Консультации, памятки для педагогов
консультация

Шатайло Оксана Васильевна

Обучение - это не просто передача знаний, это вдохновляющие перемены. Обучение - это больше, чем поглощение фактов, это приобретение понимания (Уильям Артур Уорд)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация развивающей предметно-пространственной среды

для проведения сюжетно-ролевых игр»

(консультация для педагогов)

https://forum.materinstvo.ru/uploads/1334407158/post-290226-1334569550.png

подготовила воспитатель

О. В. Шатайло

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

Е.И.Тихеева

Общая характеристика сюжетно – ролевой игры.

Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успехи в учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям.

Из всех детских игр особое место занимает сюжетно-ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или каких-либо сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в отношения с другими от имени этих персонажей. Сюжетно – ролевая игра имеет особенно важное значение для развития ребенка. С одной стороны – это свободная эмоциональная деятельность, которая всегда приносит удовольствие. С другой стороны – сюжетно-ролевая игра – это школа произвольного поведения. Именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как принято, как положено в обществе.

Четко обозначить возрастные границы перехода к сюжетно-ролевой игре нельзя.

В раннем возрасте формируется сюжетно-отобразительная   игра - игра, в которой ребенок моделирует реальные события, сюжеты из сказок, из разговора, природные явления. Примерно к трем годам ребенок начинает принимать на себя роли но в зависимости от индивидуальных особенностей кто-то из детей готов к этому раньше, а кто-то позднее. Со временем  сюжетно-отобразительная игра превращается в режиссёрскую.  К 5 – 6 годам сюжетно-ролевая игра достигает своего пика.         Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливается с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшем развитием игровых умений, усложнением игровых замыслов.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из      сюжета и ролей.

Сюжет игры – это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

В сюжете раскрывается содержание игры – то что, воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Роль – игровая позиция, ребенок отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры, выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Условия организации сюжетно-ролевых игр на современном этапе

  1. Выполнение санитарно–гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек, хранение атрибтов).

  2. Организация игрового пространства:

 - организация предметно-игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных   особенностей дошкольников;

 - создание безопасных условий игры;

 - атрибуты для сюжетно-ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными;

 - игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству играющих;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть доступны детям.

  1. Наличие игрушек:

  • Сюжетно–образная игрушка.

  • Техническая игрушка.

  • Игрушка–забава.

  • Маскарадно–елочная игрушка.

  • Спортивно–моторная игрушка.

  • Музыкальная игрушка.

  • Театральная игрушка.

  • Дидактическая игрушка.

  • Строительный материал.

  • Игрушка–самоделка.

  1. Требования к игрушкам:

 - должна побуждать детей к творчеству, формировать дружеские взаимоотношения, организованность, справедливость;

 - должна быть динамичной;

 - отображать здоровый юмор;

 - должна быть окрашена стойкими, безопасными красками;

 - легко подвергаться обработке.

        Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые бы давали простор изобретательности. 

  1. Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту.

     РППС в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: прежде всего,  это свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нужно учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе.

     Принцип универсальности предметно-игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития. Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей, т.е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.

     Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность игрового пространства. Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.

  1. Педагогическая ценность макета в организации предметно–игровой среды.

       Макет - это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).

Учитывая многообразие сюжетных игр, педагоги должны ориентироваться на организацию таких игр, в которых каждый ребенок сможет:

 - удовлетворять свои интересы;

 - реализовывать свои возможности;

 - создавать игровой сюжет и реализовать его;

 - проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.

     

     Сюжетно-ролевая игра – подлинная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. К сожалению, с каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходит во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, прыгали на скакалках. Сейчас редко увидишь детей, играющих вместе. Современное поколение предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные.  Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.      

      В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает «на этапе завершения дошкольного образования» ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуацию, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам».

     Играя, ребёнок приобретает новые знания и умения, активизирует словарь, развивает любознательность, нравственные качества, формируются начала коллективизма. Отображает то, что видел, пережил, осваивает опыт человеческой деятельности. Игра для ребёнка не пустая забава, она является стремлением включиться в мир взрослых.

ПАМЯТКА

Несколько полезных советов по организации игровой деятельности  детей.

  1. Не заменять игру другими видами деятельности.
  2. Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
  3. Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
  4. Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
  5. Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
  6. Не наказывайте ребёнка лишением игры.
  7. Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
  8. Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
  9. Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.

Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.

Источник информации:

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-syuzhetnorolevaya-igra-kak-sredstvo-vsestoronnego-razvitiya-rebenka-481337.html

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/10/30/organizatsiya_rpps_po_sr_igre.pdf



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

https://forum.materinstvo.ru/uploads/1334407158/post-290226-1334569550.png

П А М Я Т К А

ОРГАНИЗАЦИЯ  РППС

ДЛЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР

 в группе раннего возрста

Подготовила воспитатель:

О.В.Шатайло

Первая младшая группа

Игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.

Задачи воспитателя:

  • в совместной  игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
  • развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
  • развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью;
  • развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.

Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые центры:

Спальня

Кроватки разных размеров, для кроватки - постельные принадлежности (одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник, матрац, подушка), коляски, куклы-младенцы в конвертах, шкаф для одежды, в котором хранятся запасные комплекты постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол-мальчиков и кукол-девочек, наборы зимней и летней одежды для кукол.

Семья

Стол, стулья, кресла и диванчик, наборы чайной и столовой посуды, телефон со звонком.

Кухня

Плита, кухонный стол, шкаф для посуды, наборы кухонной посуды, гладильная доска, утюги.

Ванная

Ванночка для купания кукол, тазик для стирки, веревка для белья и прищепки.

Магазин продуктов

Маленькие баночки, упаковки от готовых продуктов (йогуртов, творожков, соков и т.п.) — чисто промытые, из пластика или картона, игровые наборы пластмассовых игрушек — овощей или фрукта (восковые муляжи

лучше не использовать), таблички, на которых нарисованы наборы продуктов для приготовления различных блюд — супов, компотов, каш, мясных блюд, возможно, кассовый аппарат, сумочки, корзиночки разные.

«Парикмахерская»

Зеркало, расчески и щетки, вырезанные из мягкого пластика или линолеума.

Рядом с парикмахерской обычно располагается

«Уголок ряжения»

Готовые игровые зоны необходимы для того, чтобы побуждать детей к игре, подталкивать их к совершению различных игровых действий. Эти игры будут еще однообразными, дети будут вновь и вновь возвращаться к привычному сюжету. Воспитатель показывает детям, как использовать в игре предметы-заместители: кубик - хлеб, маленький кирпичик - кусочек мыла, палочка - градусник. Поэтому нам необходим специальный короб (лоток, коробочка, небольшой ящик) с предметами-заместителями.

Транспортные игрушки и двигатели

Автомобили грузовые, автомобили легковые, автобусы, паровозы (электровозы) с вагончиками; лодочки, самолеты, крупные игрушки-двигатели.

Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных.

Центр конструирования

Большой конструктор-строитель деревянный, настольные строительные наборы из дерева, крупные пластмассовые конструкторы, небольшие игрушки для обыгрывания построек.

Игровые строительные наборы

Напольный конструктор-строитель, настольные строительные материалы, крупные пластиковые легоподобные конструкторы, мелкие пластиковые игрушки для обыгрывания построек.

Предметы-заместители

(хранятся в специальном  коробе)

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

https://forum.materinstvo.ru/uploads/1334407158/post-290226-1334569550.png

П А М Я Т К А

ОРГАНИЗАЦИЯ РППС

ДЛЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР

в младшей группе

Подготовила воспитатель:

О.В.Шатайло

Младшая группа

Продолжается формирование и развитие игровых навыков.

Задачи воспитателя:

  • способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;
  • в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;
  • в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;
  • поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;
  • учить детей использовать в играх строительный материал.

Исходя из этих задач, во второй младшей группе еще остаются готовые игровые центры, но они значительно обогащаются.

«Семья»

Куклы: куклы девочки и мальчики, куклы-младенцы в конвертах, наборы кукольной одежды для разных сезонов. Кукольная одежда может помещаться уже не в отдельном шкафу, а в пластиковых или картонных лотках, поставленных на стеллажи. Каждый такой лоток имеет свое условное обозначение: например, на коробку с постельным бельем можно поместить изображение кроватки; на коробку с зимней одеждой - изображение зимней шубы или шапки и снежинку и т.п. • Оборудование для игр с куклами постельные принадлежности (до 5 комплектов): мебель для кукол (столы, стулья, кровати разных размеров), коляски, санки и качели для кукол, стиральные наборы, утюги, телефон со звонком, наборы кукольной посуды — кухонной, столовой и чайной.

«Магазин»

Прилавок или витрина, несколько различных наборов продуктов, которые могут храниться на полочках под прилавком: молочные продукты, овощи и фрукты из пластика или дерева небольшого размера, бакалейные или гастрономические товары, кассовый аппарат, сумочки разные.

«Больница»

Игрушечные атрибуты из пластика — банки, стетоскоп, шпатели, градусники. Во второй младшей группе не должно быть баночек или коробок от таблеток.

«Парикмахерская»

Зеркало, различные флаконы из пластика или небьющегося стекла небольшого размера от духов и шампуней, расчески, щетки из пластика, игрушечные фены.

Игрушки-животные

Наборы диких и домашних животных разного размера, сделанные из разных материалов.

Транспортные игрушки

Автомобили легковые и грузовые, автобусы, электровозы (паровозы) с вагонами, лодочки и катера разных размеров, самолеты, вертолеты.

используйте картон, на котором нарисованы (или наклеены) поролоновые кружочки, имитирующие таблетки. Также можно использовать игровые наборы «Доктор Айболит» - стетоскопы, пластиковые градусники, шприцы, банки и др.

«Транспорт»

Грузовые и легковые автомобили; автомобили специального назначения; автобусы; лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Можно вырезать рули из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разных видов транспорта.

Игрушки - животные

Наборы домашних животных и диких животных средней полосы России, сделанные из разных материалов и разного размера.

Центр конструирования

Большой напольный конструктор-строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы; мелкие игрушки для обыгрывания построек.

Игрушки для мальчиков Роботы, трансформеры, солдатики.

Важно, чтобы у детей был бросовый материал, из которого они самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сюжетных игр. Он хранится в отдельной коробке (лотке, сундучке), которую дети хорошо знают и к которой имеют свободный доступ. Воспитатель учит детей, как использовать материалы этого «волшебного сундучка», при организации игр предлагает подумать, какие игрушки и атрибуты нужны детям и из чего их можно смастерить.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

https://forum.materinstvo.ru/uploads/1334407158/post-290226-1334569550.png

П А М Я Т К А

ОРГАНИЗАЦИЯ РППС

 ДЛЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР

 в средней группе

Подготовила воспитатель:

О.В.Шатайло

Средняя группа

Задачи воспитателя:

  • в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
  • учить детей готовить обстановку для игры — подбирать предмета и атрибута, выбирать удобное место;
  • развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов;
  • развивать умение использовать предметы-заместители.

В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница». Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др.

Куклы и все атрибуты для игры в кукол

Наборы одежды и обуви, мебель для кукол — столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки, коляски, санки и качели для кукол.

Посуда кухонная, столовая и чайная. Различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясорубка, кухонный комбайн, тостер и др.

«Магазин»

Прилавок «Продуктовый магазин»: в корзинках или на лотках - различные имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные наборы овощей и фруктов, гастрономических продуктов, бакалеи; вылепленные из соленого теста и раскрашенные хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы и др.) Необходимо обратить внимание на размеры атрибутов — они должны быть небольшими. Можно сделать несколько магазинов — «Булочная», «Кондитерский», «Овощи-фрукты», «Молочные продукты», «Мясо» и т.д. Это также могут быть отделы одного большого супермаркета. «Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке. «Магазин игрушек»

«Парикмахерская»

Самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней (оформленные в виде фруктов, овощей, забавных фигурок людей) и др.

«Ателье»

«Рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод. Здесь же может стоять небольшая коробка с лоскутами тканей, которые дети могут использовать для создания различных атрибутов. Например, из кубика делается стол для кукол, он накрывается лоскутком — скатертью.

«Больница» или «Аптека»: обратите внимание на то, что ни в коем случае в атрибутах не должно быть баночек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смываются, надписи заклеиваются, пузырьки (только пластиковые) и коробки обклеиваются яркой бумагой. В качестве упаковок таблеток

Центр конструирования

Большой напольный конструктор-строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы. Схемы для конструирования. Коробки с бросовым материалом - лоскутами ткани, кожи, бумагой и др., который дети могут использовать для изготовления атрибутов различных игр.

Так как содержание детских игр значительно обогащается, то могут появиться атрибуты для игр «Рекламное агентство», «Туристическое бюро», «Телевидение».

Для «Рекламного агентства», например, нужны будут рекламные проспекты, сделанные самими детьми: вырезанные из разных журналов, наклеенные в определенном порядке образцы различных товаров.

Для «Туристической фирмы» понадобятся туристические проспекты, «база данных» на карточках, модель компьютера и т.д.

Для игры «Телевидение» — игрушечный микрофон, макет телекамеры или игрушка - телекамера, кофр для телекамеры и т.п.

Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики, воины разных эпох и народов.

Важно, чтобы у детей был бросовый материал, из которого они самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сюжетных игр. Он хранится в отдельной коробке (лотке, сундучке). Воспитатель поощряет детскую самостоятельность и творчество в изготовлении атрибутики для игр, подсказывает им новые способы использования природного и бросового материала.

Обязательно!

Кукольное приданое! В гардеробе кукол должно быть много разносезонной одежды. Она должна легко одеваться: платья с глубокой планкой-разрезом сзади. Кукольные платья в младших группах должны иметь достаточно крупные пуговицы или липучки.

Комплекты постельного белья или просто лоскуты ткани для «стирок и глажения».

Уголки ряженья. В младших группах лучше иметь сундуки, в которых будут находиться элементы ряженья в свободном доступе. Пусть дети не испытывают дискомфорта от необходимости постоянно аккуратно складывать одежду. Этот сундук будет своеобразной отдушиной, уголком «психологической разгрузки» от прилежности и аккуратности. В старших группах такой сундук необходимо сохранить, но добавить в него элементы для «барышень»: шляпки, зонты, пелеринки, веера, длинные платья

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

https://forum.materinstvo.ru/uploads/1334407158/post-290226-1334569550.png

П А М Я Т К А

ОРГАНИЗАЦИЯ РППС

 ДЛЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР

 в старшей и подготовительной группах

подготовила воспитатель

О.В.Шатайло

Старшая и подготовительная группы

Задачи воспитателя:

  • развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
  • развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
  • учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
  • учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
  • развивать умение использовать предметы-заместители.

      В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых центров, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.

     Все атрибуты различных сюжетных игр помещаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных.

     Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала — чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр.

      В группах старшего дошкольного возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей.

     Содержание игр значительно обогащается за счет накопления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности. Поэтому в группах старшего возраста могут появиться такие ранее не известные игры, как «Туристическая фирма» или «Рекламное агентство», «Телевидение» и др.

По-прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов-заместителей.

Макеты: макет средневекового замка, макет корабля — парусного судна, парохода или современного теплохода, макеты различных жилых помещений и др.

«Семья»

Куклы разные, наборы кукольной мебели «Жилая комната», «Спальня».

«Кухня»

Посуда кухонная, столовая и чайная, различные кухонные приборы и техника — мясорубка, тостер, стиральная машина, плита, посудомоечная машина, холодильник.

«Магазин»

Магазины делаются самые разные — продуктовые, одежды, обуви, «Свет», «Радиотехника», «Салон шляп» или «Головные уборы», «Магазин игрушек», «Канцтовары», «Мебель», «Спорт», «Книги» и др. Небольшие прямоугольники бумаги с написанными на них цифрами, обозначающие «деньги». Также понадобятся кассовый аппарат, корзинки и сумочки для покупок.

«Парикмахерская» или «Салон красоты»

Самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней и др.

«Ателье»

«Рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод. Швейные машины. Стойка для одежды и плечики. Возможно, игрушка-манекен.

«Больница» или «Аптека»: в старшем возрасте дети знакомятся с различными специализациями врачей, поэтому и атрибутика игры значительно обогащается. Например, здесь могут быть таблицы для проверки зрения, различные игрушечные хирургические инструменты, игрушечные шприцы, бинты. Можно сделать коробочку с «регистратурой» — в нее помещаются «амбулаторные карты». Баночки для лекарств по - прежнему без этикеток, оклеены яркой бумагой.

«Транспорт»

Грузовые и легковые автомобили разного размера и разных марок; автомобили специального назначения; автобусы и троллейбусы; лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты: Добавляется строительная и дорожная техника: бульдозер, экскаватор, трактор. Можно вырезать рули и штурвал из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разных видов транспорта.

«Школа» и «Библиотека»

Самодельные тетради и книги, мелки, картинки, наборы цифр и букв, для библиотеки - самодельные формуляры и детские книги.

«Почта»

Самодельные посылки — небольшие; открытки, телеграммы, письма в самодельных конвертах, игрушечный штемпель (детская печать).

Игрушки-животные: наборы домашних животных и диких животных средней полосы России, животных жарких стран, животных доисторической эпохи (динозавров) из разных материалов и разного размера.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные ценности традиционного воспитания детей в России. Подготовила: воспитатель О.В. Шатайло Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад «Фантазия»

Слайд 2

КАЧЕСТВА РУССКОГО НАРОДА Приоритет духовного над материальным, Нравственное воспитание Почитание родителей и вообще старших. Уважение и бережное отношение к окружающему миру Формирование трудовых навыков Свободолюбие, свобода духа Соборность, общинность Терпение, стойкость Равенство, братство, взаимовыручка Милосердие, сочувствие, гостеприимность Храбрость, способность к самопожертвованию Гордость, смекалка, рассудительность

Слайд 3

Детей воспитывали в соответствии с представлениями о добре и зле, побуждая к добру и предостерегая от злых поступков. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои былин, сказок и преданий. Воспитание рассматривалось как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени. Об этом говорят слова, означавшие возраст: "молодой" (3-6-летнее дитя), "чадо"(7-12-летний ребенок), "отрок" (подросток 12-15 лет). До 3-4 лет мальчики и девочки находились преимущественно под опекой матери. В славянских языках слова "родить" и "воспитывать" произошли от одного корня, что подтверждает важнейшую роль матери в воспитании младенца. "Какова матка, таковы и детки", - гласит древняя поговорка. Роль матери в воспитании на протяжении всего периода детства была весьма важной. Вот отчего вступавшего во взрослую жизнь человека называли "матерым", т. е. воспитанным матерью.

Слайд 4

В 3-4 года дети в семьях крестьян и ремесленников выполняли посильную работу, помогали старшим и прежде всего матери. Детей знати часто отдавали до 7-8-летнего возраста в другую семью. Такой обычай именовался "кормильством" или "кумовством". "Кума да кум наставляют на ум", - говорит об этом обычае древняя поговорка. Обычай был пережитком первобытнообщинного воспитания и объективно являлся способом поддержания распадающейся целостности рода. С 7 лет ребенок переходил в возраст отрока, длившийся до 14-15 лет. Девочки по истечении отрочества оставались под присмотром матери, приучаясь к ведению домашнего хозяйства, а мальчики-подростки попадали под опеку отца. У рядовых общинников они помогали в земледельческих работах. В семье ремесленника овладевали ремеслом. Дети дружинников учились ратному искусству; с 12-летнего возраста они жили в особых домах - гридницах, где овладевали военным искусством.

Слайд 6

Наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми. Сильно различалось воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика – как будущего воина, защитника и кормильца.

Слайд 7

Детей с раннего возраста готовили к взрослой жизни. Им поручали всевозможные обязанности по дому, обучали их грамоте – это тоже считалось обязанностью родителей. В основном малышей учила чтению и письму мать, поэтому очень ценились образованные невесты .

Слайд 8

При выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только ухаживать за детьми, но и дать им образование.

Слайд 9

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва

Слайд 10

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Слайд 11

человеколюбие справедливость честь совесть воля личное достоинство вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, СЛОЖИВШИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ (СОГЛАСНО СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА)

Слайд 12

СОВРЕМЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Слайд 13

БАЗОВЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ патриотизм социальная солидарность гражданственность семья труд и творчество наука традиционные российские религии искусство и литература природа человечество

Слайд 14

ЛЮБОВЬ К РОССИИ, К СВОЕМУ НАРОДУ, К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ, СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ ПАТРИОТИЗМ

Слайд 15

СВОБОДА ЛИЧНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ, ДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ, ИНСТИТУТАМ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, ЧЕСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ДОСТОИНСТВО. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Слайд 16

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ДОЛГ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ, СТАРШИМ ПОКОЛЕНИЕМ, СЕМЬЁЙ, ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК, МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ МИР, СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДОВАНИЯ. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Слайд 17

ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ, ДОСТАТОК, УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ, ЗАБОТА О СТАРШИХ И МЛАДШИХ, ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА СЕМЬЯ

Слайд 18

УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ, ТВОРЧЕСТВО И СОЗИДАНИЕ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ И НАСТОЙЧИВОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, БЕРЕЖЛИВОСТЬ ТРУД И ТВОРЧЕСТВО

Слайд 19

ЦЕННОСТЬ ЗНАНИЯ, СТРЕМЛЕНИЕ К ИСТИНЕ, НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ НАУКА

Слайд 20

ЖИЗНЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, РОДНАЯ ЗЕМЛЯ, ЗАПОВЕДНАЯ ПРИРОДА, ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ ПРИРОДА

Слайд 21

МИР ВО ВСЁМ МИРЕ, МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР И НАРОДОВ, ПРОГРЕСС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Слайд 22

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕРЕ, ДУХОВНОСТИ, РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА, ЦЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...