Проект «Забытые народные подвижные игры наших предков» (подготовительная группа)
проект (подготовительная группа)

Белошапкина Елена Павловна

Актуальность

Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (п.1.4.  ФГОС ДО), «Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» (п.1.6.  ФГОС ДО).

          Согласно п.2.6. ФГОС ДО содержание психолого-педагогической работы с детьми в образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя решение такой задачи, как формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение подвижными играми с правилами.

  В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека.   Окунаясь в историческое прошлое  народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка, платок, и др.).

В результате беседы и наблюдения выявлено, что у детей группы «Земляничка» МБДОУ №10 недостаточно знаний, представлений о народных подвижных играх, культуре, традициях и обычаях русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Забытые народные подвижные игры наших предков»

Вид проекта: оздоровительный

Тип проекта: краткосрочный

Сроки проекта: 14.11.2022г. – 18.11.2022г.

Участники проекта: 

Дети: подготовительной  группы «Земляничка»

Педагоги: воспитатели группы «Земляничка» Белошапкина Е. П., Кирилова М. В., инструктор по физической культуре Петрова Н. Н., музыкальный руководитель Гуркова М. А.

Родители (законные представители)

Соц. Партнеры (сотрудники библиотеки, музея)

Актуальность

Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (п.1.4.  ФГОС ДО), «Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» (п.1.6.  ФГОС ДО).

        Согласно п.2.6. ФГОС ДО содержание психолого-педагогической работы с детьми в образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя решение такой задачи, как формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение подвижными играми с правилами.

        В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека.   Окунаясь в историческое прошлое  народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка, платок, и др.).

В результате беседы и наблюдения выявлено, что у детей группы «Земляничка» МБДОУ №10 недостаточно знаний, представлений о народных подвижных играх, культуре, традициях и обычаях русского народа.

Проблема:

В МБДОУ № 10 в подготовительной группе «Земляничка» у детей недостаточно знаний о народных подвижных играх, культуре, традициях и обычаях русского народа.

Цель:

Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную подвижную игру.

Задачи

Образовательные: 

  • формировать знания и представления детей о культуре русского народа через народную подвижную игру;
  • познакомить с историей возникновения русской народной игры и их многообразием;
  • показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

 Развивающие: 

  • развивать у детей интерес к русским народным подвижным играм;
  • развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр.

Воспитательные: Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через народную подвижную игру.

Для родителей:

Обеспечивать преемственность в воспитании ребенка в дошкольном учреждении и в семье; привлекать родителей к совместной творческой деятельности с детьми и педагогами.

Для педагогов:

Совершенствовать профессиональный уровень педагогов, рост творческой активности педагогов; создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников; укреплять связи ДОУ с семьей.

Ожидаемые результаты: 

  • у детей сформировались знания и представления детей о культуре русского народа через народную подвижную игру;
  • дети познакомились с историей возникновения русской народной игры и их многообразием;
  • дети увидели красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
  • у детей развился интерес к русским народным подвижным играм;
  • у детей развилась двигательная  активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр;
  • у детей воспиталось чувство патриотизма через народную подвижную игру.

Основные этапы:

1 этап – подготовительный:

изучение методической литературы;

определение актуальности, проблемы, цели;

разработка перспективного плана работы с детьми, родителями;

составление плана реализации проекта;

подбор наглядно — дидактического, наглядно — демонстрационного материалов;
методических пособий, фотографий по тематике и т.д.
подбор музыкальных произведений, литературных произведений;

2 этап – основной:

Работа с родителями:

Анкетирование: «Русские народные игры»;

Консультации: «Формирование ребенка как личности в процессе ознакомления с народными играми», «В подвижные игры играем – здоровье укрепляем»;

Памятка для родителей «Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников»;

Выставка рисунков «Народные подвижные игры»;

Создание альбома из рисунков «Народные подвижные игры»;

Нетрадиционное родительское собрание «Народные подвижные игры».

Работа с детьми:

Разделы работы

Основное содержание

Образовательная деятельность

Познавательное развитие (Ознакомление с социальным миром): (Презентация)

Беседа: «Что такое русская народная подвижная игра»

Художественно-эстетическое развитие (Рисование).

«Наша любимая подвижная игра»                    14.11. 2022

Речевое развитие (Коммуникация) Заучивание заклички к русской народной игре «Заря – заряница»

 Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Познавательно – исследовательская деятельность.  «Свойства воздуха»                    15.11.2022

Познавательное развитие (ФЭМП). «Состав числа 9»

Художественно – эстетическое развитие. (Аппликация) Атрибуты к русской народной подвижной игре «Волк»                                                             

                                                                               16.11.2022

Речевое развитие (Коммуникация) Рассматривание картины В. Е. Майковского  «Хоровод»

  Художественно-эстетическое развитие (Рисование).

«Дети водят хоровод»                                         17.11.2022

Познавательное развитие (ФЭМП). «Состав числа 10»

Художественно – эстетическое развитие. (Музыка) «Ярмарка»

                                                                              18.11. 2022

Совместная деятельность

Беседы

 «В какие игры играли наши предки»;

 «Из чего делали атрибуты к подвижной игре в старину»;

 «История русской народной игры»;

 «Откуда появились считалки?».

Игровая деятельность

 Дидактические игры:

 «Что изменилось?», «Обведи и раскрась», «Волшебный мешочек», «Расположи картинки в нужном порядке», «Скажи ласково», «Бывает не бывает», «Верни героя в сказку», «Что за сказка?».

  Малоподвижные народные игры:

  «Камешки», «Ручеек», «Колечко», «Каравай».

Народные подвижные игры:

«Гуси-лебеди», «Баба-Яга», «Карусель», «Горелки», «Золотые ворота», «Гори-гори ясно», «Это я», «Пирог».

 Сюжетно ролевые игры:

«Мы встречаем гостей – угощаем их блинами»

«Ждём гостей»

«На праздничной ярмарке»

 Пальчиковые игры:

 «Сказки», «Пальчики», «Солнышко», «Петушок»,  «Матрёшка».

Инсценировка:

«Курочка ряба», «Репка», «Пых».

Художественное творчество

Конструирование:

 «Площадка для подвижной игры» (конструктор)

 «Птица» (оригами)

Чтение художественной литературы

Русский фольклор: ««Ранним-рано поутру...»

 «Грачи-киричи»

 «Ласточка-ласточка...»

 «Дождик, дождик, веселей...»

 «По дубочку постучишь»

 Русские народные сказки: «Царевна-лягушка» «Сивка-бурка»

 «Каша из топора»

 «Иван царевич и серый волк»

 «Хаврошечка»

 «Жихарка»

Взаимодействие с семьей

Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь», «Народные мастера нашего края».

Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме

«Народные подвижные игры».

Приобщение детей к семейным традициям

3 этап – заключительный:

Создание картотеки «Русские народные игры», «Считалочки»;

Выставка рисунков «Народные подвижные игры»;

Создание альбома «Народные подвижные игры»;

Итоговое мероприятие: Физкультурный досуг «Народные подвижные игры»;

Нетрадиционное родительское собрание «Народные подвижные игры».

Анализ проведенной работы:

Создание картотеки «Русские народные игры», «Считалочки», альбома «Народные подвижные игры» в группе «Земляничка» МБДОУ № 10 для расширения представлений о народных подвижных играх для детей подготовительной группы.

У детей с формулировалось представление о культуре русского народа через народную подвижную игру, дети познакомить с историей возникновения русской народной игры и их многообразием, дети увидели красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах, у детей развился интерес к русским народным подвижным играм, воспиталось чувство патриотизма через народную подвижную игру. Работа над проектом заинтересовала и родителей. Они воодушевленно участвовали в проекте; изучали народные подвижные игры через наглядную информацию; на  родительском собрании играли в народные подвижные игры.

Рисовали рисунки для альбома «Народные подвижные игры. У педагогов, повысился профессиональный рост творческой активности, укрепились связи ДОУ с семьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения русской народной подвижной игры «Горелки» в подготовительной к школе группе

Конспект проведения русской народной подвижной игры «Горелки»   в подготовительной к школе группе...

Подвижные игры для детей подготовительной группы

подвижные игры для детей старшего возраста. Эти игры помогут развивать у детей ловкость, внимание,выносливость. Систематизируя все виды движения детей можно развивать у детей интерес к здоровому образ...

Программа секции физического развития по ознакомлению детей с народными подвижными играми "Игровая карусель" (средняя группа 4-5 лет)

В ходе реализации мероприятий проводится ознакомление детей 4-5 лет с русскими народными играми. Программа предусматривает знакомство с обычаями и традициями народов коми, украинцев, белорус...

Буклет "Народные подвижные игры для детей младшей группы"

В буклете собраны  народные подвижные игры, в которые можно поиграть с малышами 4-5 лет....

Картотека "Русские народные подвижные игры и считалочки" (подготовительная группа)

Картотека "Русские народные подвижные игры и считалочки,"...

Проект "Как играли наши предки" (средняя группа)

 Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечивая духовное здоровье детей...