План самообразования
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко»»
Ибресинского района Чувашской Республики
План по самообразованию воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны
Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни посредством сотрудничества ДОО в социуме
Ибреси, 2022-2023 г.
Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни посредством сотрудничества ДОО в социуме
Введение
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни.
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно - образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков, психологии О.С. Осадчук, экологии З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд и педагогики В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Л. Лазарев, О.С. Шнейдер, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова.
Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Актуальность:
Актуальность исследования определяется следующими противоречиями: с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении старших дошкольников к здоровому образу жизни, а с другой - имеет место недостаточная методическая разработанность этой проблемы в рамках образовательного процесса дошкольного учреждения.
Цель: Теоретическое обоснование и экспериментальной проверке программы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
Задачи:
1.Осуществить теоретический анализ понятия «здоровый образ жизни» в психолого-педагогических и валеологических исследованиях и уточнить его содержание.
2.Изучить современное состояния взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей и конкретизировать понятие «формирование здорового образа жизни» в процессе взаимодействия семьи и ДОУ.
3.Определить сущность взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
4.Разработать программу и предложить модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации 1 год
Перспективный план самообразования педагога:
Раздел плана | Форма работы | Практические выходы | Отчет о выполнении | |||||
Сентябрь | ||||||||
Работа с детьми | Проведение Дня Здоровья Проведение осеннего праздника Организация подвижных игр (ежедневно) Проведение физкультурных занятий (в течение года) | Учить детей охранять и укреплять свое здоровье Развивать эмоциональную сферу. Формировать гармоничную личность. Формировать потребность в двигательной активности. Формировать потребность в двигательной активности, навыки здоровьесбережения. | Фотоотчет Фотоотчет | |||||
Работа с родителями | Индивидуальные беседы с родителями по теме « Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой» | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | Конспект | |||||
Самореализация | Продолжение изучение программы по образовательной области «здоровье» | Повышение знаний, сбор материала |
| |||||
Октябрь | ||||||||
Работа с детьми | Проведение динамических пауз во время занятий (в течение года) | В качестве профилактики утомления В качестве профилактики непропорциональной нагрузки на мышцы В целях укрепления организма В качестве развития моторики Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность Выявит уровень физического развития детей. Сбор и обработка данных | Фотоотчет | |||||
Проведение релаксации (в течение года) Проведение утренней гимнастики (каждый день) | ||||||||
Проведение пальчиковой гимнастики (ежедневно) Проведение осеннего праздника Диагностика уровня физической подготовки детей | ||||||||
Работа с родителями | Консультация для родителей «Берегите глазки» | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | конспект | |||||
Самореализация | Работа с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику» | Повышение знаний, сбор материала |
| |||||
Ноябрь | ||||||||
Работа с детьми | Проведение тематического мероприятия «День Матери» | Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность | Фотоотчет | |||||
Работа с родителями | Консультация для родителей «Агрессивные дети» | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | конспект | |||||
Самореализация | Обновление физкультурного уголка Продолжение работы с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику» | Создание условий для сохранения здоровья Повышение знаний, сбор материала |
| |||||
Декабрь | ||||||||
Работа с детьми | Проведение новогоднего утренника | Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность | Фотоотчет | |||||
Работа с родителями | Консультация для родителей «Встречаем Новый год вместе с ребенком» | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | конспект | |||||
Самореализация | Анализ заболеваемости в зимний период | Сбор аналитической информации |
| |||||
Январь | ||||||||
Работа с детьми | Проведение тематических дней новогодних каникул | Формировать потребность в двигательной активности, развивать умение сознательно вырабатывать полезные привычки. |
| |||||
Работа с родителями | Консультация для родителей « Что такое подготовка к школе?» | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | конспект | |||||
Самореализация | Продолжение изучение программы по образовательной области «Физическая культура»» | Повышение знаний, сбор материала |
| |||||
Февраль | ||||||||
Работа с детьми | Проведение утренника к Дню Защитника Отечества | Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность | Фотоотчет | |||||
Работа с родителями | Консультация « Отец как воспитатель» | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | конспект | |||||
Самореализация | Работа с методической литературой (ж-л «Дошкольное воспитание») | Повышение знаний, сбор материала |
| |||||
Март | ||||||||
Работа с детьми | Проведение утренника к 8 Марта | Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность | Фотоотчет | |||||
Работа с родителями | Консультация «Счастье- это когда тебя понимают» | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | конспект | |||||
Самореализация | Работа с методической литературой (ж-л «Здоровье дошкольника») | Повышение знаний, сбор материала |
| |||||
Апрель | ||||||||
Работа с детьми | Развлечение «День Земли» Мониторинг | Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность Подведение итогов эффективности использования современных здоровьесберегающих технологий | Фотоотчет | |||||
Работа с родителями | Консультация «Готовность к школе» | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | конспект | |||||
Самореализация | Продолжение изучения основной примерной программы «Мир открытий» по образовательной области «Здоровье» | Повышение знаний, сбор материала |
| |||||
Май | ||||||||
Работа с детьми | Проведение праздника «День Победы» | Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность | Фотоотчет | |||||
Работа с родителями | Консультация «Что такое патриотическое воспитание» Собрание | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме Подведение итогов работы. Анализ результатов совместной деятельности | конспект | |||||
Самореализация | Продолжение изучения основной примерной программы «Мир открытий» по образовательной области «Физическая культура» Сбор информации | Повышение знаний, сбор материала Пополнение методической копилки |
|
Используемая литература:
- Антонов Ю.Е.Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века /Ю.Е.Антонов. - М.: Аркти, 2011.
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г.Алямовская-М.,1993.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. М., 1991.
- Бочкарева О. И. Система работы по формированию здорового образа жизни. Старшая группа, Волгоград: ИТД «Корифей»
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа дошкольного образования «От рождения до школы», М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.
- Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
- Горшенинник В.В., Самошкина И.В..Черкасова Н.П. Система работы в детском саду по вопросам семейного воспитания./Горшенинник В.В. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2007.
- Давыдова, М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет: М.: Вако, 2007.
- Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, М. : Педагогическое общество России, 2006.
- Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников, М. : Центр педагогического образования, 2012.
- Деркунская В. А. Игры- эксперименты с дошкольниками, М. : Центр педагогического образования, 2012.
- Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб., 2009.
- Казин,Э.М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты [ Текст ]: монография/ Э.М. Казин.- Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО,2010.-214с.-ISBN978-5-7148-0338-3.
- Климова,Т.В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно- образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ
- Козлова А.В., Денеулина Р..П. Работа ДОУ с семьей: Диагнгостика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг./А.В Козлова, Р..П. Денеулина- М.:ТЦ Сфера,2004.
- Новикова,Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников, М.: 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...