей сформировались первичные, но в тоже время устойчивые представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами, текстуре, вкусе, обогатилось сенсорное впечатление, развились любознательность, инициативность и самостоятельность. У родителей повысился уровень компетентности по организации детско-родительского взаимодействия с целью сенсорного развития своего ребенка. Повысился уровень моей профессиональной компетенции по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности».
Актуальность. Познавательному развитию в современной системе дошкольного образования отведено значимое место: одна из пяти образовательных областей, согласно ФГОС ДО, называется «Познавательное развитие». Сенсорное развитие направлено на формирование у детей познавательных интересов и активности, и на их интеллектуальное развитие. Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Схема работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – проектировочный;
3 этап – практический
4 этап - подведение итогов, рефлексия.
1 этап (сентябрь, октябрь)
- Изучение методической литературы по теме сенсорного развития младших дошкольников;
- изучение опыта коллег по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (октябрь, ноябрь)
- Разработка перспективных планов работы с детьми и родителями.
- Разработка и реализация плана обогащения развивающей предметно-пространственной среды в помещениях детского сада и на участке по данной теме.
- Разработка анкетирования, мастер-класса, консультаций для родителей.
- Разработка совместной детско-родительской НОД.
Для работы с детьми:
- создание картотеки дидактических игр «Сенсорное развитие» для детей младшего дошкольного возраста (Приложение 1);
- подбор и создание демонстрационного и дидактического материала для совместной деятельности с детьми;
- организация в групповом помещении сенсорного центра для свободного доступа детей.
Мероприятия с детьми, включенные в данное перспективное планирование, проводятся три-четыре раза в месяц. Их содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников первой младшей группы и направлено на реализацию Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации. Данная деятельность способствует поддержанию детской инициативы, самостоятельности, и предполагает использование деятельностного подхода, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования.
Для работы с родителями:
- разработка детско-взрослых мероприятий, анкетирования, мастер-класса, рекомендаций, консультаций.
3 этап (ноябрь – май)
Работа с детьми | Работа с родителями |
Ноябрь | |
1. Игровая ситуация «Соберем все красные круглые яблочки в корзинку». Цель: способствовать формированию у детей первичных представлений о красном цвете и форме круга. 2. Игровое упражнение «Укрась бабочку». Цель: способствовать формированию у детей умения группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику. 3.Игровая ситуация «Почини одежду зайчатам». Цель: формировать у детей навык различия цвета и использования названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание. 4.Игровая ситуация «Подбери крышку к коробочке». Цель: развивать у детей умение подбирать предметы по образцу. | 1. Анкета «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников". 2. Рекомендовать родителям дома с ребенком собирать пирамидки, проговаривая цвета элементов пирамидки, их размер и форму. |
Декабрь | |
1.Дидактическая игра «Подбери цвет». Цель: способствовать обобщению представлений детей о цвете, формировать навык - объединять предметы в группы по цветам. 2. Дидактическая игра «Спрячь мышку». Цель: продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, формировать навык - различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Формировать представления у детей о животных. 3. Дидактическая игра малой подвижности «Полянка». Цель: формировать у детей навык группировать предметы по цвету. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Создать условия для понимания детьми слов: «цвет», «такой», «не такой», «разные». 4. Игровое упражнение «Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине». Цель: продолжать формировать у детей навыки снимать и нанизывать кольца, обогащать зрительно – осязательный опыт. | 1.Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста» (Приложение 2). 2.Рекомендовать родителям по дороге в детский сад обращать внимание ребенка на фигуры и цвета, встречающиеся на пути (форма дорожного знака, цвет сигнала светофора и пр.). |
Январь | |
1.Дидактические игра по методике М. Монтессори «Светофор». Цель: побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек. Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь. Обогащать словарный запас. 2.Игровая ситуация «Подбери чашки к блюдцам». Цель: продолжать формировать у детей навык различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание. 3.Дидактическая игра «Найти скорее этот цвет!». Цель: создать условия для закрепления у детей представлений о цвете. 4. Детско-родительская НОД «Мир удивительных вкусов». Цель: продолжать формировать представления детей о вкусе и его особенностях. | 1.Рекомендовать родителям для сенсорного развития детей использовать игры по методике М. Монтессори. 2.Детско-родительская НОД «Мир удивительных вкусов». Цель: продолжать развивать у родителей навык организации детско-взрослой познавательно-игровой деятельности с целью сенсорного развития, вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ. |
Февраль | |
1.Продуктивная деятельность «Бусы». Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно–моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости. 2. Игровое упражнение «Разложи фигуры по местам!». Цель: познакомить детей с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Формировать навык подбирать нужные формы разными методами. 3. Игровая ситуация «Найди окошко для фигурки». Цель: продолжать формировать у детей навык соотносить форму деталей с формой отверстия. 4. Игра «Чередование флажков». Цель: работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие. | Консультация для родителей «Эффективность использования сенсорных игр в развитии младших дошкольников». |
Март | |
1.Дидактическое упражнение «Накорми мишек». Цель: знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Обучение выделению параметров величины предметов. 2.Дидактическая игра «Чем пахнет?». Цель: формировать у детей первоначальное представление о запахах, о их особенностях. 3.Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Цель: развивать тактильные ощущения детей. 4. Дидактическая игра «Ленточки для кукол». Цель: продолжать формировать у детей навык фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета. | 1.Рекомендовать родителям по дороге в детский сад обращать внимание ребенка на фигуры и цвета, встречающиеся на пути (форма дорожного знака, цвет сигнала светофора и пр.). 2. Рекомендовать родителям играть с ребенком в игру «Чудесный мешочек». |
Апрель | |
1.Детско-родительская творческая выставка «Моя любимая фигура». Цель: обобщить представления детей о знакомых геометрических фигурах, создать условия для эмоционального подъема детей, способствовать укреплению детско-родительских связей. 2.Дидактическая игра «Собери пирамидку». Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов. 3.Игровая ситуация «Складывание матрешки с двумя вкладышами». Цель: продолжать развивать умение простым действиям с предметами, отличающимися по величине. | 1.Детско-родительская творческая выставка «Моя любимая фигура». 2.Рекомендовать родителям собирать с ребенком матрешки, проговаривая свои действия. 3.Рекомендовать родителям играть с ребенком в игру «Чудесный мешочек». |
Май | |
1. «Чудесный мешочек». Цель: закреплять представления детей о форме (куб, шар, кирпичик). 2.«Разложи по коробочкам». Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов. Итоговое мероприятие: вечер игр. Цель: обобщить представления детей о формах, величине, запахах, цветах, текстуре объектов окружающего мира посредством коллективной познавательно-игровой деятельности. Создать условия для эмоционального подъема детей. | Рекомендовать родителям во время летнего периода для сенсорного развития детей использовать игры и игровые упражнения. |
4 этап (май) – подведение итогов, рефлексия
Работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды: сенсорный центр, содержащий помимо дидактических игр и пособий по сенсорному развитию следующие материалы для экспериментирования: клубки ниток, различной фактуры ткани, прищепки, природный материал, емкости с водой и песком и многим другим.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Картотека игр и упражнений на развитие сенсорики у детей младшего дошкольного возраста.
«Укрась бабочку»
Цели:
Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.
Материалы:
Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.
В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.
«Почини одежду зайчатам»
Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Материалы:
Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.
Ход игры:
Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.
Воспитатель: почему ты плачешь зайчиха?
Зайчиха: купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).
Воспитатель: не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?
Дети: на треугольник, квадрат и круг.
Воспитатель: Правильно.
Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!
«Спрячь мышку».
Цели:
Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
Материал:
Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20 – 15), посредине белый квадрат ( 8-8 ), на которых нарисована мышка (мышкин домик ), квадраты тех же шести цветов – дверцы ( 10х10 ), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Ход игры:
Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.
- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».
Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите, в окошко выглядывают мышки.
Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.
Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».
«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит, не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».
Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.
«Полянка»
Цели:
Учить группировать предметы по цвету.
Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.
Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Ход занятия:
Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим "на полянку”. Ой, куда мы попали?
А как ты догадался? Правильно.
В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.
Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте "полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.
Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.
Повторить можно с листочками разного цвета.
Дидактические игры по методике М. Монтессори
«Светофор»
Цель: побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.
Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.
Обогащать словарный запас.
Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.
Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.
«Подбери чашки к блюдцам»
Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
Материалы:
Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.
Ход игры:
В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)
Какие? (Ответы детей).
На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).
Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.
Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.
«Бусы»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости
Материалы: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.
Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.
«Разложи фигуры по местам!»
Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы: Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.
Ход:
Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.
Дидактическое упражнение «Накорми мишек»
Цель: Знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Обучение выделению параметров величины предметов.
Материал: Три разных по величине игрушки – медведей, соответственно три стульчика, три тарелки, три чашки, три ложки. Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мости через речки.
Ход:
Педагог предлагает детям пойти в гости к трем медведям. Дети отправляются в путешествие, на их пути встречаются две речки с мостиками: через одну ручку мост пониже, через другую – выше. По низкому мосту дети легко переходят на другой берег, по высокому, страшно упасть в речку.
- Ну вот, мы пришли в гости к нашим медведям. Расскажем о своем путешествии, о том, как переходили через реку по мосту. – По какому мосту было легче идти, по какому труднее, почему – один мост низкий, другой – высокий. Ребята, а наши медведи тоже разные, один выше другой ниже, третий совсем низкий. Как можно еще сказать? – Один большого размера, второй среднего (или поменьше), а третий маленький.
Педагог объясняет правила дидактического упражнения:
- Наши медведи собрались пообедать, но не могут решить, кому какую тарелку выбрать, чашку и ложку. Давайте поможем: для большого медведя выберите большую тарелку, для медведя по меньше (среднего) – тарелку по меньше, а для маленького медведя – маленькую тарелку. (по тому же принципу дети подбирают остальную посуду для медведей).
«Собери пирамидку»
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.
Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.
«Складывание матрешки с двумя вкладышами»
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.
Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).
Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.
«Разложи по коробочкам»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.
Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.
«Подбери крышку к коробочке»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.
Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.
«Ленточки для кукол»
Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.
Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.
Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.
«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец
Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.
Игра «Чередование флажков».
Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры нужно приготовить по 4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя. Флажки для детей можно изготовить из картона. Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки разной формы. Например, вот так (взрослый прикрепляет флажки на фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными). Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д. После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает дошкольникам самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах. Во время работы детей воспитатель подходит к каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить флажки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте у ребенка усиливается познавательный интерес, он все хочет знать. Его интересует уже не только внешний вид и назначения предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями. Ребенок с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. Психологи доказали, что сенсорное развитие является основой умственного развития и залогом успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Если усвоение происходит стихийно, оно нередко оказывается неполноценным, поверхностным. Здесь мы уже говорим о сенсорном воспитании. Сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие, совершенствование у ребенка его сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений).
Так как в дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра, то и в игре происходит познание окружающего. В игре развиваются все психические процессы. Играя, дошкольник учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. В игре ребенок усваивает сенсорные эталоны. Существует множество игр, развивающих сенсорное восприятие ребенка. Основная задача всех сенсорных игр- это накопление разнообразного сенсорного опыта.
Я хочу предложить к вашему вниманию некоторые игры, которые вы можете организовать с детьми дома.
- Игра «Чудесный мешочек». Положить в красивый мешочек мелкие игрушки, знакомые детям. Затем предложить ребенку опустить руку в мешочек и на ощупь отгадать игрушку. Можно попросить ребенка дать небольшую характеристику игрушке (мягкая, твердая, круглая и т.д.). Игра развивает тактильные ощущения.
- Игра «Собери пуговицы». Высыпьте перед ребенком горку пуговиц разных цветов. Предложите ребенку разложить эти пуговицы по коробочкам. Цвет пуговицы должен соответствовать цвету коробки. Игра развивает восприятие цвета, мелкую моторику рук, а также внимание.
- Игра «Мозаика из пуговиц». Предложите ребенку в определенной закономерности собрать дорожку из пуговиц, например: красная, зеленая, желтая. Можно попросить продолжить ваш образец. Также предложить ребенку выложить из пуговиц какую-нибудь фигуру или узор.
- Игра «Подбери крышки». Взять разные баночки с крышками. Чтобы к каждой баночке подходила только одна крышка. Попросить ребенка открыть банки, перемешать их, а затем снова закрыть. Игра развивает зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
- Игра «Прищепки». Для этой игры нужно вырезать из плотного картона шаблоны, например: солнышко, облако, трава и т.д. Детям необходимо выбрать походящие по цвету прищепки и прицепить их к шаблонам. Желтые прищепки будут лучиками солнца, синие-капельками дождя на облаке, а зеленые-травой. Игра развивает умение объединять предметы по цвету, также развивает мелкую моторику рук.
- Игры с крупами. Тонким слоем насыпать на поднос любую мелкую крупу (хорошо подходит манная крупа). Можно предложить ребенку нарисовать что-то конкретное, а можно просто водить пальцем и рисовать просто линии, точечки и придумывать свою картинку. Кроме развития мелкой моторики рук, тактильных ощущений, игра еще развивает воображение. Также оказывает медитативное воздействие.
Это лишь малая часть того, чем вы можете занять ребенка дома. Многие домашние дела можно превратить в веселую игру и при этом чему-то обучить ребенка. Играйте с малышом насколько можно чаще. Ведь для него это так важно. Общение в игре не только упрочить ваши взаимоотношения, но и поможет ребенку получить опыт, который пригодится ему в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «У Незнайки в огороде.» Возрастная группа- 2 -я младшая группа.
Задачи:Образовательные-продолжать учить взаимодействовать с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе;-учить видеть красоту окружающего мира;-развивать самостоятельность, активность ...
Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)
Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...
Диагностика педагогического процесса В первой младшей группе (с 2 до 3 лет) на 2021 /22 учебный год во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на 2022/23 учебный год в средней группе (с 4 до 5 лет) на 2023/24 (февраль) учебный год дошкольной образователь
: Оценка индивидуального развития детей для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для д...
План воспитательно - образовательной работы в младшей группе по лексической теме "Наша группа" календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Познакомить детей с помещением групповой комнаты, ознакомление с элементарными правилами поведения в группе, туалетной комнате. ...
Комплексно- тематическое планирование для 1 младшей группы на 2021- 2022 уч.г; для 2 младшей группы на 2022- 2023 уч.г, для средней группы на 2023- 2024 уч.г
Целью комплексно-тематического планирования является разработка плана ежедневной деятельности детей в образовательном учреждении, на основании ряда темообразующих факторов и принципа со...